Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №14
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.
(1 )В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. (2)Когда бы ценностная культура овладевала массами, когда бы лучшие её образцы прошлого и настоящего становились хлебом насущным, — что могло бы быть полезней столь широкого её распространения?! (З)Ибо тогда широта способствовала бы и глубине. (4)06 этом мечтали и мечтают все творцы прекрасного — чтобы их слушали, читали, смотрели и впитывали не узкие круги, а миллионы. (5)0днако в том понятии, в каком утвердилась сейчас массовая культура, ничего общего с желаемым она не имеет.
(б)Условия культуры — эстетическое просвещение народа, возделывание его души таким образом, чтобы она оказалась способной принимать добро и красоту. (7) Из того состава, который есть в нас, с одинаковым успехом можно сделать и человека, и зверя. (8)В зависимости от того, кто возьмётся за эту работу.
(9)В 20-е годы происходило директивное, силовое вытеснение традиционного искусства новым, которое назвало себя революционным. (10)Оно и было революционным — вызывающим, чужеродным и агрессивным, не желающим делить власть с плодами той земли, на которой утвердилось, и не стесняющимся в борьбе с ними применять динамит в прямом и переносном смыслах. (11 )Пользуясь революционными лозунгами, оно диктовало условия, какие хотело, свергало и насаждало, кого хотело, и хотя в условиях того времени даже и это не могло казаться естественным, но в общей раскалённой обстановке, когда всё вокруг с ног становилось на голову, когда революционному классу внушалось, что даже и хлеб он может получать из революционного духа, переворот в искусстве, пожалуй, мало кого удивил. (12)Однако при всём при этом художественный вкус народа продолжал оставаться здоровым. (13)В деревне, отпев положенную новую песню, брались за старые. (14)Слиш-ком велика была крестьянская Россия. (15)Да и средства массового давления на человека, называющиеся почему-то средствами информации, были не те, что ныне, и не могли от начала до конца объять страну показательно-воспитательной обработкой. (16)Вспомним, что ещё совсем недавно опасным проявлением дурного тона нам представлялся городской романс. (17) А уж как пугались мы мелодрамы, расслабляющей душу пустопорожней чувствительностью! (18)Сейчас бы нам эти тревоги! (19)Сейчас, когда всё, что насильно прививалось в 20-е, привилось как бы само собой и пошло в массы, когда двигателем искусства стала реклама и конкуренция, когда дурное самым демократическим путём заступило место хорошего, когда мораль, без которой не сочинялась ни одна басня, превратилась в кукиш в кармане, а гармония вырядилась в шутовской наряд. (20)Ни Чайковский, ни Глинка, ни Свиридов не отменяются, только пусть их мелодии на основе свободного выбора посоревнуются с ритмами рокеров. (21 )Каждому своё. (22)Насильно, как известно, мил не будешь.
(В. Распутин)
1. В каком предложении автор пишет о предназначении культуры?
1) 2 2) 4 3) 6 4) 19
1) научный стиль; рассуждение
2) художественный стиль; повествование
3) публицистический стиль; рассуждение
4) публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования
3. В каком предложении используется фразеологический оборот?
1) 1 2) 2 3) 6 4) 15
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).
81. Каким способом образовано слово чужеродным в предложении 10?
82. Из предложения 20 выпишите все частицы.
83. Из предложения 1 выпишите словосочетания с подчинительной связью управление.
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
84. Сколько безличных простых предложений входит в сложное предложение 11?
85. Среди предложений 7 — 15 найдите предложение с обособленным определением, имеющим уточняющее значение. Укажите номер этого предложения.
86. Из скольких простых предложений состоит предложение 11 ?
87. Среди предложений 2 — 8 найдите предложения, которые связаны с предыдущим при помощи парцелляции. Укажите номера этих предложений.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
88. «Острый публицистический пафос рассуждений В. Распутина о на-
шей культуре создаётся многими средствами выразительности, к кото-
рым, прежде всего, относятся________________ («эстетическое просвещение», «ре-
волюционный класс», «художественный вкус», «средства массового дав-
ления», «показательно-воспитательная обработка» и др.), (пред-
ложение 18),___ (в предложении 2 и особенно — два последних
предложения текста, которые образно выражают позицию автора). Остро-
та полемики о том, какой должна быть массовая культура, подчёркива-
ется и синтаксическими средствами, среди которых (предложе-
ние 3)».
Список терминов:
1) фразеологические обороты
2)гипербола
3) риторическое восклицание
4) сравнительные обороты 5)инверсия
6)парцелляция
7) синтаксический параллелизм
8) публицистическая лексика
9) диалектизмы
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №15
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.
(1)«Всё у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. (2)Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа... ^Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. (4)Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. (5)Нет, пока будешь откладывать, и жизнь промчится», — так писал римский философ Сенека в самом начале нашей эры. (6)В те самые, заметьте, годы, когда пределы скоростей связывали со всадником да летящей стрелой. (7)И не было на горизонте даже отдалённых признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (8)Но проблема времени, как видим, уже была.
(9)3а неполные два тысячелетия, что прошли с тех пор, мы твёрдо убедились, что время — это деньги, но, в отличие от дензнаков, его нельзя дать в долг или вернуть. (Ю)Знаем и о его свойствах, порой весьма странных. (11 )Если любой школьник вам докажет, что сорок пять минут порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.
(12)Чтобы не злоупотреблять доверчивостью счастливцев, которые не знают, куда девать время, мы честно предупреждаем: следуя нашим советам, вы лишь осложните свою борьбу с избыточными часами. (^Мелочная экономия минут — не для вас. (14)Такое крохоборство скорее к лицу вечно спешащим трудягам, мечтающим выкроить наконец часок-другой, чтобы спокойно заняться настоящим делом.
(15)Впрочем, нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше. (16)Помня это древнее выражение, мы тем не менее повторим вопрос: куда же девается наше быстротекущее время?
(17)Тот же Сенека утверждает, что ббльшая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
(18) Откровенным транжирам времени известный энтузиаст научной организации труда, учёный и поэт А.Гастев предлагал сделать три очевидных, но неизбежных шага к рациональному распорядку дня: режим дня — первый шаг, составление плана — второй, его выполнение — решающий.
(19)Как видам, откровений тут нет никаких.
(По Е. Жарикову, Е. Кружельницкому)
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Природа дала человеку во владение лишь одно — время.
2) Проблема времени появилась тысячелетие назад.
3) Современная наука не может объяснить, почему в молодости минуты тянутся очень долго.
4) Сенека утверждал, что мы всю жизнь делаем не то, что надо.
2. Определите стиль и тип текста.
1) художественный стиль; повествование
2) публицистический стиль; рассуждение
3) научный стиль; рассуждение
4) публицистический стиль; рассуждение с элементами повествова-
ния
3. В каком значении использовано в предложении 7 слово бум}
1) глухой и сильный звук
2) гимнастический снаряд
3) шумиха, оживление 4)волнение
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).
81. Каким способом образовано слово (в) бездействии в предложении 17?
82. Из предложений 15 — 16 выпишите все местоимения.
83. Определите тип подчинительной связи в словосочетании мечтающим выкроить (предложение 14).
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
84. Сколько безличных предложений среди предложений 9 — 16 (в том числе и в составе сложных)?
85. Среди предложений 12 — 17 найдите предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предло-
жений.
86. Среди предложений 9 — 16 найдите сложное предложение с сочинением и подчинением. Напишите номер этого предложения.
87. Среди предложений 2 — 8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора. Укажите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В8. «Текст начинается с такого приёма, как , который позволил
сразу поставить одну из вечных проблем — проблему нехватки време-
ни. Текст предназначен, скорее всего, молодым людям, которые счита-
ют, что вся жизнь у них впереди и им торопиться некуда. В тексте скво-
зит явная____ (предложения 12 —14). Авторы использовали
(«научно-техническая революция», «информационный бум», «быстро-
текущее время», «энтузиаст»), однако в нём есть и определённая об-
разность, создаваемая_ («не упускай ни часу», «удержишь день»,
«жизнь промчится»)».
Список терминов: 1)ирония
2) оксюморон
3) литота
4) сравнительные обороты
5) книжная лексика
6) парцелляция
7) метафоры 8)цитирование 9) диалектизмы
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не поданному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Вариант №16
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.
ЗИМНИЙ ДУБ
(1 )Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. (2)Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (З)Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4)Но ничто не рождало здесь звука.
(5)Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (б)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (7)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9)Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
(10)— Так вот он, зимний дуб!
(11 )Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что её тысячекратно повторенное изображение глядит на неё с каждой ветки. (12)И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.
(13)Савушкин продолжал водать её по своему мирку. (14)Подно-жие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (15)Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (16)Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (17)Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (18)Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие её уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
(19)И она-то считала себя умелой учительницей! (20)Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. (21)Да и где он лежит, этот путь? (22)Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца.
(23)Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. (24) И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего. (25)Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.
(Ю. Нагибин)
1. В каких предложениях выражена основная мысль текста?
1) 2, 12 2) 16, 18 3) 20, 22 4) 18, 24
2. Определите стиль речи и тип текста.
1) художественный стиль; все типы текста
2) художественный стиль; повествование
3) публицистический стиль; все типы текста
4) разговорный стиль; все типы текста
3. В каком ряду все слова, взятые из текста, имеют разговорную окрас-
ку?
1) сшибать, чехольчики, одёжка
2) шарик, зверьё, дорожка
3) укутался, солнышко, мирок
4) сыскать, тропинка, обламывать
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).
81. Каким способом образовано слово беззвучия (предложение 2)?
82. Выпишите из второго абзаца все причастия.
83. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
85. Найдите в последнем абзаце текста предложение, осложнённое однородными членами и обособленными обстоятельством и определением. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 1 — 12 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
87. Какое предложение во втором абзаце связано с предыдущим при помощи парафразы и вводного слова? Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В8. «Герой рассказа Ю. Нагибина Савушкин знакомит свою учительни-
цу с миром природы, в котором он живёт, — со своим «мирком», как пи-
шет автор. Зимний дуб и красота зимнего леса навеяли Анне Васильевне
мысли о несоответствии красоты окружающей нас действительности то-
му, как мы выражаем свои чувства с помощью языка — «бедного, сухого
и холодного» (предложение 18). В этом же предложении автор употреб-
ляет_____ . Художественное своеобразие текста создаётся использова-
нием ____ («дуб — старший собрат» в предложениях 5—6),
(«мириады крошечных зеркал»), многочисленными , выраженны-
ми как творительным падежом существительного (в предложении 7), так
и оборотами (в предложении 5) и придаточными предложениями (в пред-
ложениях 12,22)».
Список терминов: 1)гипербола
2) оксюморон
3) ряды обособленных членов 4)сравнения
5) фразеологизм
6) парцелляция
7) парафраза
8) контекстуальные синонимы
9) цитирование
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №17
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.
(1 )Философ Руссо, написавший самую откровенную книгу в истории человечества, где не просто рассказал о себе, о своих положительных и плохих качествах, рассказал о своих стыдных поступках, он всего открыл себя, написав сверху: (2)«В коже и без кожи». (3)В этой книге он написал: (4)«Я такой, как и все, и я ни на кого не похож». (5)Это очень глубокое замечание: человек, во-первых, такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. (6)Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять...
(7)Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не учил. (8)А Пушкина все понимают одинаково? (9) Нет, все по-разному. (10)И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие — неправильно. (11 )Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. (12)И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. (13)Только откройте уши, только будьте внимательны! (14)Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши.
(15)Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. (16)0дин живёт в маленьком кружке, другой — в круге побольше, третий — в ещё большем. (17)Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и — ещё один и очень важный — что вам больно? (18)Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну, по морде, это не опасно, лишь бы не убили. (19)Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. (20)Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... (21 )Когда больно от чужой боли — это и есть самый большой круг, круг культурного человека.
(22)Жизнь требует от человека очень многого. (23)У него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (24)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (25)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (26)Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (27)А выбор есть всегда...
(28)Итак, чему же учатся люди? (29)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (ЗО)Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. (31 )А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. (32)Нам надо только научиться читать эту Книгу.
(По Ю. Л< тману)
1. Какое утверждение противоречит мнению автора?
1) Несмотря на то, что люди одинаковы, им нелегко понять друг друга.
2) Читая Пушкина, вы разговариваете с гениальным человеком.
3) Есть обстоятельства, когда человек не может поступить инатте.
4) Искусство вобрало в себя Знание, Память и Совесть.
2. Определите тип речи в тексте.
1) повествование
2) рассуждение
3) описание
4) рассуждение с элементами описания
3. В каком значении употреблено слово понять в предложении 6?
1) познать, постигнуть
2) толковать что-нибудь
3) уяснить значение чего-нибудь
4) решить
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).
81. Укажите способ образования слова возможность (предложение 23).
82. Из предложения 17 выпишите все прилагательные.
83. Определите тип подчинительной связи в словосочетании научиться читать (предложение 32).
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
В4. Среда предложений 7—14 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Укажите номер этого предложения.
Вб. Среди предложений 7 — 14 найдите предложение с обособленным дополнением. Укажите номер этого предложения.
86. Среди предложений 22 — 32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных и укажите его номер.
87. Среди предложений 22 — 32 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова. Укажите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В8* «Текст представляет собой лекцию, которую известный учёный
Ю. М. Лотман прочитал первокурсникам университета, поэтому в тек-
сте сочетаются черты научного и публицистического стилей. Например,
в нём использованы_ (предложения 4, 5, 19),__ (предложе-
ния 5,25,28). Но, стремясь заинтересовать слушателей (а теперь уже и
читателей), привлечь их внимание к жизненно важным философским во-
просам, Ю. М. Лотман прибегает и к таким синтаксическим средствам,
как_____ (предложения 7, 8). Он использует даже грубое в
предложеннии 18, вступающее, казалось бы, в резкий диссонанс с жанром текста, но как нельзя более подходящее по содержанию».
Список терминов: 1) термины 2)инверсия 3)сравнения
4) фразеологизм
5) эмоционально-оценочное слово
6) вводные слова
7) антонимы
8) публицистическая лексика
9) парцелляция
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1893.