Точность и выразительность речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью вы­ражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью вы­ражения мысли, но

прослеживается однообразие грамматического строя

речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием

грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли.

1

 

 

 

 

 

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

///

Грамотность

 

К7

Соблюдение орфографических норм

 

 

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

 

допущена 1 ошибка

1

 

допущено более 1 -ой ошибки

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

 

допущены 1 — 2 ошибки

1

 

допущено более 2-х ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

 

 

грамматических ошибок нет

2

 

допущены 1—2 ошибки

1

 

допущено более 2-х ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

 

 

допущено не более 1 -ой речевой ошибки

2

 

допущены 2 — 3 ошибки

1

 

допущено более 3-х ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

 

 

этические ошибки в работе отсутствуют

1

 

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

 

 

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

 

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную ра­боту (К1-К12)

21          

Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёх-частной схеме: ВСТУПЛЕНИЕ *-+ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «-> ЗАКЛЮ­ЧЕНИЕ.

Как же связать эти три структурные части и содержательное напол­нение сочинения, соответствующее перечисленным в таблице критери­ям?

Во вступлении после одного—двух предложений, вводящих читаю­щего в основное содержание сочинения, можно сформулировать про­блему (или проблемы) текста (см. критерий К1).

В основной части можно прокомментировать проблему, предста­вить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и ар­гументировать его (см. критерии К2, КЗ, К4).

Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состо­ящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, со­держать и риторические вопросы.

Таким образом, ваше сочинение должно строиться по следующей це­почке, строго соответствующей последовательности критериев провер­ки задания части С (помните, именно такую последовательность ждут от вашего сочинения эксперты, поскольку в протоколах проверки критерии расположены так же). И ещё: будет нелишним употребление в сочине­нии терминов проблема, комментарий (прокомментировать), по­зиция автора, моё отношение (здесь возможны разнообразные ва­рианты формулировок), аргументы (аргументация, аргументиро­вать). Итак, схематичная структура вашего сочинения такова:

А теперь несколько советов и рекомендаций к каждой части вашего сочинения.

I. Проблема.

Синонимы ктермину проблема: вопрос, задача. Помните, что в ос­нове проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, кон­фликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например). По сути, проблема — это предмет обсуждения, то, ради чего автор со­здал свой текст.

ВАЖНО! От того, насколько верно вы поймёте проблему текста и сформулируете её (помните, что в тексте может быть несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулиро­вать в сочинении лишь одну проблему), будет зависеть всё ваше сочине­ние, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать его, тоже основываясь на одной и той же проблеме. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Помните, что вы можете начать своё сочи­нение с комментария, а потом перейти к постановке проблемы.

Какие бывают проблемы?

Как сформулировать проблему? Проблему можно

сформулировать самостоятельно (своими словами);

процитировать;

указать номера предложений из текста, если в этих предложе­ниях проблема чётко сформулирована самим автором.

Типичные ошибки этой части:

• непонимание проблемы или неумение сформулировать проблему;

• расширение или сужение проблемы;

• чрезмерное цитирование текста;

• пересказ содержания;

• замена проблемы авторской позицией.

II. Комментарий.

Синонимы к термину комментарий: пояснение, толкование, рас­суждение, интерпретация.

ВАЖНО! Вы должны прокомментировать сформулированную вами проблему. Если вы перечислили несколько проблем, имеющихся в тек­сте (обычно их две, редко три), то потом выбираете одну из них и ра­ботаете только с ней. Комментарий даётся с опорой на текст (не нуж­но рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишете о вашей пробле­ме). Комментарий должен свидетельствовать о том, что исходный текст вы поняли глубоко и полно и верно сформулировали проблему. Хорошо прокомментировать текст — это, по сути, суметь проследить ход автор­ской мысли. Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны понять их, расшифровать (дешифровать). Кста­ти, прокомментировать можно и собственную позицию.

Каким способом можно прокомментировать проблему?

Проблему можно прокомментировать

• своими словами или

• ссылками на текст.

Какие бывают комментарии?

Комментарий

Типичные ошибки этой части:

• комментарий отсутствует;

• прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная;

• прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;

• допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исход­ного текста (проблемы прокомментированы неточно или проти­воречиво);

• комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента;

• комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев);

• комментарий заменяется перечнем проблем.

III. Позиция автора.

ВАЖНО! Позиция автора — это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме. Ваша основ­ная задача — адекватно воспринять позицию автора (а это может быть только в том случае, если вы верно поняли и сформулировали пробле­му). Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.

Способ выражения позиции автора в тексте может быть различ­ным:

• автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;

• позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы опре­деляете её по косвенным признакам (чаще всего по каким-либо словам и отдельным репликам).

В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой им проблеме:

• позитивное (положительное);

• негативное (отрицательное);

• нейтральное;

• двойственное.

Учитывайте также, каково настроение автора. Это может быть:

• ирония;

• сарказм;

• грустная, печальная тональность;

• радостная тональность;

• оптимистичный настрой;

• пессимистичный настрой и др.

Типичные ошибки этой части:

• позиция автора не сформулирована совсем;

• позиция автора сформулирована неверно;

• позиция автора заявлена, но только не по той проблеме, которую вы сформулировали и комментировали;

• вместо позиции автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиции неодинаковы).

IV. Аргументация.

Синонимы к термину аргументация: доказательство, подтвер­ждение, объяснение, приведение доводов, примеров.

ВАЖНО! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста — согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора текста. Вы должны аргументировать не ис­тинность тезиса, а его ценностное значение. Помните, что постулат — это утверждение, принимаемое без доказательств, это аксиома, а они не нуждаются в доказательстве, поэтому не надо доказывать нравственные аксиомы (берегите лес, уважайте старших, любите родину), на­до подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов. Итак, аргумент должен доказывать тезис.

Сколько нужно приводить аргументов?

Вы должны привести не менее двух аргументов. Их может быть и три, но вы должны помнить, что эксперты учитывают и оценивают толь­ко первые два аргумента. Оптимальным количеством является два ар­гумента, из которых

• один взят из художественной литературы (чаще всего это какой-либо герой произведения, только не перепутайте название и ав-т ра произведения), а другой аргумент — из вашего жизненного опыта, знаний; это может быть пример какого-либо фольклорно­го жанра (пословица или поговорка, народная песня и пр.);

• два аргумента взяты из художественной литературы;

• два аргумента могут быть приведены из вашего жизненного опы­та (только имейте в виду, что за эти два аргумента вы получите только 2 балла).

Чем достигается убедительность аргументов?

Убедительность аргументов достигается

• логичностью;

• эмоциональной оценочностью;

• образной выразительностью.

Какие типы аргументов существуют? Приведём самые основные типы аргументов.


• конкретные примеры из жизни

• примеры из художест­венных произведений

• предположительные примеры

• мнения известных выдающихся людей • цитаты из авторитет­ных источников • мнение очевидцев • общественное мнение
Аргументы
реальные факты

• статистика

• законы природы

• выводы науки

• положения офици­альных документов

Типичные ошибки этой части:

• собственное мнение не выражено и нет аргументов вообще;

• аргументируется мнение, которое не заявлено;

• собственное мнение выражено, но не подтверждено аргументами (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен / не согласен с позицией автора);

• аргументируется позиция автора.

V. Смысловая цельность, речевая связность, после­довательность изложения.

  Название средства Пример
1. Слова-заместители  
  • местоимения • девушка — она
  • наречия • в лесу — там
  • синонимы • быстро, стремительно
  • различные оценочные обозначения • храбрец — богатырь

 

Средства связи предложений в тексте

ВАЖНО! Ваше сочинение должно представлять собой цельное, связ­ное речевое произведение, или текст. Ваш текст должен члениться на абзацы (отступы, красная строка). Желательно, чтобы абзацное члене­ние совпало в сочинении с характеристикой проблемы, комментария, ав­торской позиции, аргументации (см. схему на с. 238). Однако следите за тем, чтобы между абзацами (композиционно-структурными частями тек­ста) были логические переходы, а внутри абзацев желательно использо­вать все известные вам средства связи предложений.


Пример

 

Название средства

Пример
 

• родовидовые слова

• имя собственное — имя нарицательное

• деревья — берёзы • офицер — Соболевский
2.

Лексические повторы

Золотая полка это та, которая заводится исключи-тельно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — заве­сти золотую полку (Ю. Оле-ша).
3.

Соответствие видовре-менных глагольных форм

Однажды человек берёт в ру­ки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он фор­мирует себя как личность.
4.

Предлоги

Главным и неизменным при­знаком удачи художествен­ного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизнен­ных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому про­изведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер).
5.

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пуш­ки. Вдали медленно двигались армейские колонны.
6.

Параллелизм

...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
7.

Противопоставление

Она громче захохотала, взя­ла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).
  Название средства
8. Вопросительные предло­жения

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9. Союзы

1. Фарадей был героем моего
детства.
Я тоже хотел стать
великим учёным
(Д. Гранин).

2. Эскалаторы, компьютеры,
универмаги, телетайпы — всё
это изобретается для того,
чтобы сберечь человеку время.
Однако почему-то нехватка
этого времени у человека воз-
растает
(Д. Гранин).

10. Порядок слов в предло­жении (прямой, обрат­ный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, ря­дышком сидят два белых голу­бя... Нахохлились оба, и чув­ствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев)

11. Последовательность в из­ложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12. Слова-организаторы ло­гических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13. Вводные слова, организу­ющие порядок высказы­вания

итак, наконец, в заключение разговора

       

Типичные ошибки этой части:

• нарушена последовательность изложения;

• нарушена смысловая цельность и связность изложения;

• нет абзацев или нарушено абзацное членение текста;

• нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошибок.









Дата: 2018-12-21, просмотров: 1009.