Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но
прослеживается однообразие грамматического строя
речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием
грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли.
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
///
Грамотность
К7
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущена 1 ошибка
допущено более 1 -ой ошибки
К8
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущены 1 — 2 ошибки
допущено более 2-х ошибок
К9
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
допущены 1—2 ошибки
допущено более 2-х ошибок
К 10
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 -ой речевой ошибки
допущены 2 — 3 ошибки
допущено более 3-х ошибок
К11
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
допущены этические ошибки (1 и более)
К 12
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)
Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёх-частной схеме: ВСТУПЛЕНИЕ *-+ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «-> ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как же связать эти три структурные части и содержательное наполнение сочинения, соответствующее перечисленным в таблице критериям?
Во вступлении после одного—двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и аргументировать его (см. критерии К2, КЗ, К4).
Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
Таким образом, ваше сочинение должно строиться по следующей цепочке, строго соответствующей последовательности критериев проверки задания части С (помните, именно такую последовательность ждут от вашего сочинения эксперты, поскольку в протоколах проверки критерии расположены так же). И ещё: будет нелишним употребление в сочинении терминов проблема, комментарий (прокомментировать), позиция автора, моё отношение (здесь возможны разнообразные варианты формулировок), аргументы (аргументация, аргументировать). Итак, схематичная структура вашего сочинения такова:
А теперь несколько советов и рекомендаций к каждой части вашего сочинения.
I. Проблема.
Синонимы ктермину проблема: вопрос, задача. Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например). По сути, проблема — это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.
ВАЖНО! От того, насколько верно вы поймёте проблему текста и сформулируете её (помните, что в тексте может быть несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему), будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать его, тоже основываясь на одной и той же проблеме. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Помните, что вы можете начать своё сочинение с комментария, а потом перейти к постановке проблемы.
Какие бывают проблемы?
Как сформулировать проблему? Проблему можно
• сформулировать самостоятельно (своими словами);
• процитировать;
• указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована самим автором.
Типичные ошибки этой части:
• непонимание проблемы или неумение сформулировать проблему;
• расширение или сужение проблемы;
• чрезмерное цитирование текста;
• пересказ содержания;
• замена проблемы авторской позицией.
II. Комментарий.
Синонимы к термину комментарий: пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация.
ВАЖНО! Вы должны прокомментировать сформулированную вами проблему. Если вы перечислили несколько проблем, имеющихся в тексте (обычно их две, редко три), то потом выбираете одну из них и работаете только с ней. Комментарий даётся с опорой на текст (не нужно рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишете о вашей проблеме). Комментарий должен свидетельствовать о том, что исходный текст вы поняли глубоко и полно и верно сформулировали проблему. Хорошо прокомментировать текст — это, по сути, суметь проследить ход авторской мысли. Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны понять их, расшифровать (дешифровать). Кстати, прокомментировать можно и собственную позицию.
Каким способом можно прокомментировать проблему?
Проблему можно прокомментировать
• своими словами или
• ссылками на текст.
Какие бывают комментарии?
Комментарий
Типичные ошибки этой части:
• комментарий отсутствует;
• прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная;
• прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;
• допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво);
• комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента;
• комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев);
• комментарий заменяется перечнем проблем.
III. Позиция автора.
ВАЖНО! Позиция автора — это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме. Ваша основная задача — адекватно воспринять позицию автора (а это может быть только в том случае, если вы верно поняли и сформулировали проблему). Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
Способ выражения позиции автора в тексте может быть различным:
• автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;
• позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким-либо словам и отдельным репликам).
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой им проблеме:
• позитивное (положительное);
• негативное (отрицательное);
• нейтральное;
• двойственное.
Учитывайте также, каково настроение автора. Это может быть:
• ирония;
• сарказм;
• грустная, печальная тональность;
• радостная тональность;
• оптимистичный настрой;
• пессимистичный настрой и др.
Типичные ошибки этой части:
• позиция автора не сформулирована совсем;
• позиция автора сформулирована неверно;
• позиция автора заявлена, но только не по той проблеме, которую вы сформулировали и комментировали;
• вместо позиции автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиции неодинаковы).
IV. Аргументация.
Синонимы к термину аргументация: доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.
ВАЖНО! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста — согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора текста. Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение. Помните, что постулат — это утверждение, принимаемое без доказательств, это аксиома, а они не нуждаются в доказательстве, поэтому не надо доказывать нравственные аксиомы (берегите лес, уважайте старших, любите родину), надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов. Итак, аргумент должен доказывать тезис.
Сколько нужно приводить аргументов?
Вы должны привести не менее двух аргументов. Их может быть и три, но вы должны помнить, что эксперты учитывают и оценивают только первые два аргумента. Оптимальным количеством является два аргумента, из которых
• один взят из художественной литературы (чаще всего это какой-либо герой произведения, только не перепутайте название и ав-т ра произведения), а другой аргумент — из вашего жизненного опыта, знаний; это может быть пример какого-либо фольклорного жанра (пословица или поговорка, народная песня и пр.);
• два аргумента взяты из художественной литературы;
• два аргумента могут быть приведены из вашего жизненного опыта (только имейте в виду, что за эти два аргумента вы получите только 2 балла).
Чем достигается убедительность аргументов?
Убедительность аргументов достигается
• логичностью;
• эмоциональной оценочностью;
• образной выразительностью.
Какие типы аргументов существуют? Приведём самые основные типы аргументов.
• конкретные примеры из жизни • примеры из художественных произведений • предположительные примеры |
•
• мнения известных выдающихся людей • цитаты из авторитетных источников • мнение очевидцев • общественное мнение |
Аргументы |
• статистика
• законы природы
• выводы науки
• положения официальных документов
Типичные ошибки этой части:
• собственное мнение не выражено и нет аргументов вообще;
• аргументируется мнение, которое не заявлено;
• собственное мнение выражено, но не подтверждено аргументами (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен / не согласен с позицией автора);
• аргументируется позиция автора.
V. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.
|
Средства связи предложений в тексте |
Название средства | Пример | ||
• родовидовые слова • имя собственное — имя нарицательное | • деревья — берёзы • офицер — Соболевский | ||
2. | Лексические повторы | Золотая полка — это та, которая заводится исключи-тельно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Оле-ша). | |
3. | Соответствие видовре-менных глагольных форм | Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. | |
4. | Предлоги | Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер). | |
5. | Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) | Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. | |
6. | Параллелизм | ...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). | |
7. | Противопоставление | Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов). | |
Название средства | |||
8. | Вопросительные предложения | Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. | |
9. | Союзы | 1. Фарадей был героем моего 2. Эскалаторы, компьютеры, | |
10. | Порядок слов в предложении (прямой, обратный) | Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев) | |
11. | Последовательность в изложении мыслей | встал, умылся, позавтракал | |
12. | Слова-организаторы логических связей | вот, почему, из этого следует и др. | |
13. | Вводные слова, организующие порядок высказывания | итак, наконец, в заключение разговора | |
Типичные ошибки этой части:
• нарушена последовательность изложения;
• нарушена смысловая цельность и связность изложения;
• нет абзацев или нарушено абзацное членение текста;
• нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошибок.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1009.