С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не соглас­ны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируй­те, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант №20

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.

 

РУССКИЕ ЛЮБЯТ ТОМА СОЙЕРА, НО...

(1) К богатым и богатству у нас отношение всегда было очень слож­ное, одним словом не выразишь. (2)Тут и ненависть, и зависть, и подобо­страстие, и презрение... (3)Но в основе — ничего не попишешь! — лежит неприязнь. (4)В русских народных сказках богачи и жадины — среди злодеев. (5)Вспомним общеизвестную сказку о золотой рыбке (её боль­ше знают в переложении Пушкина). (б)Неуёмная жажда всё большего обогащения и власти воспринимается анонимным сказителем как нечто греховное, а потому заслуживающее кары — разбитого корыта.

(7)И совершенно противоположная идея заложена в популярнейшей сказке про Кота в сапогах. (8)3десь жажда обогащения не только не на­казывается, а возводится в ранг добродетели. (9)Более того, Кот в сапо­гах выглядит настоящим героем! (10)А вот герой русской сказки Ники­та Кожемяка, «сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошёл опять кожи мять».

(11 )Возьмём произведения властителей наших дум — Пушкина, Лер­монтова, Некрасова, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова...

(12)Надо же, никто не воспел богатство, частную собственность и де­ловую хватку! (13)Допустим, это литература. (14)Вымысел. (15)А жизнь выдвигает других героев. (16)Где ты, русский Рокфеллер, Форд, Рот­шильд? (17) Минин и Пожарский есть. (18) Суворов и Кутузов есть. (19)Есть, конечно, и Савва Морозов, и Савва Мамонтов, и Третьяков, и Щукин. (20)Но они запомнились не нажитым богатством, а истрачен­ным. (21)0дин тратил свои миллионы на революцию, три других содер­жали художников и создавали галереи.

(22)Ладно, это всё дело прошлое, а «новое поколение выбирает пеп­си»... (23)Послушаем, что говорит новое поколение, причём не моло­дёжь, а малыши лет пяти-шести, родившиеся уже в постперестроечную эпоху. (24)Сидят у телевизора, смотрят диснеевский мультсериал «Ути­ные истории», целиком посвященный теме обогащения. (25) Ради золота герои готовы отправиться куда угодно: в прошлое, в будущее, в дебри Амазонки, на морское дно. (26) Наши дети готовы с утра до ночи следить за их приключениями. (27)Но спросите, как они относятся к дядюшке Скруджу? (28) Утята, проекция американских детей, часто восклицают: «Когда я вырасту, я буду таким же, как дядюшка Скрудж!» (29) А на­шему ребёнку он не очень нравится, потому что он, как считают дети, богатый и жадный.

(30)— Совковая психология! — скривится презрительно либерал.

(31)Ну, во-первых, мы уже показали гораздо более ранние истоки этой психологии. (32)А во-вторых, относиться к ней можно по-разному. (ЗЗ)Австрийский психолог, которому мы рассказывали о принципах на­шей работы, с завистью воскликнул: (34) «Наши дети, к сожалению, мечтают только об одном: стать богаче».

(35)Нет, почему же? (36)И наши малыши не прочь разбогатеть. (37)Но их желание разбогатеть какое-то своеобразное: (38)«Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать всё остальное бедным» (из мате­риалов социологического опроса).

(39)Органичное соответствие поведения человека нормам националь­ной культуры — важнейший ориентир в воспитании. (40)Более того, мы абсолютно уверены, что это не столько этический вопрос или вопрос вкуса. (41)Это залог психического здоровья. (42)Традационная нрав­ственность — это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу.

(43)И второе соображение. (44)Ребёнок, воспитанный вне традиции, будет чувствовать себя дискомфортно ещё и потому, что окружающие — и дети, и взрослые — будут смотреть на него в лучшем случае пренеб­режительно-отчуждённо, а в худшем — с откровенной враждебностью. (45)И это неминуемо скажется на психике, на мировосприятии, на судьбе.

(По материалам журнала «Спутник»)

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В русских народных сказках стремление к обогащению заслужи­вало кары.

2) В воспитании необходимо ориентироваться на нормы националь­ной культуры.

3) Ориентация на нормы национальной культуры — это только эти­ческий вопрос.

4) Традиционная нравственность придаёт обществу устойчивость, стабильность.

2. Какой тип речи представлен в тексте?

1) рассуждение с элементами повествования

2) повествование

3) описание

4) все типы текста

3. В каких предложениях используются антонимы?

1) 6, 7          2) 2, 20      3) 22, 23     4) 25, 37

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).

81. Каким способом образовано слово обогащения (предложение 24)?

82. Из предложений 30 — 45 выпишите прилагательное и причастие, употреблённые в значении существительных.

83. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании неминуе­мо скажется (предложение 45).

Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.

84. Сколько определённо-личных предложений (в том числе и в составе сложных) среди предложений 22 — 29?

85. Среди предложений 38 — 45 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 30 — 37 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и вводного слова. Укажите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

В8. «Какое оно — поколение, «выбирающее пепси»? Автор пытается это выяснить на примере того, как дети (русские и американцы) отно­сятся к богатству. Рассуждая, автор старается создать имитацию живой

речи, используя для этого и (например, предложения 3,16,35), и

(например, предложение 14), и_ («жадина», «рыбка», «дя-
дюшка», «малыши», «совковая»). Однако сложность затронутой темы и
поднятой автором проблемы заставляют его прибегнуть и к   («об-
щеизвестный», «социологический опрос», «этический вопрос», «стабиль-
ность», «дискомфортно», «пренебрежительно-отчуждённо»)».
Список терминов:

1) эмоционально-оценочные слова

2) книжная лексика

3) ряды однородных членов

4) сравнительные обороты

5) оксюморон

6) парцелляция

7) синтаксический параллелизм

8) разговорные конструкции

9) цитирование

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не соглас­ны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируй­те, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.


Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


§ 25. Готовимся к части С Рекомендации учащимся

Часть С (написание сочинения-рассуждения) относится к повышен­ному уровню сложности. Из всей экзаменационной работы это наибо­лее сложное задание, поэтому за его выполнение можно получить сразу большое количество баллов (более 20). Однако, как показывает стати­стика, именно часть С является камнем преткновения для многих вы­пускников. И всё-таки: можно ли научиться писать сочинение, если вы не научились этому раньше? Можно. Дорогу осилит идущий. Только на­до идти по этой дороге, никуда не сворачивая, настойчиво, шаг за шагом. Итак, с чего же начать?

Во-первых, нужно чётко представлять себе, какое задание вам пред­стоит выполнить. Вот его формулировка.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читатель­ский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Во-вторых, нужно помнить, какие знания вам будут необходимы при написании сочинения[1]. Желательно, чтобы вы умели:

1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

2) комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

3) выражать и аргументировать собственное мнение;

4) последовательно и логично излагать свои мысли;

5) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лек­сическое богатство родного русского языка;

6) продемонстрировать практическую грамотность — навыки оформ­ления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуацион­ными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Вы должны знать, что члены экспертной комиссии, которые проверя­ют ваши сочинения, будут оценивать их и выставлять баллы по критери­ям, данным в определённой последовательности. Поэтому целесообраз­но сначала изучить эти критерии проверки и оценки выполнения задания части С.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

/ Содержание сочинения

 

К1 Формулировка проблем исходного текста

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформу­лировал одну из проблем исходного текста. Фактиче­ских ошибок, связанных с пониманием и формулиров­кой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2 Комментарий к сформулированной проблеме ис­ходного текста

 

 

Сформулированная экзаменуемым проблема проком­ментирована. Фактических ошибок, связанных с по­ниманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема проком­ментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в коммента­риях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не про­комментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментари­ях, связанной с пониманием исходного текста, или

0

  прокомментирована другая, не сформулированная эк­заменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фраг­мент исходного текста. -  
КЗ Отражение позиции автора исходного текста    

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментирован­ной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием пози­ции автора исходного текста, нет. 1  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сфор­мулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0  
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме    

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулиро­ванной им проблеме, поставленной автором текста (со­гласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицисти­ческой или научной литературы). 3  
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулиро­ванной им проблеме, поставленной автором текста (со­гласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публици­стической или научной литературы. 2  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулиро­ванной им проблеме, поставленной автором текста (со­гласившись или не согласившись с позицией авто­ра), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (жанры фольклора (пословицы, загадки, поговорки и др.), ли­тературные сказки, песни). 1  

 

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по пробле­ме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргу­менты, или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (на­пример: «Я согласен / не согласен с автором»), или

вообще не отражено в работе.

0

И

Речевое оформление сочинения

 

К5

Смысловая цельность, речевая связность и после­довательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательно­стью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последователь­ность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изло­жения, но

допущена 1 логическая ошибка, и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения тек­ста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тивный замысел, но

допущено более 1 логической ошибки, и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения тек­ста.

0

 

 

Кб







Дата: 2018-12-21, просмотров: 1405.