В 1671 г., спустя лишь три года после подписания мира с Испанией, уже появились новые военные проекты. Людовик XIV принял решение о новой войне с Голландией и хотел включить Португалию в число своих союзников. Португалия все еще (и позднее в течение долгого времени) выплачивала голландцам тяжелую военную контрибуцию, проценты по которой возмещались поставками соли из Сетубала. Несмотря на это, были еще живы в памяти обиды, которые Голландия нанесла Португалии, захватив ее последние фактории в Тихом океане и некоторые — в Индийском; не совсем была потеряна надежда вернуть утраченное.
Однако было известно, что в неминуемом конфликте Испания поддержит Голландию. В итоге объединение с Францией означало новую войну с Испанией, и эта идея вызвала в Португалии сильное сопротивление. Один испанский монах, находившийся в то время в Лиссабоне, так описывал обстановку в городе: «В те дни было много беспокойства по поводу вопроса о войне с Испанией. Фидалгу склонялись на сторону войны, поскольку говорили, что таким способом они добудут себе средства к существованию. Народ был не согласен, а еще меньше было согласно духовенство. В различных монастырях велись проповеди. В монастыре Сан-Домингуш я даже слышал, как отец Сореру, духовник короля, говорил: "Сами ангелы будут воевать против нас, потому что нет оправдания этой войне!"».
В итоге сложилась нейтральная ситуация, поскольку даже знать разделилась на два лагеря: одни видели решение португальских проблем в мощном альянсе с Францией, другие с ностальгией вспоминали добрые времена союза с Испанией. С 1679 г. этот спор разразился с новой силой вокруг замужества единственной дочери регента Педру (как наследницы португальского трона, поскольку Афонсу VI не имел наследников): брак с испанским королем или с принцем французского дома? В 1683 г. посол Франции, который находился в Португалии для обсуждения этого вопроса, описывал настроение португальской знати: «Многие фидалгу являются сторонниками Испании. Им не претит вновь попасть под испанское владение, поскольку они надеются получить более выгодные посты, чем те, что они могут получить в Португалии. Между тем есть другие, хорошие португальцы, которые не готовы подчиниться игу, после того как они приложили столько усилий для достижения независимости. Но слабость испанской монархии, которую они наблюдают, убеждает их, что, с другой стороны, им нечего опасаться. Эта уверенность подпитывается врожденным самомнением, которое заставляет их верить, что в мире нет более воинственной нации, чем их собственная. Это повергает португальцев в чувство лености, с которым они живут, и провоцирует невнимание, которое они уделяют своим делам. [...] Хотя у португальцев живой ум, нельзя не удивляться этому самомнению: у них нет какого-либо образования, а так как они не имеют представления о других странах и говорят они лишь о размере своих домов и о великих делах своих предков, они уверены, что не существует знати более прославленной, чем португальская, и не существует страны, в которой жило бы столько великих людей».
Проблема наследования испанского трона в итоге привела к тому, что уже в начале XVIII в. португальцы оказались втянуты в новую войну. Король Испании Карл II скончался в 1699 г., не имея наследников. Эта смерть, которой все ожидали долгие годы, породила проблему наследования испанского трона.
Педру II даже выдвинул собственные претензии на испанский престол, основанные на том, что он являлся потомком Католических королей в шестом поколении. Но истинный конфликт разразился между более близкими к испанскому трону претендентами и более сильными соперниками. Карл II имел двух сестер: одна из них вышла замуж за Людовика XIV, другая за германского императора Леопольда. И оба эти монарха предъявили претензии на испанский престол. В такой ситуации баланс сил в Европе находился под угрозой: существовала либо альтернатива воссоздания австрийского альянса, либо перспектива возвышения Франции, территория которой увеличилась бы за счет Испании.
Завещание Карла II указывало имя наследника. Это был Филипп, внук Людовика XIV. Его провозгласили королем в Мадриде, но германский император не признал наследника, который составил конкуренцию его сыну эрцгерцогу Карлу (Карл III). Развязалась война между Австрией и Францией.
Изначально Португалия вошла во французский блок и пообещала присоединиться к военным действиям в обмен на военную помощь и возвращение некоторых территорий в Индийском океане. Тем временем сложился большой альянс против Франции, в который вошли Англия, Нидерланды и Австрия. Португальская дипломатия сомневалась, поскольку опасность войны с Англией и Ниделандами казалось более серьезной, нежели риск войны с Францией и Испанией. После двух лет переговоров Португалия вступила в большой альянс, получив обещание присоединить обширные земли вдоль границы с Испанией. Этот дипломатический ход способствовал усилению английского влияния в Португалии. Тот же самый посол, который вел переговоры об условиях вступления Португалии в войну, подписал торговое соглашение, которое стало судьбоносным для Португалии, — договор Метуэна[115] (1703).
Война, которая началась в 1704 г., длилась восемь лет. Австрийский претендент на престол создал в Португалии базу для наступления на Испанию, однако французы вторглись на португальскую территорию и установили контроль над большей частью страны. В 1706 г. англопортугальские войска достигли Мадрида и провозгласили эрцгерцога Карла королем, однако спустя короткое время были разбиты в битве при Алмансе. В последующие годы вяло велись изматывающие кампании, не принесшие каких-либо определенных успехов. Франция же несла катастрофические военные потери на других фронтах войны. Утрехтский мир (1713) положил конец конфликту. Главным победителем стала Англия, которая получила значительную часть Французской Америки и право ведения торговли на испанских территориях. Португалии не удалось добиться выполнения данных ей обещаний, несмотря на то что она была в союзе с победителями. Страна получила выгоды лишь на границе с Бразилией: на севере было признано право Португалии на оба берега Амазонки вопреки претензиям Франции; на юге граница была зафиксирована по устью реки Рио-де-ла-Плата, что лишало Испанию права на колонию Сакраменто (ее территория приблизительно соответствует территории современного Уругвая).
Экономический упадок
В середине XVII в. португальская экономика находилась в состоянии упадка. В 1657 г. на заседании Министерства финансов ситуация описывалась в темных красках. «Сегодня Индия... ничтожно сократилась до шести основных рынков, а именно: Мозамбика, не имеющего обороны, Гоа, безопасность которого плохо гарантирована, Диу, находящегося в опасном положении, Кошина, зависящего от дружбы короля, Коломбо, наводненного голландцами, Макао, где отсутствует торговля и который находится в безнадежном положении... Ангола, основа бразильского производства, требует защиты против притязаний кастильцев, англичан и голландцев, стремящихся захватить наших негров и вывезти их в Индию, на Барбадос и в прочие места. Остров Сан-Томе, где собирались деньги от тканей для увеличения торговли из Анголы, находится в таких условиях, что уже, похоже, не принадлежит короне, так как не имеет с нами никаких сношений. Побережье Гвинеи, откуда происходило богатство, давшее имя региону Мины, все принадлежит иностранцам, ведущим войну с нами на те капиталы, которые они вывозят оттуда. Острова Зеленого Мыса, важнейшая остановка для всех морских путешествий, не имеют какой-либо защиты и находятся в милости тех, кто решится захватить эти земли. Бразилия, основа короны, просит помощи и эта помощь необходима. Мараньян, обещавший стать новой империей, не может развиваться, еле удерживая уже достигнутое, живя в страхе от алчности иноземцев, угрожающих ему. Прилегающие к этому королевству острова (составляющие его третью часть) испытывают нехватку укреплений и живут в бедности, какой не знали во время торговли, которую у них отобрала Генеральная компания. В итоге у Португалии нет ни сил, ни присутствия духа для существования, так же как и королевских финансов, истощенных процентами, пенсиями, жалованьями и прочими ассигнациями государственных средств, не хватает не только для оплаты крупных расходов и того, что необходимо по справедливости, но и для покрытия мелких расходов, для важных случаев. Сколько раз не хватало пятнадцати или двадцати тысяч реалов для оплаты каравеллы, которая перевозит уже распиленную древесину из Педернейры! Сколько раз недоставало пятнадцати или двадцати тоштанов для уплаты за лодку, переправляющую кондитерские изделия! Уже практически не выплачиваются жалованья офицерам, служащим в арсеналах.
Частные лица, и так обремененные налогами, не могут оказать большую помощь. Что еще хуже, люди пребывают в подавленном, грустном и унылом состоянии духа. [...] Верные вассалы Его Величества, окруженные со всех сторон более сильными врагами, находятся без армии на земле, без флота на море... они видели, что кортесы собирались четыре раза, обложили их более тяжелым налоговым бременем, однако это не принесло какой-либо пользы. Они уже не ждут улучшения, поскольку считают, что министры Его Величества не проявляют заботы и даже не стараются ее изыскать. Они воображают, что репутация потеряна, и из-за этого ни враги не боятся их, ни нейтральные страны не хотят видеть в нас друзей. Никто нам не уступает, и к нам относятся как к людям, которые живут на свете по милости других народов».
Подобная ситуация сохранялась до начала добычи бразильского золота. Государственные доходы от внутреннего производства товаров постоянно падали. Большая часть доходов короны покрывалась доходами от сбора таможенных податей и контрактов на эксплуатацию бразильских товаров. Международная конкуренция и нападения пиратов делали торговлю с Бразилией все более дорогостоящей. Возникла необходимость снарядить эскадры для сопровождения торговых кораблей. Но не хватало капитанов и работников. Согласно проекту падре Антониу Виейры, была предпринята попытка направить в Португалию капиталы евреев, разбросанных по Европе, многие из которых бежали в свое время из Португалии. Для этой цели евреям были предоставлены гарантии, что деньги, вложенные в предприятие, специально созданное для этой цели, не могут быть конфискованы инквизицией. Однако вопрос о конфискации натолкнулся на активную внутреннюю оппозицию. Евреи, проживавшие за границей, предложили условия для своего участия в этом предприятии, которые были отвергнуты. Спустя тринадцать лет работы Бразильская компания стала государственной.
Попытка торговой реформы
Тем временем в Португалии наблюдалось увлечение иностранной модой, что способствовало росту импорта. Все товары, производимые при помощи более высоких технологий, ввозились в страну, поскольку производства такого уровня в Португалии не существовало. Экономисты того времени видели в этом усиливающемся португальском торговом дисбалансе причину (а не результат) национальной бедности: для оплаты импорта требовалось золото, что делало страну все беднее.
В первые годы XVIII в. начался даже ввоз поношенных вещей (фраков, простыней, рубашек, париков), что вызвало негодование муниципалитета Лиссабона, который утверждал, что такая одежда могла принадлежать чахоточным и прокаженным, а значит, представляет угрозу для здоровья. Муниципалитет также заявлял о том, что город наводнен «зеркалами в золотых рамках, буфетами, конторками, бюро, столами, рыболовными снастями, позолоченными клинками, позолоченными предметами и украшениями для дома, а также другими мелочами, такими, как серебряные и золотые шкатулки, с камнями и без них, инкрустированные металлом, кучерскими кнутами, отделанными серебром, и другими похожими вещами, которые продаются в магазинах и общественных и частных лавках». Уже не только богатые люди города покупали товары французского производства: вкус передался и народным массам, и захватывал всю страну. В 1723 г. муниципалитет докладывал: «Опыт показывает, что по причине присутствия на улицах города многочисленных иностранцев с корзинами, набитыми хрустальными флаконами, посудой из Макао, Генуи и Англии, жасминовым маслом и другими благовониями, водой венгерской королевы и прочими безделицами, бесчисленных мальчишек, предлагающих пудру для волос и ваксу для ботинок, люди делают излишние затраты, а именно, если бы не предлагали лавки, не оставляли бы на дом, то не будоражили аппетит, или не удовлетворяли его у тех, кто не имеет слуг, которых он мог бы за ними послать, и потребление роскоши не было бы столь простым». В 1726 г. Рибейру Саншиш, бежавший из Португалии от инквизиции, рассказывал, что на улице Портажен в Коимбре в свое время существовали двенадцать или пятнадцать иностранных магазинов, где студенты покупали чулки, пряжки, перчатки, футляры, ножницы и все, что привозилось из Франции и Англии. Там они научились и приобрели привычку одеваться только в вещи, произведенные за границей. После окончания университета, когда они начинали работать врачами, учеными, канониками, епископами, судьями, чиновниками, они стараются жить согласно сложившимся привычкам и так и живут. Под влиянием распространяющейся в королевстве праздности все заражаются любовью ко всему иностранному».
Тенденция к импорту моды наблюдалась и ранее, но более тесные отношения с иностранными государствами, давление, оказываемое на захват рынков странами-производителями, и концессии, предоставленные после Реставрации иностранным торговым агентам, способствовали усилению импорта промышленной продукции. Португальцы стремились одеваться по-европейски, жить по-европейски. Однако европеизация вкуса не повлияла на изменение техники производства. Производство португальских товаров сохраняло свои процессы и архаические способы. Продукция направлялась для поставок в сельскохозяйственные районы в глубине страны. Дифференциация между стилем жизни крестьянина и горожанина постоянно увеличивалась.
Экономическая отсталость страны становилась слишком очевидной, особенно для португальцев, которые видели другие страны и могли сравнивать.
Таким образом получил распространение меркантилизм — экономическая теория, которая видела в равновесии платежного баланса главную цель экономической политики: золото является богатством государств, и поэтому политика должна проводиться таким образом, чтобы объем ввозимого золота был выше объема вывозимого золота. Эта цель достигается при помощи увеличения производства товаров, которые ранее ввозились, для того, чтобы устранить необходимость импорта и, как следствие, сократить вывоз золота в качестве оплаты. Именно эти идеи прослеживаются в работе, написанной в 1675 г. Дуарте Рибейру ди Маседу, который хорошо знал Францию, поскольку провел в этой стране годы на дипломатической службе. Он пишет в труде «Рассуждение о введении искусств в Королевстве»: «Деньги в королевствах играют ту же роль, что и кровь, питающая все части тела. Для питания тела кровь беспрерывно циркулирует, и таким образом циркуляция продолжается до полного разрушения тела. То же самое делают и деньги: от бедных истекает необходимость, от богатых аппетит и тщеславие. Через искусство [то есть посредством промышленности] они перетекают в руки купцов. От купцов — к различным ремеслам и в руки, которые превращают материал в шедевры, из этих рук — к пахарям через цены на плоды земли к питанию всех людей, через налоги — в королевскую казну. Из казны деньги перетекают в жалованье, пенсии, поддержание солдат, вооружение, производство судов, строительство зданий и укреплений и т. д. Когда деньги циркулируют в королевстве, то они питают королевство, но, как только они покидают королевство, происходит та же нехватка, когда тело теряет кровь».
Во избежание постоянного «кровотечения», которое представлял импорт, Рибейру ди Маседу рекомендовал «введение искусств», что означало создание промышленности. Особенно он настаивал на создании производства шерстяных изделий и шелковых тканей, поскольку именно их импорт являл собой одну из наиболее серьезных причин нарушения платежного баланса.
Идеи «Рассуждения...» имели в Португалии многочисленных сторонников. Страна значительно отставала в отношении развития европейского капитализма. Осознание этой экономической реальности примешивалось к патриотическому чувству, поскольку в создании промышленности виделся путь освобождения от иностранной экономической колонизации, которая была навязана стране. По этой причине проект «Рассуждения...» незамедлительно был трансформирован в государственный план. Луиш ди Менезиш, третий граф Эрисеира, начал его энергичную реализацию. При поддержке государства он смог инициировать производство отечественных тканей, стекла, изделий из дубленой кожи, выплавку железа и запретил импорт этих товаров. Особое внимание уделялось прядению из шелка и развитию плантаций тутового дерева, поскольку шелк был одним из товаров, импорт которых являлся основной причиной утечки денег. Именно в это время наблюдается рост промышленности по производству шерстяных изделий в Ковильяне. Для этой цели на работу были взяты английские рабочие, специализирующиеся на прядении и ткачестве.
Попытка Рибейру ди Маседу провести экономическую реформу длилась недолго и не достигла своих целей. Направленные на это усилия столкнулись с нехваткой средств, сырья и были плохо организованы. Качество португальских товаров было ниже качества иностранных, и поэтому, несмотря на запрет, импорт продолжал осуществляться. Накануне вступления Португалии в войну за испанское наследство английская дипломатия заставила португальцев отменить протекционистскую политику в отношении шерстяных изделий. В то время в Англии наблюдалось значительное развитие производства льняных и хлопчатобумажных тканей, а перспектива войны с Францией вынуждала англичан искать новые рынки. В Португалии наблюдался большой рост производства вина. Оно значительно превышало внутреннее потребление. Экономическое значение вина, а вместе с тем и положение собственников зависели от возможности его экспортировать; в то же время португальским ограничениям на импорт английских товаров напрямую отвечали английские ограничения на импорт португальских товаров. Согласно договору Метуэна, Португалия разрешила ввоз английских шерстяных изделий, а Англия облагала португальские вина налогами по крайней мере на треть меньше, чем вина другого происхождения.
Либерализация ввоза тканей также вскоре распространилась и на ввоз голландских и французских тканей. Этот факт не стал причиной полного исчезновения португальского производства, однако он замедлил развитие отрасли, поскольку обусловил производство тканей более низкого качества. Простой народ продолжал носить то, что производилось в Ковильяне и Порталегри и доставлялось на ярмарки уличными торговцами. Но высшие слои общества носили английские саржу и фланель, купленные в городских магазинах.
Договор Метуэна имел очень важное последствие — рост производства вин в районе Порту (портвейн). Производство увеличилось с семи тысяч бочек в начале XVIII в. до сорока четырех тысяч в конце того же столетия. Увеличение числа виноградников было обусловлено расчетом на экспорт, что привело к практической монополии на реализацию портвейна английскими компаниями. Импорт английских товаров зависел от объема экспортируемого вина, поскольку Англия платила не деньгами, а товарами.
Те же самые корабли, что привозили в Португалию английские ткани, возвращались груженными вином, и поэтому доход как от экспорта, так и от импорта шел иностранным торговым агентам. В 1754 г. производители жаловались, что бочка вина, за которую англичане заплатили в Порту десять тысяч реалов, продавалась в Англии за семьдесят семь тысяч. Такое положение сохранялось в течение длительного времени, и именно эта ситуация описывается в книге Жулиу Диниша «Английская семья» и в альманахе Рамалью Ортигана «Занозы» («Farpas»).
Золото Бразилии
В это время в Бразилии происходит очень важное событие — найдено золото. После более чем вековых изысканий и поисков в последние годы XVII в. были обнаружены богатые золотые жилы в глубине страны, примерно в четырестах километрах от побережья, в регионе, который в то время назывался Риу-даж-Вельяш (сегодня это штат Минас-Жерайс). Речь шла о наносном золоте, которое практически всегда залегает близко от поверхности земли и извлечение которого могло осуществляться при помощи самых примитивных способов добычи.
Это известие привлекло людей со всей Бразилии, Португалии и многочисленных искателей приключений из многих стран. Регион, до того момента практически пустынный, стремительно развивался. В это время появляются так называемые исторические города (Оуру-Прету, Сабара, Мариана, Сан-Жуан-дел-Рей). Изыскания продолжались в других регионах Бразилии и привели к открытию крупных золотоносных регионов в провинции Гояс (недалеко от современного Бразилиа) и в Мату-Гроссу, уже на границе в Боливией. В этих регионах возникли новые города и новые административные центры, которые положили начали двум новым капитанствам[116]. Территория страны, занятая колонизаторами, сильно разрослась. Одновременно экономическая ось страны смещалась от побережья в глубь Бразилии и с севера на юг. Прежние занятия сельским хозяйством и рыболовством пришли в упадок, поскольку капиталы были переброшены на эксплуатацию новых богатств. Рио-де-Жанейро, порт, куда стекалось золото из Минас-Жерайс, сильно разросся в ущерб бывшей столице Сан-Салвадор-да-Баия. Во второй половине XVIII в. истинной столицей Бразилии был Рио.
В 1699 г. в Лиссабон пришел первый груз золота — 500 килограммов. Количество золота росло в последующие годы, и в 1720 г. достигло самой высокой отметки — 25 тыс. килограммов. Нехватка статистических данных породила большую разницу в оценках, которые историки дают общему объему золота, вывезенного в метрополию. Они варьируются от 1000 до 3000 тонн. В любом случае это был вывоз золота, который длился полвека и достиг таких размеров, что отразился на стоимости золота в Европе. Начиная с 1730 г. были открыты и разрабатывались алмазные копи, которые до конца века произвели более двух миллионов карат алмазов. Также и в этом случае быстрый рост производства вызвал понижение цен в Европе практически на 75%. Доходы короны от добычи алмазов были значительно ниже доходов от добычи золота.
Эксплуатация ресурсов осуществлялась частными лицами, а государству выплачивался невысокий налог. Изначально он был равен пятой доле добытого металла; отсюда выражение «бразильская пятина»[117]. Однако взимание государственной доли было непростой задачей, поскольку изыскатели использовали многочисленные способы уходить от надзора и избегать налогов. В этой ситуации были приняты другие способы сбора налогов — уплата фиксированной суммы муниципальными палатами (сто арроб в год), удержание части металла в конторах по плавке, которые принадлежали властям. Усилия и репрессивные меры, направленные на борьбу с контрабандой и на обеспечение уплаты налогов, всегда были ненавистны золотоискателям и породили недовольство португальскими властями, которое начиная с «золотого периода» не переставая росло в Бразилии.
Эпоха правления Жуана V
Период наибольшего притока бразильского золота практически совпадает с длительным правлением Жуана V, которое продолжалось практически пятьдесят лет (1706—1750). Но повышение государственных и частных доходов не привело ни к долгосрочным изменениям в экономике, ни к важным трансформациям в социальной структуре. Этот период процветания окончился быстро, и страна осталась в прежнем состоянии.
Наиболее популярным объяснением феномена является личная ответственность Жуана V за расточительство сокровищ, которые текли из Бразилии. Правда заключалась в том, что король тратил практически все средства, в то время как государство покрывало за счет бразильского золота содержание роскошного двора и огромные расходы королевской власти.
Но из всего бразильского золота лишь пятая часть шла государству. Помимо дохода от золота также поступали деньги от торговли табаком (в 1716 г. доходы от этого вида торговли составляли 20% всех доходов короны), сахаром, красным сандалом, африканскими рабами; и большая часть этих доходов находилась в частных руках. Торговля товарами, произведенными в метрополии, особенно вин Порту, и экспорт соли также были важными источниками дохода для короны.
Тем не менее деньги как таковые не могли решить проблемы. Их применение отражало менталитет и уровень образования людей, которые ими распоряжались. Эпоха Жуана V характеризовалась практически полным отсутствием промышленных кадров, нехваткой людей, готовых использовать богатство как инструмент для создания нового богатства.
Португальский дипломат той эпохи — Жозе ди Кунья Брошаду так описывает точку зрения Франции на португальскую «элиту»: «В Португалии нет науки, нет политики, нет экономики, нет образования, нет знати, нет двора. Литература находится в изгнании, в монастырях едва умеют служить обедню. Из них никто не имеет представления об истории Библии и Священных книг. Отцы церкви и церковные соборы неизвестны. Что касается истории, португальцы — полные невежды даже в своей собственной истории и не знают своего происхождения, своих завоеваний, своих интересов, своих побед и достижений. Все для них безразлично: война, мир или нейтралитет, альянс с Австрией или союз с Францией. Они не изучают пути для создания хорошей торговли, и нет даже понимания, приведет такой путь к проигрышу или выигрышу. Немного изучают схоластическую идеологию, очень уставая от утонченных аргументов, ненужных и неуместных тонкостей. Наука, которую больше всего изучают, — гражданское право, поскольку оно представляет наименьшую потребность и приносит наибольший вред. Судьи и адвокаты погружаются в изучение деталей и утомительные ссылки и речи в ущерб сторонам. Дворяне надменны сверх меры и считают себя богами, говорят мало и всегда держатся в стороне от общения, опасаясь и боясь совершить какой-либо шаг [фамильярность], по причине которого станут менее божественными. В целом знать бедна, нечасто присутствует при дворе, не имеет обхождения, демонстрирующего искусство галантности, которое им абсолютно незнакомо, словно они родились в горах или в деревне. Им не преподают свободных искусств. Не было кого-либо, кто мог говорить на своем собственном языке, чтобы научить своих детей без помощи учителей и гувернанток. Если среди них есть кто-то, кто хотел бы поговорить о вопросах науки и политики, над ним смеются и третируют его как "студента", что то же самое, что безрассудный безумец. В их домах нет вышколенной прислуги, которая обычно имеется в домах больших господ. У слуг нет определенных обязанностей, они прислуживают без каких-либо формальностей и блеска. Не уделяется никакого внимания экономике города [общественной экономике], живут с тем, что имеют, даже не зная, могут ли они иметь больше или жить лучше».
Начиная с XVII в. и до середины XVIII в. известны различные доклады путешественников и иностранных послов, которые совпадают с вышеизложенным описанием. Складывается впечатление, что в отношении португальцев стало общим местом употреблять определение «кафры» («дикари»)[118]. Падре Антониу Виейра писал, что португальцев считали «кафрами Европы». Дуарти Рибейру ди Маседу заканчивает свое «Рассуждение о введении искусств в Королевстве» словами, что если его проект будет реализован, то «над нами больше не будут смеяться иностранцы, которые нас считают европейскими индейцами». Луиш Антониу Верней соединяет индейцев и кафров: «Многие люди, которых обычно считают великими юристами, на основании написанных ими простых текстов, когда-то заученных, настолько неотесанны, что кажется, что они только что приехали из Парагвая или с мыса Доброй Надежды».
Этот недостаток «элиты» проявился во всех сферах: в культуре, искусстве, политике, экономике. В течение десятилетий, когда в Португалию текло золото, нехватка активных предпринимателей мешала созданию предприятий, которые смогли бы увеличить богатство. Берега Тежу были всего лишь перевалочным пунктом для ценностей, которые уплывали в регионы с более развитой экономикой, к производителям товаров, которые португальцы потребляли, но не умели производить. Страной, получавшей наибольшую выгоду, была Англия.
Изобилие золота привлекло множество иностранцев, которые стремились создать в Португалии свои фабрики либо привлекались государством для производства импортируемых товаров. Большая часть этих инициатив провалилась по причине нехватки экономической организации. В 1732 г. началась эксплуатация большого литейного завода в Кампу-ди-Санта-Клара в Лиссабоне, которым управлял Никола Лаваш, металлург из Льежа, прибывший в Португалию для отливки колоколов для монастыря в Мафре. В 1734 г. была создана шелковая фабрика, также в Лиссабоне, по инициативе французского предпринимателя Робера Годена, который смог объединить в одну компанию различных португальских капиталистов. Прибыли техники из Франции, и началось производство дама[119] и парчи по французским стандартам. Скоро выяснилось, что капитала предприятия не хватает, но партнеры отказались исправить положение компании новыми займами. В 1750 г. государство было вынуждено взять в свои руки управление компанией, которая обанкротилась.
Имена зарубежных техников и предпринимателей связаны и с другими предприятиями. В 1716 г. в Лоузане по инициативе одного генуэзца была построена бумажная фабрика. В 1718 г. посол Португалии во Франции, несмотря на все трудности утечки специалистов из этой страны, сумел прельстить знаменитого фабриканта зеркал, который прибыл в Португалию для управления фабрикой по производству стекла. Оно не стало успешным, и фабрика развалилась.
Наиболее важным личным достижением Жуана V был проект по строительству огромного здания, размеры которого превосходили все, что когда-либо строилось в Португалии, — дворца-монастыря в Мафре. Но и для этого проекта страна не располагала ни техникой, ни людьми. Возникла необходимость массового привлечения иностранных художников и ввоза предметов искусства, произведенных за пределами страны.
Чертеж ансамбля был изготовлен немецким архитектором Людвигом (более известно его итализированное имя Лудовико[120]). План включал в себя огромный королевский дворец, монастырь на триста человек и церковь. Ансамбль имел площадь примерно 4000 кв. м. В него входило около тысячи трехсот помещений, в том числе залы, комнаты и монастырские кельи. Работы начались в 1717 г. и продолжались до 1750 г. Король потребовал освящения церкви в 1730 г. в день своего рождения. Для окончания работ по всей стране были насильно собраны и отправлены в Мафру свободные мужчины, согнанные в группы. Таким образом было собрано сорок пять тысяч рабочих помимо семи тысяч солдат, которые заставляли их работать. За исключением камня (статуи работы Перу Пиньейру из черного мрамора стали с того времени известными), все привозилось из-за границы. Большая часть скульптур была создана в Италии; отделка, религиозная утварь, подсвечники, куранты были заказаны в Риме, Венеции, Милане, во Франции, в Голландии, Генуе и Льеже. Даже сосна для строительных лесов и бараков для рабочих была привезена из Северной Европы. В Мафру прибыл известный итальянский мастер Джусти[121], который работал там с группой итальянских и португальских учеников. Расписывали ансамбль Тревизани[122], Бьянки[123], Кийар[124], Мазуччи[125], Коррадо[126], Конка[127]. В Мафре сформировалось целое поколение португальских художников, воспитанных на вкусах иностранных мастеров, что даст себя знать в последующую эпоху: так называемый стиль помбалину — это урок иностранных мастеров, воспроизведенный португальскими художниками.
Другие мастера приезжали в Португалию, привлеченные размахом пышного строительства в стране. Одним из наиболее известных художников, который оказал длительное влияние на португальское искусство, был Николау Назони[128], итальянец, приехавший в Порту в 1731 г. В этом городе он проектировал и руководил строительством многих монументов (Церковь и Башня Клеригуш, Церковь Милосердия, Дворец епископов, Дворец Фрейшу и др.). Его работы распространились по всему региону Минью, и его влияние чувствуется в замысле наиболее красивых фамильных замков Северной Португалии, построенных в то время и связанных с появлением богатства, заработанного на росте экспорта портвейна.
На время правления Жуана V также приходится строительство «Акведука Свободных Вод» в Лиссабоне, но само творение не связано с королевской инициативой и щедростью. План провести в столицу воду из родников Агуаж-Ливриш[129] в регионе Белаш-Канесаш существовал уже много лет. Первые попытки приходятся еще на римское правление. Мануэл проектировал довести водопровод до площади Россиу, но, несмотря на деньги, получаемые в первые годы от доставки пряностей, так и не нашлось средств для реализации проекта. Нехватка воды продолжала оставаться хронической проблемой Лиссабона. Предложение о строительстве акведука было выдвинуто депутатом муниципального совета. Король отдал приказание изучить условия финансирования городским населением. После длительных дискуссий была достигнута договоренность установить дополнительный налог на продажу мяса, вина, оливкового масла, соли и соломы, потребляемых в Лиссабоне. Однако правительство вмешалось и запретило дополнительный налог на соль и солому. Работы были начаты в 1731 г. компанией в составе двадцати португальских каменщиков, созданной для этой цели. Первоначальный проект предполагал, что акведук дойдет до восточных районов Лиссабона, но работы были закончены, когда строительство дошло до района Байрру-Алту, где нехватка воды была особенно острой.
Строительство акведука воспринималось населением Лиссабона как огромное достижение народа. На фасаде арки на улице Аморейраш, законченной в 1748 г., была высечена надпись на латинском языке: «В году 1748, во времена правления благочестивого, счастливого и великодушного короля Жуана V, Сенат и народ Лиссабона на средства самого народа и с огромным удовлетворением построили в городе Свободные Воды, которых город ждал в течение двух столетий и которые были воздвигнуты посредством упорного двадцатилетнего труда по разрушению и бурению холмов на протяжении девяти тысяч шагов». Значение этих слов не ускользнуло от маркиза Помбала. Распоряжением от 20 марта 1773 г. он приказал убрать мемориальную доску, «чтобы больше не знали о существовании подобных надписей». Изначальный текст был заменен на версию Помбала: «По воле Жуана V, лучшего из королей, и ради общего блага Португалии обеспечена доставка в город полезной воды по прочнейшим акведукам, которые должны простоять вечно и которые образуют строение в девять тысяч шагов. Это творение создано при разумном расходе государственных средств и вызвало всеобщее искреннее восхищение. Год 1748».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 484.