Полемика относительно жизни и деятельности Помбала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Маркиз ди Помбал — одна из наиболее спорных фигур в истории Португалии, причем так было еще при его жизни. Им восхищались великие люди, такие как, например, папа Климент XIV, отзывавшийся о нем так: «Grande uomo! Grande uomo!»[132] И было у него немало великих противников: Вольтер назвал казнь падре Малагриды[133] нелепой и гротескной дикостью. Сегодня, как и прежде, есть те, кто за и кто против Помбала.

Эта полемика легла в основу противоречий между сторонниками традиций и инноваций, между тиранией и свободой. Поэтому непросто добиться справедливого суждения ни среди приверженцев самодержавной традиции, ни среди сторонников либеральных нововведений.

Когда Помбал пришел к власти, в кругах интеллигенции, наиболее осведомленных о европейских достижениях, превалировало обостренное понимание отсталости Португалии. Рибейру Саншиш[134] четко обозначил противостояние между «готической монархией», которая при нем сохранялась в Португалии, и «современной монархией», которую он наблюдал, особенно в Англии и Голландии, и которая опиралась не на привилегии, а на торговлю и производство. Пожив за границей и увидев все воочию, Помбал замыслил покончить в Португалии с «готической монархией» и установить «монархию современную». С этой целью он нанес жестокие удары по всем тем, кто пользовался привилегиями, на которых держалась прежняя монархия. А когда его жертвы вышли из тюрем, они попытались восстановить прежнее положение вещей и породили первую волну антипомбализма: для них министр не мог быть никем иным, кроме как кровавым тираном, годы его правления — долгой ночью, а деяния — отходом от благочестивых и законных традиций Португалии. Таким образом, он становился зловещим пятном в истории страны. Ревнители традиции и сегодня, следуя этой линии, продолжают оставаться антипомбалистами.

С наступлением эпохи либерализма, стремившегося (хотя и иным путем) к установлению монархии нового типа, изменилась оценка этого государственного деятеля. Переоценка произошла в значительной мере потому, что противниками Помбала выступали защитники старого режима; таким образом, это была реабилитация «от противного». Но существовала еще одна причина, привлекавшая на сторону маркиза либеральные симпатии: его борьба против духовенства, особенно против иезуитов. Влияние духовенства служило одним из препятствий на пути распространения либерализма. Человек, одержавший верх над силой духовенства, был героем борьбы за правое дело для тех, кто выступал против этой силы. Республиканская пропаганда неоднократно обращалась к имени Помбала. То, как отмечалась столетняя годовщина его смерти и то, какие политические силы в этом участвовали, показывает, насколько парадоксально представитель монархического деспотизма оказался воспринят в качестве провозвестника либерализма.

Очевидная противоречивость этой позиции вызвала вторую волну антипомбализма. Некоторые наиболее взыскательные либералы (Камилу, Оливейра Мартинш, Лусиу ди Азеведу, Антониу Сержиу) хорошо отдавали себе отчет в том, что Помбал был тираном, и ставили эту его черту на первое место.

Между тем оценивать Помбала лишь с точки зрения соответствия его деятельности принципам либерализма является анахронизмом, хотя и менее очевидным, но того же порядка, как если судить Афонсу Энрикиша за то, что он не был республиканцем. Ведь фаворит Жозе I родился в XVII в. Он учился в Коимбре, когда просвещение туда не успело дойти. Первое издание трактата Руссо «Об общественном договоре» увидело свет в 1752 г.; тогда же начинала издаваться Французская энциклопедия. К тому времени Помбал, которому пошел шестой десяток, уже находился у власти. Адам Смит опубликовал свою систему экономического либерализма, когда политическая карьера Помбала близилась к завершению. Поэтому проявления либерального духа были для него новшествами, бросавшими вызов тем устоям, в которые человек его поколения привык верить. Все это были плоды рук «извращенных философов последнего времени», как он их называл. И считал компетенцией Королевского цензорского совета, куда он отправлял эти издания.

Собственная позиция Помбала в отношении этих новых идей со всей ясностью изложена в официальном документе, опубликованном в 1774 г. Речь идет о «письме», составленным маркизом и адресованном якобы одному пожилому купцу; тот намеревался вложить свои сбережения в покупку участков земли в Лиссабоне под строительство, но враги государства стали отговаривать его от этого замысла, разъясняя, что если он так поступит, то впоследствии не сможет этим распоряжаться (что было правдой, поскольку Помбал запретил дарения, если дарителю больше шестидесяти лет). Он писал в этом «письме»: с тех пор как люди решили жить в обществе, «они не имеют и не могут иметь больше той свободы, которую позволяют законы, изданные верховным правителем, которому они подчиняются (то есть королем) и в отношении которого предполагается, что вся его деятельность направлена во благо и на нужды своего народа, даже если эта польза не сразу бросается людям в глаза. Добропорядочный человек, который любит закон и следует ему, не желает и не должен желать другой свободы». Это означает, что для Помбала единственно приемлемой свободой была свобода послушания, а народное благо смешивалось с государственными интересами.

В декрете от 1769 г. он изложил свои идеи по поводу инквизиции: священники настолько обременены делами, что им не остается времени заниматься защитой чистоты и целомудренности религии. Между тем вопрос этот имеет исключительно важное значение, поэтому монархия должна располагать инструментом для выполнения общественных функций. Именно для этого Жуан III создал Суд инквизиции, который столь пришелся ко двору. Получалось так, что, не ведая об этих суждениях и фактах, «масса писателей, пусть умных, благонамеренных и добропорядочных прихожан, опубликовали в своих трудах заявления, которых бы они не сделали, если бы им были известны указанные факты». В результате были изъяты все книги этих писателей, плохо отозвавшихся об инквизиции, и приговорены к тюремному заключению те, кто отважился их прочесть или держать у себя.

Таково было идеологическое кредо человека, который в середине XVIII в. предпринял реформу португальского общества. Вся его деятельность была направлена на укрепление государственной власти, а не на расширение свобод для подданных. В те времена, когда Помбал учился и формировался как личность, абсолютизм был доминантной политической формулой, и эту же формулу он стремился реализовывать. Но абсолютизм может быть как прогрессивным, так и реакционным; к нему можно прибегать как для обновления, так и для сохранения того, что было прежде. По отношению к своему времени и особенно к состоянию, в котором он нашел Португалию, деятельность Помбала была прогрессивной. Ликвидация неофеодализма[135], который после Реставрации начал быстро распространяться, стала окончательной. Результатом его политики по созданию основ для предпринимательства и капитализма, которые он считал основой для экономического прогресса, явилась эпоха процветания, наступившая после его правления. Реформа системы высшего образования была осуществлена в согласии с тем, что тогда понималось под прогрессивным подходом. И поставленная цель преобразования «готической монархии» в монархию современную в целом была достигнута. Отставание, наблюдавшееся на протяжении XVII в., было преодолено в значительной мере в течение двадцатисемилетнего правления Помбала.

 

1777-1820

Конец «старого режима»

 

Поворот. Эпоха Марии

 

В 1777 г. Жозе I скончался. Престол наследовала его дочь, Мария I. Она была замужем за своим дядей инфантом Педру, родным братом отца. Супружеская чета все предшествующие годы прожила в удалении от политики, однако было известно, что супруги относятся к Помбалу без симпатии. Немедленно воспрянули силы, которых в период своего правления преследовал Помбал; они стремились вернуть страну в прошлое. В городе произошли выступления против «тирана»; бронзовый барельеф на постаменте статуи на площади Террейру-ду-Пасу был низвергнут и спрятан. Все восемь сотен политзаключенных, выпущенных на свободу, потребовали высылки и наказания маркиза, которого помимо деспотизма, обвиняли в нечестности (в письменных объяснениях в свою защиту бывший министр так и не мог объяснить происхождение огромного состояния, накопленного в период нахождения у власти). Этот период смятения получил название «поворот» (viradeira).

Однако этот поворот оказался гораздо менее радикальным, чем рассчитывали противники Помбала. Правительство было реорганизовано; в него вошли два представителя высшей знати (маркиз ди Анжежа и виконт ди Вила-Нова-ди-Сервейра, проявившие себя как никудышные управляющие), но при этом в нем остались два министра — ставленника Помбала. Протесты против реформы университета, обвиненного в вольнодумстве, не были услышаны: ректор сохранил свое место, несмотря на то что не переставал публично заявлять о своем безмерном восхищении Помбалом. Реабилитации дворян, казненных в связи с делом о покушении на Жозе I, предшествовало тщательное расследование. Вина графа Авейру была доказана. По королевскому указу маркиз был удален от двора и отправлен проживать в Помбал. Было начато расследование, которое закончилось прощением со стороны королевы. Однако титулы, министерское жалованье и даже пресловутое состояние были за ним сохранены. Вероятно, этим снисхождением он был обязан духовнику королевы, брату Инасиу ди Сан-Каэтану, креатуре самого Помбала, сохранившему, после падения последнего, политическую силу.

Изменилась и направленность деятельности правительства. Монополизировавшие бразильскую торговлю компании были ликвидированы, и в 1780 г. объявлена свобода торговли для всех купцов. В то же время была сохранена Генеральная компания виноградников Верхнего Доуру, несмотря на наибольшее число вызванных ею возражений; она лишилась только нескольких наиболее непопулярных привилегий. В целом же система государственного вмешательства в экономику, созданная в эпоху Помбала, оказалась отвергнута. Управление многими мануфактурами, прежде поглощенными государством, было доверено частным группам. Но заложенные Помбалом капиталистические основы сохранились и даже стали приносить плоды. Этому способствовала и обстановка в мире. Война за независимость в США (1776-1783) привела к англо-французскому морскому соперничеству и расстроила британскую систему торговли в Атлантике; самую большую пользу из этого извлекли португальские купцы. Даже в период существования европейских коалиций против Французской революции Португалия оказалась в выигрыше, выступая в роли поставщика Англии. Сильно вырос экспорт португальских вин при сокращении английского импорта. Впервые в истории торговых отношений двух стран на протяжении нескольких лет торговый баланс для Португалии оставался положительным.

Установившаяся к концу века относительная политическая стабильность и большой приток денег позволили государству и частным лицам осуществить многие замыслы в области культуры страны. В 1779 г. был принят устав Королевской академии наук; ее задачей было поставить научные исследования на службу экономическому развитию страны. В издававшихся Экономических записках Академии (1789—1915) и Записках о сельском хозяйстве публиковались многочисленные исследования по вопросам технической модернизации экономической деятельности. В целом работа Академии уже на начальном этапе своего существования представляла собой коллективный труд просвещенных слоев населения на благо прогресса страны. Одной из наиболее значимых привилегий, которой пользовалась Академия, было освобождение ее деятельности от государственной цензуры. Другими созданными в то время культурными учреждениями были: Публичная школа эскиза и рисунка[136] в Порту и Королевская школа рисунка[137] в Лиссабоне; академии: морская, артиллерийская, фортификации, рисунка; Придворная публичная библиотека[138], созданная в 1796 г. и в следующем году открытая для всеобщего посещения.

К тем же годам (1780) относится создание в Лиссабоне Каза-Пиа[139], учреждения, связанного с именем интенданта полиции Пины Маники[140]. В короткие сроки комплекс достиг внушительных размеров; он даже располагал учебными центрами в других странах. Каза-Пиа выполнял несколько функций: полицейские (содержание нищих, которыми был наводнен Лиссабон), социальные (детский приют) и культурные (техническое училище и центр профессионального обучения). Воспитанников обучали ремеслам, основам письма, языкам, анатомии, фармацевтике, акушерству. По выражению Латину Коэлью[141], это был университет для плебеев.

Созданные в те времена памятники являются отражением той аристократической эпохи, благочестивой и зажиточной. Было закончено строительство дворца Келуш, изящного и проникнутого французским духом; он стал местом пребывания королей, после того как сгорели деревянные дома, в которых короли жили после землетрясения. Тогда же было задумано создание большого королевского дворца, которого в Лиссабоне еще не было. Однако эпоха сооружения крупных монархических построек подходила уже к концу. Была построена лишь малая часть дворца, который спроектировал итальянский архитектор и который должен был изначально иметь более внушительные размеры (нынешний дворец Ажуда). Разразившийся в конце века кризис и последовавшие за ним иностранные вторжения и либеральная революция так и не позволили завершить его строительство. По распоряжению королевы, пожелавшей запечатлеть факт рождения наследника престола, возникла базилика Эштрела, очень напоминавшая собор в Мафре, а вместе с ним и эпоху Жуана V; ее башни и верхняя часть купола были вознесены над остальными городскими постройками в нарушение нивелированной архитектуры эпохи Помбала. Другие крупные культовые сооружения той поры — церковь Носса Сеньора дуж Ремедиуш в Ламегу, церковь Бон Жезуш в Браге, внушительных размеров монастырь Санта-Клара в Вила-ду-Конди. Тем временем по инициативе группы предпринимателей в Лиссабоне шло строительство театра Сан-Карлуш — подражание другому театру в честь того же святого[142] в Неаполе; а в Порту — театра Сан-Жуан по проекту итальянского архитектора. Свидетельствами больших доходов, поступавших от экспорта вина, служат монументальная больница Санту-Антониу в Порту, спроектированная в Англии по предложению британского консула, и церковь Сан-Франсишку, тоже в Порту.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 482.