Значение социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в современных социально- экономических условиях. Проблема социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в свете модернизация системы специального образования. Процесс реабилитации как многогранное явление (значение обучения, воспитания, развития, системы трудового обучения, направленной профориентации, влияние ближайшего социального окружения). Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации (медицинский, психологический, педагогический аспекты). Курс «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. I и II вида». Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха в нашей стране. Проблемы социокультурной идентификации и интеграции лиц с нарушениями слуха.
План лекций
| План семинарских занятий
|
Лекция 11
Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания
Кол-во часов: 4
План:
1 Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха; учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей обусловленных нарушением слуха, речевым недоразвитием.
2. Цели, задачи, закономерности, принципы воспитания детей с недостатками слуха.
3.Взаимосвязь общепедагогических принципов воспитательного процесса и принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности, их гуманистический характер.
4. Содержание, формы и методы воспитания, учёт особенностей развития детей с нарушениями слуха при выборе, использовании методов воспитания.
5 Содержание и организация жизни и деятельности детей с нарушениями слуха в интернате.
6. Возможности развития детей с нарушениями слуха посредством дополнительного образования; в процессе внеклассной работы.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
2. Мультимедийная презентация «Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс»
| Практическое занятие 11
Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания
Кол-во часов: 2
Форма проведения: семинар
Изучаемые вопросы:
1 Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха; учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей обусловленных нарушением слуха, речевым недоразвитием.
2. Цели, задачи, закономерности, принципы воспитания детей с недостатками слуха.
3.Взаимосвязь общепедагогических принципов воспитательного процесса и принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности, их гуманистический характер.
4. Содержание, формы и методы воспитания, учёт особенностей развития детей с нарушениями слуха при выборе, использовании методов воспитания.
5 Содержание и организация жизни и деятельности детей с нарушениями слуха в интернате.
6. Возможности развития детей с нарушениями слуха посредством дополнительного образования; в процессе внеклассной работы.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация «Содержание воспитательного процесса детей с недостатками слуха»
|
Лекция 12
Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
Кол-во часов: 2
План:
1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье.
2. Сотрудничество СКОУ и семьи в решении проблем воспитания детей и подростков; работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха.
3.Взаимодействие образовательных учреждений, семьи, общественных организаций в воспитании детей с нарушениями слуха (задачи, формы работы).
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха».
| Практическое занятие 12
Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
Кол-во часов: 2
Форма проведения: семинар
Изучаемые вопросы:
1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье.
2. Сотрудничество СКОУ и семьи в решении проблем воспитания детей и подростков; работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха.
3.Взаимодействие образовательных учреждений, семьи, общественных организаций в воспитании детей с нарушениями слуха (задачи, формы работы).
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;13;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха».
|
Лекция 13
Тема 1.4 Лекция 3
Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Кол-во часов: 4
План:
1. Значение социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в современных социально- экономических условиях.
2. Проблема социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в свете модернизация системы специального образования.
3. Процесс реабилитации как многогранное явление (значение обучения, воспитания, развития, системы трудового обучения, направленной профориентации, влияние ближайшего социального окружения).
4. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации (медицинский, психологический, педагогический аспекты).
5. Курс «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. I и II вида».
6. Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха в нашей стране.
7. Проблемы социокультурной идентификации и интеграции лиц с нарушениями слуха.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Слух и его значение для психического развития ребёнка».
| Практическое занятие 13
Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Кол-во часов: 4 – ДО; 2- ОЗО
Форма проведения: деловая игра-дискуссия.
Изучаемые вопросы:
1. Значение социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в современных социально- экономических условиях.
2. Проблема социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в свете модернизация системы специального образования.
3. Процесс реабилитации как многогранное явление (значение обучения, воспитания, развития, системы трудового обучения, направленной профориентации, влияние ближайшего социального окружения).
4. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации (медицинский, психологический, педагогический аспекты).
5. Курс «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. I и II вида».
6. Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха в нашей стране.
7. Проблемы социокультурной идентификации и интеграции лиц с нарушениями слуха.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха».
|
Самостоятельная работа ДО
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания
Мультимедийная презентация «Социальная сущность, системный характер воспитания детей с недостатками слуха».
5 баллов
Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
Разработать необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок.
Разработать подробный план подготовки и проведения родительского собрания
5 баллов
Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Презентация «Возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации»
5 баллов
| Приведите примеры всестороннего развития людей с нарушениями слуха, используя литературные материалы и примеры из повседневной жизни. – 5
Проанализируйте письменно несколько воспитывающих ситуаций:
«Воспитанник не выполнил поручение педагога (дежурство по столовой, и т.п.). Какие методы воспитания должен использовать педагог?»
«В ходе урока один из учеников негативно относится ко всем словам и заданиям педагога. Старается отвлечь от работы других учащихся. Какие меры Вы примете?» - 5
|
Самостоятельная работа ОЗО
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания
Мультимедийная презентация «Социальная сущность, системный характер воспитания детей с недостатками слуха».
5 баллов
Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
Разработать необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок.
Разработать подробный план подготовки и проведения родительского собрания
5 баллов
Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Презентация «Возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации»
5 баллов
| Приведите примеры всестороннего развития людей с нарушениями слуха, используя литературные материалы и примеры из повседневной жизни. – 5
Проанализируйте письменно несколько воспитывающих ситуаций:
«Воспитанник не выполнил поручение педагога (дежурство по столовой, и т.п.). Какие методы воспитания должен использовать педагог?»
«В ходе урока один из учеников негативно относится ко всем словам и заданиям педагога. Старается отвлечь от работы других учащихся. Какие меры Вы примете?» - 5
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
ПК-3:
З.1. – принципы, методы, формы, содержание, особенности организации процесса воспитания и обучения глухих и слабослышащих учащихся,
З.2. – актуальные проблемы и приоритетные направления развития сурдопедагогики.
ПК – 8:
З.3. – знать основы организации учебно-познавательной деятельности детей с нарушениями слуха в условиях интерната; интегрированного обучения; психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации.
| – Мультимедийная презентация «Социальная сущность, системный характер воспитания детей с недостатками слуха».
– Мультимедийная презентация «Проблема содержания воспитательного процесса детей с нарушениями слуха. Научные основы определения содержания воспитания детей с проблемами слуха».
|
ПК-3:
У.1.– работать с педагогической литературой и другими источниками информации;
осуществлять анализ специальной литературы, программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих учащихся, учебников
ПК-8:
У.2.– определять, находить, анализировать и интерпретировать необходимую информацию эмпирического или теоретического характера.
| – Презентация «Возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации»
– Составить план воспитательной работы, и дать анализ соответствия цели, задач характера, содержания воспитания характеру общественных отношений, ценностных ориентиров общества, уровню развития научно-технического процесса.
|
ПК-3:
В.1. – логической культурой мышления, анализа и синтеза информации;
В.2. – составлять самостоятельно необходимую педагогическую документацию
ПК- 8:
В.3. – умением выделять общее и специфическое в обучении слышащих и детей с нарушениями слуха; использовать метод педагогического наблюдения, беседы для изучения психофизиологических и индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих учащихся.
| – Разработать необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок.
– Разработать подробный план подготовки и проведения родительского собрания
|
Максимальное количество баллов по дисциплине 100 (задания инвариантной части) + 75 (выступления на практических занятиях) = 175 баллов; ОЗО – 100 +25 = 125
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/ В.И. Селиверстов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36872.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Сурдопедагогика: учебник для студ.высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Андреева; - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 576с.
3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 304с.
4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. – 655с.
5.Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной.— М.: Просвещение, 1989.- 384с.
Дополнительная литература
6. Пузанов Б.П. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пузанов Б.П., Богданова Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18609.html.— ЭБС «IPRbooks»
7. Речицкая Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах [Электронный ресурс]: монография/ Речицкая Е.Г., Гущина Т.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 164 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9609.html.— ЭБС «IPRbooks»
8. Королева И.В. Учусь слушать и говорить играя [Электронный ресурс]: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи/ И.В. Королева— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2017.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61044.html.— ЭБС «IPRbooks»9
9. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Электронный ресурс]: руководство для родителей и специалистов/ И.В. Королева— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2016.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68608.html.— ЭБС «IPRbooks»
10. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: книга для родителей и педагогов/ Королева И.В., Янн П.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19382.html.— ЭБС «IPRbooks»
11. Лебедева О.В. Особенности работы учителя-дефектолога 2–3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ О.В. Лебедева— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Антология, 2012.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42455.html.— ЭБС «IPRbooks»
12. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука / П.А. Янн / Пер.с нем.Л.Н. Родченко, Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
13. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Речицкая [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2014.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31758.html.— ЭБС «IPRbooks»
14. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард [Электронный ресурс]/ Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52079.html.— ЭБС «IPRbooks»
15. Зеленина Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]: практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья». Направление подготовки – «Специальное дефектологическое образование», профиль подготовки – «Дошкольная дефектология/ Зеленина Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html.— ЭБС «IPRbooks»
16. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. — М., 1995.
17. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
18. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
19. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л. Н. Родченко, Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
сайт ФГБНУ «ИКП РАО»info@ikprao.ru
Альманах Института коррекционной педагогикиalmanah@ikprao.ru
Дефектолог (эл. ресурс) defektolog@ikprao.ru
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха [эл. ресурс] http://www.iprbookshop.ru/18609.html.— ЭБС «IPRbooks»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ