Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в современных социально- экономических условиях. Проблема социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в свете модернизация системы специального образования. Процесс реабилитации как многогранное явление (значение обучения, воспитания, развития, системы трудового обучения, направленной профориентации, влияние ближайшего социального окружения). Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации (медицинский, психологический, педагогический аспекты). Курс «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. I и II вида». Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха в нашей стране. Проблемы социокультурной идентификации и интеграции лиц с нарушениями слуха.

План лекций План семинарских занятий Лекция 11 Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания Кол-во часов: 4 План: 1 Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха; учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей обусловленных нарушением слуха, речевым недоразвитием. 2. Цели, задачи, закономерности, принципы воспитания детей с недостатками слуха.  3.Взаимосвязь общепедагогических принципов воспитательного процесса и принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности, их гуманистический характер.  4. Содержание, формы и методы воспитания, учёт особенностей развития детей с нарушениями слуха при выборе, использовании методов воспитания. 5 Содержание и организация жизни и деятельности детей с нарушениями слуха в интернате. 6. Возможности развития детей с нарушениями слуха посредством дополнительного образования; в процессе внеклассной работы. Список литературы: [1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19] Информационное сопровождение: 2. Мультимедийная презентация «Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс» Практическое занятие 11 Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания Кол-во часов: 2 Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1 Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха; учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей обусловленных нарушением слуха, речевым недоразвитием. 2. Цели, задачи, закономерности, принципы воспитания детей с недостатками слуха.  3.Взаимосвязь общепедагогических принципов воспитательного процесса и принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности, их гуманистический характер.  4. Содержание, формы и методы воспитания, учёт особенностей развития детей с нарушениями слуха при выборе, использовании методов воспитания. 5 Содержание и организация жизни и деятельности детей с нарушениями слуха в интернате. 6. Возможности развития детей с нарушениями слуха посредством дополнительного образования; в процессе внеклассной работы. Список литературы: [1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Содержание воспитательного процесса детей с недостатками слуха» Лекция 12 Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха Кол-во часов: 2 План: 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье. 2. Сотрудничество СКОУ и семьи в решении проблем воспитания детей и подростков; работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха. 3.Взаимодействие образовательных учреждений, семьи, общественных организаций в воспитании детей с нарушениями слуха (задачи, формы работы). Список литературы: [1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация «Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха». Практическое занятие 12 Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха Кол-во часов: 2 Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье. 2. Сотрудничество СКОУ и семьи в решении проблем воспитания детей и подростков; работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха. 3.Взаимодействие образовательных учреждений, семьи, общественных организаций в воспитании детей с нарушениями слуха (задачи, формы работы). Список литературы: [1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;13;16;17; 18;19] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация «Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха».   Лекция 13 Тема 1.4 Лекция 3 Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха Кол-во часов: 4 План: 1. Значение социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в современных социально- экономических условиях. 2. Проблема социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в свете модернизация системы специального образования. 3. Процесс реабилитации как многогранное явление (значение обучения, воспитания, развития, системы трудового обучения, направленной профориентации, влияние ближайшего социального окружения).  4. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации (медицинский, психологический, педагогический аспекты). 5. Курс «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. I и II вида».  6. Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха в нашей стране. 7. Проблемы социокультурной идентификации и интеграции лиц с нарушениями слуха. Список литературы: [1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация «Слух и его значение для психического развития ребёнка». Практическое занятие 13 Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха Кол-во часов: 4 – ДО; 2- ОЗО Форма проведения: деловая игра-дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Значение социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в современных социально- экономических условиях. 2. Проблема социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации в свете модернизация системы специального образования. 3. Процесс реабилитации как многогранное явление (значение обучения, воспитания, развития, системы трудового обучения, направленной профориентации, влияние ближайшего социального окружения).  4. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации (медицинский, психологический, педагогический аспекты). 5. Курс «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. I и II вида».  6. Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха в нашей стране. 7. Проблемы социокультурной идентификации и интеграции лиц с нарушениями слуха. Список литературы: [1;2;3;4;5; 6;7;10;11;12;15;16;17; 18;19] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация «Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха».

Самостоятельная работа ДО

Инвариантная часть Вариативная часть Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания  Мультимедийная презентация «Социальная сущность, системный характер воспитания детей с недостатками слуха». 5 баллов Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха Разработать необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок. Разработать подробный план подготовки и проведения родительского собрания 5 баллов Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха Презентация «Возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации» 5 баллов Приведите примеры всестороннего развития людей с нарушениями слуха, используя литературные материалы и примеры из повседневной жизни. – 5     Проанализируйте письменно несколько воспитывающих ситуаций:  «Воспитанник не выполнил поручение педагога (дежурство по столовой, и т.п.). Какие методы воспитания должен использовать педагог?» «В ходе урока один из учеников негативно относится ко всем словам и заданиям педагога. Старается отвлечь от работы других учащихся. Какие меры Вы примете?» - 5  

Самостоятельная работа ОЗО

Инвариантная часть Вариативная часть Тема III .1 Цели, принципы, формы, методы содержание воспитания  Мультимедийная презентация «Социальная сущность, системный характер воспитания детей с недостатками слуха». 5 баллов Тема III .2 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха Разработать необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок. Разработать подробный план подготовки и проведения родительского собрания 5 баллов Тема III . 3 Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха Презентация «Возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации» 5 баллов Приведите примеры всестороннего развития людей с нарушениями слуха, используя литературные материалы и примеры из повседневной жизни. – 5     Проанализируйте письменно несколько воспитывающих ситуаций:  «Воспитанник не выполнил поручение педагога (дежурство по столовой, и т.п.). Какие методы воспитания должен использовать педагог?» «В ходе урока один из учеников негативно относится ко всем словам и заданиям педагога. Старается отвлечь от работы других учащихся. Какие меры Вы примете?» - 5  

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства ПК-3: З.1. – принципы, методы, формы, содержание, особенности организации процесса воспитания и обучения глухих и слабослышащих учащихся,  З.2. – актуальные проблемы и приоритетные направления развития сурдопедагогики. ПК – 8: З.3. – знать основы организации учебно-познавательной деятельности детей с нарушениями слуха в условиях интерната; интегрированного обучения; психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации. – Мультимедийная презентация «Социальная сущность, системный характер воспитания детей с недостатками слуха». – Мультимедийная презентация «Проблема содержания воспитательного процесса детей с нарушениями слуха. Научные основы определения со­держания воспитания детей с проблемами слуха».   ПК-3: У.1.– работать с педагогической литературой и другими источниками информации; осуществлять анализ специальной литературы, программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих учащихся, учебников ПК-8: У.2.– определять, находить, анализировать и интерпретировать необходимую информацию эмпирического или теоретического характера.   – Презентация «Возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации» – Составить план воспитательной работы, и дать анализ соответствия цели, задач характера, содержания воспитания характеру общественных отношений, ценностных ориентиров общества, уровню развития научно-технического процесса.     ПК-3: В.1. – логической культурой мышления, анализа и синтеза информации; В.2. – составлять самостоятельно необходимую педагогическую документацию ПК- 8: В.3. – умением выделять общее и специфическое в обуче­нии слышащих и детей с нарушениями слуха; использовать метод педагогического наблюдения, беседы для изучения психофизиологических и индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих учащихся. – Разработать необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок. – Разработать подробный план подготовки и проведения родительского собрания  

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 100 (задания инвариантной части) + 75 (выступления на практических занятиях) = 175 баллов; ОЗО – 100 +25 = 125

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/ В.И. Селиверстов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36872.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Сурдопедагогика: учебник для студ.высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Андреева; - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 576с.

3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение до­школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 304с.

4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. – 655с.

5.Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной.— М.: Просвещение, 1989.- 384с.

 

Дополнительная литература

6. Пузанов Б.П. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пузанов Б.П., Богданова Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18609.html.— ЭБС «IPRbooks»

7. Речицкая Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах [Электронный ресурс]: монография/ Речицкая Е.Г., Гущина Т.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 164 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9609.html.— ЭБС «IPRbooks»

8. Королева И.В. Учусь слушать и говорить играя [Электронный ресурс]: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи/ И.В. Королева— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2017.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61044.html.— ЭБС «IPRbooks»9

9. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Электронный ресурс]: руководство для родителей и специалистов/ И.В. Королева— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2016.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68608.html.— ЭБС «IPRbooks»

10. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: книга для родителей и педагогов/ Королева И.В., Янн П.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19382.html.— ЭБС «IPRbooks»

11. Лебедева О.В. Особенности работы учителя-дефектолога 2–3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ О.В. Лебедева— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Антология, 2012.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42455.html.— ЭБС «IPRbooks»

12. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука / П.А. Янн / Пер.с нем.Л.Н. Родченко, Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2003. – 248 с.

 

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

13. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Речицкая [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2014.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31758.html.— ЭБС «IPRbooks»

14. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард [Электронный ресурс]/ Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52079.html.— ЭБС «IPRbooks»

15. Зеленина Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]: практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья». Направление подготовки – «Специальное дефектологическое образование», профиль подготовки – «Дошкольная дефектология/ Зеленина Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html.— ЭБС «IPRbooks»

16. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. — М., 1995.

17. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

18. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

19. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Воз­можности / Пер. с нем. Л. Н. Родченко, Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

сайт ФГБНУ «ИКП РАО»info@ikprao.ru

Альманах Института коррекционной педагогикиalmanah@ikprao.ru

Дефектолог (эл. ресурс) defektolog@ikprao.ru

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха [эл. ресурс] http://www.iprbookshop.ru/18609.html.— ЭБС «IPRbooks»

 
 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 472.