Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха и интеллекта. Задачи и организация работы с детьми. Содержание образования детей с дефектами слуха и интеллекта. Особенности обучения учащихся с комплексными нарушениями.
План лекций
| План семинарских занятий
|
Лекция 5
Тема II .1 Специфические принципы, сущность, формы организации учебного процесса в школе I вида
Кол-во часов: 4 – ДО; 2-ОЗО
План:
1. Специфические противоречия процесса обучения детей с нарушениями слуха.
2. Особенности процесса обучения в специальных образовательных учреждениях I, II вида.
3. Общие и специфические принципы обучения детей с нарушениями слуха.
4. Характеристика методов обучения, особенности их использования в обучении детей с нарушениями слуха.
5. Программы, учебные планы, учебники СКОУ I вида. Формы организации обучения, структура, типы уроков.
6. Психологические основы учебного процесса: мотивы учения школьников с нарушениями слуха, их развитие и формирование; познавательный интерес и его место в обучении, развитие познавательной активности и самостоятельности, формирование учебной деятельности, применение знаний в практической деятельности.
7. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей. (использование предметно-практической деятельности в процессе обучения глухих детей;; использование проблемных ситуаций; моделирование как средство обучения; использование технических средств в обучении глухих; усиление дифференциации обучения).
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 7;8; 11;12;19]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Основные противоречия и особенности процесса обучения в школе глухих. Образовательная, воспитательная, развивающая и коррекционная функция обучения в школе глухих».
| Практическое занятие 5
Тема II .1 Специфические принципы, сущность, формы организации учебного процесса в школе I вида
Кол-во часов: 4
Форма проведения: семинар
Изучаемые вопросы:
1. Специфические противоречия процесса обучения детей с нарушениями слуха.
2. Особенности процесса обучения в специальных образовательных учреждениях I, II вида.
3. Общие и специфические принципы обучения детей с нарушениями слуха.
4. Характеристика методов обучения, особенности их использования в обучении детей с нарушениями слуха.
5. Программы, учебные планы, учебники СКОУ I вида. Формы организации обучения, структура, типы уроков.
6. Психологические основы учебного процесса: мотивы учения школьников с нарушениями слуха, их развитие и формирование; познавательный интерес и его место в обучении, развитие познавательной активности и самостоятельности, формирование учебной деятельности, применение знаний в практической деятельности.
7. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей. (использование предметно-практической деятельности в процессе обучения глухих детей;; использование проблемных ситуаций; моделирование как средство обучения; использование технических средств в обучении глухих; усиление дифференциации обучения).
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 7;8; 11;12;19]
Информационное сопровождение:
1. Таблицы «Организационные формы учебного процесса, их соотношение». «Реализация дидактических принципов при обучении глухих детей разным предметам».
|
Лекция 6
Тема II .2 Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку.
Кол-во часов: 2-ДО
План:
1. Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку.
2. Важнейшие положения коммуникационной системы.
3. Принципы системы обучения глухих школьников языку.
4. Характеристика структурной организации системы обучения языку.
5. Этапы обучения языку, особенности каждого из них.
6. Соотношение учебных предметов, которыми обеспечивается обучение глухих детей языку.
2. Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Характеристика структурной организации системы обучения языку глухих детей».
| Практическое занятие 6
Тема II .2 Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку.
Кол-во часов: 2-ДО; 2-ОЗО
Форма проведения: дискуссия
Изучаемые вопросы:
1. Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку.
2. Важнейшие положения коммуникационной системы.
3. Принципы системы обучения глухих школьников языку.
4. Характеристика структурной организации системы обучения языку.
5. Этапы обучения языку, особенности каждого из них.
6. Соотношение учебных предметов, которыми обеспечивается обучение глухих детей языку.
3. Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентации «Характеристика структурной организации системы обучения языку глухих детей»;
«Теоретические основы коммуникационной системы обучения глухих детей языку.
|
Лекция 7
Тема II . 3 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих школьников.
Кол-во часов: 4 - ДО
План:
1. Значение развития остаточной слуховой функции.
2. Цель и задачи работы по развитию слухового восприятия.
3. Система работы по развитию слухового восприятия.
4. Содержание и формы работы по развитию слухового восприятия. Использование технических средств в работе по развитию слухового восприятия.
5. Теоретические основы обучения глухих произношению. Задачи обучения произношению.
6. Содержание обучения произношению. Метод и формы организации обучения произношению. 7. Сокращенная система фонем.
8. Применение технических средств в обучении глухих произношению.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13;16;17;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Слух и его значение для психического развития ребёнка».
| Практическое занятие 7
Тема II . 3 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих школьников
Кол-во часов: 4 – ДО; 2- ОЗО
Форма проведения: деловая игра-дискуссия.
Изучаемые вопросы:
1. Значение развития остаточной слуховой функции.
2. Цель и задачи работы по развитию слухового восприятия.
3. Система работы по развитию слухового восприятия.
4. Содержание и формы работы по развитию слухового восприятия. Использование технических средств в работе по развитию слухового восприятия.
5. Теоретические основы обучения глухих произношению. Задачи обучения произношению.
6. Содержание обучения произношению. Метод и формы организации обучения произношению. 7. Сокращенная система фонем.
8. Применение технических средств в обучении глухих произношению.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13;16;17;19]
Информационное сопровождение:
1.Составление аналитической таблицы «Развитие слухового восприятия в онтогенезе».
2. Мультимедийная презентация «Классификация окружающих звуков».
3 Таблица ««Звуки первого концентра, примеры слов из них и с регламентированными заменами».
|
Лекция 8
Тема 1 I .4 Педагогическая характеристика и основы организации специального обучения слабослышащих школьников (специфические принципы, формы организации учебного процесса; программа СКОУ II вида)
Кол-во часов: 6 - ДО; 2 - ОЗО
План:
1. Понятие компенсации психических фунций.
2. Виды компенсации.
3. Проблема компенсации в рамках индивидуальной психологии А.Адлера.
4. Теория компенсации психических функций Л.С.Выготского.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13; 18;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Характеристика педагогического процесса в школе слабослышащих».
| Практическое занятие 8
Тема 1 I .4 Педагогическая характеристика и основы организации специального обучения слабослышащих школьников (специфические принципы, формы организации учебного процесса; программа СКОУ II вида)
Кол-во часов: 4 – ДО; 2 - ОЗО
Форма проведения: семинар
Изучаемые вопросы:
1. Сущность теории компенсации глухоты.
2. Тип дизонтогенеза при нарушениях слуха.
3. Типы компенсации. Высшие формы компенсации глухоты.
Список литературы:
[1;2;3;4;5;11;12;17;18;19]
Информационное сопровождение:
1. Дать характеристику учебных планов для школы слабослышащих выделить специфику в построении учебных программ школы II вида
|
Лекция 9
Тема II .5 Система трудового обучения и профессиональной ориентации глухих и слабослышащих учащихся.
Кол-во часов: 2
План:
1. Цели и задачи трудового обучения детей с нарушениями слуха.
2. Концепция предметно-практического обучения.
3. Особенности процесса трудового обучения в школе глухих, в школе и слабослышащих.
4. Особенности работы по профессиональной ориентации глухих и слабослышащих школьников.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13; 18;19]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Трудовое обучение - составная часть учебно - воспитательного процесса».
| Практическое занятие 9
Тема II .5 Система трудового обучения и профессиональной ориентации глухих и слабослышащих учащихся.
Кол-во часов: 2
Форма проведения:
Изучаемые вопросы: дискуссия «Трудовое обучение - составная часть учебно - воспитательного процесса».
1. Цели и задачи трудового обучения детей с нарушениями слуха.
2. Концепция предметно-практического обучения.
3. Особенности процесса трудового обучения в школе глухих, в школе и слабослышащих.
4. Особенности работы по профессиональной ориентации глухих и слабослышащих школьников.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13; 18;19]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация «Трудовое обучение - составная часть учебно - воспитательного процесса».
2.Охарактеризуйте виды бытового труда в школе – интернате. Определите роль сурдопедагога в его организации.
3.Ведение терминологического словаря раскрыть смысл понятий «готовность к труду», «трудовая реабилитация лиц с нарушениями слуха».
4. Обзор материалов сайта по изучаемой проблеме
|
Лекция 10
Тема II . 6 Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями.
Кол-во часов: 4
План:
1. Из истории проблемы.
2. Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха и интеллекта.
3. Задачи и организация работы с детьми с комплексными нарушениями.
4. Содержание образования детей с дефектами слуха и интеллекта.
5. Особенности обучения учащихся с комплексными нарушениями.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13; 14;15;16;17;18;19]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями».
| Практическое занятие 10
Тема II . 6 Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями.
Кол-во часов: 4
Форма проведения: коллоквиум
Изучаемые вопросы:
1. Из истории проблемы.
2. Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха и интеллекта.
3. Задачи и организация работы с детьми с комплексными нарушениями.
4. Содержание образования детей с дефектами слуха и интеллекта.
5. Особенности обучения учащихся с комплексными нарушениями.
Список литературы:
[1;2;3;4;5; 6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17; 18;19]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями».
|
Самостоятельная работа ДО
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
Тема II .1 Специфические принципы, сущность, формы организации учебного процесса в школе I вида
1. Таблицы «Организационные формы учебного процесса, их соотношение». «Реализация дидактических принципов при обучении глухих детей разным предметам».
5 баллов
Тема II .2 Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку.
1.Мультимедийная презентации «Характеристика структурной организации системы обучения языку глухих детей»;
«Теоретические основы коммуникационной системы обучения глухих детей языку.
5 баллов
Тема II . 3 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих школьников.
1.Составление аналитической таблицы «Развитие слухового восприятия в онтогенезе».
2. Мультимедийная презентация «Классификация окружающих звуков».
3 Таблица ««Звуки первого концентра, примеры слов из них и с регламентированными заменами».
5 баллов
Тема 1 I .4 Педагогическая характеристика и основы организации специального обучения слабослышащих школьников (специфические принципы, формы организации учебного процесса; программа СКОУ II вида)
1. Дать характеристику учебных планов для школы слабослышащих выделить специфику в построении учебных программ школы II вида
5 баллов
Тема II .5 Система трудового обучения и профессиональной ориентации глухих и слабослышащих учащихся.
1.Мультимедийная презентация «Трудовое обучение - составная часть учебно - воспитательного процесса».
2.Охарактеризуйте виды бытового труда в школе – интернате. Определите роль сурдопедагога в его организации.
3.Ведение терминологического словаря раскрыть смысл понятий «готовность к труду», «трудовая реабилитация лиц с нарушениями слуха».
5 баллов
Тема II . 6 Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями.
1. Мультимедийная презентация «Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями»
5 баллов
Контрольная работа
10 баллов
| - Указать требования, которые предъявляются к уроку в школе для глухих детей, из них выделить специфические требования. – 3
- Объяснить смысл понятий: «языковая способность», «языковая система» - 5
- Проанализировать учебную программу СКОУ I вида по языку. Проследить усложнение программных требований.
- Раскрыть смысл понятий «готовность к труду», «трудовая реабилитация лиц с нарушениями слуха» -3
|
Самостоятельная работа ОЗО
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
Тема II .1 Специфические принципы, сущность, формы организации учебного процесса в школе I вида
1. Таблицы «Организационные формы учебного процесса, их соотношение». «Реализация дидактических принципов при обучении глухих детей разным предметам».
5 баллов
Тема II .2 Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку.
2.Мультимедийные презентации «Характеристика структурной организации системы обучения языку глухих детей»;
«Теоретические основы коммуникационной системы обучения глухих детей языку.
5 баллов
Тема II . 3 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих школьников.
3.Составление аналитической таблицы «Развитие слухового восприятия в онтогенезе».
4. Мультимедийная презентация «Классификация окружающих звуков».
5. Таблица ««Звуки первого концентра, примеры слов из них и с регламентированными заменами».
5 баллов
Тема 1 I .4 Педагогическая характеристика и основы организации специального обучения слабослышащих школьников (специфические принципы, формы организации учебного процесса; программа СКОУ II вида)
6. Дать характеристику учебных планов для школы слабослышащих выделить специфику в построении учебных программ школы II вида
5 баллов
Тема II .5 Система трудового обучения и профессиональной ориентации глухих и слабослышащих учащихся.
7.Мультимедийная презентация «Трудовое обучение - составная часть учебно - воспитательного процесса».
8.Охарактеризуйте виды бытового труда в школе – интернате. Определите роль сурдопедагога в его организации.
9.Ведение терминологического словаря раскрыть смысл понятий «готовность к труду», «трудовая реабилитация лиц с нарушениями слуха».
5 баллов
Тема II . 6 Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями.
1. Мультимедийная презентация «Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями»
5 баллов
Контрольная работа
10 баллов
| - Указать требования, которые предъявляются к уроку в школе для глухих детей, из них выделить специфические требования. – 3
- Объяснить смысл понятий: «языковая способность», «языковая система» - 5
- Проанализировать учебную программу СКОУ I вида по языку. Проследить усложнение программных требований.
- Раскрыть смысл понятий «готовность к труду», «трудовая реабилитация лиц с нарушениями слуха» -3
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
ПК-3:
З.1. – принципы, методы, формы, содержание, особенности организации процесса воспитания и обучения глухих и слабослышащих учащихся,
З.2. – актуальные проблемы и приоритетные направления развития сурдопедагогики.
ПК – 8:
З.3. – знать основы организации учебно-познавательной деятельности детей с нарушениями слуха в условиях интерната; интегрированного обучения; психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации.
| - Таблицы «Организационные формы учебного процесса, их соотношение». «Реализация дидактических принципов при обучении глухих детей разным предметам».
– Мультимедийные презентации «Характеристика структурной организации системы обучения языку глухих детей»;
«Теоретические основы коммуникационной системы обучения глухих детей языку.
– Мультимедийная презентация «Трудовое обучение - составная часть учебно - воспитательного процесса».
- Контрольная работа
|
ПК-3:
У.1.– работать с педагогической литературой и другими источниками информации;
осуществлять анализ специальной литературы, программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих учащихся, учебников
ПК-8:
У.2.– определять, находить, анализировать и интерпретировать необходимую информацию эмпирического или теоретического характера.
| – Составление аналитической таблицы «Развитие слухового восприятия в онтогенезе».
– Мультимедийная презентация «Классификация окружающих звуков».
– Таблица ««Звуки первого концентра, примеры слов из них и с регламентированными заменами».
–Участие в деловой игре, в дискуссии
- Коллоквиум
– Ведение терминологического словаря.
– Обзор материалов сайта по изучаемой проблеме.
Контрольная работа
|
ПК-3:
В.1. – логической культурой мышления, анализа и синтеза информации;
В.2. – составлять самостоятельно необходимую педагогическую документацию
ПК- 8:
В.3. – умением выделять общее и специфическое в обучении слышащих и детей с нарушениями слуха; использовать метод педагогического наблюдения, беседы для изучения психофизиологических и индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих учащихся.
| – Мультимедийная презентация «Особенности обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями»
– Участие в деловой игре.
- Контрольная работа
|
Дата: 2018-12-21, просмотров: 479.
|