Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным ин- струментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиаг- ностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент,
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 113
с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую за- дачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психо- логии внетестовой диагностики (оценки), о которой речь шла ранее. В этом раз- деле необходимо остановиться на понятии теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих в связи с компьютеризацией тестирования.
Понятие теста. Виды тестов
Под тестом (англ. test— проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизи- рованных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по време- ни выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различ- ных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим сло- вом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся ал- химиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделе- ния олова из золота или серебра1.
Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологиче- ский получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные клас- сификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых те- стовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процеду- рыобследования —натестыгрупповыеииндивидуальные,понаправленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функ- ций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разра- батываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возмож- ностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классифика- ция (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.
На страницах этой книги термин «тест» используется наряду с другим терми- ном — методика (иногда — техника). Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспом- нить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» в это время имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозна-
|
114 Глава 2. Психодиагностика как наука
чая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сло- жившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опрос- ник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические ин- струменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теорети- ческая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психоло- гическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные пред- ставления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не мо- жет толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики со- ответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно сле- дование этическим нормам психодиагностики.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.