Тест как основной инструмент психодиагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вряд ли кто-либо  будет отрицать  то, что тест был, есть и остается  основным  ин- струментом  психологической  диагностики.  Тест — это modus operandi психодиаг- ностики  с момента  ее зарождения  и по настоящее  время.  Тест — это инструмент,


2.5. Тест  как основной  инструмент  психодиагностики  113

 

с которым  непосредственно работает  психолог, решающий  диагностическую  за- дачу. Сказанное, разумеется, не исключает  существования  в этой области  психо- логии внетестовой  диагностики  (оценки), о которой  речь шла ранее.  В этом раз- деле необходимо  остановиться  на понятии  теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих  в связи с компьютеризацией  тестирования.

 


Понятие теста. Виды тестов

 

Под тестом (англ. test—  проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизи- рованных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по време- ни выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

 

Термин  «тест», получивший  чрезвычайно  широкое  распространение  в различ- ных областях знания  в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю.  По Р. Пэнто  и М. Гравитц  (1972), слово  «тест» происходит  из старофранцузского языка и является  синонимом  слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины).  Этим сло- вом обозначали  небольшие  сосуды из обожженной  глины, использовавшиеся  ал- химиками  для проведения  опытов.  В русском  языке  слово  «тест» долгое время имело два значения:

1) испытательная  присяга, религиозная  английская  клятва, которую  каждый вступающий  в общественную  должность  должен давать, чтобы доказать, что он не тайный  католик;

2)  плоский  плавильный  сосуд или сосуд из выщелоченной  золы для выделе- ния олова из золота или серебра1.

Близкое  современному  содержание  термин  «тест» как  термин  психологиче- ский получает в конце  XIX в. В психодиагностике  известны  разнообразные  клас- сификации  тестов. Они могут подразделяться  по особенностям  используемых  те- стовых  заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процеду- рыобследования —натестыгрупповыеииндивидуальные,понаправленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных  психических  функ- ций, а в зависимости  от наличия  или отсутствия  временных  ограничений  — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут  различаться по принципам  их конструирования.  За последние  десятилетия  многие  известные тесты были приспособлены  к среде компьютера  (предъявление, обработка  данных и др.), их можно  обозначить  как тесты компьютеризированные. Активно  разра- батываются тесты компьютерные, изначально  конструируемые  с учетом возмож- ностей современной  вычислительной  техники.  Предложенная  нами классифика- ция (см. выше)  опирается  на реализуемый  в тестах диагностический  подход.

На страницах  этой книги  термин  «тест» используется  наряду с другим терми- ном — методика (иногда  — техника).  Имеет ли этот термин  содержание, отличное от термина  «тест»? Для того чтобы  ответить  на этот вопрос, необходимо  вспом- нить о становлении  советской  психодиагностики в 1970-е гг. Слово  «тест» в это время имело по известным  причинам  дополнительное  негативное  значение, обозна-

 

 

 
Русский  энциклопедический  словарь.  1877.


114  Глава 2.  Психодиагностика  как наука

 

чая не только инструмент  исследования, но и его «буржуазное  происхождение». Поэтому  все используемые  тесты были переименованы  в методики.  Сегодня  нет оснований  отказываться  от термина-понятия, с которым  связана  вся история  и нынешний  день психодиагностики.  Термин  «методика»  целесообразно  сохранить за нестандартизованными  диагностическими  инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий  на глобальную  диагностику  личности, скорее  не измеряют  ее, а оценивают.  К таким  диагностическим  инструментам  в первую  очередь  относятся проективные методики. Следует  также учитывать  сло- жившуюся  в русскоязычной  литературе  традицию  употребления  термина  «опрос- ник». Опросниками  (носящий  искусственный  характер  термин «тест-опросник» постепенно  вышел  из употребления)  называют  такие психодиагностические  ин- струменты, которые, в отличие  от других тестов, направлены  на субъективную оценку  обследуемым  самого  себя или других людей.

Тесту, как и любому  другому инструменту  познания, присущи  особенности, которые  в конкретных  обстоятельствах  исследования  могут рассматриваться  в качестве  его достоинств  или  недостатков.  Эффективное  использование  тестов зависит  от учета многих факторов, из которых  к важнейшим  относятся:  теорети- ческая концепция, на которой  базируется  тот или иной тест; область применения; весь комплекс  сведений, обусловленных  стандартными  требованиями  к психоло- гическим  тестам, их психометрическим  характеристикам.  Распространенные  пред- ставления  о «простоте»  и доступности  тестов не соответствуют  действительности. Являясь  средством  исследования  сложнейших  психических  явлений, тест не мо- жет толковаться  упрощенно  как  предложение  задания  (заданий)  и регистрация его решения.  Научное  использование  тестов возможно  лишь при условии  опоры на общепсихологические  знания, компетентность  в области теории и практики  со- ответствующих  психодиагностических  исследований.  Не менее существенно  сле- дование  этическим  нормам  психодиагностики.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.