Глав а 2 1 Психодиагностика как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Никакая  психологическая  работа  невозможна  без установления  основных  принципов  этой  науки. Прежде  чем  приступить  к постройке, надо  зало- житьфундамент.

Н.Н.Ланге

 

Столь  развившийся  теперь  в науке  фельдшеризм, т. е. отрыв технической  исполнительской  функции исследования, главным  образом  обслуживания  ап- паратов  по известному  шаблону, от научного  мыш- ления, и сказывается  прежде  всего в упадке  науч- ного языка.  В сущности, это прекрасно  знают  все мыслящие  психологи:  в методологических  иссле- дованиях  львиную  долю забирает  терминологиче- ская  проблема, требующая  вместо  простой  справ- ки сложнейшего  анализа.

Л. С. Выготский

 

В психодиагностике, как и в любой науке, должны быть опре- делены ее предмет и метод (методы), области  приложения, основные  понятия, Не менее важен и вопрос  о том, что из- меряется  (оценивается)  с помощью  психодиагностических методик.  За этим вопросом  стоит одна из важнейших  и наи- более сложных  проблем  психодиагностики  — взаимосвязь психических  свойств и поведения.  В этой главе мы постара- емся рассмотреть  все эти вопросы, а также уделить внима- ние основным  этапам диагностической  деятельности  психо- лога и проблемам  этики  тестирования.

 

Понятиепсиходиагностики

 

Наиболее  употребляемым  термином, с помощью  которого обозначалось  (и обозначается  до нынешнего  дня) измерение индивидуально-психологических  различий, был  появив- шийся  с первыми  тестами  и неоднократно  нами  использу- емый — «психологическое тестирование». Первоначально термин  «психологическое  тестирование»  понимался  очень широко, включая в себя фактически  любые измерения  в пси- хологической  науке. Позднее, по мере развития  тестов, сфе- ра психологического  тестирования  сужается  до измерения личностных  особенностей  и когнитивных  способностей.

Термин  «психодиагностика»  появляется  в 1921 г. и при- надлежит  Г. Роршаху, назвавшему  так процесс  обследова- ния с помощью  созданного  им «основанного  на перцепции


100  Глава  2.  Психодиагностика  как  наука

 

 

диагностического  теста». Однако  содержание  этого термина  вскоре  существенно расширяется.  Под психодиагностикой  начинают  понимать  все то, что связано  с измерением  индивидуальных  различий, по сути, используя  это термин  как сино- ним психологического  тестирования.

Интересна  дальнейшая   судьба этого  термина.  Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно  быстро  приобретает  особое  значение  (вероятно, это событие  можно датировать  второй  половиной  1930-х гг., и связано  оно с кризисом  психометри- ческих тестов, возникающим  из-за присущего  им «разложения  личности  испыту- емого на отдельные  элементы, "функции"»1).  Появление  собственно  психодиагно- стики  связано, по Р. Хейсу, со становлением  проективного  подхода, в известном смысле противостоящего  психометрической  ориентации  традиционного  тестиро- вания и направленного  на раскрытие  целостной  картины  личности.

Получается  так, что за психодиагностикой  закрепляется  достаточно  обширная, но тем не менее ограниченная  область исследований, связанных  с теорией и прак- тикой  проективного  подхода, характеризующегося, помимо  прочего, весьма сла- бой податливостью  традиционным  принципам  измерения  (подробнее  см. гл. 7). Такая  трактовка  психодиагностики  сохраняется  и поныне.  «Психодиагностика после Г. Роршаха  — это исследование  личности  обследуемого  его методикой  и дру- гими проективными  тестами»2.  Заметим, что отнесение  понятия  «психодиагно- стика» к проективным  методикам, как и его использование  фактически  в качестве эквивалента  психологического  тестирования  (в несколько  свободном  истолкова- нии), чаще всего находим  в работах немецких  и швейцарских  психологов  (Мей- ли, 1961; Хейс, 1966 и др.).

Достаточно  давно высказывалось  и мнение  о том, что термин  «диагноз»  (соот- ветственно  психодиагноз)  в психологии  целесообразно  использовать  только для обозначения  каких-либо  расстройств, отклонений  (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход  также  отражен  в современных  справочных  изданиях.  Достаточно  загля- нуть в популярный  словарь WEBSTER:  «Психодиагностика  — это наука и практи- ка проведения  оценки  личности  или диагностирования  психических  нарушений средствами  клинической  психологии»3.  Читатель  может сравнить  данное  опреде- ление со следующим:  «Психодиагностика  — оценка психического  состояния  боль- ных с помощью  экспериментально-психологических  тестов»4.

Теперь о той позиции, которая  является  господствующей  в научной  литерату- ре США и, естественно, задает тон всем другим странам  Запада.  Термином  «пси- хологическое  тестирование»  вплоть до 1970-х гг. обозначалось  фактически  все, что связано  с разработкой  и применением  любых психологических  тестов, причем при отсутствии  определения  предмета данного  направления  исследований  (см. Анас- тази, 1982). В подтверждение  сказанному  упомянем  только  названия  некоторых наиболее  известных  руководств  1960-1970-х  гг.:  «Психологическое  тестирова-

 

 

 
Heis R. Psychologische Diagnostik: Einfuhrung und Uberblick // Handbuch  der Psychologie. — Gottin-

gen. 1966. - Bd. 6. - S. 7-16.

 
 
A Supplement to Oxford English Dictionary.  — London: Oxford of the Charendon  Press, 1982. — P. 880. Websters. - Springfild, Massachusetts:  G and Merriam  Co., 1981. - P.  1833.

 
Энциклопедический  словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 389.


2.2.  Предмет и  структура психодиагностики  101

 

 

ние»  (Anastasi,  1968; Анастази, 1982, 2001),  «Сущность  психологического  тести- рования»  — Essentials ofPsychological Testing (Cronbach, 1960), «Теория тестов» — Test Theory (Magnusson, 1967), «Теория  и практика  психологического  тестирова- ния» — Theory andPractice of Psychological Testing (Freeman, 1963). Пишутся иссле- дования  по истории  психологического  тестирования  (Л History of Psychological Testing; DuBois, 1970). Постепенно  термин  «психодиагностика»  фактически  вы- водится из употребления.  Достаточно  сказать, что в изданной  в 2000 г. восьмитом- ной «Энциклопедии психологии»  {Encyclopedia ofPsychology. — АРА and Oxford University  Press; издано  Американской  психологической  ассоциацией  совместно с Оксфордским  университетом)  нет статьи, посвященной  психодиагностике.

Таким  образом, понятие  психодиагностики  в современной  психологической науке  за рубежом:

• относится  к методике  Роршаха  и другим проективным  тестам;

• связывается  с оценкой  разного  рода нарушений, отклонений  психологиче- скими  средствами;

• иногда используется  как синоним  психологического  тестирования, охваты- вающего  все то, что связано  с разработкой  и применением  разнообразных инструментов  измерения  индивидуальных  различий.

Вышеизложенное  свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным  для науки явлением  — отсутствием  ее названия  при реальном  суще- ствования.  Более чем вековое развитие  области исследований, связанных  с изме- рением  индивидуально-психологических  различий, фактическое  приобретение ею статуса самостоятельной  науки  не приводит  к обретению  имени, поскольку нельзя считать таковым  термин  «психологическое  тестирование», пригодный  ско- рее для обозначения  процесса  применения  тестов, но не науки. В свете этого зако- номерно  и отсутствие  внимания  к предмету  и методу.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.