Компьютеризированны е и компьютерные тесты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном  этапе  развития  психодиагностики    компьютер  стал неотъемле- мым элементом  диагностической  деятельности  психолога.  Внедрение  компьюте- ров в психодиагностику  имеет свою историю.  На начальном  этапе  развития  ин- формационных  технологий  (начало  1960-х гг.) функции  компьютера  были  весь- ма ограничены  и сводились  в основном  к  предъявлению  достаточно  простых стимулов, фиксации  элементарных  реакций  и статистической  обработке  данных. Компьютер  выступает  в роли  вспомогательного  инструмента  исследователя, на него  возлагаются  наиболее  трудоемкие, рутинные  операции.  Однако  уже в это время начинает  развиваться  машинная  интерпретация  тестов.

Собственно  появление  так называемой  компьютерной  психодиагностики  за рубежом происходит  в период второго этапа развития  информационных  техноло- гий (1960-е  гг.). В первую  очередь  были  автоматизированы  все трудоемкие  про- цедуры  обработки  диагностической  информации  (подсчет  «сырых»  баллов, на- копление  базы данных, расчет норм теста, перевод первичных  данных в стандарт- ные показатели  и т. д.). Определенное  развитие  в этот период получили  и системы многомерного  анализа  данных.


2.5.  Тест  как  основной  инструмент  психодиагностики  115

 

 

Успехи  в развитии  электроники  привели  к быстрому  снижению  стоимости машинных  ресурсов, тогда как расходы на математическое  обеспечение  возросли. Концепция  этого этапа развития  информационной  технологии  может быть сфор- мулирована  следующим  образом:  «Все, что может быть запрограммировано, дол- жны делать машины;  люди должны делать только то, на что они пока не в состоя- нии  написать  программы»  (Громов, 1985).  Именно  к этому  периоду  относятся основные  достижения  западной  компьютерной  психодиагностики.  Ко времени возникновения  новой машинной  технологии  обработки  информации  психодиаг- ностика  обладала значительным  арсеналом  стандартизированных  методик.  Неко- торые выборки  обследованных  насчитывали  миллионы.  Благодаря  потребности в оперативном  анализе  массивов  данных, быстро  развиваются  компьютерные средства  сбора  психодиагностической информации, разрабатываются  средства специального  программного  обеспечения.  Компьютер  все чаще выступает  в роли

«экспериментатора».

Третий  этап развития  информационной  технологии  (начиная  с 1970-х гг.) со- здал условия для возникновения  нового поколения  компьютерных  психодиагно- стических  систем на базе ПЭВМ, ускорил  процесс  внедрения  в практику  автома- тизированных  тестовых методик, создал основу для последующей  формализации и автоматизации  процесса  сбора и обработки  психодиагностической  информации. Меняется  процедура  обследования, общение  испытуемого  с ЭВМ  приобретает форму «диалога». Введение  обратной  связи позволяет  изменять  стратегию  иссле- дования  в зависимости  от предшествующих  результатов.  Именно  в этот период появляются  первые  собственно  компьютерные  тесты, тесты специально  создан- ные для компьютерной  среды. Развитие  этих тестов создает предпосылки  адаптив- ного тестирования, связанного  в первую  очередь  с приспособлением  заданий  к особенностям  ответов  испытуемого.  Отсюда целесообразно  разделение  тестов на компьютеризированные, или  приспособленные  к условиям  компьютера, и ком- пьютерные .

В последнее  десятилетие  XX в. компьютеры  становятся  доступными  не толь- ко институтам  и лабораториям, но и каждому исследователю.  В настоящее  время сложные  психодиагностические  исследования  реализуются  на базе мощных  пер- сональных  компьютеров, обладающих  большим  быстродействием  и разнообраз- ным набором  периферийных  устройств.

Отечественная  компьютерная  психодиагностика  как направление  исследова- ний  оформляется  к середине  1980-х гг., и ее развитие  не столь непосредственно связано  с совершенствованием  информационной  технологии, как это происходи- ло за рубежом.  Психологическая  наука вообще занимает  далеко не первое место в ряду активных  потребителей  современной  информационной  технологии.  Любо- пытно, что только  в конце  1960-х гг. советским  психологам  предлагают  овладеть простейшими  способами  факторного  анализа  при осуществлении  расчетов  вруч- ную (!), тогда как за рубежом  данный  математико-статистический  метод, реали- зуемый  с помощью  ЭВМ, достаточно  широко  использовался  уже в 1930-е гг.1.

 

 

 
Теплое Б . М .Простейшиеспособыфакторногоанализа//Типологическиеособенностивысшейнерв-

ной деятельности человека. — М.: Просвещение, 1967.


116  Глава 2.  Психодиагностика  как наука

 

 

Появление  компьютерных  версий  тестов  в бывшем  СССР, а более-менее  до- ступными  они становятся  ближе к концу  1980-х гг., приветствуется  далеко не все- ми.  Проведенное  в начале  1990-х  гг. московскими  психологами  исследование (О. К. Тихомиров  и др.) отношения различных  социальных  групп к компьютери- зованному  тестированию  показало, что с наибольшим  энтузиазмом  к нему отно- сятся  руководители  высшего  уровня, психодиагносты-разработчики  и те лица, которые  имеют навыки  общения  с компьютером  и мотивированы  на самопозна- ние.  Негативное  отношение  наблюдалось  у руководителей  среднего  звена, непо- средственно  работающих  с подчиненными  и знающих  их в течение  длительного времени.  Такое  отношение  также  свойственно  психодиагностам-пользователям (правда, у них иногда  встречается  и некритическое  сверхдоверие, возникающее как результат слабой  теоретической  и практической  подготовки  в области  психо- диагностики)  и лицам, усматривающим  зависимость  благополучия  в профессио- нальной  деятельности, карьере  и т. п. от результатов  тестирования.

К достоинствам  современных  компьютеризированных  методик  психодиагно- стики, сравнительно  с традиционными, следует отнести:

• неизменность  реализуемой  программы  обеспечивает  постоянство  условий тестирования, что труднодостижимо  при немашинном  предъявлении  зада- ний;

• обеспечивается  точность  и однозначность  регистрации  множества  возмож- ных реакций  испытуемого;

• имеется  возможность  восстановить  и проследить  последовательность  дей- ствий  испытуемого;

• сравнительно  легко  образуются  единые  банки  психодиагностических  дан- ных, а тем самым  устанавливаются  эмпирически  обоснованные  тестовые нормы  для разных  групп  обследуемых;

• создаются  возможности  для автоматизированного  конструирования  тестов;

• психолог  освобождается  от рутинной, трудоемкой  работы, как  при  прове- дении обследования, так и при конструировании  (адаптации)  тестов;

• обеспечивается  возможность  расширения  практики  группового  тестирова- ния и тиражирования  методик;

• расширяются  возможности  применения  мощного  математико-статистиче- ского аппарата  анализа данных, упрощается  разработка  новых процедур ана- лиза;

• облегчается  сохранение  конфиденциальности  результатов  тестирования;

• упрощается  хранение  диагностических  данных  (на магнитных  носителях), снижается  себестоимость  обследования;

• создаются  благоприятные  условия  для применения  экспресс-методик, т. е. тех, проведение  которых  позволяет  быстро  получить  результаты, что в не- которых случаях (например, в профессиональной  психодиагностике)  может иметь решающее  значение;

• компьютерная  процедура  предъявления  тестовых  заданий  минимизирует негативные  воздействия, нередко  возникающие  в ситуации  межличностного


2.5. Тест  как  основной  инструмент  психодиагностики  117

 

 

взаимодействия  между экспериментатором  и испытуемым  (снижение  дей- ствия защитных  механизмов  у испытуемого, облегчение  диагностики  инди- видуально  присущих  субъекту особенностей  деятельности  и мотивации);

• появляется  возможность  актуализации  «игровой»  мотивации   у испытуе- мых (оформление  теста в виде игры), что делает процесс  тестирования  бо- лее привлекательным  и повышает  достоверность  результатов;

• намечаются  пути решения  давней  проблемы, возникающей  как  результат несовместимости  концептуальных  схем интерпретации  различных  методик (например, создание  словаря-тезауруса  терминов-названий  психических свойств, используемых  в научной, литературной  и бытовой  лексике);

• становится  возможным  проведение  анализа  поведения  испытуемого  непо- средственно  в ходе обследования, учета многих параметров  складывающих- ся ситуаций, организации  диалога в реальном  режиме времени  (адаптивное тестирование);

• испытуемый  при  необходимости  обеспечивается  быстрой  интерпретиру- ющей обратной  связью  по результатам  тестирования;

• средства компьютерной  графики  позволяют  предъявлять  испытуемому  ди- намические  объекты  (динамическая  стимульная  среда), становится  воз- можным  использование  полимодальных  стимулов;

• появляются  условия  как  для  индивидуализации  психодиагностического исследования, так и проведения  быстрых массовых  обследований;

• обеспечивается  тесная  связь с решением  практических  задач.

Оценить  степень вовлеченности  компьютера  в психодиагностическое  исследо- вание можно руководствуясь  шкалой, предложенной  Хартманом  (1986) (рис.  2.3) Наряду с преимуществами, которые  дает использование  компьютера, принци- пиальное  значение  приобретают  вопросы, связанные  с появлением  новообразова- ний, вносимых  компьютером  в традиционно  сложившуюся  в психодиагностике систему взаимодействия  «экспериментатор—тест—испытуемый».  Отсутствие  не- посредственного  наблюдения  и живого контакта  с испытуемым  вносит примерно те же трудности  и ограничения, с которыми  приходилось  и ранее сталкиваться  в групповом  тестировании.  Кроме того, примерно  у 30 % обследованных  обнаружи- вался  «феномен  компьютерной  тревожности»  (О. В. Доронина, 1993), причем

в 5 % случаев регистрировалось  состояние, схожее с фобией1.

Некоторые  тесты в принципе  не могут быть переведены  в компьютерный  ре- жим, для других это  ведет к существенному  изменению  их диагностических  ка- честв, прежде  всего  валидности  и надежности.  Автоматизированная  версия  уже известной  психодиагностической  методики  нуждается  в специальной  проверке  —

 

 

Вероятно, это явление боязни компьютера  связано с тем, что в это время большинство  населения страны имело смутное представление  о персональных  компьютерах и их возможностях.  К тому же тестовая тревожность, как феномен  универсальный, но наиболее выраженный  у лиц с определен- ными личностными  особенностями, не обязательно связана с компьютером.  Возможно, что она мо- жет усиливаться при его использовании  (появление дополнительных  элементов новизны и неизве- стности).


11 8 Глава 2.  Психодиагностика  как наука

 

 







Высокая

 

 
Низка я


 

 

Выбо р методов воздействия

 

Подготовк а окончательного заключения Интерпретация результатов тестирования Проведение тестирования


Дата: 2018-12-21, просмотров: 233.