Психодиагностика  и  дифференциальная психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нередко  в зарубежной  и отечественной  литературе  высказывается  мнение  о том, что проблема  теории  индивидуальных  различий  — прерогатива  особой  области исследований — дифференциальной психологии. На рубеже  XIX и XX вв. выда- ющийся  немецкий  психолог  Вильям  Штерн  ввел это понятие  для обозначения науки  «о существенных  различиях  в психических  функциях  и свойствах»1.  Со времен В. Штерна  не многое изменилось  в понимании  дифференциальной  психо- логии, она и поныне  определяется  как направление, которое  «в целом занимается изучением  поведения  и свойств  личности, имеющих  значительный  разброс»2.

Когда речь заходит об истоках дифференциальной  психологии, фактически  все исследователи  единодушны  в ссылках  на Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине  и других ученых,  известных  в то же время  как  основоположники  тестирования (Allport  1949; Anastasi,  1958; и др).  Предметные  области  исследований  психоди- агностики  и дифференциальной  психологии совпадают, а разделить  их пытают- ся по тому признаку, что первая  ориентирована  на измерение  индивидуальных различий, а для второй характерно  познание, проникновение  в сущность  причин и следствий  этих различий.  Психодиагностика  рассматривается  как «мост между наукой  и  практикой:  наукой  об  индивидуальных  психологических  различиях (дифференциальная  психология)  и практикой  постановки  психологического  ди- агноза» (А. Г. Шмелев, 1996). Тем самым психодиагностика  как область исследо- ваний сводится  к организации  процесса  измерения  тех явлений, психологическая природа  которых  изучена  (изучается)  другой наукой.

Вряд ли есть необходимость  говорить  о том, что психодиагностика, отделен- ная от психологической  теории, обречена  на кризис.  История  психодиагностики тому яркое подтверждение.  Успехи диагностики  (измерения и оценки)  определя- ются прежде  всего степенью  разработанности  теории  измеряемого  явления.  Это хорошо  видно  на примере  измерения интеллекта.  Для появления  эффективных тестов потребовалась  смена  теоретических  представлений  о его природе.  В свою

 

 

 
Ster n W. Uber Psychologie der Individuellen  Differenzen.  Ideen zu einer Differentiellen  Psychologie. —

Leipzig Barth, 1900.

 
HofctatterP .  R. Differetielle Psychologie. - Stuttgard, 1971. - S. 34.


106  Глава  2.  Психодиагностика  как  наука

 

 

очередь создание  более эффективных  тестов порождает  новое знание  о тех явле- ниях, которые  измеряются.

Отрывая  психодиагностику  (понятую  как практику  тестирования)  от диффе- ренциальной  психологии  (понятую  как  теория, объясняющая  индивидуально- психологические  различия), эту область  исследований  лишают  теоретического фундамента, а тем самым статуса науки.  Показательно, что видные  (обычно  при- числяемые  к таковым  в области  дифференциальной  психологии)  зарубежные специалисты  не склонны  рассматривать  психодиагностику  в качестве  самостоя- тельной  области, полагая  ее лишь  как  «приближение  к пониманию  поведения» (Anastasi, 1958). Разделение  психодиагностики  и дифференциальной  психологии носит  искусственный  характер, в действительности  они  органично  дополняют друг друга, образуя единое  целое.

Итак, исследования в той области, которую В. Штерн  назвал дифференциаль- ной психологией, ко времени  приобретения  этого названия  уже шли полным  хо- дом во многих странах мира.  По существу, он предложил  иное (и, на наш взгляд, более удачное) название  психологическому  тестированию.  Таким образом, Штер- ну ошибочно  приписывается  роль основоположника  науки  об индивидуальных различиях, однако  это не умаляет его вклада в ее развитие.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.