Сохранени е данных обследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рис . 2.3 . Шкала Хартмана

 

ревалидизации.  Также требуется повторное  обоснование  надежности  компьютер- ного  варианта  методики, ее рестандартизации  на  соответствующих  выборках. Приведем  некоторые  примеры.

Изучение  влияния  компьютеризации  исследования  на валидность  психодиаг- ностических  методик  показало, что происходит  изменение  их содержательной валидности. Так, при работе с компьютерной  версией  теста Равена  было обнару- жено, что испытуемые  дают значимо  более низкие  показатели, нежели в обычных условиях обследования.  Самого  пристального  внимания  заслуживает  сравнитель- но недавно  обнаруженный  и еще не до конца изученный  феномен, суть которого  в том, что при  компьютерном  предъявлении  опросника  (ММРI) заметно  усилива- ется тенденция  давать неопределенные  ответы.  Стабильность  результатов, явля- ющаяся  характеристикой  надежности  диагностической  методики, в случае изме- нения  формы  предъявления  теста существенно  снижается, превышая  этот пока- затель при традиционном  тестировании.

Обобщенный  анализ  психологических  последствий  компьютеризации  психо- диагностики  позволил  выявить существенные  изменения  структурных  компонен- тов деятельности  (ее мотивов, целей и операций)  по сравнению  с традиционными формами  (Тихомиров  и Гурьева,  1989; и др.).  В упомянутом  исследовании  авто- рами разработаны  критерии  дифференцированной  оценки  психологических  по- следствий, показан  их противоречивый  характер по отношению  к основному  кри- терию — значимости  последствий  для повышения  продуктивности  деятельности. Последствия  подразделяются  на реальные  и потенциальные, позитивные  и нега- тивные, управляемые  и неуправляемые  (в этом исследовании  изучались:  мотива- ция, целеобразование  и операционный  состав компьютеризованной  психодиагно- стической  деятельности).  Были выделены  детерминанты  (социальный  заказ, раз- витие научного  знания, специфика  составления  алгоритмов  и программирования деятельности, техническое  обеспечение  работы  компьютеров, организация  дея- тельности, личностные  особенности  психодиагностов  и обследуемых), которые регулируют  соотношение  позитивных  и негативных  последствий  компьютериза- ции психодиагностической  деятельности.  При  этом изменение  детерминант  вы- ступает как принцип  управления  последствиями  компьютеризации.

Появление  и распространение  доступных  систем психологического  тестирова- ния  на основе  персональных  компьютеров, как это ни парадоксально  на первый


2.5.  Тест как  основной  инструмент  психодиагностики  119

 

 

взгляд, отнюдь не способствует  преодолению  сложившегося  в психодиагностике известного  разрыва между теорией и практикой.  Напротив, теоретические  пробле- мы психодиагностики, в первую очередь связанные  с пониманием  природы  инди- видуально-психологических  различий, как  бы загоняются  внутрь, тормозится разработка  интенсивных  исследовательских  процедур, которая  подменяется  экс- тенсивным  развитием  известных  формализованных  методик.

Эффект  автоматизации  интерпретации  полученных  в психодиагностическом обследовании  данных двоякий.  С одной  стороны, это существенно  облегчает  ра- боту психологов-практиков, с другой — «навязанные»  алгоритмы  интерпретаций при их слепом  воспроизведении  на различных  выборках  испытуемых  способству- ют появлению  составленных  с помощью  компьютера  псевдозаключений.  Заметим, что за рубежом  в последнее  время, особенно  среди  высококвалифицированных профессионалов, ориентированных  на индивидуальную  диагностику, все более отчетливо  проявляется  тенденция  неприятия  чужих алгоритмов  интерпретации тестовых  результатов.

Интерпретационные  алгоритмы  некоторых  популярных  тестов  выдают пользователю  заключения, состоящие  из общих, стереотипных  утверждений, без труда принимаемых  большинством  людей как истинные, что сближает  их с горос- копом  и астрологическими  календарями.  Сказанное  в первую очередь относится к психодиагностическим  методикам, претендующим  на  «глобальный»  диагноз личности.  Сошлемся  лишь на одно из многих зарубежных  исследований.  Экспер- ты-психиатры  оценивали  по 100-балльной  шкале  точность  компьютеризованно- го тестирования  больных  с различными  диагнозами  по методике  Роршаха  и со- ставленного  с помощью  компьютера  псевдозаключения.  Точность  реальных  ком- пьютерных  заключений  составила  в среднем  65,42 балла, а псевдозаключений  —

60,42  балла.  Таким  образом, компьютеризированная  система  тестирования  по

Роршаху  обладает  только  5 %(!) различительной  способностью.

К сожалению, бывает  и так, что профессиональные  инструменты  психоди- агностов, совершенно  незащищенные  от неконтролируемого  распространения, попадают  в руки горе-энтузиастов  или просто  предприимчивых  людей.  Сегодня существуют  широкие  возможности  несанкционированного  распространения  и применения  тестов.  В первую очередь  этому способствует  отсутствие  (или их от- кровенная  декларативность  в случае  наличия)  документов, регламентирующих профессиональные  и этические  аспекты деятельности  разработчиков  и пользова- телей психологических  тестов.  Такое  положение  дел приводит  к тому, что валид- ность известных  и достаточно  эффективных  диагностических  методик  резко сни- жается, они фактически  выводятся  из профессионального  оборота.  В то же время выпавшая  из поля зрения  профессионалов  практика  компьютерной  «аутодиагно- стики»  приводит  пользователя  не только  к заблуждениям, но зачастую  наносит значительный  ущерб его психике.

В странах СНГ компьютерная  психодиагностика  на нынешнем  уровне ее раз- вития выполняет  функцию  экстенсивного  воспроизводства  диагностических  ме- тодик  при почти  полном  отсутствии  профессионально-этического  контроля  за этим  процессом.  Определенные  успехи  адаптивного  тестирования  за рубежом относятся  в основном  к диагностике  специальных  способностей, тогда как диаг-


120  Глава  2.  Психодиагностика  как  наука

 

ностика  личностных  особенностей  в режиме диалога между компьютером  и обсле- дуемым  остается  проблематичной.  Необходимость  внедрения  современной  ин- формационной  технологии  в науки о человеке  очевидна, однако эта «технизация» должна  сочетаться  с углубленным  психологическим  анализом  последствий  ком- пьютеризации  психодиагностической деятельности.  В этом  направлении  пока сделаны  первые  шаги.  В то же время есть все основания  полагать, что синтез  со- временного  психологического  знания  и еще далеко не реализованных  возможно- стей новейших  информационных  технологий  позволит  успешно  решать  многие вопросы  теории  и практики  психологической  диагностики.

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.