Френси с Гальтон и измерение индивидуальных различий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Родоначальником  научного  изучения  индивидуальных  различий  был англичанин

Френси с Гальтон, создавший инструмент  для их измерения — тест.

Одна из основных  целей Ф. Гальтона  — измерение  человеческих  способностей. Основная  проблема, интересующая  этого ученого, — это наследование  способно- стей. Будучи убежденным  в том, что человеческая  раса подвержена  вырождению и нуждается  в улучшении  путем целенаправленного  отбора, он стремится  создать метод измерения способностей  для селекции  людей:  «Психометрия, это необхо-


14  Глава  1.  История  психодиагностики.  Введение

 

 

 
Френси с Гальтон

Родился в 1822 г. в Бирмингеме.  Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину.  Степень бакалавра Ф.  Гальтон полу- чил в Кембриджском  университете (1844) после несколько бес- системного  изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботить- ся о научной карьере.  Предпринимает  длительные путешест- вия, отчеты о которых и метеорологические  наблюдения при- несли ему множество почетных званий,  избрание в Королев- ское Общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследования фи-

зических особенностей  и ума человека. Идея улучшения человеческой породы приво- дят Гальтона к психометрии  или измерению ума, соответствующим  психологическим  и психофизиологическим  исследованиям.  Эмпирические исследования Гальтона осуще- ствлялись одновременно  с развитием  математико-статистического  аппарата. Он от- крыл коэффициент корреляции,  создал первые тесты для измерения ума. Непреходя- щее значение исследований  Гальтона для психологической  науки состоит в том, что благодаря его пионерским  работам возникла наука об индивидуальных психологиче- ских различиях и их измерении.  Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники.

 

димо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе- номены  какой-нибудь  отрасли знания  не будут подчинены  измерению  и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки»1.

Основываясь  как на собственных наблюдениях, так и положениях философ- ского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного  различения  можно оценить ум (интеллект)  человека.  В 1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая  нами информа- ция о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль- ше у него возможностей для формирования  суждений и осуществления интеллек- туальной  деятельности».

Ф. Гальтон совершенствует уже известные  экспериментально-психологиче- ские приемы определения  порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения  предела восприя- тия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.

 
В 1884 г. на Лондонской  международной выставке медицинского  оборудова- ния, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил  широкую публи- ку с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посети- телей открытой им антропометрической  лаборатории (Ф. Гальтон полагал антро- пометрию  искусством  измерять  физические  и  умственные  свойства  людей). Тестирование  проводилось  по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота  объем легких; различение цветов, запо-

 

 

 
Galton Fr. Psychometric  Experiment.  - Brain. - 1879. - V. 2. - P. 148-157.


1.2 . Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 15

 

 

минание  объектов  и др. После  закрытия  выставки  в 1885 г. Ф. Гальтон  перевез свою лабораторию  в Музей Южного  Кенсингтона  и на протяжении  шести лет про- вел измерения  у 9000 человек.

Особо  следует отметить, что Ф. Гальтон  оказался  новатором  и в области  ста- тистических процедур в психологии, без которых  невозможен анализ  данных  по индивидуальным  различиям. В 1888 г. он предлагает  метод вычисления коэффи- циента корреляции (статья на основе  доклада  1888 г. опубликована  в следующем году). Он пишет:  «Два изменчивых  органа  считаются  коррелированными, когда изменение  одного из них сопровождается, в общем, большим  или меньшим  изме- нением  другого органа и в том же направлении.  Так, длина руки считается  корре- лированной  с таковой  ноги, потому что человек  с длинной  рукой  имеет  обычно длинную  ногу, и наоборот».

Гальтон вычислял  коэффициент  корреляции  в антропометрии  и в исследова- ниях  наследственности.  Статистическое  изучение  явления  регрессии в наслед- ственности  непосредственно  связано  с понятием  корреляции:  «Регрессия  объяс- няется  следующим  образом.  Ребенок  частично  наследует от своих родителей, ча- стично  от своих предков.  Говоря  вообще, чем дальше  назад  идет его генеалогия, тем многочисленнее  и разнообразнее  становятся  его предки, пока они не станут отличаться  от группы людей, одинаковой  по численности, взятой из расы в целом. Средний  рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний».  Это и есть открытый  Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж- дая особь  наследует  от обоих  родителей  половину  своих  особенностей, от двух дедов и двух бабок  — одну четверть и т. д., то в результате получается  убывающий ряд, сумма членов  которого  стремится  быть равной  единице.  В этом суть закона наследования свойств  предков  потомками.  Гальтон  пытался  понять  наследствен- ность в свете корреляции  и полагал, что семейное  сходство — частный  случай об- ширной  области  корреляции.  Получается  так, что наследственность  есть корре- ляция  между степенью  родства и степенью  сходства.  Естественно, что он распро- странял этот закон и на наследование  интеллекта.  Хотя эти гальтоновские  законы представляют  сегодня  лишь исторический  интерес, тем не менее  для своего вре- мени  это были  новаторские  работы.  Гальтон  также ввел метод математического описания  «огивы» (дуги), изображающей  кривую Гаусса. Работами  в этом направ- лении  закладывался  психометрический  фундамент  психодиагностики.

Здесь уместно вспомнить  о человеке, с которым  Гальтон бок о бок работал дол- гие годы. Это Карл Пирсон  (1857-1936), который  был блестящим  математиком  и биографом  Гальтона.  Пирсон  совершенствовал  математический  аппарат  для вы- числения  корреляции.  В результате  появился  широко  известный  сегодня  даже студентам  коэффициент  корреляции  по Пирсону.  Им также был разработан  не- параметрический  коэффициент  d-квадрат.  Эти коэффициенты  широко  использу- ются в психодиагностических  исследованиях, благодаря  им устанавливается  тра- диция  использования  количественных  методов  в разработке  и применении  пси- хологических  тестов.

Являясь  создателем  первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто  поставил  вопрос  об  измерении  личностных (характерологических)  особен- ностей.  В 1884 г. Ф. Гальтон публикует  статью «Измерение  характера», в которой


16  Глава  1.  История  психодиагностики.  Введение

 

 

отмечает необходимость  изучения  не только ума, но и прочих психических  свойств:

«Я считаю  ненормальным, что искусство  измерения  умственных  свойств  достиг- ло высокого  развития, тогда как занятия  другими  свойствами  мало развиваются или просто  не рассматриваются»1.

Для измерения  характера, имеющего, по мнению  Ф. Гальтона, «нечто опреде- ленное  и длительное», т. е. известное  постоянство, предлагается  использовать сфигмограф, аппарат  Моссо  для определения  артериального  давления, другие приборы.  Точное  измерение  характера дает «статистика  поведения  каждого чело- века в малых ежедневных  делах». Исследования  Ф. Гальтона  в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали  разработку  инструментов  измерения  не- когнитивных  свойств  личности.

Помимо  прочего, Ф. Гальтон, изучая  «ассоциации  идей», оказался  у истоков проективной  техники  диагностики  личности  (подробно  об  этом  см.  гл.  6). В 1878 г. — в Nineteenth  Century, а в следующем  году — в Brain Ф. Гальтон публи- кует результаты  проведенных  им ассоциативных  экспериментов  и высказывает соображения, оказавшиеся  проронескими:  «Мой метод состоит  в том, чтобы  на краткий  период  времени  обеспечить  свободную  игру сознания  до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда, пока следы или эхо этих мыслей  еще медлит  в мозгу, вернуть  внимание  к ним, сразу и полностью  вновь пробудив  их; задержать, исследовать  их и точно  зарегистрировать  их явление».

Первый  опыт ученого проводился  во время длительной  прогулки.  Он устано- вил, что за данный  период времени  его внимание  привлекли  300 различных  объек- тов (хотя он и не позволял  себе «фантазирования»).  Ф. Гальтон  пишет о том, что ему удалось  лишь  самым  «неопределенным»  путем  собрать  те многочисленные

«мысли», которые  «прошли»  в его сознании.  Перед ним прошли  фрагменты  всей его жизни, множество  прошлых событий.  Спустя несколько  дней опыт был повто- рен. Разнообразие  мыслей также было велико, но многие из них повторялись.  Для проверки  природы  ассоциаций  и частоты  их повторения  предпринимается  реша- ющий эксперимент.  Был составлен  список  из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал  эти слова и ожидал, фиксируя  время  хронометром, пока  не появятся  две ассоциируемые  с тем или иным словом мысли.  Вторая ассоциация  всегда исходи- ла из экспериментального  слова, а не из первой, вызванной  им ассоциации.  Этот опыт  повторялся  четыре  раза с интервалом  в один  месяц.  Всего исследователь записал  505 «ассоциированных  идей», на их образование  потребовалось  560 се- кунд, в среднем  их было около  46 в минуту, 29 мыслей  повторялись  в 4 опытах,

36 — в трех, 57 — в двух, 107 — только  в одном опыте.  В итоге Ф. Гальтон  прихо- дит к следующим  выводам:

• частота  повторяющихся  ассоциаций  много  выше  ожидаемой:  «Дух посто- янно  путешествует  по знакомым  дорогам, однако  память  не сохраняет  впе- чатлений  от этих экскурсий»;

• ассоциации  глубоко индивидуальны:  «Измеримо  видно, сколь невозможно вообще  для двух взрослых  людей сблизить  свои умы до полного  согласия»;

 

 

 
Galton Fr. Measurement  of Character  // Fortnightly  Review for August. - 1884. - V. 34. - P. 179-185.


1.2. Истоки  психодиагностики  как науки.  Психологическое тестирование  17

 

 

 
Джейм с Мак-Кин Кеттелл

Родился в 186С г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафай- етского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883-1886). Обращается к изучению индивидуальных разли- чий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пен- сильванскийуниверситет, 1887-1891). ПрезидентАмерикан- ской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, несчитая возможнымотказаться отсвоихпацифист- скихвзглядов.ВэтомжегодуосновываетАмериканскуюпси- хологическуюкорпорацию,котораястановитсяпервымизда- тельством тестов. С этого времени оставляет преподавание

и научные исследования, но ведет активную издательскую и общественную деятель- ность вплоть до своей смерти, последовавшей в 1944 г. в Ланкастере (Пенсильвания).

 

 

• наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством;

• ассоциации чрезвычайно важны для изучения личности: «Было бы весьма поучительно опубликовать детальные отчеты. В этих отчетах с наибольшей полнотой и истинностью обнажились бы самые истоки таких мыслей инди- вида, которые он вряд ли хотел бы раскрыть публично»;

• ассоциации  теснейшим образом связаны с бессознательными  процессами:

«Они (опыты Ф. Гальтона. —Л.Б.) являются важным доводом в пользу су- ществования  более глубоких уровней психических операций, глубоко по- гребенных под пластом сознания; эти операции помогают понять психиче- ские феномены, которые никак иначе объяснить невозможно».

Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем (от метеорологии до ев- геники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций. И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания  прообраза той техники исследования  лично- сти, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М. Вертхеймером, а еще через 35 лет получит название проективной.

Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в ста- новлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионер- скими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов лич- ности. В основе современной  психодиагностики  лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь счи- тать!»

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.