Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин
Френси с Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест.
Одна из основных целей Ф. Гальтона — измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, — это наследование способно- стей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей: «Психометрия, это необхо-
14 Глава 1. История психодиагностики. Введение
|
Родился в 1822 г. в Бирмингеме. Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину. Степень бакалавра Ф. Гальтон полу- чил в Кембриджском университете (1844) после несколько бес- системного изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботить- ся о научной карьере. Предпринимает длительные путешест- вия, отчеты о которых и метеорологические наблюдения при- несли ему множество почетных званий, избрание в Королев- ское Общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследования фи-
зических особенностей и ума человека. Идея улучшения человеческой породы приво- дят Гальтона к психометрии или измерению ума, соответствующим психологическим и психофизиологическим исследованиям. Эмпирические исследования Гальтона осуще- ствлялись одновременно с развитием математико-статистического аппарата. Он от- крыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Непреходя- щее значение исследований Гальтона для психологической науки состоит в том, что благодаря его пионерским работам возникла наука об индивидуальных психологиче- ских различиях и их измерении. Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники.
димо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе- номены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки»1.
Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ- ского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информа- ция о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль- ше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллек- туальной деятельности».
Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологиче- ские приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприя- тия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.
|
|
1.2 . Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 15
минание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет про- вел измерения у 9000 человек.
Особо следует отметить, что Ф. Гальтон оказался новатором и в области ста- тистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффи- циента корреляции (статья на основе доклада 1888 г. опубликована в следующем году). Он пишет: «Два изменчивых органа считаются коррелированными, когда изменение одного из них сопровождается, в общем, большим или меньшим изме- нением другого органа и в том же направлении. Так, длина руки считается корре- лированной с таковой ноги, потому что человек с длинной рукой имеет обычно длинную ногу, и наоборот».
Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследова- ниях наследственности. Статистическое изучение явления регрессии в наслед- ственности непосредственно связано с понятием корреляции: «Регрессия объяс- няется следующим образом. Ребенок частично наследует от своих родителей, ча- стично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идет его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не станут отличаться от группы людей, одинаковой по численности, взятой из расы в целом. Средний рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний». Это и есть открытый Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж- дая особь наследует от обоих родителей половину своих особенностей, от двух дедов и двух бабок — одну четверть и т. д., то в результате получается убывающий ряд, сумма членов которого стремится быть равной единице. В этом суть закона наследования свойств предков потомками. Гальтон пытался понять наследствен- ность в свете корреляции и полагал, что семейное сходство — частный случай об- ширной области корреляции. Получается так, что наследственность есть корре- ляция между степенью родства и степенью сходства. Естественно, что он распро- странял этот закон и на наследование интеллекта. Хотя эти гальтоновские законы представляют сегодня лишь исторический интерес, тем не менее для своего вре- мени это были новаторские работы. Гальтон также ввел метод математического описания «огивы» (дуги), изображающей кривую Гаусса. Работами в этом направ- лении закладывался психометрический фундамент психодиагностики.
Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал дол- гие годы. Это Карл Пирсон (1857-1936), который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вы- числения корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан не- параметрический коэффициент d-квадрат. Эти коэффициенты широко использу- ются в психодиагностических исследованиях, благодаря им устанавливается тра- диция использования количественных методов в разработке и применении пси- хологических тестов.
Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особен- ностей. В 1884 г. Ф. Гальтон публикует статью «Измерение характера», в которой
16 Глава 1. История психодиагностики. Введение
отмечает необходимость изучения не только ума, но и прочих психических свойств:
«Я считаю ненормальным, что искусство измерения умственных свойств достиг- ло высокого развития, тогда как занятия другими свойствами мало развиваются или просто не рассматриваются»1.
Для измерения характера, имеющего, по мнению Ф. Гальтона, «нечто опреде- ленное и длительное», т. е. известное постоянство, предлагается использовать сфигмограф, аппарат Моссо для определения артериального давления, другие приборы. Точное измерение характера дает «статистика поведения каждого чело- века в малых ежедневных делах». Исследования Ф. Гальтона в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали разработку инструментов измерения не- когнитивных свойств личности.
Помимо прочего, Ф. Гальтон, изучая «ассоциации идей», оказался у истоков проективной техники диагностики личности (подробно об этом см. гл. 6). В 1878 г. — в Nineteenth Century, а в следующем году — в Brain Ф. Гальтон публи- кует результаты проведенных им ассоциативных экспериментов и высказывает соображения, оказавшиеся проронескими: «Мой метод состоит в том, чтобы на краткий период времени обеспечить свободную игру сознания до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда, пока следы или эхо этих мыслей еще медлит в мозгу, вернуть внимание к ним, сразу и полностью вновь пробудив их; задержать, исследовать их и точно зарегистрировать их явление».
Первый опыт ученого проводился во время длительной прогулки. Он устано- вил, что за данный период времени его внимание привлекли 300 различных объек- тов (хотя он и не позволял себе «фантазирования»). Ф. Гальтон пишет о том, что ему удалось лишь самым «неопределенным» путем собрать те многочисленные
«мысли», которые «прошли» в его сознании. Перед ним прошли фрагменты всей его жизни, множество прошлых событий. Спустя несколько дней опыт был повто- рен. Разнообразие мыслей также было велико, но многие из них повторялись. Для проверки природы ассоциаций и частоты их повторения предпринимается реша- ющий эксперимент. Был составлен список из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал эти слова и ожидал, фиксируя время хронометром, пока не появятся две ассоциируемые с тем или иным словом мысли. Вторая ассоциация всегда исходи- ла из экспериментального слова, а не из первой, вызванной им ассоциации. Этот опыт повторялся четыре раза с интервалом в один месяц. Всего исследователь записал 505 «ассоциированных идей», на их образование потребовалось 560 се- кунд, в среднем их было около 46 в минуту, 29 мыслей повторялись в 4 опытах,
36 — в трех, 57 — в двух, 107 — только в одном опыте. В итоге Ф. Гальтон прихо- дит к следующим выводам:
• частота повторяющихся ассоциаций много выше ожидаемой: «Дух посто- янно путешествует по знакомым дорогам, однако память не сохраняет впе- чатлений от этих экскурсий»;
• ассоциации глубоко индивидуальны: «Измеримо видно, сколь невозможно вообще для двух взрослых людей сблизить свои умы до полного согласия»;
|
1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 17
|
Родился в 186С г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафай- етского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883-1886). Обращается к изучению индивидуальных разли- чий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пен- сильванскийуниверситет, 1887-1891). ПрезидентАмерикан- ской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, несчитая возможнымотказаться отсвоихпацифист- скихвзглядов.ВэтомжегодуосновываетАмериканскуюпси- хологическуюкорпорацию,котораястановитсяпервымизда- тельством тестов. С этого времени оставляет преподавание
и научные исследования, но ведет активную издательскую и общественную деятель- ность вплоть до своей смерти, последовавшей в 1944 г. в Ланкастере (Пенсильвания).
• наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством;
• ассоциации чрезвычайно важны для изучения личности: «Было бы весьма поучительно опубликовать детальные отчеты. В этих отчетах с наибольшей полнотой и истинностью обнажились бы самые истоки таких мыслей инди- вида, которые он вряд ли хотел бы раскрыть публично»;
• ассоциации теснейшим образом связаны с бессознательными процессами:
«Они (опыты Ф. Гальтона. —Л.Б.) являются важным доводом в пользу су- ществования более глубоких уровней психических операций, глубоко по- гребенных под пластом сознания; эти операции помогают понять психиче- ские феномены, которые никак иначе объяснить невозможно».
Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем (от метеорологии до ев- геники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций. И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания прообраза той техники исследования лично- сти, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М. Вертхеймером, а еще через 35 лет получит название проективной.
Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в ста- новлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионер- скими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов лич- ности. В основе современной психодиагностики лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь счи- тать!»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.