Предыстори я психодиагностик и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ни одна наука не возникает  внезапно, на пустом месте. Еще задолго  до  ее  появления  образуется  совокупность  идей, представлений  и суждений, основанных  на вековом  челове- ческом  опыте  познания  себя самого  и окружающего  мира. Концентрация  тех знаний, которые  позднее  вобрала  в себя психодиагностика, происходила  во многих  сферах  челове- ческой  жизнедеятельности.


Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

 

Предпосылки  психодиагностики  как науки заложены  в объективно  существу- ющих  между людьми индивидуальных различиях, выделять  и учитывать  которые необходимо  было даже нашим  далеким  предкам.  Ведь для проведения, скажем, успешной  охоты на крупного  зверя требовалось  известное  распределение  обязан- ностей  между ее участниками  исходя  из их физических  (и не только!)  возмож- ностей.

В Библии  отражены способы диагностики  по особенностям   поведения.  В Кни- ге Судей  Бог советует  полководцу  Гедеону  (Кн.  Судей, 7:5-7), как  нужно  отби- рать воинов  для битвы:

 

7.5 Он привел  народ к воде. И сказал Господь  Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться  на колени свои и пить.

7.6 И было число лакавших  ртом своим с руки триста человек;  весь же остальной  на- род наклонялся  на колени  свои пить воду.

7.7 Й сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших  Я спасу вас...

 

С давних  времен  люди пытаются  создать  упорядоченную  систему для описа- ния  множества  индивидуальных  проявлений.  Из античной  эпохи  до нас дошла работа Теофраста  «Характеры»  (372-287 гг. до н. э.), в которой  описываются  «ти- пы», т. е. присущие  некоторому  множеству людей формы проявления  личностных особенностей.  Образно  и лаконично  представлены  типы «скупого», «лгуна», «хва- стуна» и др. Такие  типологии  выполняли  диагностическую  функцию, позволяя относить  того или иного человека, в зависимости  от его характерных  черт, к опре- деленному  типу и в конечном  счете прогнозировать  его поведение.

Различные  типологии, разрабатывающиеся  с древних  времен, несомненно, сыграли  свою роль в появлении научной  психодиагностики, путь развития  кото- рой: от типов  темперамента  Гиппократа  — к Галену, который  наделяет  их нрав- ственными  характеристиками;  затем — к Канту, стремившемуся  отделить  свой- ства темперамента  от других психических  особенностей;  и наконец  — к таким со- временным  типологиям,  которые  разрабатывались  Павловым,  Кречмером, Шелдоном  и другими  исследователями.

История  древних цивилизаций  представляет  нам немало свидетельств  исполь- зования  разнообразных, порой весьма изощренных, способов  обнаружения  инди- видуальных  различий.  Так, в Древнем  Китае  за 2200 лет до нашей  эры уделялось значительное  внимание  вопросам  отбора чиновников.  Созданная  в то время сис- тема отбора  охватывала  разные  «способности»  — от умения  писать  и считать до особенностей  поведения  в быту. Эти «тесты» совершенствовались  на протяжении нескольких  столетий.

Хорошо известно, что разного рода испытания  широко  практиковались  в Древ- ней Греции, Спарте, рабовладельческом  Риме.  В 413 г. до н. э. примерно  7000 уце- левших солдат Афинской  армии, потерпевшей  поражение  на Сицилии, были бро- шены в каменные  карьеры  возле Сиракуз:  для многих из них жизнь и освобожде- ние из плена зависели  от их способности  повторить  стихи Еврипида.

Приведем  еще один  пример, относящийся  к Древней  Греции.  Выдающийся философ  и математик  того времени  Пифагор  в основанную  им школу допускал лишь тех, кто прошел  через череду сложных  испытаний.  Он придавал  особое зна-


10  Глава  1.  История  психодиагностики.  Введение

 

 

чение смеху и походке, полагая, что они отражают  характер  человека.  Желающий учиться  у Пифагора  попадал  (разумеется, не случайно)  в разные  экстремальные ситуации.  Он должен  был  продемонстрировать  присутствие  духа, достоинство и ночью в страшной  пещере, и выставленный  на всеобщее  осмеяние.

Таким  образом, стремление  к обнаружению  и учету индивидуальных  различий в истории  человечества  прослеживается  с незапамятных  времен.  Конечно, не все индивидуальные  различия  (например, физические, физиологические)  изучают- ся психологической  наукой.  Предметом  ее интереса  являются  в первую  очередь индивидуально-психологические  различия.  Разумеется, будет  явным преувели- чением  сказать, что в столь отдаленные  от нас времена  индивидуально-психоло- гические  качества  служили  основой  отбора  людей  для той или  иной  деятельно- сти. Однако, как ни парадоксально  это звучит, именно  тогда реализовался  цело- стный  подход, к которому  мы стремимся  и которого  не можем  достичь  сегодня, глубоко «увязнув», например, в анализе  взаимодействия  физиологического  и пси- хологического.  Вместе с тем нельзя забывать  о том, что эта целостность  была след- ствием  несовершенства  знания  о человеке.

Индивидуально-психологические  различия  были  как бы равны  всем прочим различиям  и, взятые  вместе, выступали  основой  для определения, скажем, при- годности  к государственной  деятельности  или обучению.  Кстати, как увидим да- лее, известная  рядоположенность  разного  уровня  проявлений  индивидуальности реализовалась  и в первых тестах, предложенных  основателями  научной  психоди- агностики  Ф. Гальтоном  и Дж. Кеттеллом  (о них см. ниже).

 

Надо  «...отдавать  предпочтение  самым  надежным, мужественным  и по возможности самым благообразным;  но, кроме того, надо отыскивать  не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими  для такого воспи- тания <...>.У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость  к наукам и быстрая сообразительность.  Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо  твердого и во всех отношениях  трудолюбивого».1

 

Так отвечает  Сократ  на вопрос  о том, каких  правителей  нужно  выбирать  для того, чтобы  государство  было могущественным  и процветающим.

Вероятно, первым  человеком, разработавшим  нечто близкое  тесту для измере- ния  ума, был испанский  ученый  Хуан Хуарт (1530-1589).  Его книга, Ехатеп de Ingenios, изданная  в 1575 г., посвящена  выявлению  дарований  у детей.  Впослед- ствии  эта книга  переиздавалась  27 раз на разных  европейских  языках  и латыни. Главными  измерениями, индивидуальными  различиями, которыми  интересовал- ся Хуарт, были понимание, память  и воображение.

Ближе  к нашему  времени, в конце  XIX — начале  XX в. широкую  известность приобретают  такие «науки», как френология, физиогномика, графология.  Заслу- живают  они упоминания  здесь потому, что объединяет  их поиск  средств  диагно- стики  индивидуальных  особенностей  личности.  В качестве  примера  достаточно сослаться  на френологические  изыскания, инициатором  которых  был австрий- ский анатом  Ф. Галль.

 

 

Платон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - С. 347.


Глава  1.  История  психодиагностики.  Введение  11

 

 

 
Анн а Анастази

Родилась в 1908 г. в Нью-Йорке. В1924 г. поступила в Барнард-кол- ледж, гдечерезчетырегодаполучиластепеньбакалавра.С1928г. — доктор философии (Колумбийский университет). Работала в Бар- нард-колледже, затем — в Нью-Йорке. Профессор психологии Выс- шей школы искусств и наук Фордхэмского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1971). Для нескольких поколений психологов имя Анастази — своего рода синоним пси- хологического тестирования. Ее книги знают все студенты, изуча- ющие психодиагностику. Неоднократно переизданное «Психологи- ческое тестирование» переведено на многие языки мира, в том чис- ле на русский.

 

 

С точки зрения  френологии  развитие  разных участков  мозга влияет на форму черепа, соответственно  изучение  его поверхности  — путь познания  индивидуаль- ных особенностей.  На черепе были обнаружены  «шишки», величина  которых счи- талась связанной  с развитием  ума, характерологическими  свойствами.  Нечто по- добное, но на иной  «теоретической»  основе  и другими  «методами», существовало в физиогномике  и графологии.  Эти исследования, воплощая  давнюю мечту чело- века о средствах диагностики  индивидуальных  особенностей, достаточно  быстро утратили свой «научный»  статус, но оставили  после себя ряд идей, которые  были реализованы  позднее, а также стимулировали  поиск  в других направлениях.

По свидетельству  Анны Анастази (1982), первые  исследования умственной отсталости, также начавшиеся  в XIX в., отделение  таковой  от психических  забо- леваний, сыграли  свою роль в становлении  психологического  тестирования.

В связи  с этим  невозможно  не вспомнить  исследования  французских  врачей Жана  Эскироля  (1772-1840)  и Эдуарда  Сегена  (1812-1880).  Заинтересованный в дифференциации  умственной  отсталости  от психического  заболевания, Эски- роль одним  из первых вводит критерии  их четкого  разграничения, а также пред- лагает классификацию  уровней умственной  отсталости.  Первоначально  он попы- тался использовать  физические  критерии, в частности  размер и строение  черепа, но эти попытки  не имели успеха. Позднее  Эскироль  сумел правильно  установить тот факт, что особенности  речевого  развития  индивидуума  могли бы быть психо- логическими  критериями  для дифференциации  уровней  умственной  отсталости (что и было использовано  спустя полвека  при разработке  шкалы Бине—Симона). Эскироль  никогда  не пытался  работать  с больными  детьми, он считал  обучение лиц с умственной  отсталостью  пустой  тратой  времени.

Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь  на уже имевшийся  к тому времени  опыт обучения  умственно  отсталых детей, приходит  к противопо- ложному  выводу.  Он  полагает, что умственно  отсталые  индивидуумы   могут до- стичь определенных  результатов  в своем развитии, и основывает  в Париже  для их обучения  школу (ставшую в скором  времени  знаменитой).  Психологи  и педагоги со всего мира съезжались  в эту школу, чтобы отдать дань восхищения  результата- ми, достигнутыми  детьми, которых учили под руководством  Сегена.  Для нас наи- более интересно  то, что среди учебных приемов, которыми  он пользовался, была так называемая  доска  Сегена, которая  требовала  от учащегося  вставить  с макси-


12  Глава  1.  История  психодиагностики.  Введение

 

 

мальной  быстротой  различные  фигуры  произвольной  формы  в соответствующие им по форме  прорези  на доске.  Эта и другие методики, предложенные  Сегеном, впоследствии  разрабатывались  как невербальные  тесты интеллекта, а некоторы- ми из них продолжают  пользоваться  и в настоящее  время.

Как хорошо видно, жизнь  все более настойчиво  требовала создания  объектив- ных инструментов  для определения  умственной  отсталости.  В таких инструмен- тах нуждалась  и система  образования  в связи  с проблемой  отбора детей, которые не могли  учиться  в общеобразовательных  школах.  Тогда  и были  предприняты попытки  создания  наборов  сенсомоторных  тестов, результаты  которых  отлича- лись бы на различных  уровнях  развития  умственных  способностей.

Вполне  понятно, что для измерения  индивидуальных  различий  необходимо располагать  соответствующими  математико-статистическими  процедурами.  Ос- новы психологической  статистики  закладывались  в трудах бельгийского  матема- тика Ламберта Кьютела.  Он первым начал использовать  статистические  процеду- ры применительно  к разного рода общественным  явлениям, таким, например, как рождения  людей, суициды, браки  и т. п. Эта новая  область была названа  ее авто- ром моральной статистикой. Правда, Кьютел  в изданной им в 1835 г. книге  Sur L'Homme с известным  скептицизмом  писал о возможности  приложения  статисти- ческого  аппарата  к психологическим  переменным.

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.