Чарль з Спирме н и структура интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первой теорией организации интеллекта, основанной на статистическом анализе показателей  тестов, была теория  Чарльза Эдварда Спирмена, исследования  ко- торого во многом стимулировались  его несогласием с существовавшими  данны- ми о том, что предназначенные  для измерения разных сторон интеллекта тесты не коррелируют друг с другом, а следовательно, отсутствует основание  для расчета общего, суммарного показателя.

Вдохновленный исследованиями Ф. Гальтона по корреляционному  анализу, в

1901 г. Ч. Спирмен обращает внимание на проблему взаимосвязи  разных интел- лектуальных способностей, а в 1904 г. публикует ставшие сегодня классическими работы: «Общий интеллект, объективно детерминированный  и измеренный»  и

«Доказательность и измерение  связи между двумя предметами».

Исследования  Ч. Спирмена  приводят  к появлению  двухфакторной  теории интеллекта.  В соответствии с этой теорией существует общий, или генеральный, фактор  {generalfactor G), определяющий положительные корреляции между те- стами (успешность выполнения этих тестов) и специфические  факторы  (S 1 S 2 , S 3 и т. д.), присущие каждой из используемых методик. Схематически это представ- лено ниже (знаком X обозначается корреляция):


1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 2 5

 

 

 
Чарльз Эдвард Спирмен

Родился в 1863 г. в Лондоне. В 34 года уходит в отставку с воен- ной службы, которой он отдал пятнадцать лет. В 1897 г. начинает изучать психологию в вундтовской лаборатории. Степень доктора получает в Лейпцигском университете в 1906 г. Дальнейшая дея- тельность Спирмена связана с Лондонским университетом. Пре- подаватель экспериментальной психологии (1907-1911), профес- сор мышления и логики (1911-1928), профессор психологии (1928 -

1931). Основоположник «лондонской школы»  психологии. Будучи студентом, выдвинул собственную, так называемую двухфактор- ную теорию интеллекта, сохраняющую свое значение и поныне. Спирменом были заложены основы факторного анализа. Скон- чался этот блестящий исследователь в Лондоне в 1945 г.

 

 

Тест      Фактор

 

 

В этой концепции  положительные  корреляции  объясняются  только наличием генерального  фактора.  Чем  сильнее  насыщенность  тестов  этим  фактором, тем выше корреляции  между ними.  Специфические  факторы  играют ту же роль, что и ошибки  измерения.  Исходя  из этого теорию  Ч. Спирмена  правильнее  считать монофакторной.

Согласно  Ч. Спирмену, наиболее  узкая интерпретация  генерального  фактора заключается  в том, что это фактор, присущий  всем измерениям  интеллекта.  В то же время им было предложено  и более широкое, носящее  характер  гипотезы, ис- толкование  фактора  G как умственной  энергии  (mental energy). Фактор  G Спир- мен не отождествлял  с интеллектом, полагая  это понятие  весьма туманным.

На основании  анализа тестов, максимально  «нагруженных»  фактором  G, Спир- мен пришел  к выводу о том, что этот фактор  в основном  связан  с постижением связей  и отношений  между предметами  и явлениями  действительности, а также возможностью  воспроизведения  этих отношений  в соответствии  с определенной закономерностью.  Было установлено, что роль фактора  G наиболее  велика в слож- ных математических  и вербальных  тестах и минимальна  — в сенсомоторных.

Тем самым  был найден  путь целенаправленного    отбора тестов для измерения разных сторон  интеллекта  и опровергнуто  мнение  о том, что их следует констру- ировать на основе интуиции.  В ходе дальнейших  исследований  обнаружилось, что корреляции, существующие  между тестами, не могут быть объяснены  исключи- тельно наличием  генерального  фактора.  Разные  по содержанию  тесты могут дать корреляции  более высокие, нежели те, которые  можно ожидать на основании  на- сыщенности  этих тестов фактором  G. Эти данные  позднее  приведут  Спирмена  и его последователей  к групповым  факторам, которые, с одной стороны, не так уни- версальны, как генеральный, и, с другой стороны, не так однозначно  специфичны как S-факторы.


26        Глава 1. История психодиагностики.  Введение

 



Психодиагности к а в XX в.

 

Психодиагностика, родившая  в конце  XIX в. и выступающая  в качестве  науки об индивидуально-психологических  различиях  и претендующая  на их измерение, по- дошла к началу нового  века закаленной  в дискуссиях  и спорах об измерении  ин- теллекта, пройдя  за очень  короткий  период  времени  путь от гальтоновских  шкал ума до тестов Бине.  Исторически  сложилось  так, что с момента  появления  и до конца  XIX столетия  психодиагностика  была ориентирована  прежде  всего на из- мерение  индивидуальных  различий  в области интеллекта.  И это не случайно, если вспомнить  о том, какие  надежды  на разум человека  возлагал  уходящий  XIX в.! Впереди  были  новые  победы  и неудачи, дискуссии  и открытия, которыми  было ознаменовано  развитие  психодиагностики  в XX в.

 

Развити е психодиагностики

Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.