4.1 . Подходы к определению интеллекта | 178 | |
4.2. Тесты для измерения интеллекта, | их | виды 181 |
4.3. Структура интеллекта 182
4.3.1 . Иерархические теории структуры интеллекта 182
|
4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду | 186 |
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку | 188 |
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу | 189 |
4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу | 192 |
4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня | 195 |
4.8. Интеллекти питание 212
4.9. Интеллект и социокультурная среда | 215 |
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом | 223 |
4.11 . Различия в интеллекте, обусловленные числом детей | |
в семье и очередностью их рождения | 231 |
4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты | 237 |
4.13. Интеллект и личность 248
Заключение 252
Глав а 5 Личностные опросники
5.1 .Виды опросников, формы вопросов и представления результатов 255
5.2. Проблема достоверности личностных опросников.
Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258
5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258
Оглавление
5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262
5.2.3. Психометрический парадокс 265
5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих
ответ 267
5.3. Личностные опросники и теории личности 276
Заключение 283
Глав а 6 Проективная техника
6.1 . Предыстория проективной диагностики 285
6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287
6.2.1. Проекция как психологический феномен 287
6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,
их виды 290
6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295
6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода
к диагностике личности 299
6.4. Бессознательное и проективные методики | 308 |
6.5. Проективные методики или «объективные тесты»? | 315 |
6.6. О разработке проективных методик | 318 |
Заключение 320
Литератур а | 322 |
Алфавитны й указатель | 34 7 |
Приложени е | .3 5 1 |
Предислови е
Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы издано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа- лась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ- ствующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в университетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу- чении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, педагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест- ность и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из- ложения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Тем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во- просов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших проблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав- шейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) переводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения предмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси- хологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не средоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.
Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его появлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой на- уки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некото- рыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагно- стического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт препо- давания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.
Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важней- ших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагности- ке. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рас- сматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю пони- мание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее
|
|
|
Предисловие
известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ра- нее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Пи- тер, 2001).
Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончатель- ного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.
Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способство- вали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Пи- тер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.
Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для это- го воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:
psydiag@i.kiev.ua; www.lbvs.kiev.ua/psydiag
Л. Бурлачук
Киев, 2002 г.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.