Исток и психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Становление  научной  психодиагностики  связано  в первую  очередь  с проник- новением  в психологическую  науку  эксперимента, идеи измерения.  Идея кван- тификации  психологических  наблюдений  родилась  достаточно  давно, в 30-х гг. XIX столетия.  Впервые  об этом заговорил  немецкий  исследователь  Вольф, ко- торый  полагал, что можно  продолжительностью  аргументации, за которой  мы в состоянии  проследить, измерить  величину  внимания.  Этим же ученым было вве- дено  понятие  психометрии.  Однако  психологические  замыслы  философов, есте- ствоиспытателей  и математиков  тех лет начали  обретать  кровь  и плоть лишь век спустя.  Реализация  идеи измерения  психических  явлений, начавшись  с работ по психофизике  Э. Вебера и Г. Фехнера  (середина  XIX столетия), определила  важ- нейшее  направление  исследований  в экспериментальной  психологии  того време- ни.  Очень  скоро  психология  попытается, и небезуспешно, говорить  на «матема- тическом  языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится  к измерению более сложных  психических  функций.

В связи со сказанным  интересно  отметить, что стимулы к изучению  индивиду- альных различий  исходили  и от ученых, весьма далеких от психологии, физиоло- гии и медицины.  В 1816 г. Фридрих  Бессель, астроном  из Кенигсберга, прочел  в

 

 

Здесь и далее термином «психологическое тестирование», как это принято за рубежом, обозначает- ся то направление  психологических  исследований, которое связано с измерением  индивидуальных различий.


1.2.  Истоки  психодиагностики  как науки.  Психологическое тестирование  13

 

«Астрономическом  журнале»  о том, что ассистент  Королевского  астронома  был уволен  из Гринвичской  обсерватории  из-за  профессиональной  непригодности. Причина  его увольнения  была в том, что он неоднократно  отмечал  время  «паде- ния» звезд почти  на секунду позже  своего  начальника.  Заинтересовавшись  этой историей, Бессель  провел  исследование  и обнаружил  заметную  разницу  между временем  реакции  на «падение» звезды у различных  людей. Он предложил  вычис- лять  своего  рода  «уравнение  наблюдателя», которое  существует  для каждого  из тех, кто наблюдает  за звездами.  Таким  образом, астрономия  в известном  смысле побудила  физиологов  и психологов  к изучению  индивидуальных  различий  во времени реакции.

Наиболее  значительный  вклад в направление, получившее  название  «менталь- ной хронометрии», внес голландский  физиолог  Ф. Дондерс  (1818-1889).  Он пред- положил, что время, затрачиваемое  на реакцию  свыше определенной  Гельмголь- цем скорости  прохождения  нервного  импульса  (определялась  при раздражении участков  нерва, отстоящих  от мышцы  на разных  расстояниях), следует относить к психическим  процессам.  Он выделил  несколько  типов реакций.  Реакция  Л — испытуемый  знает, какой  раздражитель  будет воздействовать  и какой  реакцией нужно на него отвечать.  Реакция  В — на разные раздражители  обследуемый  отве- чает разными  движениями.  Реакция  С — при предъявлении  нескольких  стимулов необходимо  было реагировать  только  на один  из них.  Вычитая  Л из В (простая психическая  реакция), Дондерс получал, как он предполагал, скорость таких пси- хических  процессов, как выбор и представление.  В том случае, когда из С вычита- лось Л, получалось  время  различения, а при вычитании  С из В — время  выбора. Основным  в этих исследованиях  является  то, что психическое  становилось  осо- бой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

М. Г. Ярошевский  (1976) высказывает  мнение  о том, что дифференциально- психологическое  изучение  человека  не простое логическое  развитие  эксперимен- тальной  психологии, оно складывается под влиянием  запросов  практики, в пер- вую очередь медицинской  и педагогической, затем — индустриальной.  С этим в какой-то  мере следует согласиться, но необходимо  помнить  и о том, что экспери- ментальная  психология  не может быть противопоставлена  психологии  индивиду- альных  различий.  Процесс  развития  экспериментальной  психологии, а сегодня это очень хорошо  видно, неумолимо  приводит  ее к проблеме  личности, а тем са- мым — к индивидуальным  различиям.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 310.