В период с 1901 г. до конца 1920-х гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как  уже упоминалось, наиболее  заметным  достижением  в области  измерения индивидуальных  различий, ознаменовавшим  начало  XX в., были тесты А. Бине, с именем  которого  также связано  преодоление  одного из первых кризисов  в тести- ровании  интеллекта.  Шкалу Бине начинают  использовать  все более широко  в раз- ных странах.

Одним  из первых  в США  этот тест применил  Генри Годдард,  который  вклю- чил его в группу методик, предназначенных  для обследования  прибывающих  из Европы  иммигрантов.  Работа Годдарда отчетливо  продемонстрировала, что может дать применение  неадаптированного  теста при  обследовании  людей, плохо  вла- деющих английским   языком  или не знающих  его вовсе.  По данным  этого обсле- дования  получалось, что 83 % евреев, 80 % венгров, 79 % итальянцев  и 87 % выход- цев из России  могли быть охарактеризованы  как слабоумные.

Неудовлетворенный  переводом  шкалы Бине—Симона   (редакция  1908 г.), ко- торый  представил  Г. Годдарт, другой  американский  психолог  Льюис Мэдисон Термен в сотрудничестве  с X. Д. Чайлдз  приступил  к новой  адаптации  теста. Его подход заключался  в проверке  валидности  и надежности  заданий  шкалы  так же, как это делал сам Бине, но на этот раз в США.  Многие  задания  теста были моди- фицированы, а также добавлены  новые. Эта шкала (Стэнфордская  версия шкалы Бине—Симона)  была стандартизирована  на 2100 детях и 180 взрослых.  Она охва- тила диапазон  от трехлетнего  возраста  до уровня  взрослых  старшего  возраста, но не включала  тестов  для 11 лет. Результат  выражался  как соотношение  умствен- ного развития  с возрастом  и мог быть преобразован  в коэффициент  интеллекта, или IQ. На основании  распределения  IQ, полученного  с помощью  этой  шкалы, Термен  предложил  следующую  классификационную  схему: IQ от 90 до 109 ука- зывает на средние умственные  способности, IQ ниже 70 возможен  при слабоумии, IQ выше  140 свидетельствует  о гениальности.  При этом он обратил  внимание  на то, что установленные  им ограничения  определены  произвольно  и что сама клас- сификационная  схема предназначена  только для использования  в качестве обще- го руководства  для нового  измерения.  К сожалению, этими  предостережениями вскоре стали пренебрегать  многие специалисты, ослепленные  очевидностью  замет-


1.3. Психодиагностика  в XX в.                27

 

 

 
Генр и Герберт Годдард

Родился в 1866 г. в Восточном Вассальборо в большой фер- мерской семье. Образование получил в Хэверфордском кол- ледже (1887). Там же получил магистерскую степень по матема- тике(1889).КарьераГоддардавпсихологииначаласьв1896г.в университете Кларка, где он защитил докторскую диссертацию (1899).Преподавал психологию и педагогику в Пенсильвании. В1902г., работая в Вайнлендской исправительной школе, со- вместно с коллегами основал «Вайнлендский клуб слабоумных», основной задачей которого была разносторонняя помощьдетям с проблемами в психическом развитии. В 1908 г. изучаеттесты БиневЕвропе,апозднееиспользуетихдлядиагностикииклас- сификации разныхуровней интеллектуального недоразвития. В 1910 г. он был первым, кто использовал тесты Бине в обще-

образовательной школе. Также тестировал прибывающих в Америку иммигрантов. В 1917 г. был одним из семи американских психологов, участвовавших в разработке те- стовинтеллектадлянуждармии.В1918г.руководительБюропоизучениюмолодежив Огайо, профессор Огайского университета (1922). В 1927 г. признает, что многие его выводы, касающиеся природы слабоумия, были ошибочными. Несмотря на это, иссле- дования Годдарда, особенно в области тестирования, способствовали развитию пси- ходиагностики интеллекта. Умер в 1957 г.

 

 

ных контрастов  в успеваемости  и общем поведении  детей с высоким  и низким  IQ. Заслугой  Термена  является  также то, что впервые  в истории  тестирования  была разработана  серия подробных  инструкций  для проведения  теста и определения  ре- зультатов. Термен многократно  подчеркивал, что отклонения  от стандартной  про- цедуры тестирования  могут быть причиной серьезных  ошибок.

Стэндфордская  версия  шкалы  вскоре  стала наиболее  используемой  для опре- деления  умственных  способностей  в Соединенных  Штатах.  Более двух десятиле- тий труд Термена  считался  в США  классическим  образцом  шкалы  интеллекта. Благодаря  своей надежности  и достоверности  она была определенным  улучшени- ем шкалы  Бине.  Тем не менее немалая  часть критики, адресованной  последней, могла быть в равной  степени  переадресована  к варианту, разработанному  Терме- ном.  О чем идет речь? Все еще чересчур заметный  акцент  делался  на вербальные навыки, что приводило, например, к неоправданно  низким  результатам у лиц, ро- дившихся  за рубежом.  Каждое отдельное  задание  в тесте было настолько  кратким, что возникали  трудности  в оценке  настойчивости  индивидуума  (это была проб- лема, которой  нельзя  было избежать, поскольку  краткость  заданий  предполага- лась изначально  с целью поддержания  интереса  ребенка).  При отсутствии  уровня

11 лет, эта шкала была удовлетворительной  на протяжении  10-го года, но возни- кали  проблемы  интерпретации  в том случае, если ребенок  прошел  все задания

10-летнего  возраста, но не смог ответить  на все задания  в 12-летнем  возрасте.

Более  того, оставался  открытым  вопрос  о значении  «разброса»  баллов  (т. е. таких результатов  тестирования, при которых  правильные  решения  распределе- ны на нескольких  возрастных  уровнях).  Некоторые  психологи  полагали, что ши- рокий  разброс  характерен  для умственного  дефекта  и указывает  на неравномер- ное  развитие  способностей  у лиц, имеющих  такие  результаты.  Используя  эту шкалу, Термен  также убедился  в том, что она слишком  легкая для младшего  воз- раста и слишком  трудная  для старших  возрастов.  Эти, как и некоторые  другие


28 Глава 1. История психодиагностики. Введение

 

замечания, не умаляли в целом положительного  отношения к шкале. Термен  пи- сал о том, что психолог, ее использующий, может  получить  после  45-минутной диагностики  более надежную  и более информативную  оценку умственных  способ- ностей  ребенка, чем та, которую  могут предложить  большинство  учителей  после года ежедневного  общения  с учащимся  в классе.

После  принятия  во внимание  некоторых  из этих рекомендаций  шкала  Бине, изданная  в 1911 г., была расширена  от трехлетнего  до уровня  взрослого  возраста, но исключала  возраст  11,13 и 14 лет. Результат  продолжал  выражаться  на основе умственного  возраста, соотносимого  с физическим  (хронологическим)  возрастом и толковался  следующим  образом:  «Если умственное  развитие  ребенка  соответ- ствует его хронологическому  возрасту, ребенок  считается  «обычным»  (средним) по интеллекту;  если умственное  развитие  ребенка  выше, то ребенок  «продвину- тый»; если умственное  развитие  ребенка  ниже  — ребенок  «отсталый»

Бине  продолжал  подчеркивать  важность  качественных  аспектов  показателей. Он предложил  возможный  путь дифференциации  в общей  группе отсталых уче- ников, выделяя  способы, с помощью  которых дети способны  поддерживать  соци- альные  отношения:  идиоты  ничего  не могут, кроме  общения  с помощью  жестов; слабоумные  способны  поддерживать  контакт  с помощью  речи;  отсталые  могут научиться  устанавливать  взаимоотношения  с людьми через письмо.

Основные  этапы развития  шкалы  Бине, применяемой  и сегодня, можно пред- ставить  следующим  образом.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.