Формы общественного сознания | Уровни общественного сознания | |
Обыденный уровень (низший, практический) | Теоретический уровень (высший) | |
Политическое | Общественная психология | Общественная идеология |
Правовое | ||
Экономическое | ||
Моральное | ||
Религиозное | ||
Эстетическое | ||
Экологическое | ||
Философия | ||
Наука | Научные знания |
Мораль – это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.
Наука – это теоретически систематизированные объективные взгляды на окружающий мир.
Искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия – это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь, секта и др.).
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
Политика – это принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти.
Современный мир представляет собой многополюсный социум или мировое сообщество, где большие и малые народы и нации находятся в тесной взаимосвязи и любой локальный конфликт может иметь глобальные последствия. Мировой исторический процесс представляет собой единство многообразия. Человечество особенно остро осознает свое единство перед лицом глобальных проблем. Эти проблемы касаются всего человечества и могут быть решены только усилиями всех государств.
Многополярность иногда отличают от простой многоцентричности, которая была характерна для политической истории человечества вплоть до новейшего времени. Первое отличие – в глобальном характере модели, при котором малых независимых центров практически уже не остается (все в той или иной степени встроены в ту или иную цивилизацию), второе отличие – во взаимосвязи, взаимодействии и взаимной доброй воле разных полюсов силы: все признают разграничение существующих цивилизационных зон и не вмешиваются в чужие дела без согласия на это; при этом идет взаимовыгодное экономическое и культурное сотрудничество.
Многополярный мир представляет собой более справедливую и гармоничную концепцию мироустройства по сравнению с однополярным или биполярным: исключается доминирование одной-двух держав над всем миром, снижается опасность глобальной войны или локальных войн за удержание мировой гегемонии, сохраняется в определенной степени возможность внешнеполитического выбора и здоровой конкуренции между цивилизациями. Многополярность в политике предполагает наличие в мире нескольких полюсов силы, не превосходящих и не распространяющих свое влияние друг на друга. В 1989 г. с окончанием холодной войны биполярный мир (по сути – двухцентричный: США и СССР) постепенно сменяется многоцентричным, где не должно быть двух противоборствующих центров и периферии в виде третьего мира, но теоретически, каждой самостоятельной страной будет проводиться своя внутренняя и внешняя политика.
Уже сегодня можно отметить, что политическое мироустройство движется в сторону многополярности: Россия продолжает отстаивать свои позиции на право считаться одним из лидеров политического процесса и, оглядываясь в великое прошлое, пытается построить не менее великое будущее; медленно, но уверенно поднимает голову Китай; исламский мир все более интенсивно начинает заявлять о своих глобальных амбициях; стремительными темпами развивается вся Юго-Восточная Азия; функционирует и постоянно расширяется Европейский Союз, страны блокируются, т.е. образуют новые экономические, военно-политические, культурные объединения… Но зарождающаяся многополярность современного мира крайне уязвима и постоянно находится под угрозой.
Вопрос № 16
Дата: 2018-09-13, просмотров: 459.