Роль чувственного и рационального познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теория познания – это гносеология (греч. gnosis – познание, logos – учение). Гносеология – это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, его формы и методы, соотношение субъекта и объекта познания, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. Как похожий термин часто употребляют слово «эпистемология», однако здесь все-таки акцент делается на научном познании. В эпоху Нового времени (XVII в.) онтология уступила место гносеологии, ставшей главным разделом философии.

Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Знание – это полученная определённым способом и упорядоченная информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека свойства действительности, включая информацию как о внешнем мире (его объектах, предметах, явлениях и процессах), так и о самом человеке. В зависимости от принятых критериев знание может быть разделено на: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское, творческое и другие), а также профессиональное и практическое знание различных социальных общностей и групп. Можно также говорить о личностном знании. В целом, знание – адекватная, проверенная информация.

Целью познания является истина. Субъект познания – человек, общество; объект познания – бытие в целом, или какая-то его часть. Говоря о возможностях и границах познания, можно выделить следующие мировоззренческие позиции: агностицизм – отрицание возможности абсолютного (полного) познания мира (Кант), либо познания вообще; скептицизм – сомнение в получении полного достоверного знания; познавательный оптимизм – вера в безграничность возможностей человеческого познания.

Выделяют чувственное познание, осуществляемое с помощью органов чувств, и рациональное – с помощью разума. В свою очередь, чувственное познание представлено ощущением, восприятием и представлением, а рациональное – понятием, суждением и умозаключением. В зависимости от того, что берется за основу познания, различают сенсуализм, утверждающий первенство органов чувств (Дж. Локк, Дж. Беркли), и рационализм, отдающий предпочтение разуму (Р. Декарт). Эмпиризм в качестве основы познания признает опыт (Ф. Бэкон).

 

Виды познания

 

Познание

 

 
Сенсуализм (признает первенство органов чувств в познании) Дж. Локк, Дж. Беркли Чувственное (с помощью органов чувств) Рациональное (посредством разума) Рационализм (признает первенство разума в познании) Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель
  Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение  
       

Чувственное познание результат деятельности 5 основных чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Суммировать информацию от разных органов чувств человек учится постепенно. Ощущениеэлементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Восприятие отображает не отдельные свойства, а их систему, целостность. Подразумевает согласованную деятельность нескольких или всех органов чувств. Представление – чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Большую роль при этом играют память, воспоминание, воображение.

Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность. Суждение – отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие.

Нужно говорить не о противопоставлении чувственного и рационального познания, а об их внутреннем единстве, тем более, что чувственное и рациональное познание как виды не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и с помощью интуиции. Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях.

Существуют также различные формы познания: обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное, философское. Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Религия сосредоточена на духовном самопознании. Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде непротиворечивой системы. Процесс научного познания можно выразить схемой: от фактов к гипотезе (предположению), которая либо подтверждается и становится теорией, либо опровергается и считается заблуждением.

 

Процесс научного познания

теория

подтверждение

Факты        гипотеза (предположение)

опровержение

заблуждение

Художественное познание основывается на целостных художественных образах, позволяет почувствовать и выразить чувства и эмоции, индивидуальность человека. Философское познание рассматривает мир как целостность.

 



Вопрос № 13

Учение об истине.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 461.