Картина мира – целостный образ мира. Выделяют обыденную, мифологическую, религиозную, научную, философскую картины мира.
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневного существования и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах: онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь – понять мир не «вширь», а «вглубь», не только во многообразии его явлений, но и в единстве его сущности. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Картины мира
Картина мира | Онтологический центр | Происхождение и границы мира | Пространство и время | Место человека в мире | Смысл жизни | Историческая динамика |
Обыденная | Существование человека | Подобные вопросы не ставятся, т.к. на первом месте – быт, обыденность, повседневные заботы. | Ограничены возможностями и стремлениями человека, как правило – «здесь и сейчас». | Центральное, однако человек – один из подобных ему индивидов. | Забота, достижение определенных результатов, чаще в материальной сфере. | Меняется в зависимости от социальных условий, исторической эпохи и конкретных условий жизни человека. |
Мифологическая | Как правило, боги (божества, духи). «Миф» – сказание, легенда, художественно-образное восприятие мира | Например, космос из хаоса (греческая мифология), инь и ян порождают дао (китайская). Как правило, создается кем-то. Границы различны, в зависимости от конкретных мифологических представлений. | Как правило, есть человеческий мир и мир богов и героев (Олимп, например). | Часто речь о простом человеке не идет, в основном, героями мифов становятся выдающиеся люди – Одиссей, Рама, Гильгамеш, былинные богатыри. | Не меняется в истории. Вернее, имела значение в древности – реальное мировоззрение древнего человека, сейчас мифы – сказания, легенды, литературные памят-ники. | |
Религиозная | Бог (боги) | Создан богом. Имеет начало и конец. | Имеют значение только для человеческого мира. Бог же – бесконечен и вечен. Как правило, время линейно – от сотворения до страшного суда и т.п., а пространство удвоено (мир земной и небесный). Имеются ад и рай. | В христианстве, создан по образу и подобию Бога. | Человек в любой религии сотворен Богом и его жизнь определяется следованием религиозным догматам. | Практически не меняется. Самая устойчивая картина мира, несмотря на то, что многие религии модернизируются. |
Научная (общенаучная и частные картины мира – биологическая, физическая, химическая и т.д.) | В зависимости от раздела научного знания (в биологической картине мира – жизнь, в физической – материя, в социологической – об-щество). | За основу берутся, чаще всего, представления современной физики. Различные теории: большого взрыва, нестационарной вселенной и т.д. Эволюционное учение. Мир бесконечен. | Свойства материи, образуют пространственно-временной континуум, единство. Время не линейно, пространство – не трехмерно в современной физической картине мира. | Например, в биологии – человек разумный, биологический вид. Зависит от науки – в социально-гуманитарных науках – центральное место. | Позна-ющий субъект | Наиболее динамична. Меняется не только от эпохи к эпохе, но и в пределах одного исторического периода. Есть понятие научного прогресса и научных революций. |
Философская | Бытие Человек | В зависимости от философского направления и взглядов отдельных философов. Идеализм больше тяготеет к религиозным представлениям, материализм – к научным. Но в отличие, от религиозной, философская картина мира более свободна и допускает различные трактовки, ставя под сомнение само бытие Бога; в отличие от науки – более абстрактна и опирается на более широкие категории (физика – материя, философия – бытия). | Центральное. Философия призвана раскрыть человеческое в человеке (Вл. Соловьев). | «Я». Познание, стремление к истине. В зависимости от конкретного направления (Сверхчеловек Ницше, например). | Меняется как исторически, так и в зависимости от смены социальных и общечеловеческих идеалов. |
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее называют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании всего того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образа мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе.
В силу исторического характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества картины мира различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей.
Вопрос № 9
Дата: 2018-09-13, просмотров: 524.