Роль социальной философии в формировании толерантного отношения к социальным, культурным и конфессиональным различиям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить: что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека.

Особенности социальной философии:

1. Социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в целом, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества как такового.

2. Одной из важнейших является проблема отношения личности и общества, поставленная, прежде всего, в общем плане, т.е. независимо от конкретных типов общественной организации.

3. Социальная философия задумывается над онтологическими основаниями общественной жизни, т.е. исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, не рассыпается на изолированные части или на совокупность не связанных никакой общностью индивидов.

4. В рамках социальной философии осмысливается методология научного познания общественной жизни, обобщается опыт общественных наук (в том числе прием мысленного упрощения, конструирования идеальной модели).

Итак, социальная философия изучает общество. В отличие от социологии как науки более конкретной, стремящейся к получению конкретного знания о конкретных областях общественной жизни, социальная философия сосредоточивается на более общих вопросах (закономерности социального развития, перспективы развития общества, уровни понимания общества и т.д.). Социология – наука довольно молодая, она возникла в начале XIX века, ее основателем был французский философ О. Конт. Социальная философия как учение об обществе появилась еще в античности (Платон, Аристотель). Причем понятия общества и государства не различались. Различия в подходах к предмету изучения обусловливает разницу в методах социальной философии и социологии. Социология использует методы, позволяющие детально и точно изучать общество (социологический опрос, анкетирование, интервью, математическое моделирование, статистический метод и т.д.). Социальная философия пользуется собственно философскими методами: критический, диалектический и т.д. Таким образом, социальная философия и социология различаются между собой так же, как философия и наука.

Если для философии главной категорией является бытие, то для социальной философии таковой становится социальная реальность – «фрагмент» социального бытия (жизнь общества во всем многообразии ее проявлений) на данном историческом этапе. Практически каждая философская система, направление содержат и определенную модель социальной реальности. Можно выделить, например, марксистскую модель, в основе которой – учение об общественно-экономических формациях. В свое время популярной была социал-дарвинистская модель, смысл которой в прямом перенесении законов эволюции живого мира (борьба за существование и естественный отбор) на человеческое общество. Самое заметное место среди представителей социал-дарвинизма принадлежит Л. Гумпловичу, который считал, что главным фактором общественной жизни является непрерывная и беспощадная борьба между социальными группами ради достижения господства одних над другими. Данная концепция подверглась обоснованной критике.

К натуралистическим моделям также относят теорию географического детерминизма (Монтескье), поведенческие модели. Представители географической школы решающую роль в развитии общества отводили географическим факторам. Так немецкий зоолог Ф. Ратцель предложил научное описание дифференциации культур в зависимости от свойств географической среды. Он же явился основателем политической географии, т.е. учения о влиянии географической среды на социально-политические организации общества. Виднейшим представителем расово-антропологической школы стал французский социальный философ А. Гобино, который развил следующие идеи: 1) социальная жизнь и культура – продукт расово-антропологических факторов; 2) расы не равны между собой, и это обусловливает также неравенство соответствующих культур; 3) социальное поведение людей детерминируется биологической наследственностью; 4) расовые смешения вредны.

Сторонники биоорганической школы рассматривали общество как аналог биологического организма и пытались объяснить общественную жизнь посредством проекции на нее биологических закономерностей. Так немецкий социолог А. Шеффле трактовал общество как «социальное тело» и подразделял его исследование на социальную анатомию, социальную морфологию и социальную физиологию. Он выделял пять типов «социальных тканей», аналогичных тканям организма.

Выделяются также идеалистическая концепция, согласно которой «истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу» (Э.Радлов). Объяснить социум для данной модели – значит раскрыть его с точки зрения высшего принципа. Поэтому идеалистическая модель социальной реальности строится на базе вертикали, устремленности к высшему, Абсолюту, Богу. В связи с этим постулируется дихотомия двух миров – дольнего и горнего. И социум соединяет в себе эти два мира, которые переживаются в каждом человеке. Мир дольний подчинен закону причинности, мир горний основывается на свободе (Кант).

В последнее время популярна геополитическая модель.

Современная социальная реальность такова, что мир представляет собой многополюсный социум или мировое сообщество, где большие и малые народы и нации находятся в тесной взаимосвязи и любой локальный конфликт может иметь глобальные последствия. Мировой исторический процесс представляет собой единство многообразия. Человечество особенно остро осознает свое единство перед лицом глобальных проблем. Эти проблемы касаются всего человечества и могут быть решены только усилиями всех государств.

Одним из базовых понятий современной социальной философии является «толерантность». Толерантность является основой многих моделей социальной реальности. Социальная философия понятие толерантности использует в качестве решающего при построении современных социальных отношений.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

· гендерная (половая) толерантность;

· расовая и национальная толерантность;

· толерантность по отношению к инвалидам;

· религиозная толерантность;

· сексуально-ориентационная толерантность;

· политическая толерантность;

· образовательная толерантность;

· профессиональная толерантность;

· межклассовая толерантность.

Определение толерантности в Уставе ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»

В Российской Федерации главный документ для определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина).



Вопрос № 15

Понятие общества.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 521.