Человеческое сознание – сложный феномен, оно многомерно, многоаспектно.
Сущность сознания – одна из сторон основного вопроса философии, его противопоставляют материи. В идеалистической философии сознание отождествляется с понятием «душа». В материалистической – это высшая форма отражения, свойство высокоорганизованной материи. Часто сознание понимают как идеальный образ реального мира. В узком смысле, сознание – совокупность знаний человека.
По мере эволюции материального мира сформировался варианты отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и выполняемым функциям. Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит отражение. В рамках психического отражения возникает опережающее отражение – способность предвосхитить, предугадать события на основе отражения настоящего. Сознание как форма психического отражения присуща человеку как социокультурному существу.
Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно представляет собой активное абстрактное отражение мира, дающее человеку знание о существенных свойствах и взаимосвязях мира. К. Маркс в своей работе «Капитал» писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове».
Итак, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения и самоконтроле человека.
Происхождение сознания – не только сугубо научная проблема. Сознание существует (и возникает) на основе высшей нервной деятельности, человеческой психики, в то же время оно не сводится к своей биологической основе – мозгу. Важнейшим фактором его развития является социальная (общественная) среда. В качестве примера можно привести современных Маугли – дети, выросшие в среде животных, так и не смогли адаптироваться к жизни в обществе.
Можно выделить следующие уровни сознания:
– перцептивный (уровень восприятия информации),
– понятийный (перевод образов в понятия),
– информационный (уровень первичного анализа информации),
– дискурсивный (уровень суждений и умозаключений),
– самосознание (рефлексивный уровень, осознание своего «Я»),
– внимание,
– память,
– эмоционально-чувственный уровень,
– подсознание.
Огромное значение имеет самосознание, с которым связано проявление личностного начала в человеке. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Самосознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие психики – совокупности ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли. Психика включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т. п.
В философии и психологии бессознательное – область инстинктов, влечений, комплексов – противопоставляется сознанию. Сюда же часто относят интуицию. Бессознательное – это действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически. Бессознательными могут быть и телесные движения, и работа памяти, воображения. Человек возвращается домой, погруженный в свои мысли, и все-таки не сбивается с дороги. Почувствовав опасность, он делает защитное движение, еще не осознав причины и характера опасности. Часто пишут, не обращая внимания на каллиграфию и грамматику, следя только за содержанием мысли, и все-таки пишут разборчиво и правильно. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, при лунатизме и т. д. Проблеме бессознательного уделяется большое внимание в современной идеалистической философии и психологии.
К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ в. австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:
1) Оно – «кипящий котел страстей», безудержные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо», т.е. половый инстинкт;
2) Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.
3) Сверх-Я – это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.
Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что Оно:
1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений;
2) вместилище утраченных воспоминаний, аппарат интуитивного восприятия, превосходящий возможности сознания;
3) действует не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию.
Одна из самых ярких идей Юнга: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.
Неоспорима связь языка и мышления. Язык – это форма бытия сознания; знаковая система, служащая для хранения, обработки и передачи информации; средство общения и социокультурной преемственности. Мышление – своего рода внутренняя «речь» человека.
Сознание и язык
Язык
Форма бытия сознания,
знаковая система, служащая для хранения,
обработки и передачи информации,
средство общения и социокультурной преемственности
Естественный язык Искусственный язык
Слово
Обозначение выражение
объект понятие
отображение
Вопрос № 12
Познание и его формы.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 556.