С наукой философию роднит, помимо предмета и методов, наличие своего языка. Главные черты его – категориальность и абстрактность. Абстракция (лат. а bstractio – отвлечение) – выделение основных свойств предмета и отвлечение от ряда несущественных признаков. Результатами абстракции являются понятия и категории. Понятие – первая ступень абстракции; слово, выражающее наиболее существенные свойства объекта (дерево, камень, кошка и т.п.).
Всякое понятие представляет собой обобщение. Но его объем, т.е. количество предметов и явлений, которые в нем мыслятся, различен. Развитие науки и философии сопровождалось формированием понятий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили название категорий. Категории отражают универсальные закономерности бытия. Философские категории, как правило, имеют свой аналог в естественном языке, а также в языке науки. Чтобы глубже понять смысловое значение философских категорий, необходимо раскрыть их сходство и отличие от понятий естественного языка, их особенности. Важнейшей отличительной особенностью философских категорий является то, что это предельно широкие понятия, и поэтому философские категории никогда не могут быть сведены до понятий естественного языка, имеющих ограниченный объем.
Рассмотрим основные философские категории.
Бытие – самая широкая философская категория. В обыденном понимании этим словом обозначается то, что было, есть и будет. Синонимами являются космос, мир, вселенная, природа. Философия определяет бытие как предельно широкое понятие о существовании.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Пространство – означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Сознание – в материалистической философии – это высшая форма отражения, свойство высоко организованной материи. Часто сознание понимают как идеальный образ реального мира. В узком смысле, сознание – совокупность знаний человека.
Движение – философская категория, обозначающая любое изменение (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное; количественное и качественное).
Развитие – необратимое, направленное, качественное изменение объекта.
Небытие – ничто; философская категория, противоположная категории бытия.
Пространство и время – философские категории, в которых выражены изменчивость и структурная организованность материального мира, формы существования материи.
Сущее – онтологическая категория, обозначающая многообразные проявления бытия, а также любую вещь. Иногда употребляется как синоним бытия.
Существование – «процесс» бытия; онтологическая категория, употребляемая для обозначения наличного бытия вещи.
Вещь – самостоятельная часть материального мира, объект, предмет.
Субстанция – философская категория, обозначающая первооснову мира, которая самодостаточна, т.е. существует сама по себе.
Человек – центральная философская категория и проблема; субъект познания и культуры, индивид, личность.
Отдельно следует сказать о категориях диалектики. Это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. К основным категориям диалектики относятся (их часто называют парными): единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание.
Вопрос № 6
Роль метода в философии
Как уже было сказано выше, философия пользуется различными методами. Метод (греч. metodos)– это способ, путь, «инструмент» постижения цели. Методология понимается и как учение о методах и как совокупность методов. Философия использует общие для всех наук и методы (анализ, синтез, описание, сравнение, наблюдение, обобщение и т.д.) и особенные (рационалистический, критический, диалектический, метафизический и т.д.).
Самым популярным методом в науке является эксперимент, однако он не может быть применен в философии в виду специфичности ее предмета. Действительно, нельзя же поставить опыт в чистом виде на бытии, природе или человеке.
К специфическим, особенным, философским методам относятся диалектика и метафизика. Они противоположно рассматривают мир: диалектика – как развивающееся, изменяющееся целое, а метафизика – как совокупность неизменных сущностей.
Главный метод философского познания – метод критической рефлексии. Именно рефлексивность отличает философское познание от любого другого. Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) означает анализ собственного психического состояния и собственных действий. Философия начинается там, где мышление начинает экспериментировать с самим собой, и человек провозглашает в качестве первой задачи познание самого себя.
Герменевтический метод один из распространенных методов современной философии. Термин «герменевтика» переводится с греческого как «искусство толкования» и был использован для названия философского направления и философского метода. Герменевтика – это метод понимания и интерпретации текстов. Она исходит из широко известного факта: текст – один, а его интерпретаций – множество. Поэтому нужно разработать наиболее адекватный способ понимания текста, обращая внимание на его внутреннее содержание, абстрагироваться от социально-экономических причин, исторического контекста и других внешних факторов.
Феноменологический метод вошел в арсенал философских методов в начале XX столетия. Его называют еще феноменологической редукцией, в ходе которой сознание, мысль о предмете предмета мысли очищается от различных искажений, внесенных в сознание шаблонами, схемами, догмами и т. п.
Структуралистский метод связан с одноименным направлением, распространенным в современной философии. Сущность структурализма состоит в признании структуры объекта (совокупности связей между элементами целого) главным объектом философского анализа. Объектов, не имеющих структуры, просто не существует, и поэтому структура в философском анализе выступает как всеобщее начало. В любом явлении можно найти структуру. К примеру, все многообразие языков может быть сведено к праязыку как его источнику. Те или иные социальные институты общества имеют свою общую неизменную структуру.
Научные методы хотя и не являются специфически философскими, однако широко используются в качестве вспомогательных. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстрагирования и т. д.
Художественные методы используются экзистенциализмом (философией существования), потому что их возможности для выражения глубинных характеристик человеческого бытия практически безграничны. Один из классиков экзистенциализма, Ж.П. Сартр, сказал: «Хочешь быть философом – пиши романы». Широко используются художественные методы и в таком направлении современной философии, как постмодернизм.
Кроме того, в различные периоды развития философии популярными были следующие методы:
догматизм – восприятие мира через призму догм – устойчивых, не подлежащих критике общепринятых убеждений (присущ был средневековой теологической философии);
эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций (часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания);
софистика – метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные утверждений (была распространена в Древней Греции).
Одновременно и направлениями и методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
Вопрос № 7
Метафизика и диалектика
К специфическим, особенным философским методам относятся диалектика и метафизика. Они совершенно противоположно рассматривают мир: диалектика – как развивающееся, изменяющееся целое, а метафизика – как совокупность неизменных сущностей. Диалектика считает противоречия источником развития. Согласно метафизике, источник изменений находится вне объекта, сами же изменения сводятся к количественным. Можно сказать, что метафизический метод приближает философию к религии, а диалектический – к науке.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 557.