Первый вариант планирования
Проводится игра «Бумеранг».
Ресурсы: учебник, § 18, 26, иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
Ход урока
Класс делится на три команды. Заранее готовятся карточки с названиями тем: развитие образования; развитие науки; развитие литературы и театра; развитие музыкального искусства; живопись и скульптура; архитектура. Эти карточки раскладываются на столе, как экзаменационные билеты, или помещаются в специальную коробку. Учителю желательно приготовить шуточные призы для команды-победительницы и победившего игрока.
Правила игры
1. Вопросы команд должны соответствовать вышеуказанным темам.
2. На обдумывание ответа команде дается 30 секунд.
3. Командное первенство: за правильный ответ команда получает 1 балл.
4. Индивидуальное первенство: в команде баллы получают а) те, чьи ответы вошли в общую копилку; б) те, кто дал правильную версию ответа.
5. Любой член команды может ее представлять, но несколько представителей команды не могут говорить одновременно.
6. Если вопросы команд случайно совпали, то принимается вопрос той команды, которая первой задала его.
7. Если команда отказывается отвечать или не отвечает по истечении 30 секунд, вопрос переходит следующей команде.
8. Если команда отвечает неправильно, вопрос переходит следующей команде.
Этапы игры
Первый этап. «Копилка» (до 5 мин). Участники команд рассматривают подготовленные вопросы, выбирая из них 6 лучших. Условия выбора: вопросы должны соответствовать темам. Авторы вопросов, выбранных в копилку команды, получают по 1 баллу за удачный вопрос.
Второй этап. «Бумеранг» (до 30 мин). Участники обмениваются вопросами. Первый участник выбирает тему (тянет билет или извлекает карточку из коробки). Далее по очереди представители команд задают вопросы по кругу (см. правила).
Третий этап. Подведение итогов командной и индивидуальной игры (до 10 мин).
Второй вариант планирования
Историческая проблема. Какие изменения происходят в культуре России на протяжении XIX в.?
Ресурсы: учебник, § 18, 26; иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
План урока. 1. Особенности развития культуры в первой и второй половине ХIХ в. 2. Мировые достижения российской культуры.
Ход урока
Урок строится на основании устного обсуждения вопросов и заданий к § 18, 26 и нижеприведенных вопросов и заданий.
Вопросы и задания
1. Сравните развитие системы образования в царствование Александра I, Николая I, Александра II, Александра III: а) какие принципы остались неизменными? б) что изменилось к лучшему? в) какие негативные явления проявились в эти периоды? 2. Какие периоды XIX в. можно охарактеризовать словами А. А. Корнилова «вооружать нацию знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей»? 3. Какие новые явления возникли в отечественной науке в первой половине ХIХ в.? во второй половине XIX в.? 4. Используя знания по всеобщей истории (а также по физике, химии и другим предметам), определите вклад российской науки в развитие мирового научного знания. 5. Подберите литературные примеры, которые позволяют показать особенности романтизма и реализма. Какие факторы влияли на утверждение реалистического направления в русской литературе? 6. Какая точка зрения на роль литературы и искусства в жизни общества и почему утверждается во второй половине XIХ в.? Дайте оценку этой теории с позиций нашего современника. 7. Какую роль играла журналистика в жизни российского общества? 8. Какие выводы можно сделать на основании статистических данных о росте тиражей книг, книгоиздательств, библиотек во второй половине XIX в.? 9. Подготовьте рассказ об одном из живописных, скульптурных или архитектурных произведений XIX в. 10. Какую роль в развитии культуры сыграли российские меценаты? Почему благотворительность в России активно проявлялась и развивалась в конце XIX в.? 11. Какое литературное или иное художественное произведение представляется вам символом эпохи первой половины XIX в. и второй половины XIX в.?
Дополнительный материал для учителя
Книгоиздание в России (по числу названий) 5
Год | Число названий книг |
1801 | 150 |
1811 | 626 |
1855 | 1020 |
1864 | 1836 |
1873 | 2668 |
1877 | 5451 |
1888 | 5317 |
1890 | 8638 |
Периодическая печать в России (количество изданий)
Год (век) | XVIII в. | 1831 | 1860 | 1865 | 1870 | 1880 | 1885 | 1890 | 1900 |
Газеты | 2 | 12 | 15 | 28 | 36 | 62 | 81 | 79 | 125 |
Прочие периодические издания | 353 | 483 | 606 | 697 | 1002 |
Грамотность населения (в % к общей численности населения,
м — мужчины, ж — женщины)
Страна | 1850 г. | 1889 г. | 1913 г. |
Россия | 19 — м, 10 — ж | 31 — м, 13 — ж | 54 — м, 26 — ж |
Австрия | 33 — м, 19 —ж | 74 —м, 60 —ж | 81 — м, 75 — ж |
Германия | 86 — м, 84 — ж | 97-м, 95-ж | 99 — м, 99 — ж |
Франция | 69 — м, 46 — ж | 89-м, 81-ж | 95 — м, 94 — ж |
США | 81 — м, 76 — ж | 88-м, 85-ж | 93 — м, 93 — ж |
Третий вариант планирования
Самостоятельная письменная работа учащихся. Задание. На основании § 18, 26 выделите общее и особенное в развитии культуры первой и второй половины XIX в., заполните таблицу.
Культура России XIX в.
Линии сравнения
Общее
Особенное
Результаты работы проверяются и корректируются в беседе с учащимися, либо тетради сдаются на проверку. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос (см. второй вариант планирования).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 366.