Историческая проблема. Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?
Ресурсы: учебник, § 5; иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
План урока. 1. Феномен дворцовых переворотов. 2. Правители России с 1725 по 1762 г.
Ход урока
Историческую проблему урока можно актуализовать с помощью высказывания А. С. Пушкина: «Ничтожные наследники северного исполина». Был ли прав поэт, характеризуя так преемников Петра?
1. Этот материал излагает учитель в процессе школьной лекции.
Дополнительный материал для учителя
Термин «дворцовый переворот» впервые использовал С. М. Соловьев. Это явление российской жизни XVIII в. рассматривается современными исследователями как «механизм действия абсолютной монархии в кризисной ситуации»4, связанный с особенностями политического строя и политической культуры послепетровской России, наряду с чрезвычайными органами государственной власти (например, Верховным тайным советом) и фаворитизмом.
В предшествовавшие эпохи происходила борьба за власть боярских группировок (боярское правление при юном Иване IV), заговоры бояр (царствование Федора Иоанновича), открытые выступления против царя («удаление» от власти Федора Годунова, пострижение В. Шуйского). Но степень централизации государства была еще невелика, и подобная борьба могла, по мнению ученых, привести к полному распаду властных структур. Не случайно смена политического лидера, утверждение нового лица у власти происходили в условиях массовых народных волнений. К тому же участники подобных событий действовали в определенных политических рамках: даже Иван Грозный для введения опричнины не смог обойтись без «мнения народного». Попытки лишить власти были направлены на Годунова, Шуйского или Лжедмитрия. Механизм дворцового переворота «отрабатывался» в стрелецких восстаниях 1682, 1689 гг.
Дворцовые перевороты стали следствием начавшегося с середины XVII в. процесса сосредоточения всей власти в руках монарха при ликвидации или ослаблении таких институтов, как Боярская дума, Земский собор, церковь. Создание Петром I новой системы управления и порядка службы, ликвидация патриаршества завершили этот процесс. Появились и новые проблемы: перенапряжение сил страны, отсутствие «обратной связи» с дворянством, ломка сложившихся политических и культурных традиций. Феофан Прокопович, разъясняя «Устав о наследии престола» 1722 г., утверждал, что государь в выборе наследника волен не учитывать и «самое сыновство». Но он же предсказал ситуацию, когда вельможи найдут «немощного и скудоумного, при котором могли бы сами аки царствовати и владеть».
И. И. Волкова и И. В. Курукин отмечают, что «при максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности дворцовые перевороты становятся естественным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма: самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу петровского царствования напряженность в этом треугольнике достигла критической величины. Это в первую очередь выразилось в крайне невыгодном для дворянства соотношении режима льгот с силой давления «сверху». Принудительная и бессрочная служба, отрывавшая дворян от имений и не окупавшаяся введенными в 1715 г. небольшими денежными окладами, усиленный фискальный гнет, оставляющий на долю помещиков всего 25% произведенного в крестьянском хозяйстве прибавочного продукта, ставили под угрозу основы существования благородного сословия».
Очевидно, что влияние дворянства на деятельность правительства проявлялось опосредованно: через гвардию (со своими представителями и интересами) или путем большей или меньшей поддержки правящей группировки, что иногда приводило монарха и его окружение к полной политической изоляции, как в 1741 г.
Российское «переворотство» превращается в своеобразное регулирующее начало государственности. Специфическими чертами «переворотной» ситуации можно считать наличие противоборствующих группировок, непосредственное участие вооруженной силы — гвардейцев, стремление сохранить видимость законности и юридически закрепить изменения.
2. При изучении данного пункта плана организуется групповая работа. Класс делится на 6 групп, каждая из которых, используя материал учебника, заполняет одну из строк таблицы «Правители России с 1725 по 1762 г.» и выполняет познавательные задания (время работы групп 15 мин).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 339.