Монетарная политика, или денежно-кредитная политика – это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, стабилизации цен и обеспечение стабильности денежной единицы страны, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса.
Роль монетарной политики определяется ее целями и инструментами. Цели монетарной политики разделяют на конечные (основные, стратегические) и промежуточные (вспомогательные, тактические). Конечные цели монетарной политики – это увеличение реального ВВП, уменьшение безработицы и снижение инфляции.
К промежуточным целям относят предложение денег, процентную ставку, объем кредитования, обменный курс, уровень задолженности и т.п.
Инструменты денежно-кредитной политики – это конкретные действия Центрального банка, направленные на изменение массы денег и уровня процентной ставки.
Все инструменты денежно-кредитного регулирования экономики можно поделить на две группы: инструменты опосредованного влияния и инструменты прямого влияния (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
Косвенное регулирование | Прямое регулирование |
операции на открытом рынке; регулирование нормы обязательных резервов; процентная политика (установление учетной ставки процента); рефинансирование коммерческих банков; регулирование курса национальной валюты. | установление прямых ограничений на осуществление эмиссионно-кассовых операций; введение прямых ограничений на кредитование Центральным банком коммерческих банков; установление ограничений или запрета на прямое кредитование центральным банком потребностей бюджета; прямое распределение кредитных ресурсов, которые предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования, между приоритетными областями, производствами, регионами. |
Механизм косвенного регулирования рассмотрим более детально.
Операции на открытом рынке. Их сущность заключается в том, что покупая ценные бумаги на рынке, центральный банк дополнительно направляет в оборот соответствующую сумму денег и этим увеличивает сначала банковские резервы, а потом и общую массу кредитных денег. Продавая ценные бумаги из своего портфеля, он изымает на соответствующую сумму банковские резервы, а значит - уменьшается и общая масса денег в обороте.
В результате этих операций соответственно увеличивается или уменьшается предложение денег на рынке, что влияет, в конечном итоге, на конъюнктуру товарных рынков.
Регулятивного эффекта можно достичь куплей-продажей любых ценных бумаг на открытом рынке. Тем не менее, Центральные банки, как правило, ограничиваются операциями с государственными ценными бумагами.
Регулирование нормы обязательных резервов. Механизм этого инструмента заключается в том, что Центральный банк устанавливает для всех банков и других депозитных учреждений норму обязательного хранения привлеченных средств на корреспондентских счетах без права их использования и без выплаты процентов по ним.
Увеличивая норму обязательного резервирования, Центральный банк сокращает объем избыточных резервов банков, уменьшает их кредитную способность, снижает уровень мультипликации депозитов. Соответственно уменьшается общий объем предложения денег.
Снижая норму обязательного резервирования, Центральный банк увеличивает предложение денег. Ситуация изменится на противоположную – увеличится объем свободных резервов, повысятся кредитная способность банков и уровень мультипликации депозитов.
Преимущество этого инструмента монетарной политики заключается в том, что он одинаково влияет на все банки, изменяя предложение денег немедленно и достаточно сильно.
Процентная политика, или установление учетной ставки процента. Механизм ее заключается в том, что Центральный банк устанавливает ставки процентов по займам, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке их рефинансирования. Для Украины процентной ставкой Центрального банка является учетная ставка НБУ.
Увеличивая уровень учетной ставки, Центральный банк сдерживает спрос коммерческих банков на свои ссуды, тормозит рост их избыточных резервов и банковского кредитования экономических субъектов, сдерживает мультипликацию депозитов и рост предложения денег;
Снижение Центральным банком учетной ставки имеет противоположные последствия – увеличивает спрос коммерческих банков на ссуды и их избыточные резервы, что обуславливает рост предложения денег.
Процентная политика как монетарный инструмент имеет определенные недостатки. Её влияние на предложение денег недостаточно четкое и оперативное. Для коммерческих банков и других экономических субъектов важно не просто изменение учетной ставки, а изменение ее соотношения с рыночными процентными ставками, по которым они получают ссуды у других кредиторов и сами предоставляют ссуды.
Рефинансирование коммерческих банков. Инструмент, который применяется в тесном соединении с процентной политикой. Кроме изменения учетной ставки, Центральный банк может регулировать спрос на свои ссуды со стороны коммерческих банков изменением других условий предоставления этих ссуд - изменением их ассортимента, ограничением целевого назначения, лимитированием объемов отдельных ссуд и т.п..
Регулирование курса национальной валюты. Инструмент очень четкого, оперативного и мощного действия. По характеру влияния на массу денег он аналогичен операциям Центрального банка на открытом рынке.
Если Центральный банк планирует уменьшить количество денег в обращении, то ему достаточно продать на рынке соответствующую массу иностранной валюты, что приведет к сокращению банковских резервов и предложения денег. И наоборот, при необходимости увеличить массу денег в обороте Центральному банку нужно купить соответствующую массу иностранной валюты. Эти операции получили название валютной интервенции. Хотя непосредственной целью этих операций является регулирование курса национальной валюты, они опосредованно влияют и на её массу в обороте.
Денежно-кредитная политика Национального банка осуществляется с помощью политики дешевых или дорогих денег.
Политика “дешевых” и “дорогих” денег. Если Центральный банк продает правительственные ценные бумаги, то вследствие этого в коммерческих банках, нефинансовых фирмах, а также у населения сосредоточиваются ценные бумаги, а у Центрального банка - деньги. Это сокращает банковские резервы и способность коммерческих банков к кредитованию. Сокращение резервов в коммерческих банках приведет и к сокращению денежного предложения, через это процентная ставка на кредиты и депозиты возрастет, а инвестирования снизится. Это так называемая политика “дорогих” денег, которая является одним из элементов Сдерживающей (рестриктивной) политики государства.
Если правительство, осуществляя политику стимулирования (экспансии), хочет активизировать развитие экономики, сократить существующий уровень безработицы, то ему для достижения поставленной цели необходимо увеличить предложение денег. Центральный банк осуществляет следующие мероприятия. Скупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков, нефинансовых фирм, населения, увеличивая, таким образом, резервы коммерческих банков и их способность к кредитованию. Понижает норму обязательных резервов, при этом часть обязательных резервов переводится в избыточные и увеличивается размер денежного мультипликатора. Уменьшает уровень учетной ставки, что позволяет расширять резервы коммерческих банков за счёт заимствований у Центрального банка. В результате совокупности всех этих действий кредит становится более дешевым, более доступным. Это и есть так называемая политика «дешевых» денег.
На практике фискальные и монетарные мероприятия могут применяться одновременно для повышения эффективности проводимой политики.
Словарь основных терминов
Встроенные стабилизаторы экономики – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.
Государственный бюджет отображает план полученных поступлений и осуществляемых расходов.
Государственное регулирование экономики─ это целенаправленная деятельность государства по созданию правовых, экономических и социальных предпосылок, необходимых для наиболее эффективного функционирования рыночного механизма и минимизаци его отрицательных следствий.
Монетарная (денежно-кредитная)политика– это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, удержание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы страны, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса.
Теория "рациональных ожиданий" ─ одна из популярных современных концепций, согласно которой экономическая политика правительства оказывается малоэффективной, так как фирмы и домашние хозяйства оперативно реагируют на действие «верхов», руководствуясь собственной выгодой.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика─это совокупность форм и средств государственного влияния на экономику через налогообложение, формирование объема и структуры государственных затрат с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, предотвращение и ограничение инфляции и губительного влияния циклических колебаний.
"Экономика предложения" ─ современная концепция макроэкономического регулирования экономики, которое осуществляется с помощью стимулирования инвестиций и производства, сдерживания инфляции.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается государственное регулирование экономики?
2. Назовите экономические функции государства.
3. В чем сущность кривой Лаффера?
4. Назовите виды фискальной политики.
5. Дайте характеристику мультипликатору налогов, расходов.
5. В чем особенность теории «экономика предложения»?
6. В чем заключается действие встроенных стабилизаторов экономики?
7. Дайте определение государственному бюджету.
8. Назовите виды бюджетного дефицита.
9. Дайте характеристику кредитно-денежного регулирования экономики.
10. Раскройте содержание основных видов монетарной политики.
Задачи с решением
1. Фактический ВВП страны А в прошлом году составлял 4000 млрд. евро. В текущем году запланировано увеличение ВВП до 4 200 млрд. евро, чтобы достичь равновесного потенциального значения. За последние годы предельная склонность к потреблению в стране составляла 0,8. На сколько необходимо увеличить государственные расходы или уменьшить налоги, чтобы экономика достигла равновесного состояния?
Решение
Величина, на которую необходимо увеличить государственные расходы, определяется по формуле мультипликатора государственных расходов и представляет:
Величина, на которую необходимо уменьшить налоги, чтобы достичь равновесия, определяется по формуле мультипликатора налогов:
2. Допустим, государственные закупки равны 1000 ден.ед., функция налогов имеет вид Т=0,2Y, функция трансфертов TR=0,1Y, уровень цен P=1. Государственный долг D=2000 ден. ед. при ставке процентаR=0,1. Реальный объем производства равен 4000 ден. ед, а потенциальный составляет 4500 ден. ед. Определите: а) сальдо государственного бюджета; б) величину структурного дефицита госбюджета; в) величину циклического дефицита госбюджета.
Решение
а) расходы госбюджета:
G+F+(DxR) = 1000 + 0,1х4000 + 0,1х2000 = 1600
доходы госбюджета: Т = 0,2х2000 = 400
Фактический дефицит госбюджета = 1600-400=1200;
б) структурный дефицит определяется путем подстановки потенциального объема выпуска вместо фактического:
1000+0,1х4500+0,1х2000 – 0,2х4500 = 750;
в) циклический дефицит:
фактический – структурный = 200-100=100.
Тесты
1. Государство регулирует рынок с помощью:
а) налогообложения;
б) инвестиций;
в) субсидий;
г) все ответы верны.
Ответ: г)
2. Эффект мультипликатора государственных расходов и эффект мультипликатора налогов сопровождают:
а) денежно-кредитную политику государства;
б) бюджетно-налоговую политику государства;
в) торговую политику государства;
г) международную политику государства.
Ответ: б)
3. Государство проводит политику „ дешевых денег”, когда в экономике страны наблюдается:
а) рост;
б) кризис и безработица;
в) пик, потому что в этот период экономика нуждается в большом количестве денег;
г) низкий уровень средней заработной платы.
Ответ: б)
4. Если национальный банк покупает большое количество государственных ценных бумаг у населения, то:
а) общая масса денег на руках у населения увеличится;
б) текущие счета коммерческих банков уменьшатся;
в) учетная ставка и объем займов национального банка возрастают;
г) учетная ставка сокращается.
Ответ: а)
5. Налоговая политика, которая работает на основе «встроенных стабилизаторов экономики»:
а) дискреционная;
б) недискреционная;
в) стимулирующая;
г) сдерживающая.
Ответ: б)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.