Концепция мультипликатора и акселератора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мультипликационный эффект в экономике обусловлен тем, что расходы одного экономического субъекта обязательно превращаются в доход другого экономического субъекта, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему субъекту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.

На изменение дохода (ВВП) влияют изменение совокупных расходов, вызванные изменением в потреблении, в объеме инвестиций, налоговых поступлений, объеме государственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта.

Мультипликатор – это коэффициент, с помощью которого можно выяснить, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) доход вследствие изменения (увеличения или уменьшения) совокупных расходов или какой-либо составляющей совокупных расходов, а также денежной массы, налогов, банковских резервов и др.

Например, в экономике действуют такие мультипликаторы: 

1) мультипликатор потребления, который показывает, как прирост расходов на потребительские товары вызывает прирост дохода;

2) кредитный мультипликатор, который устанавливает зависимость между ростом кредита и ростом банковских вкладов, между ростом кредита и ростом денежной наличности в обращении;

3) банковский мультипликатор, который устанавливает зависимость между ростом банковских депозитов и ростом денежной массы;

 4) мультипликатор инвестиций, который показывает зависимость изменения дохода вследствие изменения инвестиций

5) налоговый мультипликатор, который показывает обратную зависимость между объемом налогов и уровнем дохода и др.

Все эти мультипликаторы имеют двусторонне действие – как в сторону увеличения дохода, так и в сторону уменьшения.

Мультипликатор совокупных расходов показывает, что при увеличении общей суммы расходов доход возрастает на величину в М раз большую, чем прирост расходов:

 

,                                       (9.4)

 

где          М – мультипликатор, Y – прирост доходов, Е– прирост совокупных расходов.

Отметим также, что, во-первых, эффект мультипликации возможен только в экономике с неполной занятостью, где ВВП меньше потенциального уровня. Это связано с тем, что увеличение дохода (ВВП) требует резервов рабочей силы и производственных мощностей. Во-вторых, этот эффект действует в краткосрочном периоде и постепенно снижается под воздействием инфляции.

Мультипликационный эффект – это мощный инструмент для государственного регулирования экономики.

Покажем графически, как изменение объема инвестиций влияет на величину национального дохода. При этом наглядно будет видно эффект мультипликатора дополнительных инвестиций. Предположим, что инвестиции в обществе поднимаются на новый уровень, который равнозначен сдвигу кривой инвестиций вверх. На рис. 9.3 отметим, что в обществе установилась новая точка экономического равновесия - Е', в которой наблюдается и прирост сбережений, и прирост национального дохода.

 

Рис. 9.3. Эффект мультипликатора инвестиций

 

Однако при этом рис. 9.3 демонстрирует, что прирост национального дохода больше, чем прирост инвестиций.

Коэффициент, который показывает превышение роста дохода над ростом инвестиций, и есть мультипликатор.

Мультипликатор действует как в режиме расширения, так и в режиме сжатия национального дохода, в зависимости от расширения и сжатия инвестиций. В качестве желательной экономической цели выступает уровень национального дохода при полной занятости. Отклонение от этого уровня означают инфляционный или дефляционный (рецессионный) разрыв. Об этом будет рассказано в п. 9.4.

Мультипликационный эффект вызывают не только изменения в инвестициях, но и изменения в уровне сбережений (рис. 9.4).

Так, попытка сберегать больше обозначается в сдвиге вверх кривой сбережений с S к S'. Графически этот сдвиг создает излишек сбережений над запланированными инвестициями при текущем уровне дохода Y1.

 Однако эффект мультипликатора, вызванный незначительным приростом сбережений (снижением потребления), выразится в намного большем снижении равновесного дохода, в данном случае – к Y 2.

Рис. 9.4. Парадокс бережливости

 

Так возникает парадокс бережливости, согласно которому увеличение сбережений приводит к снижению равновесного уровня дохода.

Существуют условия, при которых парадокс бережливости не наблюдается:

1) в условиях инфляции спроса, поскольку увеличение сбережений отразится на падении уровня цен;

2) если дополнительные сбережения идут на инвестиции.

До сих пор речь шла об автономных инвестициях. Эта ситуация - некоторое упрощение взаимосвязей, которые существуют в масштабах национальной экономики. В реальной действительности наблюдается взаимодействие (взаимовлияние) инвестиций и дохода.

Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной "инъекции", вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестированию у разных групп предпринимателей. Именно эти инвестиции называют производными (индуцированными, стимулированными). Производные инвестиции усиливают экономический рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора.

Простейшая формула акселератора такая:

 

                                                 ,                                         (9.6)

где n — коэффициент акселерации; I — производные инвестиции; Y — прирост дохода вследствие действия автономных инвестиций.

Взаимодействие мультипликатора и акселератора происходит таким образом. Сначала автономные инвестиции A вызывают рост Y с интенсивностью, равной величине мультипликатора инвестиций. Прирост Y вызывает поток производных инвестиций I, что зависят от мощности акселератора. Присоединяясь к автономным, производные инвестиции снова порождают эффект мультипликации, которая в свою очередь стимулирует эффект акселерации и так далее.

Теория мультипликатора-акселератора используется экономистами для обоснования идеи государственного вмешательства в экономику. Аргументация такая: в результате государственного регулирования (прямого – через инвестиции или косвенного – через фискальную политику) увеличивается потребительский спрос, который мультиплицирует новый спрос на товары и услуги, который, в конечном счете, приводит к росту национального дохода.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.