Г. Орел 2018г.
БАЗОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «Ведение бухгалтерского учета».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ САПУНОВА Т.Н.
ТЕМА № 6.
ТЕХНИКА И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Вопрос. Понятие, экономическое и правовое значение документов.
Вопрос. Классификация документов.
Вопрос. Реквизиты документов.
Вопрос. Правила исправления ошибок в учетных записях.
Вопрос. Понятие о документообороте.
Вопрос. Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов.
Вопрос. Учетные регистры.
Вопрос. Понятие формы бухгалтерского учета.
Общая схема журнально - ордерной формы бухгалтерского учета.
Вопрос.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами.
Бухгалтерский документ – письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливающее материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Хозяйственные операции отражаются на бумажных и технических носителях информации. Следовательно, документ - любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются, что обеспечивает:
1) Сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.
2) Юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делаются на основании документов, имеющих доказательную силу.
3) Использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации.
4) Контроль за сохранностью собственности, т.к. документами оформляется материальная ответственность работников за доверенные им ценности.
5) Укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальной ревизии.
Вопрос.
Группировка документов по определенным классификационным признакам называется классификацией документов.
В бухгалтерском учете документы классифицируются по следующим признакам:
1) По назначению:
- распорядительные - содержат приказ или распоряжение на проведение хозяйственной операции (приказы, распоряжения, указания, доверенности и т.д.). Эти документы составляются до совершения хозяйственной операции, и они должны быть подписаны ответственными лицами. Распорядительные документы разрешают проведение операции, но информация, содержащаяся в них, не отражается в учетных регистрах.
- исполнительные (оправдательные) - подтверждают факт совершения хозяйственной операции (накладные, счета-фактуры, приемные акты и т. д.). Исполнительные документы составляются в момент совершения операции и подписываются лицами, ответственными за ее совершение.
- комбинированные - совмещают распоряжение и исполнение (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости и т.д.).
- документы бухгалтерского оформления составляются в бухгалтерии (справки, расчеты, разработочные ведомости,
группировочные ведомости и т.д.).
2) По месту составления:
- внутренние - составляются в данной организации (кассовые документы, расчетные ведомости, отчеты материально ответственных лиц и т. д.).
- внешние - составленные в других организациях и поступившие в данную организацию (счета-фактуры, платежные поручения, товарно-транспортные накладные и т. д.).
3) По объему записей:
- первичные, фиксирующие одну или несколько хозяйственных операций непосредственно в момент их совершения (кассовые ордера, акт приемки-передачи основных средств и т.д.).
- сводные - составляемые на основе первичных документов (отчеты кассира, авансовые отчеты, товарные отчеты и т.д.).
4) По способу составления:
- заполняемые вручную
- полученные с помощью средств автоматизации.
Вопрос.
Сведения, содержащиеся в документе и обеспечивающие ему правильное отражение операции и юридическую доказательную силу, называются реквизитами документа.
К числу обязательных реквизитов относятся:
1.наименование документа;
2.дата составления документа;
3.наименование экономического субъекта, составившего документ;
4.содержание факта хозяйственной жизни;
5.величина натурального и (или) денежного измерителя факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6.наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления совершившегося события;
7.подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов.
Отсутствие или неправильное указание какого-либо обязательного реквизита затрудняет использование документа в качестве источника учетной информации или делает это невозможным.
Вопрос.
В зависимости от характера и времени обнаружения ошибок применяют разные способы их исправления:
1) Корректурный способ применяется в том случае, когда ошибка обнаружена до подведения итогов и составления бухгалтерского баланса. Ошибочная запись зачеркивается тонкой чертой, а сверху или рядом пишется правильный текст или сумма.
Тут же делается оговорка о внесенном исправлении, которая заверяется подписями лиц, оформивших документ.
2) Сторнировочный способ (красное сторно) применяется тогда, когда ошибка допущена в корреспонденции счетов или обнаружена после составления баланса. Для исправления ошибочной записи составляется такая же проводка, но с отрицательным значением (красное сторно). Тем самым неправильная запись уничтожается, после чего делается правильная бухгалтерская проводка. При подсчете оборотов по счетам отрицательное число вычитается. В результате на всех счетах восстанавливается правильная сумма оборотов и сальдо.
3) Способ дополнительных записей применяется в том случае, когда сумма операции в основной бухгалтерской проводке ошибочно уменьшена. Тогда на разность в сумме делается дополнительная проводка с той же корреспонденцией
Если же сумма в основной бухгалтерской проводке ошибочно увеличена, то на разность в суммах делается сторнировочная запись с той же корреспонденцией.
Вопрос.
Путь прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив называется документооборотом.
Вопрос.
Данные, содержащиеся в первичных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Не допускаются пропуски и изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учета.
Учетные регистры – это таблицы специальной формы, которые служат для обобщения и группировки всех записей в бухгалтерском учете.
Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах. На основе данных, записанных в учетные регистры, составляется бухгалтерская отчетность.
Запись хозяйственных операций в учетные регистры называется учетной регистрацией.
Обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета:
-наименование регистра
-наименование экономического субъекта, составившего регистр
-дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр
-хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета
-величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения
-наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра
-подписи лиц, ответственных за ведение регистра с указанием их фамилий и инициалов.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Учетные регистры группируются по определенным признакам
1. По внешнему виду:
- карточки
- книги
- свободные листы
- машинные носители.
2. По назначению:
- хронологические
- систематические
- комбинированные.
3. По объему учетных записей:
- синтетические
- аналитические
- смешанные.
Вопрос.
От вида применяемых учетных регистров, их количества, порядка и последовательности записей в них, степени использования средств автоматизации зависит форма бухгалтерского учета.
Вопрос. Общие положения о безналичных расчетах.
Вопрос.
Денежные расчеты осуществляются организациями либо наличными, либо в виде безналичного платежа. Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, а так же с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются в основном, через банковские кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Их учитывают на счетах: № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», № 45 « Товары отгруженные». К нетоварным операциям относятся расчеты с транспортными, посредническими, научно-исследовательскими организациям, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете № 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В зависимости от места нахождения поставщиков и покупателей безрасчетные расчеты делятся на иногородние и одногородние (местные).
Формы безналичных расчетов определены статьей № 862 Гражданского кодекса РФ и Положением Центрального банка РФ № 383-П от 19.06.2012 « О правилах осуществления перевода денежных средств».
-расчеты платежными поручениями
-расчеты инкассовыми поручениями
-расчеты по аккредитиву
-расчеты чеками
-расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)
-расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемых ими со своими контрагентами.
В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а так же обслуживающие их банки и банки-корреспонденты (в случае непрямых расчетов).
Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов.
Расчетный документ – это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:
- плательщика - о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя.
- получателя - о списании денежных средств со счета плательщика и зачислении их на счет, указанный получателем.
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней не считая дня выписки документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Один экземпляр расчетного документа подписывают два уполномоченных лица. На документе ставится печать организации.
Вопрос.
Платежное поручение является распоряжением владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя, открытый в этом или другом банке.
Расчеты платежными поручениями в настоящее время являются наиболее распространенной формой расчетов. Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:
1) За поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
2) В бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
3) В целях возврата / размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процентов по ним.
4) По распоряжению физических лиц или в пользу физических лиц.
5) В других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или не достаточности денежных средств на счете плательщика платежное поручение оплачивается по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Тема урока. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНЫМ СЧЕТАМ В БАНКАХ.
Вопрос.
Организации имеют право открывать на территории РФ в любом банке, уполномоченном ЦБ РФ на проведение операций с иностранной валютой, валютные счета. Обычно банки открывают счета по отдельным видам иностранной валюты. Можно открывать счета сразу в нескольких валютах, что позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую, осуществляемой за плату по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции.
Для открытия валютного счета организация представляет в уполномоченный банк те же документы, что и при открытии расчетного счета. Совместные организации и иностранные фирмы, кроме того, обязаны представить в банк свидетельство о внесении их в реестр предприятий с иностранными инвестициями.
После проверки предоставленных документов юристом и главным бухгалтером банк оформляет распоряжение на открытие счета, копия которого (заверенная банком) дает возможность организации осуществлять операции по валютным счетам. На основании проверенных документов банк заключает с клиентом договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором оговариваются тарифы комиссионного вознаграждения за оказанные банком услуги, сроки принятия банком претензий по списанию или зачислению средств на валютные счета.
Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет № 52 «Валютные счета» - активный; денежный; сальдо дебетовое – наличие у организации денежных средств в иностранной валюте в рублевой оценке; записи по дебету – поступление денежных средств на валютные счета организации; записи по кредиту – списание денежных средств с валютных счетов.
Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка из валютных счетов и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит валютного счета и обнаруженные при проверке выписок банка, отражают на счете № 76.2 « Расчеты по претензиям».
К счету № 52 открываются субсчета:
52.1 «Текущие валютные счета»
52.2 «Валютные счета за рубежом».
Текущий валютный счет открывается организации для учета операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету счета отражаются суммы в иностранной валюте, зачисляемые на текущий валютный счет. В частности, выручка от иностранных покупателей и заказчиков:
Дт 52.1
Кт 62.
С кредита текущего валютного счета валюта списывается в безналичном и наличном порядке.
Списание средств в иностранной валюте в безналичном порядке осуществляется по следующим направлениям:
1) Переводы иностранной валюты в порядке расчетов на любые цели в соответствии с действующим законодательством и установленным ЦБ РФ Порядком расчетов организаций в иностранной валюте.
2) Продажа иностранной валюты.
3) Перевод иностранной валюты для зачисления на валютный счет организации за границей.
Снятие наличной валюты с текущего валютного счета разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работников организации в иностранные государства, а так же по специальному разрешению Банка России.
Валютные счета за рубежом открываются организациям, получившим разрешение ЦБ РФ на открытие счетов в иностранных банках. Разрешение выдается на следующие цели:
1) На оплату расходов представительства за рубежом.
2) На оплату расходов, связанных с подрядными работами и сооружением объектов за рубежом.
3) На оплату расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
Движение денежных средств в иностранной валюте на валютных счетах за рубежом отражаются на субсчете № 52.2 «Валютные счета за рубежом».
По дебету этого счета отражаются:
1) Средства в иностранной валюте, переводимые с текущих валютных счетов организации в уполномоченных банках РФ, в пределах, установленных сметой;
2) Неиспользованная наличность иностранной валюты, ранее снятая со счета;
3) Проценты, начисленные банком на остаток средств на счете;
4) Средства, ранее ошибочно списанные со счета.
С валютных счетов за рубежом могут списываться:
1) Средства на содержание представительства;
2) Средства, снимаемые наличными для выплаты заработной платы, оплаты расходов, связанных с командированием сотрудников по территории страны места нахождения представительства и за её пределами, а так же для оплаты иных расходов, предусмотренных сметой;
3) Суммы, переводимые на текущий валютный счет организации в уполномоченном банке РФ.
4) Средства, ранее ошибочно зачисленные на счет;
5) Банковские расходы по ведению счета.
Банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения на международном валютном рынке.
Вопрос.
Операции по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке организации осуществляют через уполномоченные банки. Иностранная валюта, купленная организациями, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.
Если зачисление иностранной валюты на текущий валютный счет производится в день покупки иностранной валюты, то по операциям покупки иностранной валюты составляются следующие бухгалтерские записи:
1) На сумму поручения на покупку иностранной валюты:
Дт 57
Кт 51
2) На сумму купленной иностранной валюты:
Дт 52.1
Кт 57.
3) Начислено комиссионное вознаграждение банку за покупку иностранной валюты:
Дт 91.2
Кт 76.
Если день зачисления иностранной валюты на текущий валютный счет не совпадает с днем покупки валюты, то возникает курсовая разница, которая отражается:
а) положительная
Дт 57
Кт 91.1.
б) отрицательная:
Дт 91.2
Кт 57.
Операции по продаже иностранной валюты оформляются следующими бухгалтерскими записями:
1.Н а стоимость иностранной валюты, подлежащей продаже:
Дт 57
Кт 51.1
2.На сумму выручки за проданную иностранную валюту:
Дт 51
Кт 91.1
3.На сумму проданной иностранной валюты:
Дт 91.2
Кт 57
4.На расходы, связанные с продажей иностранной валюты:
Дт 91.2
Кт 76.
5.На сумму финансового результата от продажи иностранной валюты:
а) прибыль
Дт 91.9
Кт 99
б) убыток
Дт 99
Кт 91.9.
Пример.
Организация передала поручение банку на продажу 1000 долл. США. Банк продал валюту по курсу 31,90 за 1 долл. Курс доллара, установленный ЦБ РФ на день продажи, составил 32 рубля за 1 долл. Вознаграждение банку за продажу валюты – 200 рублей.
1. Списана иностранная валюта: Дт57/Кт 52.1 32000 р. (1000 долл.*32 рубля).
2. Начислено вознаграждение банку: Дт 91.2/Кт 76 200 р.
3. Зачислена выручка от продажи иностранной валюты: Дт 51/Кт 91.1 31900 р. (1000 долл.*31,9 рубля).
4. Списана проданная иностранная валюта: Дт 91.2/Кт 57 32000 р.
5. Отражен убыток от продажи валюты: Дт 99/Кт 91.9 300 рублей (32000-31900+200).
Тема урока: УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ.
Вопрос.
Вопрос.
Финансовые вложения - это инвестиции организации в государственные и частные ценные бумаги, акции, уставные (складочные) капиталы других организаций, а так же предоставленные другим организациям займы.
Синтетический учет финансовых вложений осуществляется на счете № 58 «Финансовые вложения»; активный; денежный; сальдо дебетовое – отражает сумму стоимости приобретенных ценных бумаг, вложений в уставные (складочные) капиталы или выданных займов; оборот по дебету – финансовые вложения, произведенные за отчетный месяц; оборот по кредиту - суммы реализованных акций, погашенных облигаций или возвращенных займов и депозитных сумм.
К счету № 58 могут быть открыты субсчета:
№ 58.1 «Паи и акции»
№ 58.2 « Долговые ценные бумаги»
№ 58.3 «Предоставленные займы»
№ 58.4 «Вклады по договору простого товарищества».
На субсчете № 58.1 учитывается наличие и движение инвестиций в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций.
Пример:
Приобретены за плату акции акционерного общества:
Дт 58.1
Кт 50,51,52.
На субсчете № 58.2 учитывается наличие и движение инвестиций в государственные ценные бумаги и долговые ценные бумаги других организаций.
Пример:
Приобретены за плату облигации другой организации:
Дт 58.2
Дт 50,51,52.
На субсчете 58.3 «Предоставленные займы» учитывается наличие и движение предоставленных организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) денежных займов.
Предоставление займов отражается:
Дт 58.3
Кт 50;51;52.
Возврат предоставленных займов отражается:
Дт 50;51;52
Кт 58.3.
На субсчете 58.4 «Вклады по договору простого товарищества» организацией-товарищем учитывается наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества.
Предоставление вкладов:
Дт 58.4
Кт 50;51;01;04; и др.
При прекращении договора простого товарищества:
Дт 50;51;01;04; и др.
Кт 58.4.
Вопрос.
Учет расчетов по векселям выданным организован на счете № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет №60.3 «Векселя выданные».
Пример.
1) Принят к оплате счет поставщика за материалы в сумме 23600руб., в т.ч. НДС 18%:
Дт 10
Кт 60.1 20000
на сумму НДС
Дт 19.3
Кт 60.1 3600
2) Выдан вексель поставщику на сумму ранее акцептованного счета:
Дт 60.1
Кт 60.3 23600
3) Выкуплен вексель у поставщика:
Дт 60.3
Кт 51 23600
4) Начислены проценты по векселю (например,10%):
Дт 91.2
Кт 60.3 2360
5) Уплачены проценты по векселю:
Дт 60.3
Кт 51 2360 .
Учет расчетов по векселям полученным ведется на счете № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет № 62.3 «Векселя полученные».
Пример.
1) Предъявлен счет покупателю за отгруженную продукцию 20900руб., в т.ч. НДС 10%:
Дт 62.1
Кт 90.1 20900
2) Получен вексель от покупателя на сумму задолженности за отгруженную продукцию:
Дт 62.3
Кт 62.1 20900
3) Выкуплен вексель покупателем:
Дт 51
Кт 62.3 20900
4) Начислены проценты по векселю (например, 20%):
Дт 62.3
Кт 91.1 4180
5) Получены проценты по векселю:
Дт 51
Кт 62.3 4180.
Вопрос.
Первичные документы по поступлению и отпуску производственных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Первичные документы по движению материалов тщательно оформляются, обязательно содержат подписи лиц, совершавших операции.
Контроль за соблюдением правил оформления движения материалов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих структурных подразделений.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, собственного производства.
Для выполнения производственной программы организации определяют потребность в материалах и приобретают, производят их. На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон по поставкам материальных ценностей. Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке. Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и другие документы. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления, после чего передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения по поступившим документам проверяют соответствие объёма, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на самом счете или другом документе делают отметку о полном или частичным акцепте. Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, номер, дату приходного ордера или акта о приёмке, дату запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от оплаты. Проверенные счета из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и по массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, служащий основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Для получения материалов со склада поставщика экспедитору выдают доверенность, в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приёмке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приёмку. Принятый груз экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом (кладовщику), который проверяет соответствие количества и качества материалов. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными на документе поставки проставляют штамп, в оттеске которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приёмку материалов производит комиссия и оформляет акт о приёмке материалов, служащий основанием для предъявления претензий поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют так же при приеме материалов, поступивших без счета поставщика ( неотфактурованная поставка).
Поступление на склад материалов собственного производства, отходов производства, сэкономленных в производстве материалов, и другого оформляют требованиями - накладными, которые выписывает цех-сдатчик в 2-х экземплярах, первый из которых является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.
Материалы, полученные при разборке и демонтаже зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли и других организациях, на рынке или у населения за наличный расчет. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), составленный подотчетным лицом, в котором подотчетное лицо излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов, цены, а так же паспортных данных продавца материальных ценностей. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Вопрос.
Материалы отпускаются со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону для переработки, в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно - заборными картами. Они выписываются в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Один экземпляр лимитно - заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала на другой оформляют требованием - накладной.
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов.
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за её пределами, оформляют накладной на отпуск материалов на сторону, которую выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр накладной служит для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
Списание материалов вследствие их непригодности оформляют актом на списание материалов.
Вопрос.
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98г.) установлено, что количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией самостоятельно, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
1) При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже.
2) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее первого октября отчетного года.
3) При смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел).
4) При установлении фактов хищений и злоупотреблений, а так же порчи ценностей.
5) В случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстримальными условиями.
6) При ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.
В процессе инвентаризации проверяются:
1) Сохранность товарно-материальных ценностей.
2) Правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента.
3) Порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
4) Порядок организации материальной ответственности.
По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени проведения - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель организации или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет рабочая инвентаризационная комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя. Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационные описи материальных ценностей по местам хранения (эксплуатации) и по материально-ответственным лицам. Материально-ответственные лица в описях дают расписку о том, что все документы склада записаны в карточки складского учета и сданы в бухгалтерию.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации, оформляют составлением сличительных ведомостей и оценивают по фактической себестоимости.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
1) Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию с отнесением в доходы организации:
Дт 08.4; 10; 50; 41
Кт 91.1.
2) Недостача материальных ценностей в приделах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на затраты производства (издержки обращения):
Дт 20, 44
Кт 10, 41, 43
3) Недостача товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, а так же порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:
а) Дт 94
Кт 50, 10, 41,43 ,01
б) Дт 73.2
Кт 94.
4) Некомпенсируемые потери товарно-материальных ценностей в результате чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности организации списываются на финансовый результат ее деятельности:
Дт 91.2
Кт 01,10, 11, 50, 51, 41, 43 и др.
Вопрос. Формы оплаты труда.
Вопрос.
Труд является важнейшей частью экономики: он одновременно товар (работник продает свой труд, создавая новое качество и дополнительное количество материальных ценностей) и причина появления добавленной стоимости, т.к. предметы труда при приложении к ним труда становятся дороже. Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд в различных его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в себестоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Вопрос.
Для учета личного состава, начисления и выплаты заработной платы используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.04г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
1) Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1) применяется для оформления и учета лиц, принимаемых на работу по трудовому договору. Составляется лицом, ответственным за прием всех лиц, принимаемых на работу в организацию. В приказе указываются: структурное подразделение, профессия (должность), испытательный срок, а так же условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.). Подписывается руководителем организации, объявляется работнику под расписку. На основании приказа вносится запись в трудовую книжку, заполняется личная карточка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника.
2) Личная карточка работника (форма № Т-2) заполняется на лиц, принятых на работу, на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов.
3) Штатное расписание (форма № Т-3) применяется для оформления структуры штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом руководителя организации. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом руководителя организации.
4) Приказ о переводе работника на другую работу (форма № Т-5) используется для оформления перевода работника на другую работу в организации. Заполняется работником кадровой службы с учетом письменного согласия работника, подписывается руководителем организации, объявляется работнику под расписку. На основании данного приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете, вносится запись в трудовую книжку.
5) Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-6) применяется для оформления и учета отпусков в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором. Составляется работником кадровой службы, подписывается руководителем организации, объявляется работнику под расписку. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».
6) График отпусков (форма № Т-7) предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений на календарный год. При его составлении учитывается действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работников. График подписывается руководителем организации. При переносе отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносится соответствующее изменение.
7) Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма № Т-8). Применяется для оформления и учета увольнения работников. Заполняется работником кадровой службы, подписывается руководителем организации, объявляется работнику под расписку. На основании приказа делается запись в трудовой книжке, личной карточке, производится расчет с работником по форме № Т-61 «Записка-расчет о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».
8) Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма №Т-9) применяется для оформления и учета направления работника в командировку. Заполняется работником кадровой службы, подписывается руководителем организации. В приказе указываются: фамилия, имя, отчество, структурное подразделение, профессия (должность) командируемого, а так же цель, время и место командировки.
9)
10).Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма № Т-11) применяется для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Составляется на основании представления руководителя структурного подразделения, в котором работает работник. Подписывается руководителем организации, объявляется работнику под расписку. На основании приказа вносится соответствующая запись в личную карточку работника и его трудовую книжку.
10) Табель учета рабочего времени (форма № Т-13) применяется для осуществления табельного учета использования рабочего времени, контроля трудовой дисциплины и составления статистической отчетности по труду. Табельный учет охватывает всех работников организации, каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы.
Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, всех случаев опозданий и неявок с указанием причин, а так же часов простоя и часов сверхурочной работы. Табель составляется в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписывается руководителем структурного подразделения и кадровой службы и передается в бухгалтерию. Для упрощения табельного учета можно ограничиться лишь регистрацией в нем отклонений от нормальной продолжительности рабочего дня.
11). Лицевой счет (форма № Т-54), в который записывают необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за месяц.
По этим данным легко рассчитать средний заработок работника за любой период времени.
Учет выработки в организациях осуществляют мастера, бригадиры и другие работники, на которых возложены эти обязанности. Для учета выработки применяют различные формы первичных документов (наряд на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ и др.). Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты: место, время, наименование, разряд, количество, качество работы; фамилию, имя, отчество, табельный номер и разряд рабочего; нормы рабочего времени и расценки за единицу работы; шифры учета затрат, количество нормо-часов по выполненной работе.
Учет выработки, а вместе с тем выбор той или иной формы первичного документа зависит от многих причин: характера производства, особенностей технологии производства, организации оплаты труда, системы контроля качества продукции, обеспеченности производства мерной тарой (весами, счетчиками и другими измерительными приборами).
Оформленные первичные документы по учету выработки и выполненных работ вместе с дополнительными документами (листками на оплату простоя, на доплаты, актами о браке и другими) передаются в бухгалтерию.
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работнику, необходимо начислить сумму заработка работнику за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят обычно в расчетно-платежной ведомости (форма №Т-49), которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц.
В левой части этой ведомости записывают суммы начисленной заработной платы по её видам (сдельно, повременно, премии, пособия и разного рода доплаты), а в правой - удержания по их видам и суммы к выдаче.
В ряде организаций (особенно крупных) вместо расчетно-платежных ведомостей применяются отдельно расчетные ведомости (форма № Т-51) и платежные ведомости (форма № Т-53)
В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы. В ней указывают фамилии, имена, отчества работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы.
Аванс за первую половину месяца выдают по платежной ведомости. Сумма аванса обычно определяется из расчета 40% заработка по тарифным ставкам или окладам с учетом отработанных рабочим дней.
3 вопрос. Формы оплаты труда в зависимости от количества труда и времени делятся на основные две группы:
1. Сдельная – в основу расчета заработной платы берется количество выполненных работ и сдельная расценка за единицу работы;
2. Повременная – когда согласно тарифной ставке оплачивается работа за единицу времени.
Виды сдельной заработной платы:
1. Прямая сдельная – число единиц произведенной продукции умножается на сдельную расценку одной единицы.
2. Сдельно - премиальная – кроме прямой сдельной начисляются премии за экономию материалов, превышение норм выработки, качество и др.
Пример: выписка из наряда на сдельные работы Голикова И.И.
Вид работ | Количество выполненных работ (шт.) | Сдельная расценка | Сдельная заработная плата |
| 250 | 40-00 | 10000 |
| 480 | 30-00 | 14400 |
Итого: 24400.
Положением об оплате труда предусмотрены премиальные надбавки за экономию материалов 10% и за срочность 10%
Сумма премии = 24400*(10%+10%) / 100% = 4880руб.
Всего сумма заработка Голикова = 24400+4880 =29280 руб.
3. Сдельно-прогрессивная – на продукцию, выпущенную сверх нормы, сдельная расценка за единицу повышается.
Пример: Рабочий-сдельщик 6 разряда выполнил норму выработки на 120%. Его заработок по сдельным расценкам на норму продукции (100%) составил 18000 руб. Согласно Положению об оплате труда сдельные расценки на продукцию, изготовленную сверх 105% нормы, повышаются в 1,5 раза.
1) Сдельная заработная плата рабочего без повышения тарифа = 18000*120% / 100% = 21600 руб.
2) Прирост оплаты труда за счет повышения тарифа = 18000*(120% - 105%))*0,5 / 100 % =1350руб.
3) 21600+ 1350= 22950 руб.
4. Косвенно-сдельная применяется при обслуживании машин, оборудования и рабочих мест. Рассчитывается путем умножения тарифа на коэффициент.
Пример: Заработок рабочего наладчика 6 разряда на 3 участке механического цеха по тарифной ставке составляет 15000 руб. Норма (план) выработки участка 1000 единиц продукции, фактически выработано – 1400 единиц.
1) Коэффициент = 1400 / 1000 = 1,4
2) 15000*1,4 =21000.
5. В процентах от выручки – оплата производится в определенной доле от вырученной суммы. Эта форма оплаты удобна в бытовом обслуживании населения, когда нет сдельных расценок за каждый вид услуг. Оплата может быть в процентах от суммы выручки за минусом материальных затрат.
Пример: Тарасов занимается ремонтом обуви и получает заработную плату в размере 25% выручки за минусом суммы израсходованных материалов. Согласно ведомости приема выручки Тарасовым за месяц сдано 21500 руб. Материалов израсходовано на сумму 1500 руб.
Заработная плата = (21500-1500)*25% / 100% = 5000 руб.
При бригадной организации труда зарплата начисляется, так же согласно наряда на сдельную работу, но не одному работнику, а всей бригаде. Эту заработную плату следует распределить между членами бригады. Если они имеют одинаковую квалификацию (разряд), то базой распределения может являться отработанное время.
Пример:
Ф.И.О. | часы | Коэффициент распределения | Сдельная заработная плата |
Иванов Данилов Савельев | 120 164 91 | 340 340 340 | 40800 55760 30940 |
Итого: | 375 | 127500 |
Коэффициент = 127500 / 375 =340
Если члены бригады имеют различную квалификацию (разряд), то их заработок следует поставить в зависимость не только от отработанного времени, но и от квалификации (разряда).
Базой распределения в этом случае будет не время, а произведение времени на часовую тарифную ставку каждого разряда, т.е. так называемая тарифная зарплата.
Пример:
Ф.И.О. | разряд | Часовая тарифная ставка | часы | Тарифная заработная плата | Коэффициент распределения | Сдельная заработная плата |
1.Иванов 2.Данилов 3.Савельев | 5 6 2 | 10-20 10-30 8-49 | 180 172 164 | 1836 1771 1393 | 6 6 6 | 11016 10626 8358 |
Итого: | 5000 | 30000 |
Коэффициент = 30000 / 5000 = 6
Различают два вида повременной заработной платы:
1) Простая повременная
2) Повременно-премиальная
Пример 1.
Должностной оклад руководителя организации 40000 руб. В феврале месяце им фактически отработано 14 дней при общем количестве рабочих дней по графику – 20.
Заработная плата = 40000 *14дней / 20 дней = 28000 руб.
Пример 2.
Рабочий-повременщик 6 разряда отработал в феврале месяце 160 часов. Часовая тарифная ставка 6 разряда – 103р.
Положением об оплате труда предусмотрена премия за экономию материалов в размере 10% от суммы экономии.
Рабочим в феврале месяце съэкономлено материалов на сумму 5000 руб.
1) Повременная заработная плата = 160*103 = 16480 руб.
2) Сумма премии = 5000*10% / 100% = 500 руб.
3) 16480 + 500 = 16980 руб.
ТЕМА № 10.
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.
Понятие, классификация.
Понятие объекта, относящегося в бух учете к нематериальным активам, дано в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденном приказом Минфина РФ от 27.12.2007г. № 153н. Согласно Положению не материальные активы классифицируются как права, которые наряду с правовыми нормами отвечают двум следующим требованиям:
- используются в течение периода, превышающего 12 месяцев;
-приносят доход в процессе их использования в хозяйственной деятельности.
В соответствии с ПБУ 14/2007 данные права возникают:
- из авторских и иных договоров на программы ЭВМ, базы данных;
- из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
- из свидетельств на полученные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, торговые марки или лицензированных договоров на их использование.
6.2. Поступление, оценка.
Порядок принятия к учету и оценка нематериальных активов зависят от формы их поступления:
- покупки,
- создания собственными силами организации,
- получения в форме вклада в уставный капитал,
- получения безвозмездно (по договору дарения).
Нематериальные активы отражаются в учете в сумме фактических затрат на приобретение, изготовление, а так же затрат по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Приобретенные за плату нематериальные активы ставятся на учет в порядке, установленном для учета капитальных вложений:
- при поступлении:
Дт 08.5
Кт 60
на сумму НДС
Дт 19.2
Кт 60
- при принятии к бухгалтерскому учету
Дт 04
Кт 08.5.
При изготовлении собственными силами организации нематериальных активов их первоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление: израсходованные материальные ресурсы, оплата труда с начислениями, услуги сторонних организаций по контрагентским договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств:
Дт 08.5
Кт 10,70,69,76 и др.
В бухучете по мере готовности этих нематериальных активов к использованию делается запись:
Дт 04
Кт 08.5
Нематериальные активы считаются созданными организацией, если исключительное право на объект принадлежит организации, что должно быть подтверждено соответствующими охранными документами.
Объекты нематериальных активов, полученные в качестве вклада учредителей в уставный капитал, оценивают по стоимости, согласованной участниками организации:
Дт 08.5
Кт 75.1.
При принятии к бухгалтерскому учету этих объектов:
Дт 04
Кт 08.5.
В случае безвозмездного получения объектов нематериальных активов они оцениваются по стоимости, определяемой экспертным путем по текущим рыночным ценам:
Дт 08.5
Кт 98.2.
При принятии к бухгалтерскому учету этих объектов:
Дт 04
Кт 08.5.
В дальнейшем, по мере начисления амортизации:
Дт 98.2
Кт 91.1.
Вопрос.
Затраты на производство – это расходы, которые несет организация в процессе производства. Это понятие следует отличать от себестоимости продукции работ, услуг. Под затратами на производство понимают расходы, производственные за отчетный период, не зависимо от того, все ли они относятся к продукции, выпущенной в этом периоде или эти затраты необходимы для выпуска продукции, которая будет готова в следующих отчетных периодах.
Себестоимость – это затраты, относящиеся к определенному виду продукции, услуг, виду деятельности организации и определенному их количеству. Например, себестоимость продукции, выпущенной за январь месяц. Причем себестоимость рассчитывают по каждому виду изделий, работ, услуг. Кроме себестоимости выпущенной продукции различают себестоимость отгруженной и переданной покупателям продукции, себестоимость реализованной продукции.
Все затраты принято делить на прямые и косвенные.
Прямые (условно переменные) – это затраты, которые в момент их возникновения можно сразу отнести к определенному виду продукции, работ, услуг. Например: основные материалы, заработная плата основных производственных работ с начислениями. Эти затраты находятся в прямой пропорциональной зависимости от количества выпущенной продукции, и поэтому их называют условно переменными.
Косвенные (условно постоянные) – затраты, относящиеся к тому или иному виду продукции косвенным путем. Например, заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями. В момент возникновения таких затрат невозможно определить, к какому виду продукции они относятся. Затраты эти, как правило, не зависят от количества выпущенной продукции, и поэтому их называют условно постоянными.
Для учета косвенных затрат предназначены собирательно-распределительные счета № 25 «Общепроизводственные затраты, №26 «Общехозяйственные затраты». (Характеристику счетов №25,26 см. Тема №5 «Основы классификации счетов» вопрос №4 «Счета хозяйственных процессов и их результатов»).
Согласно учетной политике организации счет № 26 «Общехозяйственные расходы» может закрываться по итогам каждого месяца на счет № 90 «Продажи» (если организация работает по сокращенной себестоимости):
Дт 90.8 «Управленческие расходы»
Кт 26 «Общехозяйственные расходы».
При расчете себестоимости работ, услуг, затраты формируются по статьям калькуляции:
1. Основные материалы;
2. Вспомогательные материалы;
3. Комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты;
4. Возвратные отходы (-);
5. Основная заработная плата производственных рабочих;
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7. Начисления на заработную плату производственных рабочих;
8. Расходы на подготовку и освоение производства;
9. Общепроизводственные расходы;
10. Общехозяйственные расходы;
11. Потери от брака продукции;
12. Прочие производственные расходы;
13. Внепроизводственные расходы.
Вопрос.
Согласно ПБУ 10\99 «Расходы организации» (Приказ Минфина России от 06.05.99 № 34н) при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим экономическим элементам:
1. Материальные затраты
2. Затраты на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Амортизация внеоборотных активов
5. Прочие затраты.
Вопрос.
Методические рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства на предприятиях торговли и общественного питания (Приказ Комитета РФ по торговле от 20.04.95г. № 1-55/32-2), предусмотрена следующая номенклатура статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общественного питания:
1. Транспортные расходы
2. Расходы на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
5. Амортизация внеоборотных активов.
6. Расходы на ремонт основных средств
7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
8. Расходы на хранения, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
9. Расходы на рекламу
10.Затраты по оплате процентов за пользование займом
11.Потери товаров и технологические отходы
12.Расходы на тару
13.Прочие расходы
В организациях торговли издержки обращения в течение месяца учитываются на активном счете № 44 «Расходы на продажу». В конце месяца сумма издержек обращения, приходящихся на реализованные за текущий месяц товары, списывается:
Дт 90.7 « Коммерческие расходы»
Кт 44 «Расходы на продажу».
Дебетовое сальдо счета № 44 равно сумме издержек обращения, приходящихся на остаток нереализованных на конец отчетного периода товаров. При этом сумму издержек обращения, относящихся к остатку товаров на конец месяца, исчисляют по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца, в следующем порядке:
1. Суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процента за банковский кредит на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2. Определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца
3. Средний процент = пункт 1 *100% / пункт 2
4. Умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных на конец месяца товаров.
Вопрос.
На счете № 20 «Основное производство» учитываются процессы, происходящие в основном производстве с точки зрения затрат в денежном измерении; активный, калькуляционный; сальдо дебетовое представляет собой затраты, относящиеся к незавершенному производству (начатым, но не законченным обработкой изделиям в предыдущем периоде).
Оборот по дебету - затраты на производство за отчетный период, как прямые так и косвенные:
Дт 20
Кт 10,70,69,23,25,26,28,60,76 и др.
Эти затраты еще не есть себестоимость. В кредит счета № 20 «Основное производство» записываются затраты, относящиеся к готовой продукции, т.е. прошедшей полную обработку и выпущенной из производства.
Если на конец отчетного периода часть изделий не закончена обработкой, то затраты, относящиеся к ним, остаются на счете № 20 «Основное производство» в виде дебетового сальдо. Если на конец отчетного периода незавершенного производства нет, то и сальдо по счету № 20 «Основное производство» не будет.
Сумму затрат, относящихся к выпущенной продукции, бухгалтер определяет расчетным путем. Наиболее простой и точный методикой распределения затрат между выпущенной продукцией и незавершенным производством является распределение пропорционально количеству выпущенных и незаконченных обработкой изделий. Количество незаконченных обработкой изделий определяется методом инвентаризации, о чем составляется акт.
Оборот по кредиту счета № 20 «Основное производство» определяется расчетным путем и представляет собой фактическую себестоимость:
1) выпущенной готовой продукции
Дт 43 «Готовая продукция»
Кт 20 «Основное производство».
2) выполненных работ, оказанных услуг
Дт 90.2 «Себестоимость продаж»
Кт 20 «Основное производство».
Для расчета фактической себестоимости по каждому виду продукции (работ, услуг) открывается ведомость аналитического учета затрат на производство в разрезе статей калькуляции.
Вопрос.
В методических указаниях по учету материально производственных запасов (Приказ Минфина РФ от 28.12.01г. № 119-н) готовая продукция определена как часть материально производственных запасов, предназначенных для продажи, технические качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
Работы и услуги – стоимость различных работ и услуг, выполненных и оказанных сторонними организациями, а так же работникам организации на условиях оплаты.
Основные задачи учета готовой продукции:
1. Правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции.
2. Контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по её поставкам.
3. Контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов.
4. Контроль за выполнением планов по продаже продукции и своевременной оплаты проданной продукции.
5. Выявление рентабельности всей продукции и её отдельных видов.
Готовая продукция должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукции, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:
1. Фактическая производственная себестоимость (полная и неполная)
2. Нормативная (плановая) себестоимость (полная и неполная) (в отраслях с массовым и серийным характером производства и большой номенклатурой).
3. Договорные цены (при стабильности таких цен).
4. Другие виды цен.
При использовании в качестве учетных цен нормативной (плановой) себестоимости, договорных и других видов цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонения фактической производственной себестоимости продукции от стоимости её по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки её на складах. С этой целью используют специальный расчет с применением средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости её по учетным ценам.
Пример:
№ п/п | Показатели | По учетным ценам | По фактической себестоимости | Отклонения (+; -) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Остаток готовой продукции на начало месяца. | 300000 | 306000 | + 6000 |
2. | Поступило из производства по учетным ценам | 2700000 | 2724000 | +24000 |
3. | Итого: | 3000000 | 3030000 | +30000 |
4. | Отклонение отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам, % (гр.5 строка 3 *100%/гр.3 строки 3) | * | * | 1% |
5. | Отгружено готовой продукции | 2500000 | 2525000 | +25000 |
6. | Остаток готовой продукции на конец месяца. | 500000 | 505000 | +5000 |
По данным таблицы этот процент оказался равным 1. Умножением стоимости отгруженной продукции и стоимости её остатка на складе на конец месяца на исчисленный процент определяют, какая часть отклонений относятся на отгруженную и оставшуюся на складе продукцию.
1) 2500000 *1% / 100% = 25000
2) 2500000 + 25000 = 2525000
3) 500000 * 1% = 5000
4) 500000 + 5000 = 505000
Подобные расчеты составляют и при использовании неполной производственной себестоимости. В этом расчете нет необходимости, если организация использует для учета выпуска готовой продукции счет № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Вопрос.
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляется на счете № 43 «Готовая продукция»; активный; инвентарный. Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете № 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону так же не отражают на счете № 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают:
Дт 90.2
Кт 20.
Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приёмки, остается в составе незавершенного производства и на счете № 43 «Готовая продукция» не учитывается.
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах:
1) без использования счета № 40
2) с использованием счета № 40
При первом варианте, традиционном для отечественной учетной практики, готовая продукция учитывается на синтетическом счете № 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости. Однако, аналитический учет отдельных видов продукции осуществляется, как правило, по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости её по учетным ценам, учитываемых на отдельном аналитическом счете.
Выпуск готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью:
Дт 43
Кт 20
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонения фактической себестоимости продукции от стоимости её по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета № 20 «Основное производство» в дебет счета № 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской записи или способом «красное сторно».
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам:
Дт 90.2
Кт 43
или
Дт 90.2
Кт 45.
По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной продукции от стоимости её по учетным ценам и списывают его с кредита счета № 43 «Готовая продукция» дополнительной проводкой или методом «красное сторно» в дебет счетов № 90.2 «Себестоимость продаж» или № 45 « Товары отгруженные».
Движение готовой продукции отражается в разделе № I «Движение готовых изделий в ценностном выражении» ведомости № 16 «Отгрузка, реализация».
В разделе № 1 движение готовых изделий показывается в двух оценках: по учетной цене и по фактической себестоимости. В качестве учетной цены можно принять нормативную (плановую) себестоимость или договорную, отпускную цену.
Комментарий для заполнения первого раздела ведомости №16 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для нашей сквозной задачи:
Строка 1 – по условию задачи.
Строка 2 – из ведомости выпуска готовой продукции.
Строка 3 = строка 1+строка 2.
Строка 4= графа 4 строки 3/графа 3 строки 3*100%.
Строка 5 - из раздела II ведомости № 16.
Строка 6 = строка 3- строка 5.
Вопрос.
При использовании для учета выпуска готовой продукции счета № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляется на счете №43 «Готовая продукция» по нормативной или плановой себестоимости. По дебету счета № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражают фактическую себестоимость продукции работ, услуг:
Дт 40
Кт 20, а по кредиту - нормативную или плановую себестоимость:
а) продукции
Дт 43
Кт 40
б) работ, услуг
Дт 90.2
Кт 40.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на 1 число месяца определяется отклонение фактической себестоимости выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг от нормативной или плановой себестоимости.
Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется:
Дт 43; 90.2
Кт 40.
Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается дополнительной записью:
Дт 43; 90.2
Кт 40.
Счет № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
Вопрос.
Счет № 44 «Расходы на продажу» в организациях, осуществляющих производственную деятельность, предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, работ, услуг. В таких организациях на счете № 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:
- на затаривание и упаковку готовой продукции на складах;
- по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
- комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие аналогичные по назначению расходы.
По дебету счета № 44 «Расходы на продажу» отражаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично:
Дт 90.7
Кт 44
При частичном списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости и другим соответствующими показателям).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, работ, услуг, ежемесячно полностью списываются:
Дт 90.7
Кт 44.
Операции по счету № 44:
1. Дт 44
Кт 10
2. Дт 44
Кт 70
3. Дт 44
Кт 69
4. Дт 44
Кт 71
5. Дт 44
Кт 76
6. Дт 90.7
Кт 44.
5 вопрос:
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые сведения по изделиям, цены, скидки, порядок расчетов, ставку НДС и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии выполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности, арбитраже и другие сведения.
Продажа продукции производится организациями по следующим ценам:
- по свободным рыночным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
- по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
- по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим в себя НДС, – для продажи товаров населению и оказания ему услуг.
При установлении отпускных цен указывают франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко – станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включены в отпускную цену. Франко – станции отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все остальные расходы должны оплачиваться покупателем.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска её со склада служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации. На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе (а при его отсутствии - в бухгалтерии) выписывают расчетные документы, в которых сумма НДС выделяют отдельной строкой. При отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС и на них делают запись «Без налога (НДС)».
Данные расчетных документов ежедневно записываются в раздел II «Отгрузка, реализация» ведомости № 16.
Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражаются:
Дт 62
Кт 90.1.
Одновременно:
Дт 90.2
Кт 43.
Если выручка от продажи отгруженной продукции в течение определенного времени не может быть признана в бухгалтерском учете, то для учета такой отгруженной продукции используют счет № 45 «Товары отгруженные». При отгрузке указанной продукции она списывается по фактической себестоимости:
Дт 45
Кт 43
Одновременно стоимость продукции по цене реализации отражается:
Дт 62
Кт 90.1.
ТЕМА № 13. Учет капитала, финансовых результатов, кредитов т займов.
1 вопрос. Учет уставного (складочного) капитала (фонда).
Вопрос.
Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов, долей, акций по номинальной стоимости учредителей (участников) в имущество организации при её создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000 кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а для закрытого акционерного общества – не менее 100 кратной величины минимального размера оплаты труда. В обществе с ограниченной ответственностью уставный капитал не может быть меньше 10000 тыс. руб.
Складочный капитал – совокупность вкладов участников полного товарищества на вере, внесенных в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности.
Государственные и муниципальные организации вместо уставного или складочного капитала формируют в установленном порядке уставный фонд, под которым понимают совокупность выделенных государственными или муниципальными органами основных и оборотных средств.
Паевой фонд - совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности.
Синтетический учет уставного и складочного капитал, уставного и паевого фондов осуществляют на пассивном счете № 80 «Уставный капитал», кредитовое сальдо которого должно соответствовать размеру уставного капитала (фонда), зафиксированного в учредительных документах организации.
После государственной регистрации организации, созданной на средства учредителей, уставный капитал в сумме, предусмотренной учредительными документами, отражают:
Дт 75.1
Кт 80
Фактическое поступление вкладов учредителей отражается по кредиту счета № 75.1 в дебет счетов:
- 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Дт 08.4
Кт 75.1
на стоимость внесенных в счет вклада зданий, сооружений, машин и оборудования и другого имущества относящегося к основным средствам;
- 08.5 «Приобретение объектов нематериальных активов»
Дт 08.5
Кт 75.1
на стоимость внесенных в счет вклада нематериальных активов;
Поступившие основные средства и нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету:
Дт 01 Дт 04
Кт 08.4 Кт 08.5
- производственных запасов
Дт 10; 41и др.
Кт 75.1
на стоимость внесенных в счет вкладов, сырья, материалов и других материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам;
- денежных средств
Дт 50;51;52
Кт 75,1
на сумму денежных средств в отечественной и иностранной валюте, внесенных участниками;
- других счетов – на стоимость внесенного в счет вклада иного имущества.
Материальные ценности и нематериальные активы, вносимые в счет вкладов в уставный капитал, оценивают по согласованию между учредителями стоимости, ориентированной на реальные рыночные цены. Ценные бумаги и другие финансовые активы, так же оценивают по согласованной стоимости. Валюту валютные ценности оценивают по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на момент взноса указанных ценностей. Оценка валюты и валютных ценностей, вносимых в счет вкладов в уставный капитал, может отличаться от оценки их в учредительных документах. Возникающую при этом курсовую разницу списывают на счет № 83 «Добавочный капитал».
Внесение в уставный капитал вкладов в иностранной валюте отражают в бухгалтерском учёте следующем образом:
1) На сумму задолженности иностранного учредителя:
Дт 75.1
Кт 80
2) На поступление от иностранного учредителя денежных средств:
Дт 52
Кт 75.1
3) На сумму положительной разницы:
Дт 75.1
Кт 83
4) На сумму отрицательной разницы:
Дт 83
Кт 75.1.
Данный порядок списания курсовой разницы позволяет не менять доли учредителей в уставном капитале, оговоренной учредительных документах.
Увеличение или уменьшение уставного капитала может быть осуществлено только по решению учредителей после внесения соответствующих изменений в устав организации и другие учредительные документы.
При увеличении уставного капитала:
- на сумму добавочного капитала, направляемого на увеличение уставного капитала:
Дт 83
Кт 80
- на сумму нераспределенной прибыли, направляемой на увеличение уставного капитала:
Дт 84
Кт 80
- на сумму выпуска дополнительных акций:
Дт 75.1
Кт 80.
При уменьшении уставного капитала:
- на сумму вкладов, возращенных учредителям:
Дт 80
Кт 75.1
- на номинальную стоимость аннулированных акций:
Дт 80
Кт 81.
Вопрос.
Добавочный капитал в отличии от уставного капитала не подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Он показывает общую собственность всех участников.
Добавочный капитал учитывается на пассивном счете № 83 «Добавочный капитал», к которому могут быть открыты субсчета:
83.1 « Прирост стоимости имущества при переоценке»
83.2 «Эмиссионный доход»
83.3 «Курсовые разницы»
Добавочный капитал складывается из следующих составляющих:
- эмиссионного дохода, возникающего при реализации акции по цене, превышающей их номинальную стоимость
Дт 50;51;52.2
Кт 83.2
- прироста стоимости имущества при переоценке:
Дт 01
Кт 83.1
- курсовой разницы, образовавшейся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации:
Дт 75.1
Кт 83.3
Средства добавочного капитала могут быть направлены на:
- увеличение уставного капитала:
Дт 83
Кт 80
- погашение сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки:
Дт 83
Кт 01
- распределение между учредителями организации:
Дт 83
Кт 75.2.
Вопрос.
Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации.
По своему усмотрению его могут создавать и другие организации.
Акционерные общества обязаны создавать резервный капитал в размере не менее 5% уставного капитала.
Резервный капитал формируется путем ежегодных отчислений, размер которых предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счет № 82 «Резервный капитал»
Отчисления в резервный капитал прибыли отражается:
Дт 84 «Нераспределенная прибыль»
Кт 82.
Использование резервного капитала отражается:
- на покрытие убытков от хозяйственной деятельности:
Дт 82
Кт 84
- на погашение облигаций акционерного общества:
Дт 82
Кт 66; 67
- на выплату процентов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли:
Дт 82
Кт 70, 75.2
- на увеличение уставного капитала:
Дт 82
Кт 80.
Вопрос.
Для учета операционных и внереализованных доходов и расходов предназначен счет № 91 «Прочие доходы и расходы», к которому могут быть открыты субсчета:
91.1 «Прочие доходы» ( Пассивный )
91.2 «Прочие расходы» ( Активный )
91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» ( Активно-пассивный ).
На кредите субсчета 91.1 «Прочие доходы» учитывается поступления активов, признаваемые прочими доходами в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (Приказ Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г.). К прочим доходам относятся, в частности:
- поступления от совместной деятельности;
- положительные курсовые разницы;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;
- невостребованная в срок кредиторская задолженность.
На дебете субсчета № 91.2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы организации в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Приказ Минфина РФ № от 06.05.99г.). К прочим расходам относятся в частности:
- проценты по кредитам и займам;
- штрафы, пени, неустойки за нарушения условий хозяйственных договоров;
- возмещение причиненных убытков;
- отрицательные курсовые разницы;
- невостребованная в срок дебиторская задолженность.
Записи по субсчетам 91.1 «Прочие доходы» и 91.2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года.
Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету № 91.2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по счету № 91.1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительным оборотом) списывается с субсчета № 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет № 99 «Прибыли и убытки»:
а) Прибыль, если К.О. 91.1 > Д.О. 91.2, то на сумму превышения (прибыль):
Дт 91.9
Кт 99
Или:
б) Убыток, если Д.О. 91.2 > К.О. 91.1, то на сумму превышения (убыток):
Дт 99
Кт 91.9.
Таким образом, синтетический счет № 91 «Прочие доходы и расходы» ежемесячно закрывается и в балансе не показывается.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету № 91 «Прочие доходы и расходы», кроме субсчета № 91.9, закрываются внутренними записями на субсчет № 91.9:
1.) Дт 91.1
Кт 91.9
2.) Дт 91.9
Кт 91.2.
5 вопрос. Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации предназначен счет № 99 «Прибыли и убытки»; активно-пассивный; сальдо на 1 января никогда не имеет.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а так же прочих доходов.
По дебету счета № 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат.
На счете № 99 в течение отчетного года отражаются:
1) Прибыль или убыток от обычных видов деятельности:
а) прибыль Дт 90.9 б) убыток Дт 99
Кт 99 Кт 90.9
2) Сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц:
а) прибыль Дт 91.9 б) убыток Дт 99
Кт 99 Кт 91.9
3) Суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а так же суммы причитающихся налоговых санкций:
Дт 99
Кт 68,69.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет № 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета № 99 на счет № 84:
1. чистая прибыль:
Дт 99
Кт 84 «Нераспределенная прибыль отчетного года»
2.чистый убыток
Дт 84 «Непокрытый убыток отчетного года»
Кт 99.
6 вопрос. При реформации баланса сумма чистой прибыли отчетного года, сформировавшаяся на счете № 99 «Прибыли и убытки», списывается на счет № 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток»:
Дт 99
Кт 84 «Нераспределенная прибыль отчетного года».
Эта запись производится заключительным оборотом декабря отчетного год, чтобы по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, счет № 99 «Прибыли и убытки» не имел сальдо.
Уже в следующем за отчетным году на основании решения компетентного органа производится распределение прибыли. Оно подразумевает:
- начисление дивидендов (доходов):
Дт 84
Кт 75.2
- отчисления в резервный капитал организации:
Дт 84
Дт 82
- покрытие убытков прошлых лет:
Дт 84 «Нераспределенная прибыль отчетного года»
Кт 84 «Непокрытый убыток прошлых лет».
После отражения указанных операций кредитовое сальдо счета № 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества или участников общества с ограниченной ответственностью.
ТЕМА № 14 ОТЧЕТНОСТЬ.
1 вопрос. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.
Вопрос.
Организации в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязаны предоставлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность:
- учредителям
- участникам организации или собственникам имущества
- территориальным органам государственной статистики.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации предоставлять отчетность так же местным налоговым органам.
Муниципальные и государственные предприятия предоставляют бухгалтерскую отчетность организациям, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Бюджетные организации предоставляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящим организациям.
Сроки предоставления отчетности:
- квартальной – в течение 30 дней по окончании отчетного квартала
- годовой – в течение 90 дней по окончании отчетного года.
.
Г. Орел 2018г.
БАЗОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «Ведение бухгалтерского учета».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ САПУНОВА Т.Н.
ТЕМА № 6.
ТЕХНИКА И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 756.