Шкала включает в себя двадцать утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии (см. Приложение 4).
Цветовой тест Аюшера
Проективная методика исследования личности М. Люшера основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из восьми стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (ну-
465
левой) — дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.
Опросник для оценки эмоциональности
Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций: печали, гнева, страха и
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 244
радости. Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, наиболее частых и типичных для больного, появление которых не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: «безусловно да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет» (см. Приложение 5).
Восприятие эмоционального тона сюжетных картин
Свободное изложение содержания картин. Анализ понимания их эмоционального смысла.
Восприятие эмоционального тона рассказов
Пересказ рассказов. Анализ понимания их эмоционального содержания.
Данные проективных тестов: Роршаха, TAT и др.
Стандартная оценка результатов исследования.
При анализе результатов отмечается общее состояние эмоционально-личностной сферы: сохранность «эмоционального фактора», наличие признаков нарушения в работе отрицательной или положительной эмоциональной системы, эмоционально-личностные дефекты и др.
XVI. Схема нейропсихологического заключения
1. Характеристика личности больного.
2. Дополнения к анамнезу (динамика отдельных нейропсихологических симптомов).
3. Данные экспериментально-психологического исследования: а) характеристика внимания;
466
б) характеристика состояния гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия);
в) характеристика состояния праксиса (праксиса позы, пространственного, динамического, орального);
г) характеристика речевых процессов (письма, чтения);
д) характеристика счета;
е) характеристика памяти;
ж) характеристика интеллектуальной деятельности;
з) характеристика эмоционально-личностной сферы.
4. Общая оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения.
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 245
П риложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)1
ФИО____________________Дата_____________
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Состояние | Вовсе | Пожалуй, | Верно | Совершен | |
Нет
3
Продолжение ==>
1 Обработку результатов опросников Спилбергера—Ханина см.: Психологические тесты: В 2 т. — М.: Владос,
1999. — Т. 1.
468
Таблица (продолжение)
Состояние
15 | Состояние | Вовсе нет | Пожалуй , так |
Верн о
3
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.
246
П риложение 3. Опросник для определения личностной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)
ФИО___________________Дата_____________
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя обычно чувствуете.
Состояние | Вовсе | Пожалу | Верн | Совершенн | |
1 |
Нет | й, так | о 3 | о верно | |
Я испытываю удовольствие | 2 | 4 | |||
2 | Я обычно легко устаю | 2 | 3 | 4 | |
3 | Я легко могу заплакать | 2 | 3 | 4 | |
4 | Я хочу быть таким же, как другие | 2 | 3 | 4 | |
5 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 2 | 3 | 4 | |
6 | Обычно я чувствую себя бодрым | 2 | 3 | 4 | |
7 | Я спокоен, хладнокровен, собран | 2 | 3 | 4 | |
8 | Ожидаемые трудности обычно меня тревожат | 2 | 3 | 4 | |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 2 | 3 | 4 | |
10 | Я вполне счастлив | 2 | 3 | 4 | |
11 | Я принимаю все близко к сердцу | 2 | 3 | 4 | |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 2 | 3 | 4 | |
13 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 2 | 3 | 4 | |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
Прод | олжение ==> | ||||
470 | |||||
Табл | ица (продол | жение) | |||
Состояние | Вовсе | Пожалуй | Верн | Совершенн | |
15 |
Нет 1 | , так | о | о верно | |
У меня бывает хандра | 2 | 3 | 4 | ||
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 Я уравновешенный человек 1 2 3 | 4 | ||||
20 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 247
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.