Нет
Слабо
| Сильно
|
Спонтанная речь
Беседа с больным (Как Вы заболели? и др.)
|
|
|
Автоматизированная речь Цифровой ряд от 1 до 10 Дни недели: понедельник, вторник... Месяцы года: январь, февраль...
|
|
|
Дезавтоматизированная речь Цифровой ряд: 10, 9, 8... Дни недели: воскресенье, суббота... Месяцы: январь, декабрь...
|
|
|
Повторная речь
Повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с
Повторение дизъюнктных пар звуков: б—н, к—
с, м—н
Повторение оппозиционных фонем: б—п, п—б,
д—т, т—д, з—с, с—з
(при невозможности повторения — реакция
выбора на оппозиционные фонемы или показ
соответствующей буквы)
Повторение серии звуков:
би—ба—бо, бо—би—ба, ба—би—ба
Повторение слов: дом, окно, кошка, портной,
стон, слон;
полковник, поклонник, половник;
кооператив, кораблекрушение и др.
Повторение серии слов:
дом—пec—кот—стол;
дуб—ночь—игла;
сад—шкаф—день
Повторение фраз:
мальчик спит;
девочка плачет;
мальчик ударил собаку;
девочка пьет чай
Повторение скороговорок:
«из-под топота копыт пыль по полю летит»;
«сшит колпак не по-колпаковски, надо его
переколпаковать, и никто его не переколпакует»
|
|
|
Продолжение ==>
452
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 223
Таблица
(продолжение)
Слабо Сильно
Называние предметов
По картинкам:
яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и
др.
Частей тела:
нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо и др.
(отмечается характер затруднений: помогает ли
подсказка; поиски, отказы; литеральные
и вербальные парафазии и т. д.)
|
|
|
|
Понимание речи
Понимание слов (с опорой на картинку):
по одному элементу;
по два элемента;
по три элемента
Понимание значения слов (частей тела без
зрительной опоры):
показать ухо — нос — глаз
по одному элементу
(ухо и т. д.);
по два элемента (ухо — глаз и т. д.);
по три элемента (глаз — нос — ухо и т. д.)
Понимание малочастотных слов (заусеница,
гусеница и т. д.)
Понимание обиходных инструкций
и предложений:
откройте рот, откройте глаза, закройте рот,
закройте глаза и т. п.;
положите левую руку в карман халата и т. д.
Понимание логико-грамматических
конструкций:
показать: карандашом ключ,
ключом карандаш;
показать или выполнить инструкцию:
книга под тетрадью; тетрадь под книгой;
книга над тетрадью и т. д.;
треугольник под крестом;
крест под треугольником и т. д.
показать: какой предмет более светлый; более
темный; менее светлый; менее темный;
показать или разъяснить значение слов: мамина
дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата
Я позавтракал после того, как прочел газету. Что
я делал раньше?
|
|
|
453
Симптомы
Слабо Сильно
7
| Спонтанная развернутая речь
Рассказ по сюжетной картинке
Устное сочинение на тему «Отдых», «Север»
и др. (отмечаются активность, развернутость,
связность текста, наличие аграмматизмов:
телеграфный стиль, несогласование,
соскальзывание на побочные связи и др.)
|
|
|
|
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 224
X . Исследование письма
Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)
Нет
Слабо
| Сильно
|
Автоматизированное письмо Фамилия, имя, отчество и др.
|
|
|
Письмо букв
Списывание печатных букв (единичных, пар)
Письмо букв под диктовку (единичных, пар)
|
|
|
Письмо слов
Списывание
Письмо под диктовку:
простых слов: дом, окно, стул;
слов с оппозиционными фонемами:
дочка — точка, забор — собор — запор;
слов с оппозиционными артикулемами:
стол — стон — слон;
сложных слов: портной, строчить,
кораблекрушение
|
|
|
Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку): мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь
|
|
|
XI. Исследование чтения
Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и
Др.)
Нет
Слабо
| Сильно
|
Чтение букв (простых и стилизованных)
|
|
Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)
|
|
Продолжение ==>
454
Таблица (продолжение)
Нет
Слабо
| Сильно
|
Идеогроммное чтение
Москва, Россия, Петербург, фамилия больного
|
|
|
Чтение привычных слов
Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом,
лето, окно, дерево
|
|
|
Чтение сложных, редко встречающихся слов Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика
|
|
|
Чтение неверно написанных слов Галз, онко, слонце, клоодец, севриз
|
|
|
Чтение коротких отрывков «Бежала по лесу лиса» и т. п. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т. д.)
|
|
|
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 225
XII. Исследование памяти