V . Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п.

  Симптомы

Нет

Слабо Сильно

1

2 3

4 5

Предметный гнозис Узнавание реальных объектов (10-ти) Узнавание реалистических изображений (10-ти) Узнавание контурных изображений (10-ти) Узнавание перечеркнутых изображений (8-ми) Узнавание фигур Поппельрейтера Узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба — заяц, заяц — рыба и др.)

 

   

 

Объем зрительного восприятия Одновременное «схватывание» двух, трех фигур Игнорирование стороны (левой, правой)

 

   

 

Узнавание лиц Знакомых портретов (выделение их из незнакомых) Идентификация портретов по следам

 

   

 

Цветовой гнозис Называние цветов Подбор оттенков по эталону То же на следах

 

   

 

Зрительно-пространственный гнозис Конструктивная деятельность Ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т. п.) Ориентировка в часах (определение времени по «слепому» рисунку, расставление стрелок) Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек) Копирование рисунка (дом, куб) Рисование плана палаты Копирование рисунка с поворотом на 180° Тест «Бутылочка» Фигура Тейлора

 

    6 Деление линии (наличие асимметрии)

 

   

447

7 8

9

Симптомы

Нет

Слабо Сильно

 

Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)

 

   

 

Буквенный гнозис Узнавание букв в разных шрифтах Узнавание букв в зеркальном изображении Узнавание наложенных и перечеркнутых букв

 

   

 

Цифровой гнозис Узнавание цифр: арабских, римских Узнавание цифр: наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых

 

   

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.                    218


     


V I. Исследование соматосенсорного гнозиса

Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)

  Симптомы

Нет

Слабо Сильно

1

2 3

4

5

6 7

Проба на локализацию прикосновения Одного Двух (на одной руке, на двух, на лице)

 

   

 

Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два)

 

   

 

Кожно-кинестетическое чувство Чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на правой и левой руке)

 

   

 

Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами

 

   

 

Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека

 

   

 

Называние пальцев рук

 

   

 

Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т. п.) Правой рукой Левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный, с отсутствием синтеза и др.)

 

   

 

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.                    219


     


V II. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций

Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.)

и

Симптомы

Нет

Слабо Сильно

1

Звуковысотные отношения оценка

     

2

повторение

     

 

Мелодия

       

узнавание

     

3 4 5

повторение

     

 

Локализация звука в пространстве

     

 

Исследование дихотомического слуха

     

 

Оценка и воспроизведение ритмов

       

оценка ритмов II II III III II III III III И II

Выполнениеритмов по образцу

        11И11 III III III 11 II II 11 II II 11 ПИ          

непосредственное воспроизведение

отсроченное воспроизведение (после

пустой паузы)

после интерференции

Выполнение ритмов после речевой

инструкции

«по 2» «по 3» «по 4»

непосредственное воспроизведение

отсроченное (после пустой паузы)

после интерференции

(оценивается характер затруднений:

персеверации, распад ритмических

структур)

                 

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.                    220


     


V III. Исследование движений

Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)

  Симптомы Нет

Слабо Сильно

1 Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки Перебор пальцев      

449

   

 

 

Симптомы

Нет

Слабо Сильно

2 3

Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) В горизонтальной плоскости В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую

 

   

 

Пространственный праксис Одноручные пробы (рука — подбородок) Двуручные (рука — рука)

 

    4 Пробы Хеда: односторонние; перекрестные

 

   

5

6 7 8

9

IO

11 12

Динамический праксис кулак — ребро — ладонь, ребро — ладонь — кулак 1—2—1—5—1—2—5

 

   

 

Реципрокная координация

 

   

 

Асимметричное постукивание (2—1; 1—2)

 

   

 

Выполнение серийных программ Рисование серий геометрических фигур Графические пробы

 

   

 

Конструктивный праксис Копирование Перевертывание

 

   

 

Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) Самостоятельный Срисовывание Обведение Рисование: правой рукой, левой рукой Перенос рисунка: справа — налево, слева — направо

 

   

 

Предметные действия Застегивание пуговиц Завязывание узла, банта Зажигание спички

 

   

 

Символический праксис Погрозить, поманить, размешать чай и т. д.

 

   

Продолжение ==>

450

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.                     221


     

 

п

Таблица

(продолжение)

С b имптомы

Нет

Слабо

Сильн о

13 14

15

Движения взора Фиксация взора (устойчивая, неустойчивая) Спонтанные движения взора Перевод взора по инструкции Перевод взора за движущимся объектом Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) Нарушения плавности движений Локализация объекта в пространстве

 

 

 

 

Оральный праксис По подражанию По инструкции Праксис губ (оскал, вытягивание) Праксис языка (поднять, убрать, повернуть, вправо, влево, вверх, вниз) Праксис щек (надуть, втянуть) Праксис лицевой мускулатуры (поднять брови, нахмурить брови) Условные оральные движения (пощелкать, посвистеть, поцокать, показать, как плюют, целуются и др.)

 

 

 

 

Условные реакции, действия Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука -- левую руку) С ломкой стереотипа (111222121211) Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) поднять слабо, в ответ на слабый удар (2) поднять сильно) К К П П К П К П К К ! 1 222 1 2 1 (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.)

 

 

 

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.                    222


     


I X. Исследование речи

Дата: 2018-12-21, просмотров: 315.