Организация и методика криминологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи, основные направления и виды криминологических исследований. Изучение преступности - необходимое условие эффективного и научного обоснованного ее предупреждения. Теоретические основы изучения преступности, ее причин и личности преступника. Объекты криминологического исследования. Комплексные, целевые программы исследования преступности.

Методика организации исследования. Составление плана - программы. Подготовительный этап исследования. Пилотажное исследование. Сбор и обработка эмпирического материала. Источники и требования, предъявляемые к криминологической информации: полнота, достоверность, своевременность.

Методы криминологических исследований: изучение материалов уголовных дел, статистики и других документов, опрос, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперимент и др.

Анализ результатов, их использование в практической деятельности по борьбе с преступностью.

Изучение и предупреждение преступности на отдельном объекте, в районе, области. Особенности методики конкретно-криминологических исследований. Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений.

План лекции:

1. Понятие и значение криминологических исследований.

2. Методы криминологических исследований.

3. Криминологическая информация: понятие, источники, виды.

4. Организация и этапы криминологических исследований.

Литература

1.Ананич В. А. Организация криминологических исследований преступности: Методические рекомендации. Мн., 1995.

2. Аврутин Ю.Е., Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе: методология, методика, техника. Л., 1991.

3. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования преступного поведения. М., 1974.

4. Блувштейн Ю.Д., Волков Г.И. Динамические ряды преступности: Учеб. пособие. Минск, 1984.

5. Блувштейн Ю.Д. Криминологическая характеристика. Минск, 1982,

6. Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. М., 1974.

7. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии: Учеб. пособие. М„ 1973.

8. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965.

9. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.

10. Жеребенков В. А., Жигарев Е. С. Криминология и ее методика. М., 2004.

11. Забрянский Г.И. Методика криминологической классификации регионов //Вестник Московского университета. 1989. Сер. 11. №5. С. 52-58.

12. Косоплечев Н.П. Методы криминологического исследования. М., 1984.

13. Методика анализа преступности: Метод. пособие /Отв. ред. А.И. Долгова, С.В. Тюрин. М., 1986.

14. Методика криминологического изучения личности преступника, М.,1977.

15. Панаев В. В: Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

16. Панкратов В. В. Методология и методика криминологических исследований. М.,1972.

17. Социальная профилактика правонарушений: Советы, рекомендации /Под ред. Д.А. Керимова. М., 1989.

18. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1987.

План семинара

1. Понятие и значение криминологических исследований.

2. Задачи и теоретические основы изучения преступлений.

3. Требования, предъявляемые к содержанию криминологической информации.

4. Методика криминологических исследований.

5. Организация криминологических исследований.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Вопрос 1. Привести различные определения исследований вообще, социологических и криминологических, в частности. Отметить их сходные и отличительные признаки. Указать значение криминологических исследований в теории и практике изучения и предупреждения преступности.

Вопрос 2. Исходя из понятия преступности, раскрыть теоретические основы изучения ее причин и личности преступника как необходимого условия ее эффективного и научно-обоснованного предупреждения, а также условия успешной деятельности правоохранительных органов. Рассматривая преступность как массовое социальное явление, необходимо раскрыть и обосновать положение диалектического материализма о категориях единичное - особенное - общее при изучении преступности на различных уровнях от оценки отдельных преступлений до анализа всей их совокупности, а также отдельных признаков преступности.

Вопрос 3. Дать понятие информации, в том числе криминологической. Указать источники и виды криминологической информации. Подчеркнуть роль и значение системы единого учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел как одного из источников криминологической информации.

Вопрос 4. Дать определение методики криминологических исследований. Раскрыть сущность отдельных методов исследований: эмпирических (простого наблюдения, опроса, тестирования, изучения документов), опытных (включенного наблюдения, ин­тервью, анкетирования, социометрии, апробационного эксперимента, моделирования, экспертных оценок, анализа документов, социального эксперимента) и уголовно-статистических (экстраполяции, интерполяция, анализа взаимосвязи, вторичной группировки, параллельных рядов, корреляционного анализа).

Вопрос 5. Перечислить требования и условия организации криминологических исследований. Раскрыть сущность и последовательность их поэтапного осуществления. Содержание выводов криминологического исследования как завершающего этапа его реализации.

Задание для самостоятельной подготовки

Задание 1. Изучить учебное уголовное дело или образец об­винительного заключения (акта). Кратко изложить обстоятельства со­вершенного преступления.

Задание 2. По статистическим сборникам установить:

а) к какому виду преступлений относится деяние, расследуемое по данному уголовному делу (в соответствии с оглавлением статистического сборника);

б) с каким видом преступного поведения сходно преступление данного вида по количественным показателям;

в) установить сходство обоих преступлений по двум качественным показателям, назвав их и обосновав вывод.

Т е м а № 8.

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Прогнозирование как одна из функций криминологии. Понятие криминологического прогнозирования и криминологического прогноза. Задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Условия научности и достоверности криминологического прогнозирования. Виды криминологических прогнозов.

Прогнозирование преступности и его основные методы. Опыт прогнозирования преступности: проблемы и перспективы.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения, его теоретические предпосылки и значение для криминологической профилактики. Методы прогнозирования индивидуального поведения.

Понятие планирования и программирования борьбы с преступностью. Федеральные целевые программы, имеющие криминологическое значение.

План лекции:

1. Сущность и значение криминологического прогнозирования.

2. Виды криминологических прогнозов и методика их составления.

3. Понятие, значение, виды планирования борьбы с преступностью.

4. Характеристика современных программ борьбы с преступностью.

Литература

1. Аванесов Г. А. Вицин С. Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972.

2. Аванесов Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972..

3. Абызов К. Р. Криминологическое прогнозирование и предупреждение региональной преступности. Барнаул. 2005.

4. Анализ состояния преступности и планирования профилактических мероприятий в городе /Под ред. Н.П. Косоплечева, Е.Н. Сидоренко, А. В. Новиковой. М., 1975.

5. Бурлаков Д.Н., Касторский Г.Л. Актуальные вопросы планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел: Лекция. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

6. Бурлаков В.Н. Преступность и ее тенденции в конце XX столетия // 50 лет Великой Победы в жизни и исторической судьбе России: Материалы науч. докл. Междунар. науч.- практ. конф., 9-10 февр. 1995 г. СПб., 1995. Ч.5. С. 97-100.

7. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.

8. Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.

9. Касторский Е.В. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью //Преступность и закон: Тез. конф. М., 1996. С. 120-121.

10. Модель региональной программы борьбы с преступностью. М.: Акад. МВД России, 1993.

11. Панкратов В.В. Борьба с преступностью: концепция - доктрина - политика - стратегия - программа - план мероприятий //Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях. М.. 1997. С. 7-8.

12. Савюк Л.К. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел. М., 1988.

13. Солопанов Ю.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. М., 1983.

14. Тенчов Э.С. Современная преступность в России и координация борьбы с нею //Проблемы прокурорской и следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях: Тез. докл. международной науч.- практ. конф., 5-6 июля 1996 г. СПб., 1996. С. 43-44.

15. Уткин Б.А. Организация предупреждения преступлений органами внутренних дел крупного города. М., 1985.

16. Шульга В. И. Региональная преступность и ее исследование // Преступность и закон: Тез. конф. М., 1996. С. 81-82.

План семинара

1. Понятие и значение криминологического прогноза и прогнозирования.

2. Виды, субъекты и направления криминологического прогнозирования.

3. Организация и методика прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения.

4. Понятие и значение планирования борьбы с преступностью.

5. Организация планирования борьбы с преступностью в органах внутренних дел;

6. Характеристика современных программ борьбы с преступностью.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Вопрос 1. Дать определение криминологического прогноза и процесса его составления. Раскрыть их сущность и значение в настоящее время. Дать характеристику признаков научно-обоснованного прогноза.

Вопрос 2. Указать виды прогнозов, составляемых при разработке мер борьбы с преступностью. Назвать субъектов прогнозирования преступности, раскрыть содержание их функций. Указать основные направления криминологического прогнозирования, выделив наиболее приоритетные.

Вопрос 3. Раскрыть сущность современного криминологиче­ского прогнозирования, назвать проблемы его осуществления. Дать перечень требований, предъявляемых к составлению прогноза, назвать необходимые элементы этого процесса. Дать сравнительную характеристику методов прогнозирования преступности, отдельных видов преступлений индивидуального преступного поведения.

В опрос 4. Определить современное состояние планирования борьбы с преступностью, обозначить проблемы его осуществления. Перечислить требования, предъявляемые к содержанию планов борьбы с преступностью. Обосновать необходимость планирования мероприятий, направленных на предупреждение. преступлений. Указать виды планирования таких мероприятий и планов борьбы с преступностью. Раскрыть их сущность и значение для осуществления социального контроля над преступностью.

Вопрос 5. Дать сравнительную характеристику планов и программ борьбы с преступностью. Выделить уровни криминологического программирования. Раскрыть сущность и назначение отдельных программ. Перечислить требования, предъявляемые к содержанию и обеспечению реализации современных программ борьбы с преступностью. Обосновать необходимость и перспективы совершенствования программирования профилактических мероприятий.

Задание для самостоятельной работы

Выполняется по статистическим сборникам «Преступность и правонарушения», «Состояние борьбы с преступностью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

Варианты:

1. Умышленные убийства и покушения на них.

2. Умышленные тяжкие телесные повреждения.

3. Изнасилования и покушения на них.

4. Разбойные нападения.

5. Открытые похищения чужого имущества (грабежи).

6. Хулиганства.

7. Тайные хищения чужого имущества (кражи).

8. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Задание 1. С помощью статистического сборника рассмотреть показатели зарегистрированных преступлений предложенного вида за пять лет в России и по одному из самостоятельно выбранных регионов. Построить два графика. Используя метод экстраполяции, графическим способом составить два краткосрочных прогноза либо два среднесрочных прогноза, продолжая предыдущие графики.

Задание 2. Проанализируйте полученные результаты прогнозирования с учетом других показателей данного вида преступления, получаемых дополнительно из имеющихся источников (статистических сборников, учебников, учебных пособий, монографий и других научных работ). Сделав выводы по результатам проведенного анализа, подготовить конкретные мероприятия, предлагаемые для включения в федеральную и региональную програм­мы по усилению борьбы с преступностью (не менее пяти мероприятий для каждой из двух программ).

Т е м а № 9.

Предупреждение преступности

Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура. Система предупреждения преступлений и ее функции: регулятивная, охранительная, воспитательная. Общесоциальная, специальная и индивидуальная профилактика преступности. Классификация субъектов профилактики преступлений. Меры профилактического воздействия и их виды. Формы профилактики. Предупреждение преступлений, осуществляемое субъектами индивидуальной профилактики (семья, производственные и учебные коллективы).

Организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений. Содержание законов и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность субъектов профилактики преступлений. Концептуальные положения Основ государственной политики борьбы с преступностью.

План лекции:

1. Понятие предупреждения преступности.

2. Характеристика системы предупреждения преступности.

3. Правоохранительные органы как субъекты предупредительной деятельности.

4. Правовые основы предупреждения преступности.

Литература

1. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. М., 1984.

2. Алексеев А. И. Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел. М., 1984..

3. Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика. М., 2000.

4.Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 1986.

5. Бурлаков В.Н., Касторский Г.Л. Актуальные вопросы планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел:

Лекция. СП б., 1997.

6. Бурлаков В.Н., Орехов В.В. Индивидуальное предупреждение преступлений: вопросы теории и практики. Л., 1988.

7. Гаухман Л.Д. Правовые основы предупреждения преступлений. М. 1991.

8. Гаухман Л.Д. Предупреждение преступности: Лекции. М., 1991.

9. Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступлений. М, 1990.

10. Жуков А.М. Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. Саратов, 1990.

11. Иванов И. И. Предупреждение преступлений (межотраслевые основы). Курс лекций. СПб., 2006.

12. Касторский Г.Л. Современные проблемы обеспечения законности в борьбе с преступностью //Преступность и закон. М., 1996. С. 25-27.

13. Устинов В.С. Методы предупредительного воздействия на преступность. Горький, 1989.

14. Уткин В.А. Организация и тактические основы предупреждения преступлений. М., 2004.

План семинара

1. Понятие, принципы и социальная оценка предупреждения преступности.

2. Системный подход к предупреждению преступности.

3. Объекты и субъекты деятельности по предупреждению преступности.

4. Уровни и виды предупреждения преступности.

5. Классификация и характеристика мер предупреждения преступности.

6. Правовая основа предупреждения преступности.

 

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям

Вопрос 1. Дать оценку месту и роли профилактики преступлений в общей системе воздействия на преступность, а также определить соотношение профилактики с уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью, исходя из того, что это два самостоятельных направления в современной уголовной политике. Раскрыть содержание понятий: «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «пресечение».

Вопрос 2. Уяснить сущность системного анализа в отношении предупреждения преступности. Назвать элементы системы предупреждения,

Вопрос 3. Дать подробную характеристику объектов профилактики и субъектов, ее осуществляющих.

Вопрос 4. Назвать и раскрыть содержание общей и специаль­но-криминологической профилактики преступлений. Особого внимания заслуживает индивидуальная профилактика, харак­теристика которой должна быть дана с учетом стадий генезиса криминогенной личности.

Вопрос 5. Указать основания, по которым могут быть классифицированы меры предупреждения преступности. Дать им оценку, исходя из того, что они подразделяются: на экономические, социально-политические, нравственно-психологические, организационно-управленческие, технические, юридические.

Вопрос 6. Дать краткую характеристику нормативно-правовым актам, которые сегодня в той или иной мере затрагивают профилактику преступлений, в том числе: международно-правовым актам, Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ, федеральным целевым программам по усилению борьбы с преступностью.

Задание для самостоятельной работы

Варианты:

1. кража;

2. грабеж;

3. разбой;

4. убийство;

5. хулиганство.

Задание 1. Перечислите конкретные меры профилактического характера, осуществляемые сотрудниками правоохранительных органов в плане воздействия на основные элементы механизма конкретного преступления.

Задание 2. Перечислите наиболее эффективные меры общего, специально-криминологического, индивидуального воздействия, направленные на профилактику отдельных видов преступлений.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема № 10.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.