Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступника. Периодизация криминологии.
Классическая школа криминологии XYIII - первой половины XIX века.
Влияние взглядов философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ф.М. Аруэ (Вольтер) на развитие криминологической мысли. Рационально-гуманистическое мировоззрение и зарождение основ криминологического учения (Ч. Беккариа, И. Бентам, Дж. Говард). Особенности развития криминологической мысли в России во второй половине XYIII - первой половине XIX века.
Позитивистский период развития криминологии. Позитивизм в криминологии. Антропологическое направление в криминологии. Туринская школа. Работа Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876 г.). Социологическое направление в криминологии. Концепция детерминизма А. Кетле. Развитие теории множественности факторов преступности в работах И.Я. Фойницкого, Е.Н. Тарновского, Г. Тарда, Ф. Листа. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Теория аномии Э. Дюркгейма.
Современный период в истории криминологии и основные направления ее развития. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход. Марксистская теория преступности и развитие отечественной криминологии. Уголовно-социологические теории преступности: теория обучения (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория стигматизации (Р. Куинн и др.). История развития криминологии в России: основные этапы, хронологические рамки, важнейшие представители.
План лекции
1. Характеристика периодов развития криминологии.
2. Основные криминологические направления и школы.
3. Обзор основных криминологических теорий.
4. Особенности возникновения и развития отечественной криминологии.
Литература
1. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.
2. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965.
3. Дюркгейм Э. Норма и патология //Социология преступности.
М.,1966.С.39,40.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912.
5. Жижиленко А.А. Преступность и ее факторы. Пг., 1922.
6. Зернов Д. Критический очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо. М.,1901.
7. Иванов И.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.
8. Кайзер Г. Криминология. М., 1979.
9. Касторский Г.Л. Криминогенные последствия Великой Отечественной войны. Демографический и криминологический аспекты //50 лет Великой Победы в жизни и исторической судьбе России: Материалы науч. докл. Междунар. науч.- практ. конф., СПб., 9-10 февр. 1995 г. СПб.,1995. 4.5. С.25-28.
10. Кудрявцев В.Н. Социология, право и криминология // Советское государство и право. 1969. № 2. С. 71-72.
11. Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1974.
12. Ломброзо Ч. Преступление. СПб., 1990.
13. Мертон Р. Социальная структура и анемия //Социология преступности. М., 1966. С.299-313.
14. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. М., 1986.
15. Старков О. В. Криминология и закон //Преступность и закон:
Тез. конф. М., 1996. С.37-38.
16. Ферри Э. Уголовная социология. СПб., 1990.
17. Фокс В. Введение в криминологию /Пер. с англ. М., 1985.
18. Шестаков Д.А. К вопросу об истории советской криминологии //Вестник Ленинградского университета. 1991. №6.
19. Шляпочников А.С. Советская криминология на современном этапе развития. М., 1973.
20. Шур Э. Наше преступное общество. М., 1977.
План семинара
1. Периодизация истории криминологии.
2. Общая характеристика основных криминологических направлений и школ.
3. Характеристика основных теорий биологического направления.
4. Характеристика основных теорий социологического направления.
5. Возникновение и развитие отечественной криминологии.
6. Современное состояние криминологии.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Вопрос 1. Дать характеристику периодов развития криминологии: классического, позитивистского, плюралистического. Назвать их представителей. Дать анализ возникновения и развития различных криминологических концепций во взаимосвязи с развитием научной мысли соответствующего периода криминологии. Хронологически представляя поэтапное развитие учения о преступности, выделить те его положения, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Вопрос 2. В характеристиках основных криминологических направлений (биологического, социологического) и школ (антропологической, уголовно-социологической, социально-экономической) выделить наиболее известные концепции и их представителей. Проследить процесс развития соответствующей школы и указать существенные изменения ее важнейших положений по истечении времени, актуальность этих преобразований для развития криминологии в целом. Касаясь основных направлений, выделить те криминологические теории, которые с течением времени также претерпели заметные изменения в концепциях различных их последователей. Особое внимание уделить немногочисленным универсальным (биосоциальным) теориям.
Вопрос 3. Дать краткую характеристику следующих теорий биологического направления: антропологической, клинической, психоаналитической, эндокринной, «чистого разума», конституционного предрасположения, фрустрации. Указать наличие в них общего, т.е. характерного для данного направления в целом. Назвать наиболее выдающихся их представителей.
Вопрос 4. При обзоре социологического направления дать характеристику следующих основных теорий: неотвратимости наказания, факторов, конфликта культур, стигматизации, социальной дезорганизации, стратификации. Назвать отдельных представителей, указать специфику развития некоторых из перечисленных теорий социологического направления.
Вопрос 5. В характеристике истории развития отечественной криминологии выделить основные этапы. Показать специфику возникновения и развития науки о преступности в России. Назвать основных представителей отечественной криминологической мысли и дать краткую характеристику наиболее известных концепций (в частности, виктимологии, планирования борьбы с преступностью, семейной криминологии, криминопенологии).
Вопрос 6. Произвести краткий анализ современного состояния отечественной и зарубежной криминологии. Выделить наиболее актуальные концепции, назвав их представителей. Обосновать необходимость сотрудничества криминологов различных стран, практического использования достижений криминологии, совместного проведения криминологических исследований.
Т е м а № 3
Преступность и ее основные характеристики
Понятие преступности и его генезис. Основные признаки преступности, ее социальная обусловленность и историческая изменчивость. Преступность как социальное и правовое явление. Преступление и преступность, их соотношение.
Количественные и качественные характеристики преступности. Состояние, уровень преступности, коэффициенты преступной интенсивности и активности. Динамика преступности и факторы, влияющие на нее. Структура, «цена» и характер преступности. Территориальные различия в преступности («география» преступности). Социально-демографическая характеристика преступности. Группы наиболее опасных и распространенных преступлений.
Латентная преступность, ее виды, методы оценки.
Социальные последствия преступности.
Сравнительная характеристика состояния преступности в России и зарубежных странах. Особенности преступности в отдельных наиболее развитых зарубежных странах.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные криминологические учреждения. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
План лекции
1. Понятие преступности.
2. Количественные и качественные показатели преступности.
3. Латентная преступность.
4. Характеристика основных тенденций преступности в России,
Литература
1. Аврутин Ю.Е., Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе: методология, методика, техника. Л., 1991.
2. Босхолов С.С. Латентные преступления против личности: общая характеристика и методы выявления. Минск, 1984.
3. Бурлаков В.Н., Касторский Г.Л. Актуальные вопросы планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел: Лекция. СПб., 1997.
4. Вицин С.Б. Системный подход и преступность: Учеб. пособие. М., 1980.
5. Кириллов Л.А. Криминологическое изучение и предупреждение преступности органами внутренних дел. М., 1992.
6. Коган В.М. Социальные свойства преступности: Учеб. пособие. М., 1977.
7. Кондратюк Л.В. Система криминологических показателей и метод их вычисления. М., 1978.
8. Латентная преступность: познание, политика, стратегия. М.,1993.
9. Ли Д.А. Преступность в России: системный анализ. М., 1997.
10. Лунеев В. В. преступность XX века (мировой криминологический анализ). М., 1997.
11. Мерзляков С.Э., Сахаров А. Б. Латентная преступность и метод ее исследования. М., 1992.
12. Преступность в России в 90-х годах и некоторые аспекты законности борьбы с нею. М., 1995.
13. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник. М., 2007.
План семинара
1. Основные подходы к проблеме преступности: нормативистский и социологический.
2. Объем и уровень преступности (количественные показатели).
3. Динамика, структура, характер преступности и ее общественная опасность (качественные показатели преступности).
4. Понятие латентной преступности. Причины латентности преступности. Методы измерения латентной преступности.
5. Криминологическая характеристика преступности в России и Санкт-Петербурге в современный период.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Вопрос 1. Показать сущность преступности исходя из ее исторической обусловленности и изменчивости. Охарактеризовать два основных подхода к проблеме преступности, показать их достоинства и недостатки. Формулируя понятие преступности и, конкретизируя ее признаки, определить соотношение преступления и преступности.
Вопросы 2 и 3. Дать определение количественных и качественных показателей. Показать методику их расчета (коэффициент преступности; темп роста, прироста и т.д.). Исходя из того, что репрезентативная оценка преступности может быть дана на основе анализа совокупности таких показателей, проиллюстрировать это на примере криминологической обстановки в конкретном районе Санкт-Петербурга (или ином регионе).
Вопрос 4. Рассмотреть различные подходы к проблеме латентной преступности, показать отличие латентности от нераскрываемости преступлений. Пояснить, что понимается под латентностью (объективной и искусственной) и перечислить основные причины латентной преступности. Раскрыть содержание основных методов измерения латентной преступности с упором на те из них, которые используются органами внутренних дел на практике.
Вопрос 5. Показать современное состояние преступности в России и Санкт-Петербурге, используя данные статистики и конкретные примеры. При анализе тенденций преступности надо проанализировать изменчивость ее показателей под влиянием социально-экономических и иных факторов. Дать характеристику прогноза преступности в России и Санкт-Петербурге, а также основным тенденциям преступности, проявившимся в конце XX – начале XХI столетий в мире в целом.
Тема№4
Причины преступности
Понятие криминологической детерминации. Причины преступности и ее условия.
Классификация причин и условий преступности. Объективные и субъективные факторы преступности. Причины различных видов преступности. Причины и условия конкретного преступления. Основные концепции причин преступности и борьбы с нею.
Экономические отношения и преступность. Определяющая роль экономических отношений в развитии сфер общества. Распределительный характер отношений командно-административной системы и преступность. Переход к рыночной экономике в России и рост преступности. Противоречия рыночных отношений как причины преступности. Приватизация государственной собственности и экономическая преступность. Влияние экономики на состояние преступности. Безработица и преступность.
Социальные отношения макро-, микроуровня и преступность. Права и обязанности человека в обществе, государстве. Социальное положение (происхождение) и преступность. Влияние социальных конфликтов на экономической, политической и иной почве на преступность. Национализм и преступления против государства и безопасности личности. Межгрупповые и межличностные отношения (конфликты) как причины насильственных, корыстных бытовых преступлений.
Политические интересы (борьба за власть) и преступность. Политическая преступность ее формы. Злоупотребления властью и соблюдение законности. Преступление против общественной безопасности: геноцид, терроризм, захват заложников.
Нравственные принципы развития общества и преступность. Правовая культура общества, право и мораль. Традиции и обычаи. Рост пьянства, наркомании, проституции как показатель падения нравственности.
Условия, способствующие совершению преступлений. Преступность и совершенствование законодательной базы борьбы с ней. Формальное отношение должностных лиц к правам и законным интересам граждан, вызывающее негативные взгляды и настроения. Недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
План лекции
1. Концепция причин преступности.
2. Краткая характеристика современного состояния причинного комплекса.
3. Условия, способствующие существованию преступности.
Литература
1. Криминология: Курс лекций /Под ред. В.Н. Бурлакова и др. СПб., 1995. С. 54-78.
2. Криминология: Учебник /Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. М., 1995. С. 61-78.
3. Криминология: Учебник -4-е изд. перераб. и доп. /Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2013.
4. Агаев Г.А. Теоретические основы исследования причинного
комплекса преступности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб.,
1992.
5. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.
6. Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М.,1983.
7. Гревцов О.В. Уголовная политика современной России и предупреждение преступности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2000.
8. Горямнов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). М.,1991.
9. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1988.
10. Забрянский Г.И. Преступность как отражение социальной действительности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1990. №3. С 45-53.
11. Зоиров Д.М. Преступность в республике Таджикистан: этносоциальный аспект: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1997.
12. Криминологические исследования в мире. М., 1995.
13. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
14. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.,1984.
15. Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации (теоретические и методологические основы исследования): Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М., 1995.
16. Метелев С.Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Омск, 1996.
17. Пахомов В., Казаков В., Фирсаков С. Наркомания и совершение корыстных преступлений //Сов. юстиция. 1993. № 12. С. 4-5.
18. Проституция и преступность. М., 1991.
19. Сбирунов П.Н. Взаимосвязь незаконного оборота наркотиков и преступности //Изд. метод. центра проф. образования и координации научных исследований. 1997. № 1. С. 159-174.
20. Там X. Преступность и уровень жизни. М., 1982.
План семинара
1. Понятие причин преступности.
2. Уровневый подход к изучению комплекса причин преступности.
3. Характеристика современного состояния причинного комплекса.
4. Условия, способствующие функционированию причин преступности.
5. Соотношение причин и условий преступности.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Вопрос 1. Рассматривая причины преступности, следует принимать во внимание то, что она представляет собой социально-правовое явление и складывается из множества преступлений. Последние, как всякие человеческие поступки, - это результат взаимодействия индивидуальных свойств людей и условий их жизни. Данное положение требует от обучаемых глубокого осмысления проблемы криминологической детерминации.
Вопрос 2. Изложить понятие и содержание комплекса причин преступности. Провести системно-структурный анализ его состава, выделив группы элементов по уровням в зависимости от степени общности и значимости. Дать критическую оценку мнения специалистов-криминологов, считающих важнейшими компонентами причинного комплекса противоречия общесоциального характера, более частными - противоречия, существующие в рамках отдельных сторон жизни людей (семейные, производственные, национальные, конфессиональные, политические и др.) и ставящих на третий уровень личностные качества преступника. Сформулировать причины различных видов преступности.
Вопрос 3. Рассмотреть понятие, содержание и специфические черты причинного комплекса в условиях общества с развитой рыночной экономикой. Указать особенности и общие тенденции изменения состояния причинного комплекса преступности в современной России, привлекая фактический материал. На конкретных примерах показать механизм действия различных факторов преступности.
Вопрос 4. Дать понятие условий, способствующих формированию причин преступности. Используя разнообразную информацию, охарактеризовать влияние на преступность отрицательных общественных явлений: пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании, бродяжничества, проституции и др. Указать негативную роль изъянов законодательства и пассивности правоохранительных органов. Проследить связь между различными условиями, оценить их значимость и соподчиненность.
Вопрос 5. Сравнить категории причин и условий преступности, отметить их принципиальные различия. Объяснить условность разделения этих понятий, найдя для этого характерные примеры. Обосновать необходимость комплексного рассмотрения причин и условий преступности, их взаимосвязи. Дать классификацию условий и причин преступности по их содержанию. Указать место, роль правоохранительных органов в выявлении причин и условий преступности, применяемые при этом методы и приемы.
Задание для самостоятельной подготовки
Обучаемым предлагается выполнить задание по вариантам, в основу которых положены следующие объекты анализа:
а) преступность в целом;
б) имущественная преступность;
в) насильственная преступность;
г) организованная преступность;
д) преступность несовершеннолетних.
Задание 1. Сформулировать причины и условия, влияющие на один из объектов анализа. Отметить связь между причинами и условиями преступности.
Задание 2. Используя данные официальной статистики, построить график динамики изменений одного из объектов анализа в России. Пользуясь данными по России за соответствующий период, построить графики, характеризующие количество зарегистрированных наркоманов, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, другие показатели. Объяснить выявленные закономерности.
Задание 3. Указать конкретно, каким образом несовершенство законодательства и недостатки в деятельности правоохранительных органов влияют на рост преступности.
Задание 4. Перечислить действия правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции и др.) по выявлению причин и условий преступности в масштабах отдельного региона (города, субъекта Российской Федерации).
Тема № 5
Личность преступника
Понятие личности преступника. Задачи ее изучения. Личность преступника, криминогенная личность, субъект преступления: их соотношение. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Социализация личности и правонарушающее поведение. Психологические особенности криминальной личности. Роль психологических аномалий личности при совершении преступления.
Криминологическая характеристика личности преступника и ее структура. Социально-демографическая характеристика (пол, возраст, социальное положение, образование, профессия, место проживания и др.). Потребностно-мотивационная сфера личности преступника. Характеристика ценностно-нормативной ориентации. Социально-ролевая характеристика личности.
Типология личности преступника и классификация преступников. Критерии типологии по содержанию мотивации преступного поведения и социальному генезису становления личности на преступный путь. Значение типологии личности преступника и классификации преступников для криминологической профилактики.
Основные направления, объем, пределы и способы изучения личности преступников.
План лекции
1. Понятие личности преступника и ее криминологическая характеристика.
2. Роль психических отклонений личности при совершении преступления.
3. Типология личности преступника.
4. Практическое значение криминологического анализа личности преступника.
Литература
1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.
2. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника: Учеб. пособие. М., 1982.
3. Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 1995.
4. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.
5. Голик Ю.З. Случайный преступник. Томск, 1984.
6. Зелинский А.Ф. Рецидив преступления и личность рецидивиста: Учеб. пособие. Волгоград, 1980.
7. Криминальная мотивация / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1986.
8. Кудрявцев В.Н. Право и поведение: норма и патология. М., 1982.
9. Михлин А.С. Личность особо опасных рецидивистов. М., 1980.
10. Методика криминологического изучения личности преступника. М.,1977.
11.Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М., 2004.
12.Ферри Э. Уголовная социология. М., 2005.
13.Чучаев А. И. Личность преступника и вопросы наказания. М., 1990.
План семинара
1. Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура.
2. Особенности генезиса личности преступника (криминогенной личности).
3. Психические аномалии личности и их роль при совершении конкретного преступления.
4. Характеристика личности современных преступников (социально-ролевая, нравственно-психологическая и правовая).
5. Классификация преступников и типология их личности.
6. Основные направления и методы использования в практической деятельности криминологической характеристики личности преступника.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Вопрос 1. Дать характеристику основным подходам к определению личности вообще и личности преступника в частности. Необходимо остановиться на аргументах ученых, отвергающих научную и практическую значимость общего понятия личности преступника. Отграничить исходное понятие от смежных, таких как субъект преступления, личность виновного, личность осужденного. Раскрыть содержание элементов структуры личности преступника (социально-демографических и социально-ролевых признаков; нравственно-психологических признаков; криминолого-правовых признаков).
Вопрос 2. Дать краткую характеристику основных стадий формирования криминогенной личности (предкриминальной, криминальной, посткриминальной).
Вопрос 3. Проанализировать приведенные в литературе мнения о роли биологического фактора (психических отклонений) в механизме конкретного преступления. Перечислить основные психические состояния, относящиеся к психическим аномалиям личности. Показать с помощью данных криминологических исследований, какие преступления в основном совершаются психоаномальными преступниками и их тенденции.
Вопрос 4. Опираясь на опубликованную российскую и местную статистику, данные криминологических исследований, показать особенности личностной характеристики современных преступников и, по возможности, ее изменения за последние годы.
Вопрос 5. Конкретизировать исходные понятия, показать отличие классификации от типологии преступников, а затем проанализировать конкретную типологию личности преступника и основные черты ее практической полезности.
Вопрос 6. Назвать основные направления и методы использования криминологической характеристики преступника в практической деятельности, в том числе правоохранительных органов, и затем подробно рассмотреть каждые из них.
Задание для самостоятельной подготовки
Задание 1. Ознакомьтесь со статистической карточкой на лицо, совершившее преступление (форма № 2). С учетом элементов структуры личности преступника выпишите и классифицируйте признаки, ее характеризующие. Оцените возможность типологической оценки личности на основе формы № 2.
Задание 2. Назовите наиболее распространенные психофизические аномальные признаки, свойственные: а) убийцам; б) несовершеннолетним преступникам; в) рецидивистам.
Т е м а № 6
Дата: 2018-12-21, просмотров: 614.