Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Насилие как объединяющий признак преступлений данной группы. Их состояние, уровень, структура и динамика. Насильственные преступления: против личности; совершаемые в сфере экономической деятельности; против общественного порядка и общественной безопасности; посягающие на основы конституционного строя и безопасное государство: направленные против правосудия и порядка управления против мира и безопасности человечества. Соотношение разновидностей по степени общественной опасности, распространенности, удельному весу внутри данной группы. Тенденции насильственной преступности на рубеже веков.

Особенности характеристики насильственного преступника. Неблагоприятные условия формирования его личности в семье и бытовом окружении вне семьи. Влияние алкоголизма, безработицы, агрессии и других факторов на насильственную преступность. Совершение насильственных преступлений в соучастии. Типология и классификация личности насильственного преступника.

Соотношение общесоциальных и региональных факторов насильственной преступности. Влияние средств массовой информации (СМИ), плотности населения, работы транспорта, занятости населения, уровня жизни, деятельности правоохранительных органов, состояния инфраструктуры и культурно-образовательной сферы на тенденции насильственной преступности.

Основные направления предупреждения насильственных преступлений: профилактика рецидива; меры правового характера в отношении бытовых правонарушителей; переориентация СМИ; обеспечение неотвратимости ответственности; нейтрализация причин агрессии; развитие службы психологической коррекции. Специфика их осуществления.

План лекции:

1. Общая характеристика насильственных преступлений.

2. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.

3. Причины и условия насильственной преступности.

4. Особенности предупреждения данных преступлений.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.,2013.

2. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.

3. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудрявцев В. Н. Изнасилование: причины и предупреждение. М., 1990.

4. Гилинский Я.И. Насилие: природа или история? //На перепутьях истории и культуры. СПб., 1995. С. 206-299.

5. Демидов Ю.Н. Защита граждан от насильственных преступлений в период социального конфликта //Здоровье нации и национальная безопасность: Материалы и тез. выступ, междунар. конф.М., 1994. С. 21-22.

6. Евлампиев В.С. Преступления с особой жестокостью, совершаемые наркоманами //Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях. М., 1997. С. 91-92.

7. Жалинский А.Э. Насильственная преступность и уголовная политика //Советское государство и право. 1993. № 3. С. 101-121.

8. Кудрявцев С. В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

9. Максимов С.В., Ревин В.П. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики. М.,1993.

10. Побегайло Э.Ф. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с тяжкими насильственными преступлениями. М., 1985.

11. Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких насильственных преступлений против личности. М., 1989.

12. Старков О. В. Бытовые насильственные преступления. Рязань, 1992.

13. Шестаков Д.А. Убийство на почве семейных конфликтов. Л., 1981.

14. Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема. СПб., 1992.

План семинара

1. Разновидности насильственных преступлений. Их количественные и качественные показатели.

2. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.

3. Уровневый подход к выявлению и изучению причин и условий насильственных преступлений.

4 Система профилактики данных преступлений.

5. Субъекты предупреждения насильственных преступлений:

характеристика профилактических функций.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Вопрос 1. Дать определение и перечень деяний, относящихся к насильственным преступлениям, сравнительный анализ их признаков.

Динамику, структуру и уровень названных преступлений рассмотреть как в целом по указанному блоку, так и в отдельности для умышленных убийств и причинения вреда здоровью, истязаний и совершаемых с применением насилия половых преступлений, побоев и хулиганства. Показать основные тенденции насильственной преступности в мире, в России и в Санкт-Петербурге.

Вопрос 2. Раскрыть социально-демографические и нравственно-психологические признаки лиц, совершающих насильственные преступления. Дать классификацию и типологию насильственных преступников. Объяснить специфику условий формирования личности субъекта насильственного преступления.

Вопрос 3. Раскрыть обстоятельства, порождающие насильственные преступления, распределив их по уровням: общесоциальному, региональному, групповому (элементы микросреды) и индивидуальному. Историзм развития причин и условий насильственной преступности показать на сравнительной характеристике их состояния в прошлом и настоящем, в прогнозе на ближайшее будущее.

Вопрос 4. Дать логическую схему комплексного криминологического воздействия на криминогенные факторы насильственной преступности. Представить многоуровневую систему выявления, нейтрализации и ликвидации названных факторов.

Вопрос 5. Продемонстрировать знание профилактических задач. Обозначить проблемы взаимодействия различных субъектов предупредительной деятельности. Предложить пути совершенствования профилактики насильственных преступлений.

Задание для самостоятельной подготовки

Варианты:

1. Причинение легкого вреда здоровью.

2. Разбой.

3. Хулиганство.

4. Побои.

5. Грабеж.

6. Истязание.

7. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

8. Убийство при отягчающих обстоятельствах.

9. Умышленное убийство и покушение на убийство.

10. Изнасилование.

Задание 1. Перечислить субъекты профилактики, призванные предупреждать данные преступления.

 Задание 2. Из составленного выше перечня выбрать по два субъекта в каждой группе и указать по каждому из четырех субъектов не менее 12-ти направлений (функций) индивидуальной профилактики в отношении лиц, склонных совершать, совершающих или совершивших такие преступления, распределив эти направления по этапам:

а) меры ранней профилактики;

б) меры непосредственной профилактики;

в) меры профилактики рецидива.

Задание 3. Указать предложения (не менее одного для каждо­го из субъектов составленного перечня) по совершенствованию (улучшению) профилактической деятельности соответствующего ведомства.

 

Тема № 13.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.