Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определения рецидива и профессионализма преступной деятельности в юридической литературе. Рецидив уголовно-правовой криминологический, пенитенциарный. Криминологическая и уголовно-правовая классификация видов рецидива преступлений. Признаки криминального профессионализма. Соотношение рецидива преступлений криминального профессионализма: сходные и отличительные признаки.

Криминологические показатели рецидивной и профессиональной преступности. Значение данных уголовной статистики о судимости. Соотношение удельных весов различных видов рецидива преступлений. Показатели рецидива в структуре отдельных видов и групп преступлений. Коэффициент судимости. Особенности современного состояния профессиональной преступности. Специальный рецидив и криминальный профессионализм в отдельных видах преступлений.

Особенности личности типичного представителя криминального профессионализма: взаимоотношения с окружающими, оценки различных действий, отношение к нормам и предписаниям, ценностные ориентации. Криминальная субкультура. Выбор и приобретение преступной квалификации. Соотношение ее уровня и раскрываемости преступлений определенного вида.

Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности. Их влияние на криминальный профессионализм определенной направленности. Парадоксы тюрьмы: состояние уголовно-исполнительной системы в России и за рубежом. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принципов справедливости и гуманизма при реализации норм об уголовной ответственности, назначении и исполнении уголовного наказания. Проблемы адаптации лиц, отбывших уголовное наказание.

Специфика предупреждения рецидивной и профессиональной преступности. Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Другие социальные меры, способствующие адаптации осужденных к общественным процессам. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидивной и профессиональной преступности, в федеральных и региональных программах по усилению борьбы с преступностью.

 

План лекции:

1.Понятие рецидива преступлений и криминального профессионализма.

2 . Характеристика рецидивной и профессиональной преступности.

3. Обстоятельства, способствующие совершенствованию рецидивных и профессиональных преступлений.

4. Предупреждение рецидивных и профессиональных преступлений.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.,2013.

2. Актуальные проблемы борьбы с рецидивной преступностью / Отв. ред. Э.Я. Стумбина. Рига, 1989,

3. Антонян Ю.М. и др. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. М., 1989. С.41-52.

4. Будзинский А. Начало уголовного права. Варшава, 1870.

5. Бузынова С.П. Множественность преступлений. М., 1989. С. 70-95.

6. Городинец Ф.М., Смирнов Л.Б., Спицнадель В.Б. Юридическая ответственность осужденных. СПб., 1997.

7. Гориянов К., Фишер Л. Можно ли поставить шлагбаум на пути рецидивной преступности //Советская милиция. 1990. № 10. С. 52-71.

8. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

9. Джаябаев К. И. Характер изменений рецидивной преступности в Бишкеке // Философские и юридические чтения. Бишкек, 1991. С. 93-96.

10. Исмаилов Э.И. Причины рецидива среди впервые осужденных к лишению свободы // Вестник Ленинградского университета. 1990. № 27. С. 17-25.

11. Комарицкий С.И. Рецидивная преступность осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. М., 1990.

12. Королева М.В. Некоторые обстоятельства, способствующие рецидивной преступности в условиям особо крупного города // Причины отдельных видов преступности и проблемы борьбы сними. М., 1989. С.47-54.

13. Кузнецова Н.Ф. Преступления и преступность. М., 1969. С. 23-41.

14 Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. Хельсинки, 1994. С. 60-93

15. Марков Н. Почему растет рецидивная преступность // Коммунист Молдавии. 1990. № 10. С. 49-51.

16. Проблемы борьбы с рецидивной преступностью /Под ред. В.Д. Филимонова. Томск, 1992.

17. Смирнов Л.Б. Юридическая ответственность осужденных в пенитенциарных учреждениях (теоретико-правовой аспект):

Дис. ...канд. юрид. наук. СПб., 1995. С. 140-152.

18. Стумбина Э.Я. Рецидивная преступность как объект предупредительной деятельности //Причины отдельных видов пре­ступности и проблемы борьбы с ними. М., 1989. С. 41-47.

19. Тайбаков А.А. Профессиональный преступник (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 29-33.

20. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991. С. 101-127.

21. Чалидзе В. Уголовная Россия. М.., 1990. С. 48-61.

22. Чубарев В.Л. Многоразовая преступная деятельность и уголовный закон // Государство и право. 1992. № 12. С. 71-79.

23. Юцкова Е.М. О базовой ценности ориентации молодых рецидивистов //Причины отдельных видов преступности и проблемы борьбы с ними. М., 1989. С. 54-63.

План семинара

1. Понятие и виды рецидивной преступности.

2. Криминологическая характеристика рецидива.

3. Личность рецидивиста.

4. Понятия и признаки профессиональной преступности.

5. Предупреждение рецидивной преступности.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Вопрос 1. Дать понятие и краткую характеристику видов рецидива преступлений. Обратить внимание на характеристику и соотношение уголовно-правового и криминологического рецидивов. Характеризуя рецидив преступлений необходимо раскрыть его общественную опасность.

Вопрос 2. Раскрыть содержание уровня, структуры и динамики рецидива. Анализ структуры рецидивной преступности необходимо провести с учетом таких показателей, как: а) виды преступлений; б) соотношение характера предыдущих и новых преступлений; в), количество судимостей; г) степень общественной опасности совершаемых преступлений; д) интенсивность рецидива преступлений; е) зависимость от вида наказания, примененного к осужденному лицу.

Вопрос 3. Дать криминологическую характеристику личности рецидивиста, показать ее отличие от личности преступника, впервые совершившего преступление. Дать характеристику особенностей, свойств и качеств личности рецидивиста, определяющих его повышенную общественную опасность.

Вопрос 4. Дать определение профессиональной преступности и представить ее современную характеристику. Провести сравнительный анализ рецидивной и профессиональной преступности, ее общественную опасность. Указать роль различных субъектов предупреждения профессиональной преступности. Особо подчеркнуть задачи органов внутренних дел на данном направлении.

Вопрос 5. Раскрыть характер и содержание мер предупреждения рецидивной преступности на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Названные меры должны быть увязаны с целями и задачами предупреждения преступности в целом, а также соответствовать современным тенденциям рецидивной преступности и реальным возможностям субъектов профилактики.

Задание для самостоятельной подготовки

 

Задание 1. В каких показателях точнее выражается уровень рецидивной преступности:

а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы;

б) количество рецидивистов на определенное число лиц, отбывших наказание;

в) количество рецидивистов, приходящихся на определенное число взрослого населения;

г) количество и доля рецидивистов, приходящихся на определенное число осужденных.

Задание 2. Назовите причины и условия, способствующие росту рецидивной и профессиональной преступности в пределах данного региона.

Задание 3. Определите, какие из указанных ниже признаков относятся к характеристике причин рецидивной и профессиональный преступности:

1) посещение притонов;

2) возможность совершения нового преступления;

3) неудовлетворительные жилищные условия;

4) незнание норм уголовного закона;

5) совершение хищений в детском возрасте;

6) стяжательство;

7) предыдущая судимость;

8) презрение к окружающим;

9) участие в азартных играх;

10) циничное отношение к женщине;

11) неумение сдержать свою импульсивность;

12) плохие отношения с близкими;

13) низкий образовательный уровень;

14) повышенная агрессивность;

15) властолюбие;

16) самоуверенность.

Тема № 14.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.