Понятие и классификация причин и условий индивидуального преступного поведения. Их соотношение и взаимосвязь с общими причинами преступности. Психологический механизм совершения конкретного преступления. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиобщественных привычек и взглядов в генезисе индивидуального преступного поведения, их связь с условиями нравственного формирования личности и конкретной ситуацией совершения преступления.
Условия и механизмы неблагоприятного нравственного формирования личности. Отрицательные влияния на нравственное формирование личности различных видов социальной микросреды (семьи, учебных и производственных коллективов, бытового окружения и др.). Условия, способствующие совершению конкретного преступления.
Преступление - результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации. Понятие конкретной жизненной ситуации, ее разновидность и роль в совершении преступления. Объективное содержание и субъективное значение ситуации. Влияние социальных и психологических особенностей преступника на восприятие ситуации и поведение в ней. Повод к совершению преступления и его криминогенное значение.
Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.
Виктимология - учение о потерпевшем и его поведении. Виктимность и виктимизация.
Классификация потерпевших по социально-демографическим, профессиональным и социально-правовым признакам. Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия и повода совершения преступления. Роль аморального и неправомерного поведения потерпевшего в бытовых, насильственных и хулиганских преступлениях, изнасиловании, автотранспортных преступлениях. Понятие и виды виктимного поведения лица. Виктимогенные ситуации. Направления и особенности виктимологической профилактики.
План лекции
1. Понятие и классификация причин и условий совершения конкретного преступления.
2. Характеристика основных элементов социальной микросреды, формирующих особенности личности преступника.
3. Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления.
4. Виктимологический аспект конкретного преступления.
Литература
1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975.
3. Бурлаков В.Н., Касторский ГЛ., Шестакова С.Д. Проблема насилия в семье: попытка эмпирического и теоретического анализа // Правоведение. 1994. № 5-6. С. 173-176.
4. Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика. М., 1977.
5. Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986.
6. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.
7. Криминальная мотивация /Отв. ред. В.Н. Кудрявцев.М., 1986.
8. Механизм преступного поведения. М., 1981.
9. Минская В.С., Чечель Г.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. Иркутск, 1988.
10. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975.
11. Франк Л. В. Потерпевшие от преступлений и проблемы советской криминологии. Душанбе, 1977.
План семинара
1. Понятие и основные элементы механизма конкретного преступления как причины и условия его совершения.
2. Характеристика содержания и роли криминогенных факторов социальной микросреды личности преступника.
3. Формирование криминогенной мотивации и ее характеристика.
4. Конкретная жизненная ситуация и ее роль при совершении
преступления. Криминогенная ситуация и ее виды.
5. Роль потерпевшего в процессе совершения преступления.
6. Значение анализа механизма конкретного преступления.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Вопрос 1. Объяснить соотношение и взаимосвязь причин и условий индивидуального преступного поведения с общими причинами преступности. Обосновать исходное понятие и назвать основные элементы механизма конкретного преступления.
Вопрос 2. Указать, с какими элементами более всего причинно связан преступный характер поведения человека. Конкретизировать основные криминогенные факторы социальной микросреды, проанализировать их содержание. Указать, какие неблагоприятные условия нравственного формирования личности зачастую проявляются в совершенном ею преступлении со значительным сдвигом во времени (так называемое "криминологическое эхо").
Вопрос 3. Оценить роль потребностей человека в формировании криминогенной мотивации и раскрыть содержание преобладающих мотивов преступного поведения (корыстного, агрессивного, легкомысленно-пренебрежительного и т.д.).
Вопрос 4. Уяснить роль конкретной жизненной ситуации как необходимой составляющей механизма большинства преступлений, назвать типы таких ситуаций и их объективное содержание. Оценить значение субъективного восприятия ситуации лицом, обозначив основные причины, обуславливающие искаженное ее восприятие. В рамках этого вопроса отдельно рассмотреть понятие криминогенной ситуации, проанализировать ее разновидности с привлечением примеров из судебно-следственной практики.
Вопрос 5. Описать роль, которую играют личность и поведение потерпевшего в формировании криминогенной мотивации и (или) в выборе способа действия. Охарактеризовать основные понятия виктимологии и показать ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел.
Вопрос 6. Конкретизировать значение анализа механизма конкретного преступления в уголовно-правовом, уголовно-процессуальном и криминологическом аспектах.
Задание для самостоятельной подготовки
Задание1. Изучить содержание обвинительного заключения (обвинительного акта) и кратко изложить обстоятельства совершенного преступления:
а) какие элементы микросреды оказали криминогенное влияние на формирование негативных личностных свойств и каково их содержание;
б) какие обстоятельства конкретной жизненной ситуации оказали существенное влияние на выбор преступного способа действия (классифицируйте их);
в) определить характер и значение криминальной мотивации при совершении данного преступления;
г) дать сравнительную оценку отмеченным обстоятельствам, отнеся их к причинам или условиям совершения преступления (аргументируйте Ваш вывод).
Задание 2. Составить перечень причин и условий, способствовавших совершению данного преступления и могущих способствовать совершению аналогичных преступлений в настоящее время.
Задание 3. От имени следователя (прокурора) составить представление об устранении причин и условий совершения преступлений с указанием:
а) куда, кому направляется;
б) обстоятельств уголовного дела;
в) выявленных причин и условий;
г) на основании каких статей УПК составлено представление;
д) какие меры предлагается принять по устранению причин и условий данного преступления;
е) сроки исполнения и кому сообщить о принятых мерах.
Т е м а № 7.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 367.