Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи. Характеристика несовершеннолетних и молодежи на различных этапах развития общества.
Состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних. Особенности преступлений, совершаемых подростками. Региональные различия преступности несовершеннолетних. Неформальные группы молодежи с антиобщественной направленностью поведения.
Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников по признакам пола, возраста, места проживания и рода занятий. Нравственно-психологические признаки несовершеннолетних преступников. Возрастные особенности психики несовершеннолетних и их криминологическое значение. Особенности мотивации преступлений несовершеннолетних.
Классификация несовершеннолетних преступников. Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями.
Причины и условия преступности несовершеннолетних. Неблагоприятные факторы семейного воспитания, безнаказанность подростков, недостатки воспитательной работы школы и воспитательного влияния производственных коллективов. Криминогенные факторы бытового окружения и сферы досуга, отрицательное влияние на несовершеннолетних со стороны ранее судимых. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи. Виктимологическая профилактика. Проблемы создания ювенальной юстиции.
План лекции:
1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи.
2. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
3. Факторы, влияющие на совершение правонарушений несовершеннолетними и молодежью.
4. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних и молодежи.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») // Советская юстиция. 1991. № 12-14.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года // Российская газета. 1999. 30 июня. С. 4-6.
4. О мерах по предотвращению бродяжничества и попрошайничества: Указ Президента Российской Федерации от 2.11.93 гг. № 1815 // Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: Сб. нормативных актов. М.,1994.
5. Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 6.08.1993 г. № 390.
6. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.
7. Забрянский Г. И. Механизм формирования антисоциальных подростковых и юношеских групп // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.
8. Забрянский ГИ. Предупреждение, преступности несовершеннолетних - основы концепции государственной политики // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 30-37.
9. Изменения преступности в России: Криминологический комментарий статистики преступности. М., 1994.
10. Касторский Г.Л. Семья как объект профилактики правонарушений несовершеннолетних II Вестник Санкт-Петербургского ун-та, 1993. Сер. 6. Вып. 2. С. 114-117.
11. Касторский Г.Л. Криминологические проблемы полового воспитания. // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века: Тез. докл. и выступл: В 2 ч. СПб., 1998. Ч. 2. С. 97-98.
12. Криминологические проблемы профилактики молодежи / Отв. ред. Ф.А. Лопушанский и др. Киев, 1986.
13. Пронина В.С., Столбов Б.А. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних: Комментарий. М., 1988.
14. Токарев А.Ф. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью и их предупреждение: Лекция. М., 1990.
План семинара
1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи.
2. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
3. Факторы, влияющие на совершение правонарушений несовершеннолетними и молодежью.
4. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних и молодежи.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Вопрос 1. Дать определение преступности несовершеннолетних. Изложить состояние, уровень, структуру, динамику преступности несовершеннолетних и молодёжи. Необходимо отразить отличительные особенности преступности несовершеннолетних, проследить ее изменения в различные периоды времени. Давая характеристику преступности несовершеннолетних и молодёжи, следует выделить наиболее и наименее характерные преступления, совершаемые данными лицами.
Вопрос 2. Рассмотреть социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. Обратить внимание на влияние психических аномалий на поведение несовершеннолетних. В заключение нужно представить типологию и классификацию личности несовершеннолетних преступников.
Вопрос 3. Раскрыть влияние экономических, политических, социальных, культурных и духовных факторов на противоправное поведение несовершеннолетних и молодежи. Среди политических факторов особое внимание обратить на влияние изменений в законодательстве, среди социальных - на семью, учебный, трудовой коллективы, досуговые связи.
Вопрос 4. Рассмотреть предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи; необходимо, прежде всего, перечислить субъектов этой деятельности. Далее, более подробно изложить работу в этом направлении тех из них, профилактическая деятельность которых оказывает непосредственное влияние на поведение несовершеннолетних и молодежи (общеобразовательные учреждения, в том числе специальные, трудовые коллективы, комитеты по делам молодёжи и подростков, комиссии по делам несовершеннолетних).
Задание для самостоятельной подготовки
Варианты:
1. Безнадзорные несовершеннолетние.
2. Криминогенные группы.
3. Несовершеннолетние, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или психотропными веществами.
4. Неблагополучные семьи.
5 Несовершеннолетние, вернувшиеся из воспитательных колоний
6. Несовершеннолетние, систематически совершающие правонарушения.
Задание 1.
Какую профилактику (раннюю, непосредственную, рецидива) целесообразнее проводить с данной группой лиц. Перечислите мероприятия в рамках названной профилактики.
Задание 2.
Какие преступления характерны, для данной группы лиц.
Задание 3.
Какие профилактические мероприятия проводят с данной группой лиц работники:
а) учебных заведений;
б) районных Центров занятости;
в) городского Комитета по делам семьи, детства и молодежи;
г) комиссий по делам несовершеннолетних;
д) здравоохранения.
Тема № 16.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.