Правильная артикуляция мягких звуков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к нёбу. Кроме подъема средней части спинки языка эти звуки меняют и основную артикуляцию. При произнесении ть, дь кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.

 

Дефекты произношения (Т’) , (Д’) (ть, дь)

1) Боковой, при котором кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка отклоняется влево или вправо, в результате чего воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь влево или вправо. Этот вид характеризуется неприятным хлопающим звуком.

2) Замена мягких (Т’), (Д’) на твердые т, д.

Приемы устранения недостатков произношения ть, дь.

В качестве исходного используется твердый Т. Ребенку предлагается произнести Т или –Та-, в это время шпателем или пальцем удержать кончик языка за нижними резцами (прижимая передний край языка). Имитативный способ (по подражанию) не желателен.

Если артикуляция закрепилась, следует отказаться от механических средств и продолжить воспроизведение звука –ть- в слогах и словах. При постановке –дь- используется тот же способ, но исходным берется –д-.

Произнесение мягкого звука –т’- (ть).

Упражнение. Произносить слоги.

Тя – Тё – Тю; Те – Ти

Тю – Тя – Тё; Ти – Те

 

Упражнение. Произносить слова с ударными и безударными слогами.

Тя, Тю

Тюль, утюг, лентяй, Катюша, Витя, Митя, Настя, Петя, тюльпан, тяжелый, тяжеловоз (рабочая лошадь, перевозящая тяжести), летяга (вид белок, ноги которых соединены летательной перепонкой, сильный хвост служит рулем; по А.Э.Брему)

Тё

Тёмный, тёплый, тёсаный, Тёма, метём, сластёна, плетём, котёл.

 

Те, Ти

Тело, темень, темя, тень, тина, (водоросли, плавающие в стоячей воде), тесно, тихий, уйти, найти, везти, метель, телега, телеграф, телефон, темница, теплица, тепло, тесёмка (узкая полоска материи для украшения, скрепления), тигрица, тишина.

 

Упражнение. Произносить обратные слоги

Ать – Ять Уть – Ють
Еть – Ёть Ыть – Ить

Упражнение. Произносить слова с ударными и безударными слогами

Ать, оть

Мать, спать, уважать, плясать, вязать, узнать, унывать, лапоть.

 

Ить, еть, ыть

Петь, уметь, успеть, любить, бить, лепить, уложить, мыть, жить, ловить, лить, пить, вить.

 

Уть, ять

Пнуть, уснуть, гаснуть, пять, обуть, мокнуть, вянуть.

 

Упражнение. Произносить слова со стечениями согласных.

Сте – сти – пти – втя

Стёпа, стены, стих, степь (безлесное, ровное пространство), стебель (часть травянистого растения от корня до вершины), птица, птенец, сесть, упасть, лезть, втяну, стяну.

 

Упражнение. Произносить трудные слова с двумя – Т' – .

Телятница, теплеть, тесать (делать ровным), тётя, тефтели, тягать (дёргать), тягость, потеть, тянуть, тяпнуть (за палец), застёгивать, утихнуть, лететь, мутить, шутить.

 

Упражнение. Произносить предложения.

 

У тёти Моти тихий голос. Щенок Тюпа ухватил Тимофея за ногу. Петя просил не лезть с пустяками. В сентябре на липах пожелтели листья. На картинке нарисованы утёнок и котёнок. Катя, Витя, Митя – идите гулять! Мать купила пять картинок. Собаке лайке гость принёс большую кость. (Лопухина) Лети, лети, птица!

 

Упражнение. Произносить чистоговорки.

Ать – ать – ать – плела лиса лапоть.

Ать – ать – ать – потеряла лиса лапоть.

Тя – тя – тя – нет у лисичка лаптя.

 

Упражнение. Произносить тексты.

Тили – тили, тили – тили,

Тили – тили, тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

--- - --- - --- (С. Маршак)

Приходите к Мише в гости,

Сладкий пряник Мише бросьте!

--- - --- - --- (С. Маршак)

Побежала мышка – мать

Тётю свинку в няньки звать.

                                          --- - --- - --- (С. Маршак)

 

Дифференция твёрдого звука -Т- и мягкого –Т’- (Ть)

 

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

 

Та-тя-та    Ти-ты-ти     Тё-то-тё

Упражнение.Произносить слова.

Та-тя

Наташа-Настя ; Летал – летяга; Пустая – лентяй; Таёжный – тяжёл.

То-тё

Тома – Тёма; Тополь – тёплый; Шестой – сластёна; Пустой – котёл; Батон - плетём

Ты-ти

тыква- тихий мосты - уйти         пустыня - картина стынет - стих коты - кости . ласты - ластик хвосты - хвостики

Ту-тю

Туго - утюг         тушь - тюль тумба - тюлька         болтушка - Катюшка туман - тюльпан туфли - утюжит

 

Т-ть

насест-сесть чуткий-чуть-чуть опят - пять         обут - обуть     уснут - уснуть выпит – пить ловит - ловить лепит - лепить вянут - вянуть

 

Упражнение. Произносить предложения.

У Темы за окном - тополь. У Насти - ноты. У Кости - ла­сты. Чисти тазы - будут чисты. Витя любит пошутить. У Толи болит ло­коть. Эти кустики за лето вытянулись. Мама несёт батон - плетёнку. У Томы на картине пустыня. В такой туман не увижу тюльпан. Ната утю­жит платье, а Настя обувает туфли. В море живёт тунец, а в гнезде -птенец. Никита несёт пять опят. Тяжело одному в тайге. У котов - хво­сты, у котят - хвостики .У утки пять утят. Летяга перелетала с ветки на ветку. Потух костёр и котёл пустой. Всё утро метёт метель. «Материя лезет от ветхости» (С.Ожегов). Котята вырастут и станут ловить мышей. Таня несёт утюг.

 

Упражнение. Произносить тексты.

      Дразнилка

Дата: 2018-12-21, просмотров: 581.