а) Губы находятся в положении следующего за Т (д) гласного;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
д) голосовые связки при произнесении -т- не напряжены, раздвинуты, голос не образуется, а при произнесении -д- голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Дефекты произношения -Т-. -Д- .
1) Передняя часть спинки языка опущена, корень языка поднят, звуки заменяются храпом в нос;
2) Звук -Т- заменяется на -К-; -Д- на –Г-.
«Каня, иди гамой» - Таня, иди домой.
3) Искаженный звук по способу образования напоминает аффрикату.
4) Средняя часть спинки языка поднимается к нёбу, слышится смягченное произношение.
Приёмы устранения дефектов произношения Т, Д .
1) Рекомендуется предложить ребёнку произносить: па-па, просовывая язык между зубами. Необходимо следить, чтобы были видны верхние зубы, для этого можно раздвинуть губы пальцами - получается межзубный звук -Т-; ТА-ТА .
Аналогично: БА-БА - ДА-ДА
Имитативный способ (по подражанию) использовать не рекомендуется.
После достаточной отработки межзубного звука, кончик языка переводится в положение за верхними зубами.
2) Можно ребенку сразу предложить произнести -П-, только языком (губы придерживаются с механической помощью), положение кончика языка - за верхними зубами - следует показать.
Произнесение твёрдого звука -Т- в прямых слогах
Та - Ты, То – Ту
Ты - Та, Ту - То
Та - Ты - Ту - То
1. Слова с ударными слогами
Примечание: Предшествующая гласная произносится долго:
локо-ток, то-т, причем необходимо соблюдать правила литературного произношения (говорить не «моток», а «маток», не «сделает», а «зделает»).
В материал на автоматизацию Т, Д желательно не включать слова со звуками Р, РЬ, поскольку звуки Т, Д являются опорными для появления вибрантов и последние, на данном этапе развития речи, как правило, отсутствуют.
ТА
Танец, тапки, таял, таз, Таня, тайна, талый, талия, там, летал, места, пустая, воспитание, Наташа, мотал, фантазия, лапта, металл.
ТО
Тома, Толя, Тоня, Антон, том, точим, тополь, тонна, топливо, лото, пальто, бутон, питон, пустой, потом, шестой, автобус, батон, золотой, густой, бетон, постой.
ТУ
Туфли, Тула, тумба, туча, туго, туя, тушь, туловище, петух, пастух, петунья, болтун, поступок, цокотуха.
ТЫ
Тыква, ты, бутылка, листы, мосты, хвосты, пустые, пустыня.
2. Слова с безударными слогами.
ТА
Табун, тазы, тайга, таёжный, Ната, лопата, монета, минута, маслята, витамин, вата, палата, кофта, путал, шахта, охота, зевота, устаю, почта, яхта (большая парусная лодка).
ТЫ
Монеты, минуты, соты, ноты, лохматый, плиты, пилоты, полёты, самолёты, богатый , бегемоты, буфеты, пятый, желтый, лопаты.
ТУ
Туман, тунец, тупой, тугой, тулуп, тупоносый (туфель), тупоносая (утка), тушёный, потушил (погасил).
3) Более трудные слова (с двумя Т).
Тот, талант, тычет, тахта (диван без спинки), читает, летает, хвастает, чистота, толстый, турист, тутовник (шелковица), автомат, глотает, готовит, томат.
3) Упражнение. Произносить предложения
Вот Тома и Тоня. У Томы желтое пальто. У Тони жёлтые туфли. У Толи в тазу маслята. Жила-была старуха и был у неё петух. Пастух пасёт табун. Этот пастух - табунщик. Ната, там твоя кофта. Наступила золотая осень. Тыква полезна, в ней витамины. Таня стоит у плиты. Эта или та твоя улица? Антон живет на пятом этаже. Толя спешит на охоту.
4) Упражнение. Дополнить предложения по картинкам.
Произносить предложения целиком.
|
|
Толя сел за чистый .
|
Антон повесил на вешалку чистое .
|
В тайге утром был густой .
|
В тазу густое .
|
В стакане густая .
5) Задание. Послушать двустишия, назвать слова со звуком Т, выучить.
Наша Таня пол мела,
Тут такая чистота!
--- - --- - --- - --- - ---
Это самолет,
В нем летит пилот.
--- - --- - --- - --- - ---
Скачут по лесу зайчата,
По болоту – лягушата.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 630.