звуки [к] [к’] [г] [г’]
( речевой материал )
Постановка звука [к].
Поскольку взрывные заднеязычные звуки ставятся от взрывных переднеязычных, звук [к] ставится при помощи механического способа от звука [т]. Ребенку предлагают медленно произнести слоги та-та-та, в момент произнесения логопед шпателем (или пальцем) постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится вначале тя-кя-ка. (Также ставится –г- от слога –да, но его можно получить и озвончением [к]).
Затем с механической помощью закрепляется [к] в слогах. К закреплению звука в словах и фразах приступают только тогда, когда ребенок без длительного поиска нужной артикуляции произносит поставленный звук.
Произнесение [к] в прямых слогах.
Задание. Произносить слоги.
-ка-ко-ку-
Задание. Произносить слова с ударением на слоге
–ка
Каша, касса, камень, каменный, кашель, камбала, капля, Ока, макать, рука.
-ко
Коля, кофе, колос, ком, молоко, козы, высоко, кость, стрекозы, кони.
-ку
Кузя, курица, куча (песку), кузница (мастерская), кудри, кузов.
Задание. Произносить слова без ударения на слоге.
-ка, -ко, -ку.
Кафе, качели, калач, калина, кабина, Вика, кабан, канава, календарь (книжечка, в которой записаны все дни года), капель (падение тающего снега каплями с крыши), маска, майка, лесенка, начинка, добавка, ложечка, мелко, низко, локон (вьющаяся прядь волос), локоть, луковица, купец.
Задание. Произносить слова со стечениями согласных.
Ква-кле-клю-кре-кри
квас, квашенная (капуста), клей, клен, клещи (металлические щипцы), ключ, крем, кривая (линия).
Задание. Произносить предложения.
Коля, иди в реку, здесь мелко.
Мама купила сыну маску ежика.
Ниночка искала землянику, наклонялась низко-низко.
Коля с Катей качались на качелях.
Забияка лезет в драку.
В кузнице кузнец подковал мою лошадку.
Не кует железо молот, кует кузнец. (пословица)
Кабан – это дикая свинья.
В апреле запели капли капели.
В этой конфете вкусная начинка.
У Кати колесо. Нашего кота зовут Кузя.
Задание. Произносить текст.
Дима и Коля – кони. Но, но, кони!
Идите, кони домой!
· Кого позвали домой? /коней/
· -Кто пойдет домой? /кони/
Произнесение [к] в обратных слогах.
Задание. Произносить обратные слоги.
Ак-ок-ук-ик-як-ык
Задание. Произносить слова с ударением и без ударения на слоге.
Мак, маяк, Максим, носок, песок, поясок, мелок, вилок (капусты), волосок, ежонок, лук, индюк, понедельник, зайчик, чижик.
Задание. Произносить предложения.
Щенок уволок мяса кусок.
Поставь совок в уголок.
В мешок насыпан песок.
У лисы лукавая улыбка, не садись ей на язык, Колобок!
Чижик – серенькая птичка.
Задание. Произносить тексты.
1. Вот мак. На, мама, мак. На, Катя, мак.
2. У Кати косы. На Катя, бант. Ай да бант у Кати!
Задание. Произносить слова с двумя и более звуками [к].
Какао, какаду (попугай с хохолком на голове), капелька, каска, купальник, кукла, кулек, клеенка, крепкая (веревка), какой, как, каблук, квакушка, макушка, (верхняя часть чего-то: головы, дерева), кубик, макака, лукошко, кошечка, кумушка, кусок, калачик, кузнечик, калька, кукушка.
Задание. Послушать текст.
«Как кукушка куковать научилась».
Выскочил как-то петух из курятника и как закричит: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Понравилась эта песня кукушке, которая сидела недалеко на суку. «И я могу так петь», подумала она. И полетела в лес, чтобы всех удивить. Прилетела, уселась на дерево, раскрыла рот и пропела начало: -Ку…
А дальше забыла! –Ку-ку-ку-ку- повторяет одно и тоже и больше ничего не может вспомнить. Наверное, ее за это и прозвали кукушкой.
1. Логопед просит спеть песню петуха, кукушки. (утрируя [к]).
2. Ребенку предлагается посчитать, сколько звуков [к] в слове –кукушка-. (3)
3. Вопросы: -Как поет лягушка? –Ква-Ква.
-Как можно назвать лягушку? (Квакушка).
Если ребенок произносит [р’] можно произнести: кря-кря-крякушка.
Задание произносить предложения.
Квакушка квакает: ква-ква!
Кукует кукушка, квакает лягушка.
Петушок, петушок, на макушке гребешок.
У куклы Кати светлые локоны. Полкан лег калачиком. Какао вкусно пахнет. В кадке квашеная капуста. Кошка катает клубок. Дети пошли на лужок и встали в кружок. Я читала сказку о лягушке-квакушке. В коробке кнопки. У пастуха кнут.
Сидит кошка на окошке. Курица клюет: клю-клю-клю. У курицы клюв. У этой курицы перья белые, как снег, назовем ее Беляночка. Наша река широка, как Ока. Кран обходится без рук: вместо рук у крана крюк.
Задание. Произносить тексты стихов. (Это задание предлагается на дифференциацию [к] – [т]).
Кукла с бантом в желтом платье. Подарили куклу Кате.
Катя будет с ней играть, спать уложит на кровать.
Баю баюшки-баю! Не ложися на краю!
Прибежит серый волчок, Катю схватит за бочок.
Схватит Катю за бочок, убежит с ней во лесок.
Бросит там под кустик и домой не пустит.
Задание. Пересказать сказку.
«Кот и мышь».
Гонялся кот за мышкой, но не смог мышку поймать. Решил он ее обмануть.
-Мышка, мышка, -мурлыкал кот, -ты такая быстрая… Выйди из норки и беги во-он в тот угол… Я дам тебе за это мерку пшеницы!
-Нет, нет! – пискнула мышка. Работа слишком мала, а плата чересчур велика! Неспроста это!
Мерка- сосуд для измерения сыпучих продуктов.
Задание. Заучить стихотворение.
Птичка и кошка.
Села птичка на окошко. Увидала птичка кошку
-Птичка! Птичка! Не зевай! Не сиди, а улетай!
Задание. Произносить диалоги. / из книги М.Ф. Фомичевой/
-Ква-ква, квакает Квакушка,
-Ку-ку! – кричит Кукушка, день целый по леску:
-Ква-ква! -Ку-ку! -Ква-ква! -Ку-ку! Ку-ку!
Кукушка.
-Ку-ку! -Сколько лет нам, кукушка, жить?
-Ку-ку! Ку-ку! -Мало, кукушка, мало!
-Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! -Мало, кукушка, мало!
-Куковала я вам, куковала, устала.
Задание Произносить стихотворение. /В.Ланцетти/
Палка-скакалка.
В пыли валялась палка, её мне стало жалко.
Взял я палку, и она превратилась в скакуна!
Произнесение [к’] в прямых слогах.
Мягкие звуки [к’], [г’] отличаются от парных твердых перемещением смычки вперед, к средней части твердого неба (см. постановку [к]).
Задание. Произносить слоги.
Ке-ки
Примечание. Слоги кя-кю-кё практически не используются в русском языке.
Задание. Произносить слова с гласными переднего ряда –и-э под ударением.
Ке, ки
Кеды, кедр, (хвойное вечнозеленое дерево), пакет, кислый, киса, пеньки, значки, носки.
Задание. «Договори словечко».
Ма-ки шап-ки Лап-ки миш-ки
Мыш-ки машин-ки Мис-ки песен-ки
Сан-ки мас-ки Со-ки лесен-ки
Задание. Произносить слова без ударения на слоге.
Кефир, кино, кисель, кирпич, поделки (мелкие изделия, изготовленные руками), волки, плечики (вешалки для платьев), плавки, пачки, панамки, перинки, пенки, пеленки.
Задание. Произносить предложения.
У Ниночки маки, у Анечки фиалки. Кинь мне мяч, Нина! Никита, сделаем поделки из соломки! Мама повесила блузки на плечики. Пинетки – башмачки для самых маленьких. Сидим мы на лесенке и поем мы песенки. В ельнике – елочки, а в сосняке – сосны. В Сибири – сибирские кедры. В миске пенки для киски. У Инночки и Леночки панамки из соломки. У мамы в сумке две пачки печенья. Пеленки –детские простынки. Надо с папой выстирать пеленочки для сестры Аленочки. Есть Кирилл присел, да кисел кисель./скороговорка/
Задание. Произносить текст стихотворения.
Киска и овсянка.
Вот этой овсянки не хочется киске.
Вот этой овсянки, которая в миске.
Какой же овсянки она захотела?
Не той ли, что мимо сейчас пролетела?
Задание. Произносить текст рассказа «Воробьи». /М.Ф.Фомичевой/
Несли в кульке крупу. А в кульке дырка. Посыпалась крупа из кулька. Налетели воробьи: клюют, радуются.
Дифференциация [к]- [к’].
Задание. Произносить слоги.
Кы-ки, кэ-ке Ки-кы, ке-кэ
Задание. Повторить только те слова, в которых слышится [к’].
Буква, букет, пакет, пока, макароны, кефир, парк, кино, каша, карась, маки.
Задание. «Дополни предложение».
В лесу летают летом …/мошки/. Охотятся на мышек… /кошки/. (И.Лопухина)
Задание. Произносить слова со звуками [к’], [к].
Кекс, кепка, киоск, килька, киска, калитки, крючки.
Задание. Произносить предложения.
В малиннике – кусты малины. У зайки ушки на макушке. Молоко киснет в тепле.
Кекс пекут с изюмом. Никите купили букварь. Кефир кислый на вкус.
У калитки зацвели кустики пионов. Кеша купил конфеты в киоске.
Как похожи на цветочки наши яркие платочки!
Задание. Читать стихотворение.
Дождик.
Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Задание. Выучить стихотворение.
Котик-кот, иди к доске, расскажи о колоске!
-Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!
Задание. Отгадать и выучить загадку.
Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет, песенки поет /кошка/.
Постановка звука [г].
Прием исправления [г] сводится к постановке с механической помощью от взрывного, звонкого, переднеязычного [д]. (см. постановку [к]).
Произнесение [г] в прямых слогах.
Задание. Произносить прямые слоги.
Га-го-гу; гу-га-го.
Задание. Произносить слова с ударением на слоге.
га
Галя, газ, гавань (водное пространство около берега для стоянки кораблей), гаснуть, нога, рога, стога.
го
Голос, гольфы, гость, огонь, голубь, голый, город, Гоша, горница (комната).
гу
Гуща, гуси, губы, Снегурка, могу, могучий, фигура, огурчик.
Задание. Произносить слова без ударения на слоге.
га
Газета, газон (площадка в саду, засеянная травой), гантели, гараж, магазин, галоши, Волга.
Го, гу
Голова, голубцы, горох, много, егоза (ребенок-непоседа), огурец, гулять.
Задание. Произносить слоги и слова со стечениями.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 648.