1. Теоретико-методологическое обоснование научно-исследова-тельской работы в психологии.
2. Сущность, структура и функции познания в области психо-логии.
3. Методология, принципы, методы и методика познания в области психологии.
4. Понятийный аппарат научного исследования.
5. Логика (структура) теоретико-прикладного психологического исследования.
6. Требования к экспертизе и литературному оформлению тео-ретико-прикладного психологического исследования.
7. Особенности составления программы исследования.
8. Диалектика как общая методология научного познания. Общие методологические принципы научного исследования. Частные методо-логические принципы научного исследования.
9. Методологические требования к проведению научного иссле-дования.
10. Методологические требования к результатам исследования.
11. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики.
12. Классификация методов научного познания. Классификация методов научных исследований. Исследовательские возможности различных методов.
13. Общенаучные логические методы и приемы познания.
14. Формирование у исследователя необходимых умений и на-выков проведения анкетирования.
15. Специфика проведения опроса в научных исследованиях по международным отношениям.
16. Беседа как исследовательский прием. Стратегия и тактика про-ведения беседы.
17. Телефонное интервью: плюсы и минусы.
18. Наблюдение как вид исследования в теории и практике психологии.
19. Применение наблюдения в разных видах исследования.
20. Идеи и принципы психодианостики.
21. Проблема надежности и валидности тестовых методик.
22. Качественная и количественная информация и работа с ней.
23. Методы статистического описания данных.
24. Методы графического представления данных.
25. Корреляционный анализ и сферы его применения.
26. Многомерный статистический анализ.
27. Параметрические и непараметрические критерии.
28. Компьютерные математико-статистические программы обра-ботки психологических данных (SPSS 17.0, Statistica v.5.5A. и др.)
29. Профессионально-значимые личностные качества исследо-вателя.
30. Мастерство исследователя.
31. Творчество и новаторство в работе исследователя. Рефлексия исследователя в системе его научной и практической деятельности.
32. Научная добросовестность, искусство общения и культура по-ведения исследователя.
33. Этические принципы в проведении теоретического и эмпири-ческого психологического исследования.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и узком смысле этого слова, функции методологии.
2. Перечислите и охарактеризуйте методологические принципы.
3. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно-эмпирического.
4. Перечислите основные компоненты научного аппарата иссле-дования и дайте краткую содержательную характеристику каждого из них.
5. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки резуль-татов научного исследования.
6. Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».
7. Дайте сущностную характеристику таких методов, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертный опрос и социометрия.
8. Охарактеризуйте особенности применения методов научной литературы, архивных данных. Какие сведения об используемых литературных источниках необходимо фиксировать последователю?
9. Требования, предъявляемые к разработке исследовательской анкеты. Перечислите основные варианты построения вопросов к анкете и охарактеризуйте их.
10. Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Обоснуйте наиболее важные условия эффективности его проведения, этапы проведения эксперимента.
11. Обоснуйте сущность и специфику теоретического познания. Перечислите его основные формы.
12. Сформулируйте определение таких категорий теоретического познания, как «мышление», «разум», «понятие», «суждение», «умо-заключение», «интуиция».
13. Каким основным требованиям должна отвечать любая научная теория? Какие функции реализуются с ее помощью?
14. Раскройте особенности использования общенаучных логических методов в научном исследовании.
15. Что понимается под моделированием в научном исследовании? Является ли мысленный эксперимент особым видом научного моделирования. Дайте определение понятия «модель».
16. Для каких целей в рамках научного исследования применяются сравнительно-исторические методы? Дайте их характеристику.
17. В чем заключается сущность количественных измерений в научном исследовании?
18. Обоснуйте сущность понятия «корреляция». Приведите примеры коэффициентов корреляции.
19. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования?
20. Сформулируйте определение понятия «методика исследования». Обоснуйте положение о том, что методика научного исследования всегда конкретна и уникальна.
21. Что следует понимать под систематизацией результатов иссле-дования? Какая процедура лежит в основе их интерпретации? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?
22. Какие этапы рассматривает процесс внедрения результатов исследования в практику?
23. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?
24. В чем заключается научная добросовестность и этика ученого? Какую роль играет искусство общения в деятельности исследователя? Раскройте основные компоненты его культуры поведения.
25. Перечислите и охарактеризуйте основные структурные элементы программы исследования.
Библиографический Список
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2003. 687 с.
2. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования: учеб. пособие для асп. и студ.-дипломников; в составе учебно-методического комплекса / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. Моск. открытый соц. ун-т - М.: Академический проект, 2008. 194 с.
3. Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования: учеб. пособие / Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. М.: Магистр, 1997. 80 с.
4. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования: учеб. пособие для вузов / Г.М. Бреслав. М.: Академия; Смысл, 2010. 492 с.
5. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. М.: Академический проект, 2010. 382 с.
6. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. 557 с.
7. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для вузов по напр. и специализации психологии / Л.Я. Дорфман. М.: Академия; Смысл, 2005. 287 с.
8. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психологи: учебник для вузов по психологии / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2008. 318 с.
9. Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / С.И. Калинин; под науч. ред. А.Л. Тулупьева. СПб.: Речь, 2004. 133 с.
10. Колесникова, Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Г.И. Колесникова. Ростов на/Д: Феникс, 2015. 318 с.
11. Комлацкий, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для вузов / В.И. Комлацкий, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов,; под ред. В.И. Загвязинского. М.: Академия, 2013. 238 с.
12. Константинов, В.В. Методологические основы психологии: учеб. пособие / В.В. Константинов. СПб.: Питер, 2010. 232 с.
13. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. СПб.: Питер, 2007. 316 с.
14. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учеб. для вузов по напр. и спец. «Психология» / Т.В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005. 384 с.
15. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. Москва: Дашков и К, 2004. 428 с.
16. Масалков, И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавании: учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. М.: Альма Матер; Академический Проект, 2011. 442 с.
17. Митина, О.В. Разработка и адаптация психологических опросников: учеб. пособие для вузов / О.В. Митина. М.: Смысл, 2011. 235 с.
18. Мокий, М.С. Методология научных исследований: учебник для магистров вузов / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. М.: Юрайт, 2016. 254 с.
19. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. М.: Флинта, 2010. 389 с.
20. Наследов, А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов. СПб.: Питер, 2011. 400 с.
21. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / А.Д. Наследова. СПб.: Речь, 2007. 390 с.
22. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для студентов вузов / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. 495 с.
23. Основы научных исследований: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина. М.: Форум, 2009. 269 с.
24. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие для аграр. вузов / В.И. Комлацкий, С.В. Логинов, Г.В. Комлацкий. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 204 с.
25. Плотинский, Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Плотинский. М.: Логос, 1998. 279 с.
26. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования в когнитивной психологии / под общ. ред. А.Ю. Агафонова. Самара: Бахрах-М, 2012. 191 с.
27. Психологические исследования: практикум по общей психологии для пед. вузов / сост. Т.И. Пашукова. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 176 с.
28. Пытьев, Ю.П. Возможность как альтернатива вероятности. Математические и эмпирические основы, применение / Ю.П. Пытьев. М.: Физматлит, 2007. 464 с.
29. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: учеб. пособие / А.А. Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 255 с.
30. Рубцова, Н.Е. Статические методы в психологии: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков. М.: УМК «Психология», 2005. 381 с.
31. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Рузавин. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.
32. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. 349 с.
33. Соломин, И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования / И.Л. Соломин. СПб.: Речь, 2006. 279 с.
34. Тихонов, В.А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / В.А. Тихонов, В.А. Ворона. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. 296 с.
35. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: учеб. пособие / В.И. Тютюник. М.: Психология, 2002. 206 с.
36. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика: учеб. пособие / К.Р. Червинская. СПб.: Речь, 2003. 335 с.
37. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Л.А. Шипилина. М.: Флинта; Наука, 2011. 203 с.
38. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследовани: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр. М.: Дашков и К, 2008. 243 с.
39. Шульмин, В.А. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов / В.А. Шульмин. Старый Оскол: ТНТ, 2015. 279 с.
40. Щедровицкий, Г.П. О методе исследования мышления / сост. и отв. ред.: А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Фонд «Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. 598 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Часть I. Научное исследование в психологической науке………………. | 4 |
1.1. Общие принципы организации научного исследования……………. | 4 |
1.2. Специфика научного исследования………………………………….. | 13 |
1.3. Методология и методы научного исследования…………………….. | 17 |
1.4. Категориальный аппарат научного исследования…………………... | 29 |
Часть II. Особенности теоретико-прикладного исследования в психологии………………………………………………………………... | 33 |
2.1. Методы психологического исследования……………………………. | 33 |
2.2. Метод наблюдения…………………………………………………….. | 37 |
2.3. Эксперимент…………………………………………………………… | 41 |
2.4. Беседа…………………………………………………………………... | 43 |
2.5. Анкетирование………………………………………………………… | 45 |
2.6. Тестирование…………………………………………………………... | 45 |
2.7. Экспертные оценки и биографический метод……………………...... | 53 |
2.8. Социометрия и референтометрия…………………………………...... | 58 |
2.9. Активные методы психологии………………………………………... | 64 |
2.10. Этические принципы проведения психологического исследования………………………………………………………………... | 66 |
Возможная тематика реферативной работы……………………………… | 72 |
Вопросы для самоконтроля………………………………………………... | 73 |
Библиографический список……………………………………………….. | 75 |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 419.