Часть I . Научное исследование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С.И. ФИЛИППЧЕНКОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Тверь 2018


УДК 159.9.07

ББК 88.4я7

 

 

Рецензенты: кандидат психологических наук доцент кафедры философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и истории Отечества ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский универ-ситет» Мурашова Л.А.; кандидат психологических наук доцент кафедры психологии и философии ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» Балакшина Е.В.

 

 

Филиппченкова, С.И. Организация теоретического и эмпирического исследования в психологии: учебное пособие / С.И. Филиппченкова. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2018. 80 с.

 

 

Рассматриваются методологические принципы построения иссле-дований в различных областях психологической науки и практики, основные методы теоретического и эмпирического психологического исследования, профессиональные этические принципы организации и про-ведения научно-исследовательской работы в психологии.

Предназначено для студентов направления  «Психология» и «Пси-хология служебной деятельности» в рамках дисциплин «Общий психо-логический практикум», «Экспериментальная психология», «Органи-зационная психология», «Психология труда», «Социальная психология», «Психология управления», при подготовке выпускных квалификационных работ, магистрантов в рамках дисциплины «Организация теоретического и эмпирического исследования», а также для аспирантов и соискателей. Будет интересно практическим психологам, преподавателям и научным специалистам в различных областях психологии, педагогам, юристам, социологам.

 

 

ISBN © Тверской государственный технический университет, 2018 © Филиппченкова С.И., 2018



ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная организация и проведение теоретического эмпирического исследования в различных областях психологической науки – важная часть научно-исследовательской и прикладной деятельности психолога. Для осуществления этой работы необходимо изучение методологических принципов построения исследований в различных областях психологической науки и практики, основных методов теоретического и эмпирического психологического исследования, процедурных особенностей ведущих методов исследования в психологии – теоретических, качественных, количественных и математико-статис-тических, а также способов и приемов интерпретации, полученных в ре-зультате исследования психологических данных.

В результате освоения правил, принципов, методов, способов и стратегий организации теоретического и эмпирического исследования в психологии у студентов формируется целостное представление о клю-чевых теоретических и эмпирических методах современного психоло-гического исследования, знания о теоретических и методологических проблемах исследовательской работы, а также умения самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятель-ности и планировать собственное теоретико-практическое исследование.  В рамках этого процесса студент приобретает комплексные представления о теоретических и методологических основах научно-исследовательской работы; знания о приемах и способах планирования психологического исследования; об особенностях и специфике теоретических, качественных, количественных и математико-статистических методов психологического исследования; об этапах планирования теоретико-практического иссле-дования в области психологии.

В процессе освоения особенностей организации теоретического и эмпирического исследования в различных отраслях психологии студент овладевает основными теоретическими и эмпирическими методами исследования, применяемыми в различных областях психологической науки и практики. У студента формируются широкий научный кругозор и высокая культура психологического мышления, складывается комплекс практических умений в области планирования и проведения теорети-ческого и эмпирического психологического исследования, анализа его результатов с помощью современных качественных и количественных методов психологической науки, владения процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах.



В психологической науке

Часть II . Особенности

В психологии

Метод наблюдения

 

Наблюдение один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т. д.); мимика (выражение лица, его экспрессивность и т. д.); речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т. д.); поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т. д.); наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях); поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам); поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт); поведение в основной деятельности (работе).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются многозначность связей субъек-тивной психической реальности с ее внешним проявлением; много-уровневая, иерархическая структура психических явлений; уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Существует классификация видов наблюдения (рис. 4).

В зависимости от позиции наблюдателя:

открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща­ется, проводимое незаметно для них.

В зависимости от активности наблюдателя:

пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;

активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной об­становке до максимальной в эксперименте с ис­пользованием специ­альных помещений, технических средств и принудительных инструк­ций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, то есть наблюдением за пациен­том в процессе его лечения;

естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

 

 

 

 


Рис. 4. Классификация видов наблюдения

 


В зависимости от регулярности:

случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

систематическое – преднамеренное наблюдение, со­вер­шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику;

включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо­дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст­вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

По упорядоченности:

случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере­рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ­хо­димости получить наиболее полную информа­цию о динамике изу­чаемых явлений;

выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про­ме­жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус­мотрению;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику.

С точки зрения хронологической организации наблюдения:

лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени

одиночное – описание отдельного случая.

Метод наблюдения имеет свои особенности (рис. 5).

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;

точность и образность формулировок;

обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.


 

 


Рис. 5. Особенности применения метода наблюдения

 

Метод наблюдения широко используется в практике проведения научных исследований. Для психолога внешнее наблюдение – это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям психолог судит о внутренних причинах поведения человека, его эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии. Освоение психологами метода «поведенческий портрет» позволяет создавать более полное представление о конкретном человеке, за которым ведется наблюдение (психическое состояние человека, особенности характера, социальный статус). Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

 

 





Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 6; табл. 1).


а

 

 


б

 

 

 


Рис. 6. Классификация видов эксперимента в зависимости от:

а – условий проведения эксперимента;
б – позиции экспериментатора при изучении психических явлений

 

Таблица 1

Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

 

Лабораторный эксперимент Естественный эксперимент
Обеспечивается высокая точность результатов Относительная точность результатов
Возможны повторные исследования в аналогичных условиях Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях
Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными Отсутствие полного контроля за всеми переменными
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности Условия деятельности соответствуют реальности
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предпо-лагает возможность активного вмешательства исследователя в деятель-ность испытуемого (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

 

Наблюдение Эксперимент

в зависимости от природы вопросов

Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление Вопрос становится гипотезой, то есть предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы

в зависимости от контроля ситуации

Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению Ситуация эксперимента четко определена

в зависимости от точности регистрации

Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте Точная процедура регистрации действий испытуемого




Беседа

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 7).

Стандартизированный опрос - опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по опреде-ленному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

 

 

 


Рис. 7. Особенности применения стандартизированного

и свободного опроса

 

На практике может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза (анамнез – сведения о прошлом испытуемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц). Непринужденная беседа позволяет изучить основные особенности личности собеседника, выработать индивидуальный подход и вступить в контакт с человеком. Благоприятный для беседы климат создают:

ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;

положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т. п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Беседа психолога может и должна вызвать психотерапевтический эффект. Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место, демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие контакта с собеседником.

Проведение беседы является большим искусством. Этот метод требует особой гибкости и четкости, умений слушать собеседника, разбираться в его эмоциональных состояниях, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний. Кроме того, беседа помогает психологу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Беседа является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с человеком.




Анкетирование

 

Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает этапы:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные суждения. Зак-рытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание – понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;

сложные и многозначные слова должны исключаться;

вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

следует включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Метод анкетирования широко применяется при исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации.

 

Тестирование

 

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок; тесты, диагностирующие межличностные отношения и т. д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Выделяют следующие виды тестов:

тест-опросник – основан на системе заранее продуманных, тща-тельно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности;

тест-задание – включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств;

проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, но главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать ряду основных требований:

стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);

надежности, означающей согласованность показателей, полу-ченных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретесты) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;

валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;

практичности, то есть экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т. д.).

Тестирование должно проводится в благоприятных для испы-туемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профессионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обследование. Отступления от этих обязательных требований могут свидетельствовать о недостаточной научной компетентности специалиста-психолога и негативно повлиять                 на оценку его заключения, например, судом.

Психодиагностика – это область психологической науки и однов-ременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Понятие «психодиагностика» появилось впервые после публикации Г. Роршаха               в 1921 г. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели в них инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение.

Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Психодиагностика – это наука и практика постановки психоло-гического диагноза, то есть выявления наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Термин «диагностика»  активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». В настоящее время под термином “диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. О психодиагностике говорят тогда, когда речь идет об объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

Существует два основных типа психологического диагноза:

диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо психологического признака;

диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси «конти-нуума» по выраженности тех или иных качеств.

Объектом психодиагностики является человек. Предметом психодиагностики выступают психические явления (психические про-цессы, состояния, свойства, потребностно-мотивационная сфера личности, знания, умения, навыки и т. д.)

Предмет диагностирования – психическое обнаруживается в самых различных формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в системы отношений:

интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности);

интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями);

отношения «объект – субъект» (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории. Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность психологической диагностики состоит в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора – «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов или серию поступков в разных ситуациях.

Тест (англ. «испытание, исследование») – это стандартизированная методика психологического измерения, выраженности психологических свойств или состояний при решении практических задач. Представляет собой серию кратких однотипных стандартизированных испытаний (задач, вопросов или ситуаций).

Типовая тестовая методика представляет из себя серию заданий                   с выбором из готовых вариантов ответа. Каждому варианту ответа приписывается балл – количественная интерпретация. Баллы по ответам суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формируются стандартные диагностические заключения.

Достоинства тестовых методик:

стандартизация условий и результатов;

оперативность и экономичность;

количественный характер оценки;

надежность;

справедливость (защищенность от предвзятости экзаменатора);

возможность компьютеризации.

Недостатки тестовых методик:

опасность «слепых» автоматических ошибок (например, если испытуемый не понял инструкцию);

опасность профанации (часто занимаются неспециалисты);

потеря индивидуального подхода;

отсутствие доверительной обстановки.

Различные тестовые задания выявляют у индивида различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.

Методологической основой психодиагностики является психо-метрика – это область психологии, которая изучает теоретические и мето-дологические проблемы измерений во всех областях психологии, разрабатывает математические модели для методов психологического измерения, определяет формальные требования для экспериментальной проверки психометрических свойств, разнообразных методов психо-логического, в том числе психодиагностического измерения. Термин «психометрика» появился в первой половине XVII в. в трудах Х. Вольфа.

Можно говорить о четырех наиболее важных источниках ста-новления психодиагностики: экспериментальной психологии, диффе-ренциальной психологии, прикладной психологии и тестологии.

Возникновение экспериментальной психологии связано с именем Г. Фехнера (1860 г.), который впервые обосновал психофизический метод исследования. Опираясь на простейшие опыты Г. Фехнера, В. Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением эмпирического психологического исследования. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением самых элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влиянием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих закономерностей, которые она пыталась представить (по возможности) в форме математических моделей. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя Г. Фехнер использовал логарифмическую функцию, что позволило ему сформулировать первый количественный закон в психологии. Тем самым был найден основной методологический принцип, который был взят на вооружение психодиагностикой. Экспериментальная психология на первых порах стимулировала развитие психодиагностики главным образом за счет наличия огромного арсенала методов, оснащенных разнообразной аппаратурой. Стимулирующее влияние на возникновение психодиагностики оказали исследования индивидуальных различий, касающихся времени реакции. Эти исследования были проведены в лаборатории В. Вундта.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии было подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему «Индивидуальная психология», в котором в противоположность господствовавшему мнению и, соответственно, вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым экспериментальное исследование высших психических функций (таких, как память, мышление, представление и т. д.). Дифференциальная психология привлекла внимание многих психологов к исследованию индивидуальных различий между людьми. Речь идет не об исследовании индивидов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуальных формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выяв-лялись половые, возрастные и т. д. различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Без предшествующих достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину. Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки, имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных (дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

Другим источником развития психодиагностики была прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В рамках прикладной психологии В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностикой) и психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии, он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития личности.

Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку в ее рамках были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж.М. Кеттелл (1890 г.). Его статья «Умственные тесты и измерения» оказала решающее влияние на разработку точных методов диагностики. Дж.М. Кеттел, который ввел сам термин «тест», ставил перед собой задачу изучения целостной личности. С этой целью им было проведено десять простых экспериментов (измерение силы левой и правой рук с помощью динамометра, скорости реакции на звуковой раздражитель, скорости запоминания десять названных цветов и т. д.). Эти и многие другие исследования, проведенные его учениками, оказались малопло-дотворными, так как в их основе лежало весьма примитивное предс-тавление о психике человека. Отдельные индивидуальные свойства личности выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что, естественно, не давало достаточных оснований для выводов об индивидуальном своеобразии личности или какой-либо ее существенной стороны. С исследований Дж. М. Кеттела началась традиция исследования интеллекта поступающих в учебные заведения (1896 г.), которая до сих пор сохраняется в американских университетах. Развитие тестовой диагностики было связано с такими методами исследования, разработка которых явилась прямым ответом психологии на требования практики. Поскольку в тестологии и дифференциальной психологии встречаются одни и те же имена, часто делается вывод о том, что «психодиагностика является комбинацией этих двух направлений». Связь этих двух направлений в научно-историческом плане действительно имеет место, и этим, возможно, объясняется, в частности, господствующее до сих пор понимание сути тестов.

Тест измеряет психические свойства не непосредственно, а через поведение, на основании которого судят затем о психических свойствах.


Системное строение психодиагностики как науки:

научная теория дифференциальной психологии;

прикладные модели практической психологии (области применения психодиагностики);

система (классификация) психодиагностических методик;

математезированная технология конструирования психодиагнос-тических тестов и методик.

Области применения психологического тестирования:

1. Обучение и воспитание.

2. Профотбор, профобучение и профориентация.

3. Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа.

4. Судебная практика.

5. Средство самопознания и саморазвития.

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология – при создании и применении психодиагностических методов находят в психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области психологии обогащают систему основных психологических знаний применением и многократной проверкой их на практике. Психологическое тестирование применяется в образовании для тестирования интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др. Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качестве вспомогательного средства для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров. В клинической психологии и психологическом консультировании применяются тести-рование и оценка психического состояния (при неспособности индивида справиться со своими трудностями или проблемами). В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования взаимосвязи мозговых патологий и поведения человека. Установлено влияние возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.




Активные методы психологии

 

Особую группу методов психологии, направленных на развитие компетентности в различных сферах общения, составляют активные групповые методы (АГМ). АГМ может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Наиболее распространенным и эффективным методом АГМ является социально-психологический тренинг (СПТ). Данный термин был введен в начале 1970-х гг. немецкими социальными психологами М. Форвергом и Й. Шмидтом, которые разработали методику проведения групп на предприятиях для руководителей высшего и среднего звена. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

В отечественной социальной психологии термин социально-психологический тренинг используется очень широко и практически представляет собой целую отрасль прикладной социальной психологии.                      К базовым методам СПТ традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить или изменить мнения, позиции или установки участников группы в процессе непосредственного общения. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть реальные случаи; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимо-действия; ситуации морального выбора.

В тренинге групповая дискуссия используется в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с различных сторон; групповой рефлексии; актуализации и последующего разрешения скрытых конфликтов; предоставления возможности участникам проявить свою компетентность и удовлетворить потребность в признании и самоуважении.

Игровые методы целесообразно поделить на операционные и ро-левые.

Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий,                   в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности»                  и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит                то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх, как правило, подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность. Ролевые игры с элемен-тами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потен-циала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, харак-терными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для форми-рования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вер-бальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных). В психоло-гических тренинговых играх большое значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спон-танности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.

К ролевым методам повышения коммуникативной компетентности относят также психодраму и социодраму. Психодрама направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности. В психодраме большое значение придается отреагированию внутриличностных конфликтов и межличностных ситуаций, моделируемых участниками в театральной форме. Психодрама как метод была разработана Дж. Морено. Он обнаружил, что психодраматическое действие имеет преимущество перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения. Основные понятия психодрамы: ролевая игра; творческая спонтанность; катарсис – эмоциональное освобождение; теле – двусторонний поток эмоций между всеми участниками; инсайт – новое понимание проблемы.

Социодрама как метод развития коммуникативных свойств личности предполагает исследования и преодоления конфликтов внутри малой группы, достижения согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей, прав; способов модели-рования межличностных отношений в группе. Дж. Морено разработал социодраму как расширение метода психодрамы. Позднее Э. Торренс предложил новую и более детализированную концепцию социодрамы как методики группового творческого решения проблем. Он ориентировался при этом не только на ранние работы Дж. Морено, но и на многие принципы творческого решения задач, предложенные А. Осборном и его коллегами. В процессе социодрамы участники обучаются «мозговому штурму» с помощью поиска альтернативных вариантов поведения, давая им возможность отреагировать проблему в действии и отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в реальной жизни. Таким образом, основные различия между социодрамой и психодрамой заключаются не столько в методах, сколько в целях.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и узком смысле этого слова, функции методологии.

2. Перечислите и охарактеризуйте методологические принципы.

3. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно-эмпирического.

4. Перечислите основные компоненты научного аппарата иссле-дования и дайте краткую содержательную характеристику каждого из них.

5. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки резуль-татов научного исследования.

6. Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».

7. Дайте сущностную характеристику таких методов, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертный опрос и социометрия.

8. Охарактеризуйте особенности применения методов научной литературы, архивных данных. Какие сведения об используемых литературных источниках необходимо фиксировать последователю?

9. Требования, предъявляемые к разработке исследовательской анкеты. Перечислите основные варианты построения вопросов к анкете и охарактеризуйте их.

10. Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Обоснуйте наиболее важные условия эффективности его проведения, этапы проведения эксперимента.

11. Обоснуйте сущность и специфику теоретического познания. Перечислите его основные формы.

12. Сформулируйте определение таких категорий теоретического познания, как «мышление», «разум», «понятие», «суждение», «умо-заключение», «интуиция».

13. Каким основным требованиям должна отвечать любая научная теория? Какие функции реализуются с ее помощью?

14. Раскройте особенности использования общенаучных логических методов в научном исследовании.

15. Что понимается под моделированием в научном исследовании? Является ли мысленный эксперимент особым видом научного моделирования. Дайте определение понятия «модель».

16. Для каких целей в рамках научного исследования применяются сравнительно-исторические методы? Дайте их характеристику.

17. В чем заключается сущность количественных измерений                       в научном исследовании?

18. Обоснуйте сущность понятия «корреляция». Приведите примеры коэффициентов корреляции.

19. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования?

20. Сформулируйте определение понятия «методика исследования». Обоснуйте положение о том, что методика научного исследования всегда конкретна и уникальна.

21. Что следует понимать под систематизацией результатов иссле-дования? Какая процедура лежит в основе их интерпретации? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?

22. Какие этапы рассматривает процесс внедрения результатов исследования в практику?

23. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?

24. В чем заключается научная добросовестность и этика ученого? Какую роль играет искусство общения в деятельности исследователя? Раскройте основные компоненты его культуры поведения.

25. Перечислите и охарактеризуйте основные структурные элементы программы исследования.



Библиографический Список

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2003. 687 с.

2. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования: учеб. пособие для асп. и студ.-дипломников; в составе учебно-методического комплекса / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. Моск. открытый соц.               ун-т - М.: Академический проект, 2008. 194 с.

3. Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования: учеб. пособие / Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. М.: Магистр, 1997. 80 с.

4. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования: учеб. пособие для вузов / Г.М. Бреслав. М.: Академия; Смысл, 2010. 492 с.

5. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. М.: Академический проект, 2010. 382 с.

6. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. 557 с.

7. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для вузов по напр. и специализации психологии / Л.Я. Дорфман. М.: Академия; Смысл, 2005.  287 с.

8. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психологи: учебник для вузов по психологии / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2008. 318 с.

9. Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / С.И. Калинин; под науч. ред. А.Л. Тулупьева. СПб.: Речь, 2004. 133 с.

10. Колесникова, Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Г.И. Колесникова. Ростов на/Д: Феникс, 2015. 318 с.

11. Комлацкий, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для вузов / В.И. Комлацкий, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов,; под ред. В.И. Загвязинского. М.: Академия, 2013. 238 с.

12. Константинов, В.В. Методологические основы психологии: учеб. пособие / В.В. Константинов. СПб.: Питер, 2010. 232 с.

13. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. СПб.: Питер, 2007. 316 с. 

14. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учеб. для вузов по напр. и спец. «Психология» / Т.В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005. 384 с.

15. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения                и оформление / И.Н. Кузнецов. Москва: Дашков и К, 2004. 428 с.

16. Масалков, И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавании: учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. М.: Альма Матер; Академический Проект, 2011. 442 с.

17. Митина, О.В. Разработка и адаптация психологических опросников: учеб. пособие для вузов / О.В. Митина. М.: Смысл, 2011. 235 с.

18. Мокий, М.С. Методология научных исследований: учебник для магистров вузов / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. М.: Юрайт, 2016. 254 с.

19. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. М.: Флинта, 2010. 389 с.

20. Наследов, А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов. СПб.: Питер, 2011. 400 с.

21. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / А.Д. Наследова. СПб.: Речь, 2007. 390 с.

22. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для студентов вузов /  С.С. Новикова, А.В. Соловьев. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. 495 с.

23. Основы научных исследований: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина.  М.: Форум, 2009. 269 с.

24. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие для аграр. вузов / В.И. Комлацкий, С.В. Логинов, Г.В. Комлацкий. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 204 с.

25. Плотинский, Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Плотинский. М.: Логос, 1998. 279 с.

26. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования в когнитивной психологии / под общ. ред. А.Ю. Агафонова. Самара: Бахрах-М, 2012. 191 с.

27. Психологические исследования: практикум по общей психологии для пед. вузов / сост. Т.И. Пашукова. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 176 с.

28. Пытьев, Ю.П. Возможность как альтернатива вероятности. Математические и эмпирические основы, применение / Ю.П. Пытьев. М.: Физматлит, 2007. 464 с.

29. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: учеб. пособие / А.А. Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 255 с.

30. Рубцова, Н.Е. Статические методы в психологии: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков. М.: УМК «Психология», 2005. 381 с.

31. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Рузавин. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.

32. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. 349 с.

33. Соломин, И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования / И.Л. Соломин. СПб.: Речь, 2006. 279 с.

34. Тихонов, В.А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / В.А. Тихонов,  В.А. Ворона. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. 296 с.

35. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: учеб. пособие  / В.И. Тютюник. М.: Психология, 2002. 206 с.

36. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика: учеб. пособие / К.Р. Червинская. СПб.: Речь, 2003. 335 с.

37. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Л.А. Шипилина.  М.: Флинта; Наука, 2011. 203 с.

38. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследовани: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр. М.: Дашков и К, 2008. 243 с.

39. Шульмин, В.А. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов  / В.А. Шульмин. Старый Оскол: ТНТ, 2015. 279 с.

40. Щедровицкий, Г.П. О методе исследования мышления / сост. и отв. ред.: А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Фонд «Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. 598 с.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..     3    
Часть I. Научное исследование в психологической науке………………. 4  
1.1. Общие принципы организации научного исследования……………. 4  
1.2. Специфика научного исследования………………………………….. 13  
1.3. Методология и методы научного исследования…………………….. 17  
1.4. Категориальный аппарат научного исследования…………………... 29
    Часть II. Особенности теоретико-прикладного исследования в психологии………………………………………………………………... 33  
2.1. Методы психологического исследования……………………………. 33  
2.2. Метод наблюдения…………………………………………………….. 37  
2.3. Эксперимент……………………………………………………………   41  
2.4. Беседа…………………………………………………………………...   43  
2.5. Анкетирование…………………………………………………………   45  
2.6. Тестирование…………………………………………………………...   45  
2.7. Экспертные оценки и биографический метод……………………......   53  
2.8. Социометрия и референтометрия…………………………………......   58  
2.9. Активные методы психологии………………………………………...   64  
2.10. Этические принципы проведения психологического исследования………………………………………………………………... 66
    Возможная тематика реферативной работы……………………………… 72
    Вопросы для самоконтроля………………………………………………... 73
    Библиографический список……………………………………………….. 75

 




С.И. ФИЛИППЧЕНКОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Тверь 2018


УДК 159.9.07

ББК 88.4я7

 

 

Рецензенты: кандидат психологических наук доцент кафедры философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и истории Отечества ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский универ-ситет» Мурашова Л.А.; кандидат психологических наук доцент кафедры психологии и философии ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» Балакшина Е.В.

 

 

Филиппченкова, С.И. Организация теоретического и эмпирического исследования в психологии: учебное пособие / С.И. Филиппченкова. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2018. 80 с.

 

 

Рассматриваются методологические принципы построения иссле-дований в различных областях психологической науки и практики, основные методы теоретического и эмпирического психологического исследования, профессиональные этические принципы организации и про-ведения научно-исследовательской работы в психологии.

Предназначено для студентов направления  «Психология» и «Пси-хология служебной деятельности» в рамках дисциплин «Общий психо-логический практикум», «Экспериментальная психология», «Органи-зационная психология», «Психология труда», «Социальная психология», «Психология управления», при подготовке выпускных квалификационных работ, магистрантов в рамках дисциплины «Организация теоретического и эмпирического исследования», а также для аспирантов и соискателей. Будет интересно практическим психологам, преподавателям и научным специалистам в различных областях психологии, педагогам, юристам, социологам.

 

 

ISBN © Тверской государственный технический университет, 2018 © Филиппченкова С.И., 2018



ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная организация и проведение теоретического эмпирического исследования в различных областях психологической науки – важная часть научно-исследовательской и прикладной деятельности психолога. Для осуществления этой работы необходимо изучение методологических принципов построения исследований в различных областях психологической науки и практики, основных методов теоретического и эмпирического психологического исследования, процедурных особенностей ведущих методов исследования в психологии – теоретических, качественных, количественных и математико-статис-тических, а также способов и приемов интерпретации, полученных в ре-зультате исследования психологических данных.

В результате освоения правил, принципов, методов, способов и стратегий организации теоретического и эмпирического исследования в психологии у студентов формируется целостное представление о клю-чевых теоретических и эмпирических методах современного психоло-гического исследования, знания о теоретических и методологических проблемах исследовательской работы, а также умения самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятель-ности и планировать собственное теоретико-практическое исследование.  В рамках этого процесса студент приобретает комплексные представления о теоретических и методологических основах научно-исследовательской работы; знания о приемах и способах планирования психологического исследования; об особенностях и специфике теоретических, качественных, количественных и математико-статистических методов психологического исследования; об этапах планирования теоретико-практического иссле-дования в области психологии.

В процессе освоения особенностей организации теоретического и эмпирического исследования в различных отраслях психологии студент овладевает основными теоретическими и эмпирическими методами исследования, применяемыми в различных областях психологической науки и практики. У студента формируются широкий научный кругозор и высокая культура психологического мышления, складывается комплекс практических умений в области планирования и проведения теорети-ческого и эмпирического психологического исследования, анализа его результатов с помощью современных качественных и количественных методов психологической науки, владения процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах.



Часть I . Научное исследование

В психологической науке

Дата: 2018-12-21, просмотров: 391.