Общие принципы организации научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Научное иссле­дование – это деятельность, направленная на всесто-роннее изучение объ­екта, процесса или явления, их структуры и связей,             а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование, какой бы сферы оно не касалось, призвано внести какой-либо новый вклад в существующую систему знаний. Имеющаяся логика познания предъявляет определенные требования к этапам проведения научного исследования, поэтому предусмотрена общая схема этого исследования, которая может быть  представлена следующим образом:

1. Обоснование актуальности выбранной темы: выбор общего направления самостоятельного исследования; систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения); вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной.

2. Постановки цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Рассмотрим выделенные этапы научного исследования.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап лю-бого исследования. Выбор темы и оценка ее с точки зрения своевре-менности и социальной значимости характеризует научную зрелость и профессиональную подготовленность автора. Ее нужно выбирать так, чтобы с одной стороны, она позволила максимально раскрыться способностям, знаниям, интересам. Естественно, чем больше занимаешься той или иной темой, чем больше будетпо ней выступлений с научными сообщениями, чем больше оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и богаче получится работа. Но не следует забывать, что она должна отвечать требованиям актуальности и новизны.

Полезными при выборе темы могут оказаться просмотр научной периодики, спе­циальных изданий, размышления над работами классиков науки, которой посвящена работа. Чем больше будет прочитано по научной специальности, тем проще будет сориентироваться.

В число источников, которые могут быть полезны при работе над научным исследованием, могут входить материалы, опуб­ликованные в оте-чественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полу-ченная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, материалы частных фирм и исследовательских институтов.

Степень разработанности темы яснее всего становится после знакомства с информационными изданиями типа каталогов. Информа-ционные из­дания, в от­личие от обычных библиографических изданий, включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания. Такие издания характеризуются информа-ционной оперативностью, новизной, широтой охвата источ­ников и наличием справочного аппарата, позволяющего быстро сис­тематизировать и отыскивать документы.

В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической инфор­мации. Они объединены в Государственную систему науч­но-технической информации, осуществляющую централи­зованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам, в том числе экономике, занимается Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Информационные издания этих институтов и организаций под­разделяются на три вида: библиографические, реферативные и об­зорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокуп­ность библиографических описаний, которые информируют специа­листов о том, что издано. Здесь библиографическое описание выпол­няет две функции – сигнальную (оповещает о появлении документа) и адресную (сообщает необходимые сведения для его отыскания). Из библиографических опии-саний составляются библиографические ука­затели и библиографические списки.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, вклю­чающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, рефе­ративные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

В Российской Федерации реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН – основное и самое распрост-раненное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по большинству гуманитарных наук благодаря публикации рефератов, аннотаций и библиографических описаний статей, монографий, научных сборников.

РЖ ИНИОН – единое многосерийное издание, состоящее из сводных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоятель­ными тетрадями) и из отдельных выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет – четыре раза в год. Интервал с момента появления публикации до ее отражения в РЖ – в среднем около четырех месяцев.

В Интернете условия пользования этой системой можно найти на сайте http://www.inion.ru. Частичный доступ к реферативным журналам можно получить на сайте www.elibrary.ru.

Научная новизна применительно к самому исследованию – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследо­вание на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Однако это не означает, что вся работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий и т. д.

Актуальность рассматриваемой проблемы – одно из основных тре-бований, предъявляемых к научному исследованию. Зачастую оно воспри-нимается как носящее чисто формальный характер. Однако актуальность предполагает лишь соответствие исследовательской работы состоянию науки на сегодняшний день, реальным потребностям и пригодность в качестве попытки реше­ния насущных проблем.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать ряду конкретных требований. Во-первых, актуальность должна быть показана в целом для России и, во-вторых, конкретно для исследуемого предприятия.

Для того чтобы показать актуальность работы в сложившихся российских условия, исследователь должен:

а) кратко осветить причины обращения именно к этой теме именно сейчас (так, если речь идет об экономических науках, нужно охарактеризовать те особенности нынеш­него состояния экономики, которые делают насущно необходимым ис­следование этой темы).

б) раскрыть актуаль­ность обращения к этой теме применительно к внутренним потреб­ностям науки ­­– объяснить, почему эта рассмотрение темы необходимо именно сейчас, что препятствовало адекватному рас-крытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собст-венной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недо­статочностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, не­обходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т. д.

Обоснование актуальности для конкретного предприятия сводится к тому, чтобы показать наличие на нем определенных трудностей, разре-шение которых требует обращения именно к этим вопросам.

Освещение актуальности должно быть немногословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Следовательно, имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не сформировалось. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, то есть когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Разли­чают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются рядом черт:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, не­стандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы неизвестны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему – значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

Формулировка проблемы научного исследования – это, по сути, кристаллизация замысла. Поэтому правильная постановка проблемы – залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить про­блему, необходимо понять, что в выбранной теме уже хорошо разработа­но, что слабо, а чего вообще никто не касался. Это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения работы под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопление определенного информационного задела поможеть отличить подлинную проблему от псевдопроб­лем – вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Получен­ная из литературы информация служит основанием постановки про­блемы.

Таким образом, если исследователю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Актуальность же вытекает из наличия проблемы.

Постановка цели и конкретных задач исследования. От доказа-тельства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Задачи обычно указываются в форме перечисления:

«изучить...»;

«описать...»;

«установить...»;

«выяс­нить...»;

«объяснить» и т. п.

Цель определяет тактику исследования – последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена.

Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее точно, поскольку:

а) описание их решения должно соста­вить содержание глав иссле-довательской работы;

б) заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

При формулировании задач необходимо учитывать правильную их последовательность. Их очередность должна быть обоснована логическими законами и служить реализации цели.

Определение объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект отражает ту или иную сторону действительно­сти. Это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы.                       В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект                          и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. Именно на него (предмет) и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Предмет – существенная связь явлений в системе объекта, от изучения которой в значительной мере зависит исследование представлений об объекте как целост­ности.

Мастерство в определении предмета традиционно связывают с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном кон­струировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и разви­тие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия, явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение ко­торых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Выбор методов (методики) проведения исследования. Успешность выполнения научного исследования в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели.

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности, включающий определенную последователь­ность действий, приемов, операций.

Методика – это совокупность способов и приемов познания. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» обычно употребляется в двух значениях:

совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятель­ности (науке, политике и т. д.);

учение о научном методе познания.

Каждая наука, в том числе психология, имеет свою методологию.

Описание процесса исследования – основная часть исследо-вательской работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследо-вания с использованием логических законов и правил.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис­следования – определенную последовательность действий, способ органи­зации исследования.

Поскольку работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление даже от самой талантливой и оригинальной работы.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. При этом могут использоваться различные вари­анты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подроб­ным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на чита-теля-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую ла­бораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия.

Способы изложения исследовательского материала весьма разно­образны. Это может быть изложение в виде развернутого доказа­тельства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, то есть направленным от общих аксиомати-ческих положений к анализу частных случаев, и ин­дуктивным – от эмпирических случаев, эксперимен­тальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается прежде всего показать факты, а не сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хроно-логический способ изложения, когда научные факты излагаются в опреде-ленной времен­ной последовательности.

Конечно, не существует стандарта композиции научно-исследовательского труда. Каждый автор сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к композиционной структуре подобного произведе­ния.

Исследовательская работа непременно должна содержать следующие эле­менты:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение

6. Библиографический список.

7. Приложения.

Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к напи-санию научной работы, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение – наиболее от­ветственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Во введении автор:

кратко определяет объект исследования;

формулирует актуальность проблемы, ее состояние в настоящее время, существующие трудности в разрешении проблемы;

излагает суть поставленной научной задачи или новых разработок, цель собственного исследования, направления и методы решения, содержание работы по главам.

Содержание представляет собой краткую аннотацию и содержит освещение степени разработанности данной проблемы, изложение того нового, что вносится автором в предмет исследования, основных положений, которые автор выносит на защиту. Здесь приводятся не многочисленные конкретные результаты, а новые идеи и взгляды, способы их реализации. Таким образом, во введении дается обоснование актуальности темы проводимого исследования, изложение целевой установки, определяются задачи, дается общее представление о работе.

К структуре введения предъявляются особые требования. Оно непременно должно включать следующие пункты:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Степень разработанности проблемы. В этом разделе помещается краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к вы­воду, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). При написании курсовой работы возможно ограничиться перечислением существующих концептуальных подходов к решению подобных проблем и ученых, которые данные подходы разрабатывали.

3. Цель и задачи исследования.

4. Объект и предмет исследования.

5. Теоретико-методологическая основа исследования. Здесь содер-хжатся указания на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, яв­ляясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

6. Информационно-эмпирическая база. Дается краткая характе-ристика основных источников получения информации (офи­циальных, научных, литературных, библиографических).

7. Структура работы. Кратко описывается содержание глав, указы-вается наличие графиков, диаграмм, таблиц и т. п.

Следует отметить, что введение следует внимательно и аккуратно переписывать неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как введение читается первым из всех разделов научно-исследовательской работы (выпускной квалификационной работы, дипломного проекта, магистерской или кандидатской диссертации) всеми заинтересованными лицами, и по нему составляется первое и весьма трудноизменяемое представление о работе и авторе.

Основная часть исследовательской работы должна составлять не менее 70 % ее полного объема. Она обязательно делится на главы и пара-графы в соответствии с логической структурой изложения. Же­лательно, чтобы главы и параграфы были примерно одинаковыми по объему.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой – пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему.

План научного исследования – это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы научного исследования – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу всей работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части, помещают в приложе­нии. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики и т. п.

Обсуждение результатов исследования проводится на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, во время которых дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти научной работы и коллективный отзыв.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Заключительная часть научного исследования (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты всего труда. Заключение – это не просто суммирование достиг­нутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий отдельные результаты по теме и совокупный итог всей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Следует различать выводы, изложенные в заключении, от выводов и рекомендаций, сделанных к каждой главе исследования. В последнем случае выводы должны быть научными. Если первые в большей степени обобщают результаты работы в целом, то последние должны быть более конкретными, носить рекомендательный характер без декларативности, с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных этапов исследования.

Научные выводы могут начинаться словами:

«Анализ показал, что...»;

«Установлено, что...»;

«Наблюдается…»;

«Выявлен эффект, состоящий в том, что…»;

«Сравнение результатов позволяет сказать, что...» и т. п.

Исследователь должен в выводах сделать научное обобщение своей работы, показать нетривиальность собственных изысканий и представить на суд научной общественности новое научное знание, полученное в ходе исследования. Напротив, проблематично назвать выводы научными, если в них лишь констатируются факты выполнения каких-то работ или говорится о результатах, в которых не раскрывается новое знание по предмету исследования.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 477.