Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обосно-ванным суждением и формальной обработкой результатов.
Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему, – инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т. д. Экспертная оценка вы-водится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов. Например, в юридической практике данный метод позволяет собрать как можно больше независимых сведений о личности обвиняемого, благодаря чему о нем формируется объективное мнение. Так, например, чтобы полно охарактеризовать обвиняемого, одной характеристики с его последнего места работы бывает недостаточно. Поэтому для следствия очень важно рассмотрение характеристик с мест, где обвиняемый учился или работал, мнение о нем соседей, коллег по работе, родственников и знакомых.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) – способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, в которых на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Э.С. Чугунова, 1986 г.). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и иссле-довательских целях связано с его простотой и доступностью для пользо-вателей, возможностью диагностировать те качества человека, для ко-торых отсутствует надежный инструментарий. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представ-лений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг друга в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода опре-деляет границы его практического применения как приема фиксации не-которых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе. Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения. Содержание оценки, то есть сово-купность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полу-ченных данных. Число качеств варьируется у разных исследователей в широком диапазоне (от 20 до 180). Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и другие основания разделения. Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах семи-двенадцати человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов:
познавательных способностей субъектов оценки (экспертов);
особенностей объекта оценки;
позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки.
Метод экспертных оценок – формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений достаточного количества экспертов о степени выраженности каждого из подлежащих оценке психологических качеств личности со стороны хорошо знающих его сотрудников, товарищей по учебе.
В психологическом исследовании экспертные оценки выступают в качестве внешнего критерия для проверки валидности рекомендуемой системы тестов и опросников. При этом данные экспертного оценивания специально не анализируются и не интерпретируются (как и собственно диагностические). Однако метод экспертных оценок имеет самостоятельную диагностическую ценность и может включаться в систему методов изучения личности с учетом его реальных достоинств.
Основным преимуществом метода экспертной оценки является возможность создания интегративного психологического «портрета» испытуемого, описания его личностных особенностей как системы взаимосвязанных, взаимозависимых и компенсирующих друг друга качеств. Это делает реальным более качественный прогноз обучаемости, позволяет целенаправленно выбирать средства психологического воздействия с учетом возможной реакции на них данной личности, открывает пути к определению перспектив ее психологического и профессионального становления и развития. При этом объективность собираемой экспертной информации обеспечивается привлечением ши-рокого круга экспертов (преподавателей, товарищей по учебе, сотруд-ников), которые имеют возможность наблюдать широкий спектр прояв-лений индивидуально-психологических особенностей личности на протя-жении достаточного времени при непосредственном общении в различных типах ситуаций, возникающих в процессе его обучения и работы.
Метод экспертного оценивания психологических качеств дает возможность оперативно собирать диагностическую информацию, быстро фиксировать динамику развития личности. Его применение не требует длительной подготовки и поиска или разработки сложного исследо-вательского инструментария. Этот метод является достаточно гибким, он легко модифицируется при возникновении новых задач, а также пригоден для многократного использования.
Практика применения метода экспертной оценки показывает, что его диагностическая ценность может быть существенно повышена. Для этого применяется правильный подбор различных категорий экспертов, стандартизация и усовершенствование процедуры экспертного оцени-вания, включение дополнительных способов статистической обработки результатов оценивания, применение новых критериев анализа и интер-претации. Следует придавать особое значение обоснованию выбора кри-териев (признаков, параметров), подлежащих экспертной оценке и отве-чающих конкретным целям изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
Необходимо также отметить, что целый ряд профессионально важных качеств личности бывает чрезвычайно трудно, а иногда и не-возможно, выявить и оценить с помощью психологического анализа доку-ментов, применения анкет, личностных опросников и тестов. В этих слу-чаях только экспертный метод дает возможность получить необходимые данные (например, когда речь идет об оценке таких качеств, как ответст-венность, мотивация поступков).
Особенно продуктивно применение метода экспертного оценивания не изолированно, а в совокупности с другими, хорошо зарекомен-довавшими себя в практике изучения личности диагностическими ме-тодами. Данные экспертных оценок при этом должны использоваться как подтверждающие или опровергающие (ставящие под сомнение) достоверность сведений, полученных при тестировании и анкетировании. Они должны быть проанализированы также в качестве дополняющих, уточняющих или объясняющих результаты изучения личности другими методами. Например, если качества «умный», «сообразительный», «рассудительный» получили у испытуемого высокие значения экспертных оценок, а при применении теста для изучения интеллекта балл оказался низким, то такое рассогласование должно стать предметом специального анализа и интерпретации.
Достоинство метода экспертных оценок: его результаты целее-сообразно использовать не только в качестве сведений для оптимизации точечных управляющих воздействий со стороны руководства. Этим методом можно получить и ту информацию, которую в обобщенной форме можно сообщать самому объекту оценивания с целью выработки навыков самопознания, самоанализа, коррекции самооценки, стимулирования процессов самообразования и самовоспитания.
В случае применения метода в высшей школе, этот метод дает явный положительный эффект, возникающий при участии преподавателей в проведении экспертного оценивания психологических свойств и качеств студентов. Таковой проявляется прежде всего в увеличении уровня их психологической компетентности. У преподавателей повышается наблюю-дательность, рефлексия, способность объективного видения и понимания индивидуальности каждого студента. Кроме того, формируется умение сопоставить свое мнение об объекте оценивания с мнением других преподавателей и самих студентов. Диагностическая сущность метода экспертной оценки в этом случае состоит в получении объективной информации об индивидуально-психологических особенностях в ре-зультате специально организованного опроса мнений экспертов.
Однако экспертные оценки не всегда являются достоверной мерой психологических качеств, так как восприятие эксперта подвержено субъективным искажениям в связи с особенностями его личности.
Поскольку различные эксперты будут давать различные оценки, возникает проблема их надежности. Одним из примеров субъективных ошибок является влияние на оценки хорошего или плохого отношения эксперта к оцениваемому объекту. Другим примером ошибок, вносимых в оценку качеств личности, являются инструментальные искажения, причиной которых может быть различие в способах измерения. Причем они наиболее значительны именно при методе экспертных оценок.
Повышения надежности экспертных оценок можно добиться за счет снятия субъективных и инструментальных искажений. Для этого обычная процедура сбора экспертных оценок должна быть дополнена специальным приемом повторного оценивания с предварительным сообщением эксперту данных, полученных от других экспертов. Изменение в этом случае первоначальной оценки является важным диагностическим показателем ненадежности эксперта. Кроме того, для повышения надежности экспертных оценок необходимо выполнять специальные требования:
1. Оцениваемые качества должны определяться в терминах наблюдаемого поведения.
2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого объекта достаточно длительный промежуток времени.
3. Необходимо не менее пяти экспертов на один оцениваемый объект.
4. Ранжирование должно производиться экспертами только по одной черте за один раз вместо оценивания одного испытуемого сразу по всему перечню критериев.
5. Данные экспертного оценивания необходимо соотносить с ре-зультатами объективных тестовых обследований.
Применение этих требований к проведению экспертного опроса может поднять надежность получаемых данных на уровень, достаточный для практического использования.
В процедуре проведения экспертного опроса можно выделить этапы:
1. Определение цели получения экспертных оценок.
2. Формирование рабочей группы и подбор экспертов.
3. Проведение опроса экспертов.
4. Обработка и анализ результатов экспертного оценивания.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека. В практике метод анализа процесса и продуктов деятельности в совокупности с другими методами применяется при изучении личности испытуемого. Так, по результатам его деятельности судят об определенных характерологических особенностях личности, психическом состоянии, о мотивах преступления, об интеллектуальных способностях и т. д.
Изучение документов активно применяется и в филологии, и в гер-меневтике, и в маркетинге, и в социологии, и в политическом менеджменте. Такая популярность метода вполне объяснима, ведь с его помощью получают доступ к продуктам человеческой деятельности. В том числе, и того индивида, который вовсе не настроен на взаимодействие с ученым (или просто уже умер). Конечно, и тут су-ществует проблема интерпретации, ведь рассматривает документы человек, обладающий собственными пристрастиями, интересами, мотивами. Например, в печально известных «делах о разжигании межнациональной розни» один и тот же текст интерпретируется одним из экспертов как «экстремистский», а другим – как вполне невинный. Важнейшую роль тут играет и способность эксперта к пониманию самого текста. Далеко не всегда экспертами по «делам русских националистов» выступали специалисты в области этнической психологии, ученые, хорошо знакомые с анализируемым предметом.
Преодоление субъективности исследователя достигается методом контент-анализа. Это формализированный метод изучения текстовой и графической информации. Заключается он в переводе изучаемой инфор-мации в количественные показатели и в ее статистической обработке. Метод характеризуется большой строгостью и систематичностью. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кинофильмы, видеозаписи, фо-тографии, лозунги, этикетки, рисунки, граффити, официальные документы. Прежде чем анализировать документ, психолог определяет категории ана-лиза. Эти категории должны соответствовать решению исследовательских задач и достаточно полно отражать их. В качестве единиц анализа обычно выбирают: слово; предложение; тему; идею; автора; персонажа; социальную ситуацию. Затем определяют единицу счета:
число слов или их сочетаний;
количество строк;
печатных знаков;
временные промежутки и т. п.
Далее составляется общая таблица, включающая в себя вышеуказанные параметры. По результатам заполнения таблицы составляются результирующие документы.
Биографический метод - это способ исследования и проекти-рования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т. д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 459.