Социометрия и референтометрия относятся к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Также метод дает возможность получить «снимок» с динамики внутренних взаимоотношений в группе, диагностировать состояние внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений, наличие лидерства, группировок, эмоциональных «ядер». Основное достоинство социометрии состоит в простоте и быстроте диагностической процедуры – опрос членов группы на предмет их желания или нежелания совместно работать, выполнять общественные поручения, учиться, развлекаться. Данные такого опроса анализируются специальными методами, позволяющими представить группу как структурно-динамическую социально-психологическую единицу. Другое достоинство социометрии состоит в возможностях количественного подхода к изучению явлений межличностного общения.
Техника и процедура этого метода приспособлены для изучения свойств человека как личности в ее повседневном, естественном проявлении, в привычной для индивидов социальной микросреде. Вместе с этим социометрия фиксирует и многие важные свойства самой структуры общения в малых социальных группах. На основе получаемых данных становится возможным, с одной стороны, анализ социально-психоло-гических свойств личности и группы, с другой – выбор эффективных средств по управлению механизмом взаимодействия части и целого – поведения личности в группе.
Метод социометрии был разработан Дж.Л. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. История социометрических методов органически переплетаются с развитием социометрии. Социометрия возникла из психоанализа как социологически реформированная его ветвь. По Дж.Л. Морено, социо-метрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет. Дж.Л. Морено употребил этот термин впервые в области психиатрии и социальной психологии. Что же касается некоторых технических приемов социометрии, в особенности опроса, то известно, что подобные приемы применялись и другими исследователями. По мере развития социометрии многие ее положения (как общего, так и универсального принципа социальной психологии и социологии) впоследствии подверглись заслуженной критике. Тем не менее техни-ческий аппарат социометрии продолжал успешно развиваться, находил приложение в разных сферах микросоциологических экспериментов. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.
Результаты исследования могут быть представлены в виде социо-метрической матрицы (таблицы), в которую включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты, или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом.
Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят следующие: социометрический статус – величину позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, полученных индивидом, к их максимально возможному числу; индекс эмоциональной (психоло-гической) экспансивности – степень активности индивида во взаимо-действии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например «предписанная роль», приемлемость индивида группой. К наиболее популярным групповым индексам относят показатели групповой экспансивности (интенсивности группового взаимодействия), интегрированности группы (степени включенности в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), сплоченности. Графический анализ данных осуществляется путем построения социограмм. Последняя позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряженные «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивидов, имеющих максимальное количество выборов) или «отвергаемых» (индии-видов, получивших максимальное количество отклонений), определить лидера группы.
Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой нес-колько концентрических кругов, в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее – «средне популярных».
Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Четкая лидерская позиция часто определяется по индиви-дуальному выбору, то есть кому из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» ее члены.
Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. «Гарантией» откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании; выбор значимых для членов группы критериев опроса; доверие к исследователю; добровольный характер тестирования. Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов.
Установлено, что стабильность социометрических результатов обуславливается динамичной природой социально-психологических явлений и межличностных отношений и с течением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием (обычно – с мне-нием экспертов). Социометрический метод должен быть дополнен дру-гими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы; их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.
Наиболее существенными недостатками данного метода принято считать:
невозможность выявления мотивов межличностных выборов;
возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты;
невозможность оценивать группы с малым периодом своего существования.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Референтометрия – методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой – тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична. Таким образом, референтометрическая методика так же, как и социометрия, направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. В то же время слой межличностных отношений, характер которых выявляется с помощью референтометрической процедуры, качественно отличается от того, который является предметом анализа социометрической методики. Так, если, используя последнюю, мы обращаемся к системе отношений типа «симпатия – антипатия», то совокупность референтометрических выборов по группе позволяет нам анализировать те более глубокие слои межличностных отношений, которые опосредствованны целями, задачами и содержанием групповой деятельности межиндивидуального общения, то есть явно ценностными факторами.
Референтометрия предполагает последовательное проведение двух собственно экспериментальных этапов. На первом этапе, являющемся предварительным по отношению к основной экспериментальной серии, осуществляется практически любая процедура, позволяющая выявить мнение, отношение, позицию каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности, или оценить, сравнить партнеров по взаимодействию. Характер процедуры и ее содержательная направленность определяются тем, какова задача предпринимаемого обследования. Так, если целью данного конкретного эксперимента является определение референтных лиц в группе, то на первом этапе может быть использован социометрический опрос. В любом случае итогом первого экспериментального этапа является набор мнений и суждений всех без исключения членов группы по поводу какого-то значимого для них объекта оценивания. На этом этапе экспериментатор может работать с группой в целом. Необходимо указать основные требования к проведению такой процедуры. Во-первых, как уже указывалось выше, и объект оценивания, и сама процедура должны быть достаточно высоко значимы для испытуемых. Во-вторых, эксперимент должен быть организован таким образом, чтобы ни одному испытуемому не были известны ответы его товарищей по группе.
Собственно референтометрический опрос начинается на вто-ром этапе экспериментальной работы (либо немного погодя, либо непосредственно вслед за завершением первого ее этапа). Как мы уже указывали выше, основная цель этой процедуры – выявление тех лиц, позиция которых в наибольшей степени интересует испытуемого (мнения и оценки, высказанные ими на первом этапе). Таким образом, выходят на наиболее значимые для индивида показатели.
В традиционной форме референтометрический опрос проводится индивидуально. В этом случае, начиная работать с каждым испытуемым, экспериментатор прежде всего выясняет, согласен ли тот, чтобы запол-ненный им на предыдущем этапе бланк был показан тем членам группы, которые этим заинтересуются. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фиксируется экспериментатором в своих записях. Затем до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают против того, чтобы с их опросными листами ознакомились остальные члены группы. При этом самому испытуемому предлагается назвать тех, с чьими опросными листами ему хотелось бы ознакомиться. Чтобы максимально повысить избирательность такого выбора, испытуемого сначала предупреждают, что он получит возможность «заглянуть» только в один бланк. После того, как испытуемый называет фамилию его хозяина, экспериментатор, сославшись на то, что последний может не согласиться обнародовать свои ответы, предлагает назвать другого члена группы, чей экспериментальный бланк хотел бы увидеть испытуемый. Когда осуществляется и этот, второй, выбор, в качестве «исключения» опрашиваемому разрешается назвать еще одного человека, ответы которого на предварительном этапе представляют интерес для испытуемого. Как показали специальные исследования, количество таких выборов не должно превышать трех, так как в противном случае резко снижается избирательность демонстрируемых межиндивидуальных предпочтений. Следовательно, и характер отношений межличностной значимости в этом случае предстает перед экспериментатором не только в явно усеченном, но и в явно искаженном виде.
Референтометрия, проводимая в форме индивидуального опроса, позволяет получить большой массив дополнительных данных, которые могут служить ценным фоновым материалом по отношению к самим референтометрическим выборам. В то же время совершенно ясно, что далеко не всегда работающий с этой методикой экспериментатор располагает достаточным запасом времени для многократного (по числу членов группы) тиражирования индивидуального опроса. В связи с этим ему приходится применять в своей работе, как правило, групповую форму референтометрии. В этом случае информация, получаемая в результате осуществляемого параллельно с референтометрией целенаправленного наблюдения, оказывается, конечно, значительно более скудной, чем в итоге индивидуального опроса, но время, затрачиваемое на проведение самой референтометрической процедуры, существенно сокращается. В этом варианте референтометрии предполагается, что сразу же вслед за проведением первого экспериментального этапа (напомним, что эта фаза эксперимента в любом случае предусматривает работу с группой в целом) начинается собственно референтометрический опрос всей обследуемой общности. Так, если на первом этапе, например, была проведена социо-метрическая процедура, экспериментатор просит каждого испытуемого на оборотной стороне своего заполненного социометрического бланка поставить либо знак «+», либо знак «–» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы. Затем, аналогично тому, как это делается при индивидуальной форме опроса, экспериментатор предоставляет возможность каждому члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи бланки интересуют его больше всего. Особенность этой процедуры заключается в том, что эти фамилии фиксирует не экспериментатор, как это происходит в условиях индивидуального обследования, а сам испытуемый, записывая их в столбик на оборотной стороне своего социометрического опросного листа.
Референтометрическая методика в процедурном плане носит ярко выраженный косвенный характер: при выявлении референтных лиц ни в коем случае недопустимо задавать испытуемому прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. Дело в том, что при прямой постановке такого вопроса было бы попросту наивно рассчитывать на получение данных, адекватно раскрывающих реальное положение дел. С одной стороны, далеко не все и далеко не всегда могут успешно справиться со столь «лобовым» заданием, так как сами не до конца осознают характер межличностных отношений в группе и свое собственное положение в этом сообществе. С другой стороны, нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и общению, испытуемые не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают определенную зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Все это и диктует необходимость использования для выявления степени значимости каждого члена группы косвенного опроса, примером которого и является такая методика, как референтометрия.
При обработке материала, полученного в результате проведения референтометрии, анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, то есть второго этапа экспе-римента. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, которую строит экспериментатор, опираясь на совокупность ответов испытуемых. Принципы ее построения, по сути дела, ничем не отличаются от принципов построения матрицы социометрических выборов в группе. При анализе данных референтометрии может быть, кроме матричной формы компоновки материала, использована и референ-тограмма (по аналогии с социограммой), которая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколько-нибудь четко очерченных подгрупп в обследуемой общности.
Активные методы психологии
Особую группу методов психологии, направленных на развитие компетентности в различных сферах общения, составляют активные групповые методы (АГМ). АГМ может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Наиболее распространенным и эффективным методом АГМ является социально-психологический тренинг (СПТ). Данный термин был введен в начале 1970-х гг. немецкими социальными психологами М. Форвергом и Й. Шмидтом, которые разработали методику проведения групп на предприятиях для руководителей высшего и среднего звена. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
В отечественной социальной психологии термин социально-психологический тренинг используется очень широко и практически представляет собой целую отрасль прикладной социальной психологии. К базовым методам СПТ традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры
Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить или изменить мнения, позиции или установки участников группы в процессе непосредственного общения. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть реальные случаи; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимо-действия; ситуации морального выбора.
В тренинге групповая дискуссия используется в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с различных сторон; групповой рефлексии; актуализации и последующего разрешения скрытых конфликтов; предоставления возможности участникам проявить свою компетентность и удовлетворить потребность в признании и самоуважении.
Игровые методы целесообразно поделить на операционные и ро-левые.
Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх, как правило, подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность. Ролевые игры с элемен-тами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потен-циала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, харак-терными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для форми-рования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вер-бальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных). В психоло-гических тренинговых играх большое значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спон-танности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.
К ролевым методам повышения коммуникативной компетентности относят также психодраму и социодраму. Психодрама направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности. В психодраме большое значение придается отреагированию внутриличностных конфликтов и межличностных ситуаций, моделируемых участниками в театральной форме. Психодрама как метод была разработана Дж. Морено. Он обнаружил, что психодраматическое действие имеет преимущество перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения. Основные понятия психодрамы: ролевая игра; творческая спонтанность; катарсис – эмоциональное освобождение; теле – двусторонний поток эмоций между всеми участниками; инсайт – новое понимание проблемы.
Социодрама как метод развития коммуникативных свойств личности предполагает исследования и преодоления конфликтов внутри малой группы, достижения согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей, прав; способов модели-рования межличностных отношений в группе. Дж. Морено разработал социодраму как расширение метода психодрамы. Позднее Э. Торренс предложил новую и более детализированную концепцию социодрамы как методики группового творческого решения проблем. Он ориентировался при этом не только на ранние работы Дж. Морено, но и на многие принципы творческого решения задач, предложенные А. Осборном и его коллегами. В процессе социодрамы участники обучаются «мозговому штурму» с помощью поиска альтернативных вариантов поведения, давая им возможность отреагировать проблему в действии и отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в реальной жизни. Таким образом, основные различия между социодрамой и психодрамой заключаются не столько в методах, сколько в целях.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 607.