Наука – система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена в форме:
общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия (сюда входят науки о природе, обществе и человеке);
общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.
Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.
Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики.
Наука – это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтверждены в процессе их практической проверки. Таким образом, наука – сфера исследовательской деятельности, которая направлена на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Наука выполняет в обществе функции:
социальной памяти как « накопления – сохранения – трансляции» опыта предыдущих эпох;
гносеологическую (познавательную), которая обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;
нормативную, которая устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;
коммуникативную (реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения);
аксиологическую (ценностную), формирующую в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
креативную (творческую), реализуемую с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
воспитательную (позволяет повысить уровень образованности в обществе).
Процесс накопления знаний называется научным познанием. Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев. Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.
Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систе-матизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.
Изучать, исследовать, вести научный поиск – это открытия, в которых не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне, называется научным.
От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представлены в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.
Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести:
целенаправленный процесс познания;
логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений;
всегда ориентирован на повышение уровня научных знаний, открытие новых законов природы.
По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:
фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности и их результаты – открытие новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
прикладные, которые предусматривают поиск новых или усовер-шенствование уже известных явлений и законов природы, цель этих исследований – использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
Научное исследование условно разделяют на этапы: эмпирический и теоретический.
Эмпирический этап научного исследования связан с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними. Во время такой работы исследователь должен:
описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Между двумя этапами исследования находится постановка проблемы, которая означает:
определение того, что неизвестно и требует доказательства;
формулирование вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснование его правильности и важности для науки;
выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяют.
Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории – к практике, которая ее подтверждает или опровергает. Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение в нее доказательных положений.
Теория (греч. theoria – «рассмотрение, исследования») – форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.
Научная теория как система характеризуется:
предметностью;
адекватностью объективной действительности;
конкретностью;
истинностью и достоверностью.
Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не обеспечивают объяснение экспериментальных фактов.
Структуру научной теории составляют:
факты – знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;
категории – общие и фундаментальные понятия, которые отоб-ражают наиболее существенные, общие качества явлений действии-тельности;
аксиомы (греч. ахіоmа) – истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;
постулаты (лат. postulatum) – утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;
принципы (лат. principium) – исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;
понятия – мысли, которые обобщают и выделяют предметы, явления по определенным признакам, отображают существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т. д.);
суждения (высказывания) – высказанные мысли (утверждающие, общие, конкретные, условные и т. п.), в которых отображено отношение к их содержанию, истинности или ошибочности;
умозаключение – процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;
законы – существенные и необходимые отношения между явле-ниями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.
Таким образом, научная теория – это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.
Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.
Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 426.