Глава 14. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

14.1. Понятие, предназначение и виды судебных расходов

 

Судебные расходы в административном судопроизводстве - это денежные затраты (потери), которые несут лица, участвующие в деле, в связи с рассмотрением и разрешением административных споров. Они состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ст. 103 КАС РФ).

Судебные расходы характеризуются рядом общих признаков:

1) возникают в связи с обращением в суд и ведением в суде административного дела;

2) вызваны затратным характером процессуальной деятельности по разрешению административных дел, который обусловливает "платность" процесса судебной защиты прав и законных интересов от нарушения или необоснованного оспаривания и необходимость взыскания определенных денежных сумм с лиц, участвующих в деле;

3) выражаются в виде установленных законом платежей, которые призваны компенсировать затраты государства на обеспечение административного правосудия и предотвращать необоснованные обращения в суд;

4) порядок несения и распределения расходов установлен законом и включает правила, которые относятся ко всем стадиям и видам административного судопроизводства. Государственной пошлиной облагаются, например, не только административные исковые заявления, но и апелляционные и кассационные жалобы.

Правила несения и распределения расходов на административное судопроизводство призваны урегулировать отношения, которые возникают в связи с судебным разбирательством между тремя группами субъектов: сторонами, государством и иными лицами, участвующими в процессе и несущими в связи с ним определенные издержки (свидетелями, экспертами, представителями, переводчиками и др.). Эти правила образуют в своей совокупности правовой институт судебных расходов, который носит межотраслевой, комплексный характер. Он включает одновременно нормы как финансового, так и судебного административно-процессуального права.

В сферу финансово-правового регулирования включается комплекс отношений, связанных с оплатой судебных расходов и поступлением денег в бюджет. В частности, в эту сферу входят вопросы, касающиеся размера платежей, порядка их исчисления, освобождения от уплаты сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и переводчикам, а также оснований и порядка возвращения из бюджета денежных сумм гражданам и организациям. КАС РФ (ч. 2 ст. 103) прямо устанавливает, что размер и порядок уплаты государственной пошлины определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Исходя из этого в отношениях между истцом и казначейством (например, по вопросу о возврате излишне уплаченной пошлины), в отношениях между судом и налоговым органом, проводящим проверку полноты уплаты пошлин, судебные пошлины выступают как финансово-правовой институт. В то же время те же судебные пошлины, например, в отношениях между административным истцом и судом выступают как процессуальный институт: от их уплаты зависят определенные действия суда.

В сферу административно-процессуального регулирования в рамках института судебных расходов включаются, в частности, отношения, связанные с распределением судебных расходов между сторонами, возмещением судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, применением правовых санкций и обжалованием судебных определений по вопросам, касающимся судебных расходов (ст. ст. 111 - 115 КАС РФ и др.).

Судебные расходы по своему содержанию состоят из:

- государственной пошлины; и

 

- издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Эти два вида расходов, которые несут лица, участвующие в деле, на судопроизводство различаются между собой по ряду критериев:

1) по юридической природе и основаниям платежа. Государственная пошлина является по своей сути судебным сбором, т.е. заранее фиксированным на уровне федерального закона платежом в бюджет за совершение органом судебной власти юридически значимых действий, связанных с отправлением правосудия и выдачей документов. Судебные издержки - это фактически понесенные потери, дополнительные по отношению к судебному сбору, т.е. реальные затраты на рассмотрение и разрешение конкретного административного дела;

2) по времени платежа. Госпошлина в качестве судебного сбора взимается по общему правилу до совершения судом и лицами, участвующими в деле, юридически значимых действий, а судебные издержки подсчитываются, распределяются и взимаются после завершения процесса;

3) по порядку определения размера. В основе определения размера госпошлины как судебного сбора лежат два относительно неизменных критерия: характер и цена административного иска. Размер судебных издержек определяется по каждому конкретному делу отдельно, поскольку обусловлен реально произведенными затратами, величина которых зависит от особенности административного дела, его трудоемкости, применения принципа процессуальной экономии, обеспечивающего экономию сил, средств и времени суда и участников судебного процесса, и т.д.

Исходя из целей, которые преследуются законодателем при установлении порядка определения и взимания судебных расходов, можно выделить два их главных предназначения.

Во-первых, они предназначены для того, чтобы в определенной мере компенсировать затраты государства на содержание судебного аппарата и иные экономические потери в связи с осуществлением правосудия по административным делам. Они слагаются из заработной платы судебных работников, амортизации помещения суда и мебели, канцелярских расходов, выплат вызываемым свидетелям, переводчикам, экспертам. К этим издержкам на судопроизводство относятся также затраты, понесенные участниками процесса в связи с потерянным рабочим временем из-за привлечения их к участию в судебном процессе. В литературе это предназначение судебных расходов характеризуется как их компенсационная



Функция.

Во-вторых, необходимость оплаты судебных расходов при подаче заявлений в суд служит процессуальным средством, сдерживающим необоснованное и необдуманное обращение к судебной власти. "Платность" процесса судебной защиты прав и законных интересов - это одно из средств защиты от сутяжника <1>. Предназначение судебных расходов, состоящее в предупреждении необоснованных обращений в суды, в обеспечении надлежащего исполнения заинтересованными в исходе дела лицами своих процессуальных обязанностей, в процессуальной науке характеризуется как их превентивная функция.

 

--------------------------------

<1> В древнерусском законодательстве сутяжниками именовались стороны гражданского процесса, а в досоветском праве этим термином обозначался "истец": в обоих случаях этому термину не придавалось отрицательного значения. В настоящее время под сутяжничеством понимается пристрастие к тяжбам, необоснованное возбуждение обвинений против кого-либо перед судебными органами, постоянное стремление судиться с целью оттягать что-нибудь, добиться для себя выгод всякими, даже неблаговидными, способами. Портрет сутяжника в этом смысле был описан еще древнегреческим драматургом Аристофаном в комедии "Осы": "Он ярый судофил, каких и в мире нет; он страстно любит суд и глубоко скорбит, когда не попадет на первую скамью". Близким к сутяжникам по своему типу являются кверулянты (от лат. querulus - жалобщики), поведение которых характеризуется постоянными жалобами на ущемление личных прав, социальную несправедливость и отсутствие надлежащих правовых норм, навязчивым желанием бороться за свои мнимые ущемленные права. Для таких личностей смыслом жизни являются подача исков в судебные инстанции и многолетнее выяснение виновности второй стороны.

 

Институт судебных расходов неразрывно связан с проблемой доступности правосудия, которая напрямую зависит от возможности лиц, обращающихся в суд или вовлекаемых в судебный процесс, выдержать бремя всех связанных с этим расходов. Решению данной проблемы служит дифференциация в налоговом и процессуальном законодательстве различных случаев уплаты госпошлины, распределения и возмещения судебных расходов с установлением норм о льготах, рассрочке, освобождении от соответствующей обязанности, в том числе в зависимости от имущественного положения лица (ст. ст. 104, 107 КАС РФ). Это снимает материальные барьеры для обращения в суд малоимущих граждан за защитой своих прав и законных интересов, способствует обеспечению доступности правосудия и отвечает требованиям социальной справедливости.

 

14.2. Государственная пошлина

 

При подаче административного искового заявления лицо, обратившееся в суд, обязано уплатить государственную пошлину. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения административных дел, как и другая государственная деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий (нотариат, ЗАГС, лицензирование и т.д.), требует бюджетных затрат и предполагает необходимость денежного сбора. Госпошлина служит своего рода платой за услуги по своевременному, беспристрастному и справедливому разрешению споров, оказываемые судебными органами физическим лицам и организациям от имени государства.

В соответствии с КАС РФ (ст. ст. 103 - 105) размер и порядок уплаты государственной пошлины, льготы по ее уплате, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки по ее уплате, а также основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При обращении в суды общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной).

Плательщиками госпошлины признаются: во-первых, лица (организации и физические лица - как российские, так и иностранные), подающие административные исковые заявления и жалобы; во-вторых, административные ответчики, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Размеры и случаи уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции с административным иском закреплены в гл. 25.3 НК РФ.

 

В административном судопроизводстве существуют три вида государственной пошлины: простая, пропорциональная и комбинированная. Простая, или фиксированная, пошлина определяется в зависимости от категории или сущности требования, подлежащего оплате, и взимается в твердых, заранее установленных ставках. Пропорциональная пошлина взыскивается с административных исковых заявлений по административным делам имущественного характера и определяется в процентах в зависимости от цены иска. Комбинированная (смешанная) выражается в фиксированной сумме и проценте от цены иска.

В административном судопроизводстве цена иска представляет собой стоимостное денежное выражение предмета административного спора имущественного характера между административным истцом и административным ответчиком. По неимущественным требованиям, заявляемым административным иском, цена иска не определяется.

Цена иска указывается административным истцом. Если цена иска явно не соответствует действительному предмету административного спора, то она определяется судьей. Он устанавливает цену иска и в том случае, если в момент его предъявления сделать это затруднительно. Окончательно цена иска выявляется при разрешении дела по существу.

 

В соответствии с п. п. 1, 6, 7, 15 ст. 333.19 НК РФ по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установлены следующие размеры государственной пошлины:

1) при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене

иска:

- до 20 тыс. руб. - 4% цены иска, но не менее 400 руб.;


- от 20 тыс. 1 руб. до 100 тыс. руб. - 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 тыс. руб.;

- от 100 тыс. 1 руб. до 200 тыс. руб. - 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 тыс. руб.;

- от 200 тыс. 1 руб. до 1 млн руб. - 5 200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 тыс. руб.;

- свыше 1 млн руб. - 13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 млн руб., но не более 60 тыс. руб.;

2) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов государственных органов, Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

 

- для физических лиц - 300 руб.;

- для организаций - 4 500 руб.;

3) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

 

- для физических лиц - 300 руб.;

- для организаций - 2 тыс. руб.;

4) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

 

- для физических лиц - 300 руб.;

- для организаций - 6 тыс. руб.

Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлены льготы по уплате государственной пошлины. Они могут быть двух видов: а) в отношении определенных категорий лиц и б) в отношении определенных процессуальных действий. Так, в соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются:

 

1) организации и физические лица при подаче в суд:

- административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

- частных жалоб на определения суда, в том числе о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

2) вынужденные переселенцы и беженцы - при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

3) административные истцы - по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, и (или) психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

4) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков.

 

Согласно положениям п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве освобождаются:

 

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков;

2) административные истцы - инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации - по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым этими судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

 

При этом снижение судом (судьей) размера государственной пошлины по ходатайству физических лиц не может


считаться носящей индивидуальный характер льготой, установление которых запрещено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 56 НК РФ) и под которыми подразумевается предоставление тех или иных преимуществ (в основаниях, порядке и условиях уплаты налогов и сборов) для одних налогоплательщиков (плательщиков сборов) по сравнению с другими.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины представляет собой изменение срока уплаты последней при наличии законом установленных оснований на срок, не превышающий одного года. Она предоставляется по ходатайству заинтересованного лица соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы госпошлины. На сумму госпошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены.

 

При решении вопроса об отсрочке или рассрочке государственной пошлины учитываются общие условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора, установленные ст. 64 НК РФ.

Возврат государственной пошлины. Законодатель в ст. 333.40 НК РФ установил случаи частичного или полного возврата госпошлины:

 

1) уплата госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;

2) возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказ в их принятии судами;

3) прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении административным ответчиком требований административного истца после обращения истца в Верховный Суд РФ, суд общей юрисдикции и вынесения определения о принятии административного иска к производству. Кроме того, уплаченная госпошлина не подлежит возврату при утверждении судом соглашения о примирении.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о ее возврате.

 

14.3. Судебные издержки, связанные с рассмотрением дела

 

Судебные издержки - это сопровождающие рассмотрение и разрешение административного дела денежные затраты (кроме государственной пошлины), которые понесены лицами, участвующими в деле, включая заинтересованных лиц <1>.

 

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

 

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, законодателем относятся (ст. 106 КАС РФ):

1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

 

2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;

4) расходы на оплату услуг представителей;

5) расходы на производство осмотра на месте;

 

6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;

7) другие признанные судом необходимыми расходы.

Перечень судебных издержек, предусмотренный КАС РФ, не является исчерпывающим. Суд вправе относить к числу издержек и другие необходимые расходы. При этом в качестве критериев отнесения денежных затрат к судебным издержкам рассматриваются два основных признака:

а) необходимость оплаты определенных процессуальных действий или иных действий, непосредственно связанных с процессуальными;

б) понесенные расходы должны быть направлены на своевременное и правильное рассмотрение судом конкретного гражданского дела.

При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности <1>.

--------------------------------

 

<1> Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2186-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 85 и статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".


Так, расходы, понесенные административным истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления административного иска в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети Интернет), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность.

 

Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Расходы, обусловленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке (оспаривание в порядке подчиненности, процедура медиации), не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам гл. 10 КАС РФ. Однако если законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (ст. ст. 106, 129 КАС РФ).

Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются расходы, связанные с явкой в суд (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные)). Работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на выполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка. Неработающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на выполнение обязанностей свидетеля и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

 

Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и специалистами.

Судебные издержки по общему правилу несут: а) сторона, по ходатайству которой совершается процессуальное действие, или б) суд, если процессуальное действие совершается по его инициативе. Этим правилом определяется порядок внесения денежных сумм, подлежащих выплате:

 

а) если просьба о совершении процессуального действия заявлена стороной, то денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, а также иные суммы (расходы), связанные с рассмотрением судебного дела и признанные судом необходимыми, предварительно вносятся этой стороной - в зависимости от подсудности дела - на банковский счет Верховного Суда РФ, суда субъекта РФ или управления Судебного департамента в субъектах РФ. Если такая просьба была заявлена обеими сторонами, то необходимая сумма вносится ими в равных частях. Учитывая имущественное положение стороны-гражданина, суд может освободить его от этих расходов или уменьшить их размер. В этом случае возмещение расходов происходит за счет средств бюджета;

б) если необходимые процессуальные действия, подлежащие оплате, инициируются судом, то соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Возврат сторонам неизрасходованных денежных сумм, внесенных ими в счет предстоящих судебных расходов, производится на основании постановления суда. Порядок возврата сторонам неизрасходованных денежных сумм, внесенных ими в счет предстоящих судебных расходов в связи с рассмотрением административного дела, порядок и размеры возмещения понесенных судом судебных расходов, выплат денежных сумм переводчикам и свидетелям устанавливаются соответствующим Положением, утвержденным Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240 (в ред. от 04.02.2016)).

 

14.4. Порядок распределения и возмещения судебных расходов

 

Общее правило распределения судебных расходов между сторонами устанавливается ст. 111 КАС РФ: стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Из смысла этого правила вытекает, что возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, происходит за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Исключения из общего правила установлены только в двух случаях.

Во-первых, если проигравшему спор лицу предоставлены льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ст. 107 КАС РФ). В этом случае от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:

1) административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II группы;

2) общественные организации инвалидов, если они являются административными истцами и административными ответчиками, а также если они представляют в суде интересы своих членов;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы, являющиеся


административными истцами и административными ответчиками;

 

4) малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками.

Во-вторых, суд может освободить проигравшего дело в качестве стороны гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенных для оплаты других признанных судом необходимыми расходов. Суд может также уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ч. 3 ст. 109 КАС РФ).

Процессуальное законодательство содержит правила о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек. Суть этих правил состоит в следующем: если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении посчитал возможным конкретизировать эти правила и разъяснил, что они не подлежат применению, в частности, при разрешении <1>:

 

--------------------------------

<1> См.: п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

 

- иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда);

- иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения);

- требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).

Так, исходя из неимущественного характера требований об оспаривании нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции по данной категории дел не могут применяться положения, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. Если недействующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным органом государственной власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования, судебные расходы подлежат возмещению этими органами, которые являются административными ответчиками по данному делу.

Вместе с тем правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек применяется в арбитражных судах по экономическим спорам, возникающим из публичных правоотношений, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов налоговых, таможенных и иных органов, если принятие таких актов возлагает имущественную обязанность на заявителя (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

Общие правила распределения судебных расходов между сторонами относятся также к распределению судебных расходов, понесенных ими в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек должно производиться с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (ст. 41 КАС РФ).

Лица, обратившиеся в суд с коллективным административным иском либо с заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц, пользуются процессуальными правами истца. Такие лица при условии их фактического участия в рассмотрении дела, по итогам которого принято решение об удовлетворении заявленных требований, имеют право на возмещение понесенных ими судебных издержек. В свою очередь с этих лиц взыскиваются судебные издержки при отказе в удовлетворении соответствующих требований (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).

Судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта. При этом возможность взыскания судебных издержек в пользу этих лиц не зависит от того, вступили они в процесс по своей инициативе либо привлечены к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Вопрос о распределении судебных расходов разрешается в судебном решении. Для возмещения судебных издержек лицу, участвующему в деле, необходимо подать ходатайство. Без ходатайства суд решает только вопрос о взыскании госпошлины и о возмещении издержек (потерь) суду.

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными им издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность этих обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Вместе с тем в целях реализации задачи административного судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом в разумных пределах с другого лица, участвующего в деле.


При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны. Расходы представителя, необходимые для исполнения его обязательства по оказанию юридических услуг, например расходы на ознакомление с материалами дела, на использование сети Интернет, на мобильную связь, на отправку документов, не подлежат дополнительному возмещению другой стороной спора, поскольку такие расходы по общему правилу входят в цену оказываемых услуг, если иное не следует из условий договора.

Расходы на оплату услуг представителей, понесенные органами и организациями, наделенными законом правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. ст. 39, 40 КАС РФ), не подлежат возмещению, поскольку указанное полномочие предполагает их самостоятельное участие в судебном процессе без привлечения представителей на возмездной основе.

При отказе от административного иска понесенные административным истцом судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела. В случае если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного иска, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе административного истца взыскиваются с административного ответчика.

При заключении соглашения о примирении стороны должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. В этом случае судебные издержки распределяются в соответствии с его условиями. Если в соглашении о примирении стороны не предусмотрели условия о распределении судебных издержек, суд разрешает данный вопрос с учетом следующего подхода.

Заключение соглашения о примирении обусловлено взаимными уступками сторон, и прекращение производства по делу ввиду данного обстоятельства само по себе не свидетельствует о принятии судебного акта в пользу одной из сторон спора. Поэтому судебные издержки, понесенные сторонами в ходе рассмотрения дела до заключения ими соглашения о примирении, относятся на них и распределению не подлежат.

В то же время судебные издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела за счет средств соответствующего бюджета, денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, распределяются судом, в том числе по его инициативе, между сторонами поровну посредством вынесения определения.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и госпошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного иска взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от оплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от оплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

На определение суда по вопросам, связанным с судебными расходами, может быть подана частная жалоба.

 






Дата: 2018-09-13, просмотров: 1902.