17.1. Понятие и сущность административного иска и исковой формы защиты права
Средством обращения в общий суд по спорам публично-правового характера является административный иск, для рассмотрения которого используется процессуальная форма искового производства. Общие правила искового производства по административным делам установлены в разд. III КАС РФ.
Исковое производство по административным делам - это урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о субъективном публичном праве или законном интересе, возникающих из административных или иных публичных правоотношений. Сущность этого производства состоит в том, что суд проверяет наличие или отсутствие субъективного права, ввиду неопределенности, оспаривания или нарушения которого неправомерным актом управления возник административный спор.
Судебный административный процесс в форме искового производства предопределяется административным иском: административный иск задает движение этому процессу, определяет его ход, границы, способ защиты права и предмет судебного решения, завершающего судебное разбирательство. Исходя из этого для исковой формы административного судопроизводства характерны следующие черты:
1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны административно-правового отношения и подлежащего в силу закона рассмотрению судом в определенном процессуальном порядке;
2) наличие спора о нарушенном субъективном публичном праве частного лица и (или) законности решений и действий (бездействия) субъектов властных полномочий;
3) наличие двух сторон с противоположными материально-правовыми интересами, которые наделены законом равными правами по защите их прав и интересов в суде;
4) состязательная форма процесса рассмотрения материально-правового требования, заявленного административным иском, предполагающая наличие спорящих сторон и третьего, не заинтересованного в исходе спора субъекта - суда.
Значение исковой формы заключается в том, что она обеспечивает заинтересованным в исходе административного спора сторонам определенные правовые гарантии правильности его разрешения, равенство процессуальных прав и обязанностей сторон. Процессуальные нормы, регламентирующие исковое производство, носят характер общих правил для всего административного судопроизводства. Исковая форма защиты прав обоснованно рассматривается как наиболее демократичная, универсальная, эффективная и в наибольшей степени отвечающая идеям справедливости и беспристрастности.
До принятия КАС РФ судопроизводство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, осуществлялось в неисковой форме. В процессуальной доктрине доминировали сложившиеся еще в советской науке представления о невозможности в этих делах спора о праве и возможности применения конструкции иска только для гражданского судопроизводства.
В советский период концепция административного иска рассматривалась как чуждая социалистическому строю и категорически отвергалась. Так, аргументируя невозможность административного иска, Е. Носов исходил из того, что он связан с судебной защитой прав, возникающих в плоскости соприкосновения с властью, т.е. публичных субъективных прав. Однако коль скоро "у нас нет почвы для субъективных публичных прав", то признание административного иска и административной юстиции было бы органически чуждым для советского строя. При этом административный иск даже в буржуазном государстве, не говоря уже о советском, представлялся не иначе как "выпад против администрации" <1>. Известный советский ученый С.Н. Абрамов утверждал, что попытки обосновать наличие в СССР административной юстиции и ее основного атрибута - административного иска на почве действующего права могут принести только вред. Одним из возможных видов такого вреда неизбежно стала бы необходимость признания судебной защиты публичных субъективных прав советских граждан, в то время как советская система не допускала деления права на публичное и частное <2>.
--------------------------------
<1> См.: Носов Е. К вопросу о теории советской административной юстиции // Советское право. 1925. N 4 (16). С. 83.
<2> См.: Абрамов С. К разработке проектов кодексов. В советском праве не может быть административного иска // Социалистическая законность. 1947. N 3. С. 8 - 10.
В советский период доминирующим в процессуальной доктрине стал подход, согласно которому производство по делам, возникающим из административных правоотношений, - это не форма осуществления права (как в исковом процессе), а форма ограниченного контроля суда за законностью действий административных органов (М.А. Гурвич). Такой подход, трактующий иск как специфическое средство защиты исключительно гражданских прав, в конечном счете привел к отказу от установления в законодательстве искового производства по административным делам, к подмене его проверкой по жалобе правомерности административных актов и тем самым к подмене функции правосудия по этим делам функцией ограниченного судебного контроля.
Эта концептуальная схема длительное время являлась господствующей и в постсоветский период. В гражданско-процессуальной доктрине невозможность административного иска и спора о праве административном обосновывалась тем, что: а) административно-правовые отношения - это отношения "власть - подчинение"; б) стороны этих отношений юридически не равны и административный орган сам может устранить возникающие разногласия своей властью; в) в этих делах суд не разрешает спор о праве, а выполняет только функцию контроля за законностью. Исходя из этого делался вывод, что в силу неравноправного положения субъектов в административных правоотношениях при рассмотрении заявлений граждан неприменимы некоторые категории искового производства, а именно мировое соглашение, уменьшение или увеличение требований, встречная жалоба, аналогичная встречному иску <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 421 - 422.
Между тем еще в досоветский период у многих отечественных ученых не только возможность, но и необходимость административного иска не вызывала сомнений. Они исходили из того, что нарушенное административное право, как и любое право, должно защищаться административным иском, или иском публичного права (Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский и др.). Необходимость административного иска выводилась ими из потребности полноценного обеспечения и защиты всякого признанного субъективного публичного права. Всякое нарушение всякого права, писал А.М. Кулишер, дает основание к возбуждению спора о нарушенном праве, приводящего к обязательному для сторон решению, которое разрешает спор в полном объеме и предписывает восстановить нарушенное право всеми необходимыми для этого средствами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кулишер А.М. Защита субъективных публичных прав посредством иска. М., 1913. С. 4.
Право иска является логическим дополнением материального права, а иск представляет собой наиболее эффективное средство защиты и восстановления нарушенного права, средство принудительного осуществления
требований. Отсюда в социально-историческом плане одним из важнейших вопросов охраны прав частных лиц в сфере публичного управления являются расширение и интенсификация исковой защиты субъективных публичных прав. Революционное значение в этом отношении имело принятие КАС РФ 2015 г., закрепившего исковое производство по административным спорам. Оно обозначило начавшийся переход от парадигмы контроля законности в отечественной теории административного судопроизводства к парадигме защиты субъективных публичных прав посредством административного иска <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Зеленцов А.Б. КАС РФ как предпосылка смены парадигмы в теории административного права России // Административное право и процесс. 2015. N 11.
Административный иск - одна из разновидностей общего понятия "иск", который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу. Под иском понимается возникающее из спорного материального правоотношения требование о защите нарушенного права или охраняемого законом интереса, обращенное в суд первой инстанции. Он представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений.
В отечественной науке существуют по крайней мере четыре подхода к интерпретации юридической природы иска
<1>:
--------------------------------
<1> Подробный анализ этих концепций см.: Иск в гражданском судопроизводстве: Сб. / Под ред. О.В. Исаенковой. М.,
2009. С. 21 - 41.
а) материально-правовая концепция, определяющая иск как материально-правовое требование истца к ответчику; б) процессуально-правовая теория, трактующая иск как обращение в суд с требованием о защите спорного
субъективного права либо охраняемого законом интереса, т.е. как обращение в суд за разрешением спора о праве;
в) концепция двух самостоятельных правовых категорий: иска в материально-правовом смысле (т.е. как обращение к другой стороне спора, материально-правовое требование лица, его правопритязание) и иска в процессуально-правовом значении (т.е. как требование к суду о защите нарушенного права, само процессуальное действие заинтересованной стороны по возбуждению процесса);
г) концепция единого понятия иска (иск как единство двух требований: материально-правового и процессуально-правового). Эта концепция, являющаяся наиболее распространенной в отечественной науке, трактует иск как материально-правовое требование одной стороны спора к другой, обращенное через суд.
В процессуальной литературе материальная концепция критикуется за то, что помимо прочих недостатков она не охватывает иски о признании, а значительная часть административных исков по своей сути является именно исками о признании. Концепция двух самостоятельных понятий иска не отвечает требованию единства иска как средства защиты. Концепция единого понятия иска при всей ее внутренней непротиворечивости также не может претендовать на роль универсальной теории, адекватно описывающей юридическую природу иска. В качестве главной его отличительной черты она рассматривает материально-правовое требование истца к ответчику, а это означает, что нельзя назвать иском требование лица, выступающего от своего имени в защиту права и законных интересов других лиц. Такое лицо не может предъявлять материально-правовое требование к ответчику, ибо не является и субъектом спорного материального правоотношения. Однако применительно к требованиям лиц, наделенных правом требовать судебной защиты нарушенных прав других лиц, законодатель использует термин "иск", хотя они не являются стороной в спорном правоотношении и реализуют правозащитную функцию в силу закона. Концепция единого понятия "иск" оставляет открытым вопрос о характере требований процессуальных истцов и, следовательно, не может претендовать на универсальность.
Критерию универсальности в полной мере отвечает процессуальная теория иска. Она трактует его как процессуальное средство, используя которое в целях реализации своего требования к другой стороне и защиты своих прав лицо обращается к суду с заявлением о рассмотрении и разрешении спора. В процессуальной концепции из структуры иска исключается спорное материально-правовое требование истца к ответчику. Оно указывается в исковом заявлении, но характеризует не предмет иска, а суть заявляемого на рассмотрение суда спора. Так, согласно п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должно быть указано содержание требований административного истца к административному ответчику. Содержание этих требований выражает существо административно-правового спора, а у суда лицо ищет определенный способ защиты права и разрешения спора. Это означает, что материально-правовое требование выносится за пределы иска. Оно рассматривается как содержательный элемент материально-правового спора, который заявляется посредством иска и выступает как предмет судебного разбирательства.
Суд как субъект юрисдикции разрешает не иск, а спор о праве, заявленный иском, и делает это посредством установления, изменения или прекращения конкретного правоотношения, присуждения другой стороны к совершению каких-либо действий, обременения какой-либо дополнительной обязанностью или оставляет правоотношение в прежнем состоянии, если исковое требование необоснованно. В этом плане иск выступает как процессуальное средство, содержащее требование лица к суду о защите нарушенного права или законного интереса и о принудительной их реализации. Такое понимание иска как процессуального средства отвечает критерию его единства и универсальности <1>. Следовательно, оно вполне может служить теоретическим основанием для построения юридической конструкции "административный иск" - отраслевая разновидность иска.
--------------------------------
<1> См.: Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М.: Городец, 2000. С. 14 - 19.
В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск; в) уголовный иск (Л.Г.
Осокина). В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.
Административный иск как отраслевая разновидность родового понятия иска характеризуется рядом признаков, отличающих его от гражданского иска:
1) возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан в административно-правовым спором;
2) сигнализирует о возникновении разногласия между сторонами с противоположными юридическими интересами, из которых по крайней мере одна является субъектом властных публичных полномочий;
3) цель административного иска - защита нарушенного субъективного публичного права и (или) законности в публичном управлении предусмотренным в законе способом - путем восстановления нарушенного права, возложения обязанности, признания административного акта недействующим;
4) предмет исковой защиты - субъективное публичное право, законность административного акта или публичный правопорядок, которые лицо, обращающееся в суд, предполагает нарушенными;
5) использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском.
Исходя из этих признаков административный иск может быть определен как требование заинтересованного лица к судебному органу о защите субъективных публичных прав и (или) законности (правопорядка) в публичном управлении, исходящее из указанного заявителем спорного публично-правового отношения.
Сущность этого иска выражают его основные признаки:
- имеет своим содержанием требование заинтересованного лица, вытекающее из спорного административного правоотношения;
- заявляемое требование направлено на защиту своего или чужого субъективного права либо охраняемого законом интереса;
- заявленное требование подлежит рассмотрению и разрешению в установленном административно-процессуальным законом исковом порядке;
- административный иск как требование о защите всегда адресован суду, поэтому он, используя выражение Г.Л. Осокиной, предъявляется не к административному ответчику, а против административного ответчика.
Таким образом, административный иск можно определить как обращенное к суду требование юридически заинтересованного лица (административного истца) о защите нарушенного или оспариваемого субъективного публичного права или законного интереса предусмотренным в законе способом на основании указанных фактов, с которыми связываются неправомерные решения, действия (бездействие) административного ответчика.
17.2. Элементы административного иска
Для характеристики внутренней структуры иска и описания его юридической конструкции в процессуальной теории используется понятие "элементы иска". Вопрос об элементах иска - один из самых дискуссионных в процессуальной науке. Одни авторы выделяют в его структуре три элемента: предмет, основание и стороны <1> либо содержание <2>, либо способ защиты <3>, другие - четыре элемента: субъекты, основание, предмет, содержание иска <4>, а третьи - только предмет и основание <5>. Наиболее серьезные возражения в современной литературе вызывают концепции, выделяющие содержание иска в качестве его третьего элемента. Категория "содержание" раскрывает внутреннее строение, состав иска, отвечает на вопрос: "Из чего он состоит?", а основание и предмет иска относятся к элементам его содержания. Обоснованным является подход, выделяющий в качестве третьего элемента стороны, поскольку именно они раскрывают содержание иска с точки зрения того, кто и в чьих интересах ищет защиты, и того, кто отвечает по иску.
--------------------------------
<1> См.: Осокина Г.Л. Проблемы иска и права на иск. Томск, 1989. С. 87 - 88.
<2> См.: Зейдер Н.Б. Основные вопросы учения об иске в советском гражданском процессе: Дис канд. юрид. наук.
Саратов, 1939. С. 9 - 10; Гурвич М.А. Учение об иске (состав, виды). М., 1981. С. 6.
<3> См.: Пучинский В.К. Элементы иска в советском гражданском процессе // Советское государство и право. 1979. N 3. С. 51 - 52.
<4> См.: Рожкова М.А. Основные понятия арбитражного процессуального права. М.: Статут, 2003. С. 74 - 75.
<5> См.: Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой защиты права. М., 1979. С. 32 - 33; Щеглов В.Н. Иск о судебной защите гражданского права. Томск, 1987. С. 17.
Этот подход является оптимальным для раскрытия элементов административного иска, которые должны быть сходны с элементами административно-правового спора, заявляемого этим иском в суд. В науке административного права обоснована концепция, определяющая в качестве составных частей юридической конструкции административно-правового спора три элемента: стороны, предмет и основания <1>. Предпосылки для выделения в структуре спора (и иска) имеются и в гражданском процессуальном праве. Так, одним из оснований прекращения производства по гражданскому делу является тождество спора. Законодатель выделяет три составляющие этого тождества: лица (стороны), предмет, основания (абз. 3 ст. 220 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Если тождественный по сторонам, предмету и основанию спор уже рассмотрен и по нему имеется вступившее в силу решение суда, то разбирательство дела подлежит прекращению.
--------------------------------
<1> См.: Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. М.: РУДН, 2003.
Элементы административного иска составляют те признаки, по которым каждый административный иск отличается от любого другого иска. Они позволяют индивидуализировать административный иск. Потребность в индивидуализации иска возникает в тех случаях, когда перед судом встают вопросы: "Не принят ли уже предъявляемый иск к рассмотрению другим судом или не был ли он ранее разрешен судом?"
Таким образом, элементы административного иска позволяют устанавливать тождество и различие административных исков. В числе этих элементов выделяются предмет, основание и стороны административного иска.
Предмет административного иска - это то, на что направлено заявленное административным истцом требование. В процессуальной теории предмет иска определяется по-разному: одни авторы считают, что это спорное правоотношение <1>, вторые - материально-правовое требование истца к ответчику, вытекающее из спорного правоотношения <2>, третьи - субъективное право, подлежащее защите <3>, или способ защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса
<4>.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Былина, 1996. С. 119.
<2> См.: Советский гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. С. 148.
<3> См.: Гурвич М.А. Право на иск: Учеб. пособие. М.: ВЮЗИ, 1978. С. 7 - 9.
<4> См.: Осокина Г.Л. Проблемы иска и права на иск. С. 91 - 93.
Административный иск имеет похожую на гражданский иск юридическую конструкцию и элементный состав. Административный иск не может иметь своим предметом спорное правоотношение, поскольку это правоотношение обусловливает его генезис, а не предмет. Он не может иметь своим предметом материально-правовое требование, вытекающее из спорного административного правоотношения, поскольку иск как требование о защите субъективного права не может иметь своим предметом самого себя. В качестве предмета административного иска нельзя рассматривать и субъективное право, подлежащее защите, поскольку субъективное право - его наличие, отсутствие или нарушение неправомерным административным актом - это то, по поводу чего возникли разногласия между сторонами.
Наряду с вопросом о законности этого акта исковое требование представляет собой предмет административного спора, а не административного иска. Оно направлено на защиту нарушенного субъективного права и законности, на использование судом определенного способа их защиты и разрешения спора. Соответственно, предметом административного иска является способ защиты субъективного публичного права или законного интереса от неправомерных административных решений и действий (бездействия) <1>. Способы их защиты закреплены в нормах КАС РФ и других законодательных актов. К таким способам защиты могут, например, относиться признание, присуждение, прекращение или изменение правоотношения.
--------------------------------
<1> Некоторые авторы в предмет административного иска включают предмет административно-правового спора. Такой подход вызывает возражения, поскольку он, по сути дела, ведет к отождествлению этих понятий. Административный иск возникает из спора, но обращен к суду: административный истец требует применения судом определенного способа защиты, предусмотренного законом при разрешении определенной категории дел.
КАС РФ (ч. 1 ст. 124) устанавливает, что исковые требования могут заявляться о предоставлении пяти основных способов защиты:
- о признании недействующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Законодатель оставляет перечень возможных исковых требований открытым. Он устанавливает (ч. 2 ст. 124 КАС РФ), что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. К способам защиты, предоставления которых может требовать административный истец, относятся, например, такие предусмотренные КАС РФ способы, как присуждение компенсации, приостановление или прекращение деятельности, взыскание обязательных платежей и санкций. Защита прав может осуществляться также иными способами, предусмотренными действующим законодательством. В частности, в качестве способов защиты права могут выступать: восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право, и др.
Основание административного иска составляют те юридические факты, которыми административный истец обосновывает свое требование о защите нарушенного права, то, из чего он выводит это требование. Согласно ч. 2 ст. 125
КАС РФ в исковом заявлении должно быть дано изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования, а также сведения о том, какие права и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
Факты, свидетельствующие о нарушении права или угрозе правонарушения, обосновывают административный иск исходя из необходимости предоставления защиты нарушенному или оспоренному субъективному публичному праву субъекта спорного материального правоотношения. В основание административного иска входят также факты легитимации и непосредственно правопроизводящие факты. Они обосновывают связь сторон со спорным материальным правоотношением и наличие у истца того субъективного публичного права или законного интереса, которые требуют определенного способа судебной защиты.
Основание административного иска отвечает на вопрос: "На основании чего?", т.е. исходя из каких фактов и какого закона административный истец выдвигает требование о защите своего или чужого права (интереса). Соответственно, это основание включает две части: не только фактическую, но и юридическую. В юридическую часть основания иска входят нормы материального закона, которые предусматривают условия возникновения, изменения или прекращения нарушенного (оспоренного) права или законного интереса, а также способы его защиты. Так, в п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ устанавливается, что в исковом заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) органов публичной власти должны быть указаны нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить эти решения, действия (бездействие). Отсутствие указаний на правовое основание административного иска создает возможность отказа в принятии искового заявления.
Стороны как элемент внутренней структуры административного иска характеризуют субъектный состав административно-правового спора, заявляемого на рассмотрение суда. Этот элемент конкретизирует следующее: кто и в чьих интересах ищет защиту нарушенного права, кто призван отвечать по заявленному материально-правовому требованию. Законодатель рассматривает стороны в качестве одного из трех признаков, индивидуализирующих административные иски и характеризующих их сходство (тождество). Тождественными являются административные иски, которые имеют один предмет, одно фактическое основание и одни и те же стороны. Тождество административных исков является основанием для отказа в принятии искового заявления (п. 4 ч. 1 ст. 128 КАС РФ) и прекращения производства по административному делу (п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ). Оно исключает ведение процесса по одному и тому же административному иску.
17.3. Виды административных исков Административные иски могут быть классифицированы по ряду оснований:
1) по субъектному критерию, раскрывающему их особенности в зависимости от юридической природы и правового
статуса лица, заявляющего иск:
- административные иски частных лиц (физических лиц и организаций) к органам и должностным лицам публичной власти по административным делам, предусмотренным ч. 2 ст. 1 КАС РФ;
- административные иски органов (должностных лиц) публичной власти при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (частным лицам) по делам, предусмотренным ч. 3 ст. 1 КАС РФ;
2) по предмету иска - процессуально-правовая классификация в зависимости от того, какой способ защиты права намерен получить от суда истец:
- административные иски о признании;
- административные иски о присуждении;
- преобразовательные административные иски;
3) по объекту защиты - материально-правовая классификация в зависимости от вида соответствующего материального правоотношения, из которого возник административный спор;
4) по характеру защищаемого интереса:
- личные;
- коллективные (групповые);
- в защиту интересов других лиц;
- в защиту интересов неопределенного круга лиц;
5) в зависимости от того, является ли объектом нарушенного права благо, поддающееся денежной оценке:
- имущественные;
- неимущественные.
Классификация административных исков по субъектному критерию может быть конкретизирована с учетом характера заявляемого административным истцом материально-правового требования. Исходя из этого комплексного критерия могут быть выделены две группы административных исков, указанных непосредственно в КАС РФ:
а) заявляемые физическими лицами и организациями административные иски:
- о признании нормативных правовых актов недействующими;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов,
органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;
б) заявляемые органами (должностными лицами) публичной власти административные иски:
- о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;
- о прекращении деятельности средств массовой информации;
- о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических
лиц;
- о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в
специальное учреждение;
- об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, в недобровольном порядке;
- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
В зависимости от способа истребуемой защиты административные иски могут быть подразделены на иски о признании, о присуждении и преобразовательные иски. Эта классификация имеет практическое значение, которое выражается в определении цели процесса исходя из вида предоставляемой защиты, в выявлении объективных границ законной силы судебного решения по административному делу.
Административный иск о признании представляет собой требование административного истца, направленное на подтверждение судом существования или отсутствия определенного публичного правоотношения, признание за ним спорного публичного права или полномочия, констатацию законности (незаконности) административных решений или действий (бездействия). Основная задача суда в административных делах по этим искам состоит в том, чтобы установить наличие или отсутствие спорного публичного права, поэтому в литературе такого рода иски обозначаются так же как установительные иски. Защита права при подаче такого иска может быть достигнута судебным признанием того, что спорное правоотношение в том или ином содержании или объеме в действительности существует или отсутствует.
Характерными чертами административного иска о признании являются:
- целью этого иска является констатация наличия или отсутствия спорного публично-правового отношения, а не его изменение или возложение на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия или принять какое-либо решение;
- в иске о признании административный истец не требует принудительного осуществления своего субъективного публичного права, поэтому в его основание не входят факты, вызывающие возможность принудительного осуществления права;
- юридический эффект судебного решения по такого рода иску состоит в самом факте констатации наличия или отсутствия права или правоотношения. Исходя из этого отсутствует необходимость в его добровольном или принудительном исполнении. Это не означает, что само судебное решение не обладает принудительной силой.
Значение административных исков о признании как средства защиты субъективных публичных прав состоит в том, что решениями судов по этим делам восстанавливается определенность этих прав и корреспондирующих с ними обязанностей заинтересованных лиц, гарантируется их осуществление и защита и устраняются нарушения публично-правового закона.
В административных исках о присуждении истец, обращаясь за защитой своего субъективного публичного права, требует не только признать за ним спорное право, но и обязать административного ответчика к принятию в свою пользу определенных решений или совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения. Такого рода иски называются также исполнительными исками, поскольку их конечной целью является принуждение административного ответчика к исполнению своих материально-правовых обязанностей и восстановлению нарушенных публичных прав. Обращение в суд за защитой в виде присуждения обусловлено тем, что административный ответчик оспаривает право административного истца, не исполняя своих обязанностей. В этой спорной ситуации право лишается определенности: оно может быть принудительно реализовано, только если суд установит, что оно существует в действительности, и определит его содержание.
Характерные черты административных исков о присуждении:
- они подаются в тех случаях, когда субъективные публичные права административного истца нарушены или
находятся в состоянии нарушения;
- в них имеет место соединение двух требований: о признании спорного права и о присуждении административного ответчика к исполнению обязанности;
- способы защиты прав и законных интересов в них направлены на понуждение административного ответчика к совершению определенных действий либо к воздержанию от них в пользу административного истца;
- основание этих исков составляют факты, с которыми связано возникновение самого права; факты, с которыми связано возникновение права на иск, включая факты нарушения права;
- они направлены на подтверждение судом и принудительное осуществление материально-правовых обязанностей, которые административным ответчиком не исполняются добровольно или исполняются ненадлежащим образом;
- производство по рассмотрению этих исков судом завершается возложением на административного ответчика определенной обязанности и стадией добровольного или принудительного исполнения судебного акта.
Судебное решение по административным искам о принуждении, так же как и по искам о признании, не вносит изменений в существующее правоотношение, которое остается таким же, каким оно было до процесса. Исходя из этого такого рода иски называются декларативными. В процессуальной теории в качестве их общей черты выделяется направленность на судебное подтверждение прав и обязанностей в том виде и в том содержании, в каком они сложились и существовали до процесса и независимо от него.
Преобразовательные (конститутивные) административные иски - это иски, которые содержат требования к суду о преобразовании спорного материального правоотношения (его создании, изменении, прекращении) или изменении (ограничении) правового статуса административного ответчика. Судебные решения по таким искам преобразуют правоотношение или воздействуют на публичные права и обязанности административного ответчика, установив факты, с возникновением которых у административного истца появилось право в одностороннем порядке на такие изменения.
Так, судебное решение может ограничить правовой статус административного ответчика (иностранного лица, подлежащего реадмиссии), удовлетворив требование административного истца (миграционного органа) о помещении его в специальное учреждение. Таким же образом суд своим решением может ограничить правовой статус общественной организации, применив по административному иску компетентного административного органа такие способы защиты, как приостановление или прекращение ее деятельности. Во всех подобных случаях решение суда, принятое на основании обязательного контроля законности и обоснованности изменения правового статуса либо прекращения или изменения административного правоотношения, служит важной гарантией правомерности односторонних волеизъявлений административных органов, затрагивающих конституционные права и свободы граждан и организаций.
В решении по преобразовательным искам суд не создает новых прав, а защищает право административного истца на изменение или прекращение правоотношения или правового статуса административного ответчика, которые не могут быть осуществлены без решения суда. Так, административные органы, уполномоченные осуществлять административный надзор, не могут без решения суда по соответствующему иску продлить, досрочно прекратить административные ограничения либо решить вопрос о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (гл. 29 КАС РФ).
Особенность всех преобразовательных исков состоит в том, что суд может выносить преобразовательные решения только в случаях, указанных законом, и при наличии тех фактов, с которыми закон связывает возникновение права на изменение или прекращение правоотношения. Решением по преобразовательному иску суд не присуждает административного ответчика к совершению какого-либо действия или к воздержанию от какого-либо действия, а предоставляет защиту такими способами, как изменение или прекращение спорного правоотношения либо изменение правового статуса. Это решение не ограничивается только подтверждением права административного истца на преобразование правоотношений или правового статуса, а состоит в осуществлении этого права, ведущего к их изменению.
Классификация административных исков по материально-правовому признаку основана на выделении дел по отдельным категориям материально-правовых отношений: собственно административных, налоговых, избирательных, социальных, миграционных и т.д.
Классификация административных исков на имущественные и неимущественные возможна в зависимости от того, является или нет объектом нарушенного права (интереса) благо, поддающееся денежной оценке. Эта классификация имеет практическое значение для определения судебного сбора.
Имущественный административный иск - это требование о защите субъективного публичного права или законного интереса, объектом которого выступает благо, поддающееся денежной оценке. Всякий имущественный иск имеет свою цену, в процентном отношении к которой определяется государственная пошлина (ст. 333.19 НК РФ).
Неимущественный административный иск представляет собой требование о защите субъективного публичного права или законного интереса, объектом которого выступает благо, не поддающееся денежной оценке. Соответственно, неимущественный административный иск не имеет цены, поэтому устанавливается фиксированный размер государственной пошлины, различающийся в зависимости от определенных категорий неимущественных административных исков.
Административные иски могут быть классифицированы по характеру защищаемых интересов на личные, коллективные (групповые), в защиту публичных и государственных интересов, в защиту прав других лиц, в защиту неопределенного круга лиц. Основание классификации - вопрос о том, чьи субъективные публичные права и законные интересы защищаются в суде.
Личные административные иски - это иски, направленные на защиту административным истцом своих собственных интересов. Он действует в свою пользу, является участником спорного материального правоотношения и непосредственным выгодоприобретателем по судебному решению.
Коллективные (групповые) административные иски - это иски, заявляемые уполномоченным лицом или несколькими уполномоченными лицами и направленные на защиту интересов многочисленной группы лиц или
неопределенного числа ее членов. КАС РФ (ст. 42) устанавливает четыре критерия квалификации административного иска как группового:
1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и облегчающие их в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия). Число лиц, присоединившихся к заявляемому требованию, должно быть не менее 20 человек;
2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав, т.е. избрание ими одного из способов защиты, указанных в ст. 124 КАС РФ, включая такие, как признание недействующим нормативного правового акта или признание незаконным решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).
Подача коллективного административного иска возможна по неограниченному кругу материально-правовых отношений, поскольку КАС РФ не устанавливает специальный перечень административных дел, которые могли бы возбуждаться по его предъявлению. Значение этого иска состоит в том, что консолидированное рассмотрение однородных требований позволяет избежать вынесения судом противоречивых решений, возможных при рассмотрении отдельных индивидуальных исков. Этим иском защищаются субъективные публичные права и законные интересы большой группы граждан, каждому из которых нет необходимости обращения с отдельным административным иском, при этом их шансы на правовую защиту уравниваются.
Законодатель допускает возможность перехода к рассмотрению судом административного иска как коллективного, если в ходе рассмотрения дела было установлено наличие критериев, позволяющих квалифицировать административный иск как коллективный. Коллективными административными исками защищаются персонифицированные субъективные публичные права и законные интересы соистцов.
Административные иски в защиту прав других лиц - это иски, которые направлены на защиту прав и законных интересов не самого административного истца, а других лиц, когда административный истец в силу закона уполномочен на возбуждение дела в их интересах. Среди них, например, административные иски органов опеки и попечительства в защиту прав несовершеннолетних детей. Выгодоприобретателем по этим искам выступает лицо, чьи права и законные интересы защищаются в суде как участника спорного материального правоотношения.
Административный иск в защиту интересов неопределенного круга лиц - это требование о защите неперсонифицированного интереса большой группы лиц, количественный состав которой на момент рассмотрения требования в суде установить невозможно либо крайне затруднительно. Судебное решение об удовлетворении такого рода иска (в отличие от решения по групповому иску) носит предварительный, промежуточный характер (Г.Л. Осокина). Оно декларативно, потому что ограничивается констатацией факта противоправности решений или действий (бездействия) административного ответчика, нарушающих субъективные публичные права и законные интересы неопределенного круга лиц (например, населения определенного субъекта РФ или муниципального образования). Такое судебное решение носит преюдициальный характер: оно может выступать необходимой предпосылкой для удовлетворения в дальнейшем требований потенциальных истцов о защите конкретных (персонифицированных) прав и законных интересов.
Народный иск (actio popularis) как разновидность административного иска в российском праве отсутствует, в отличие от законодательства, например, таких стран, как Япония, Венгрия, Колумбия, Мальта, Хорватия и др. Народный иск
- это иск, содержащий требование о проверке законности нормативного правового акта административного органа, который в общественных интересах может заявить в суд каждое лицо, не будучи обязанным доказывать, что этот акт затрагивает его права или законные интересы.
Народный иск - это иск в защиту законности, который может заявить каждый. В Португалии, например, идея о народном иске на местном уровне была реализована в специальном законе. Согласно этому закону народный иск означает возможность любого гражданина, проживающего в определенной административно-территориальной единице, оспорить в судебном порядке окончательные административные акты местных учреждений, объявляя себя, таким образом, защитником публичного интереса и административной законности. Таким образом, законодатель предоставляет всем жителям определенного местного образования, являющимся налогоплательщиками, право на контроль за административной законностью независимо от того, имеют или нет они личную заинтересованность в деле.
Вместе с тем в формирующейся под эгидой Совета Европы административно-правовой доктрине институт actio popularis не рассматривается в качестве общеевропейского стандарта: его признание или непризнание относится к сфере усмотрения национального законодателя. По мере развития правового государства в России не исключена постановка вопроса о введении в национальное право этого института как средства всеобъемлющего контроля за законностью со стороны граждан.
17.4. Право на административный иск
Административный иск как разновидность общего понятия "иск" представляет собой процессуально-правовую конструкцию, предназначенную для передачи административного спора на рассмотрение в судебном процессе. Он выступает как обязательное условие рассмотрения и разрешения этого спора в исковом порядке. В качестве средства процессуальной защиты административный иск неразрывно связан с категорией "право на административный иск". Это право вытекает из общего конституционного права на судебную защиту, предоставленного каждому лицу в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, и осуществляется путем обращения в суд для возбуждения производства судебной деятельности.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Эти положения КАС РФ являются законодательной основой права на административный иск и
определяют его предназначение.
Право на административный иск - это обеспеченная законом возможность обратиться к суду для защиты и восстановления субъективного права, нарушенного неправомерным актом публичной власти, или устранения неопределенности этого права, вызванной его оспариванием.
Исходя из общих положений процессуальной теории в содержании права на административный иск необходимо различать два правомочия:
а) правомочие на предъявление административного иска, которое характеризует наличие у заинтересованного лица только права на процесс, т.е. на рассмотрение судом искового заявления. Это процессуально-правовая сторона права на административный иск, которая выражается в наличии или отсутствии у лица права на предъявление административного иска и проявляется при его заявлении в суд. Если у лица, обращающегося за судебной защитой, есть право на предъявление административного иска, то суд принимает его заявление к рассмотрению;
б) правомочие на удовлетворение административного иска и получение судебной защиты. Это материально-правовая сторона права на административный иск, которая выражается в праве на его удовлетворение. Наличие или отсутствие этого права устанавливается в судебном заседании при разрешении спора. В случае обоснованности требований административного истца к административному ответчику как с фактической, так и с юридической стороны административный иск подлежит удовлетворению, поскольку у административного истца будет право на удовлетворение административного иска. Это право выражается в возможности административного истца требовать от административного ответчика восстановления своего нарушенного или оспоренного права. Исходя из этого право на удовлетворение административного иска представляет собой вытекающее из спорного материального правоотношения право на принудительное осуществление обязанности административного ответчика совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
Таким образом, право на административный иск включает в себя два правомочия: право на предъявление административного иска и право на его удовлетворение.
Право на предъявление административного иска - это право возбудить и поддерживать процесс судебного рассмотрения административно-правового спора в суде первой инстанции с целью его разрешения по существу. В процессуальной теории установлено, что реализация права на предъявление иска зависит от определенных законом процедурных обстоятельств, которые называются предпосылками права на предъявление иска. Эти предпосылки служат основанием для решения вопроса о наличии права на предъявление иска у лица, обращающегося за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса. Если какая-либо из предпосылок отсутствует, то нет и самого права на обращение в суд. Следовательно, суд не вправе и не обязан принять заявление для рассмотрения возникшего спора.
Среди предпосылок права на предъявление административного иска в зависимости от круга дел, на которые они распространяются, можно выделить общие и специальные предпосылки. К общим предпосылкам права на предъявление административного иска относятся:
1) административно-процессуальная правосубъектность сторон спорного административного правоотношения. Административный истец и административный ответчик должны обладать процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в административном деле, иметь административно-процессуальные права и нести административно-процессуальные обязанности;
2) подведомственность заявляемого спора суду в порядке административного судопроизводства. Административный иск не может быть предъявлен по делам, не подведомственным суду и не подлежащим разрешению в порядке административного судопроизводства, а также по требованиям, не носящим правовой характер либо подлежащим защите в ином порядке;
3) факт отсутствия:
- вступившего в законную силу решения суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или
- определения суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от иска, утверждением соглашения о примирении сторон, либо
- определения суда об отказе в принятии административного искового заявления;
- вступившего в законную силу решения суда, принятого по административному иску о том же предмете (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц) (ч. 4 ст. 128 КАС РФ);
4) юридическая заинтересованность, которая выражается в ожидании от судебного процесса определенного результата и обусловлена тем, что оспариваемый нормативно-правовой акт, решение или действие (бездействие) нарушают либо иным образом затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца (ч. 3 ст. 128 КАС РФ).
Специальными называются предпосылки, которые установлены законом для отдельных категорий дел и применяются к ним наряду с общими. В частности, они могут быть связаны с необходимостью соблюдения заинтересованным лицом установленного для данной категории дел порядка предварительного внесудебного разрешения дела. Так, согласно ч. 3 ст. 4 и ч. 3 ст. 218 КАС РФ если для определенной категории административных дел законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Наличие необходимых предпосылок для реализации права на предъявление административного иска проверяется судом при принятии искового заявления. Отсутствие хотя бы одной общей предпосылки означает отсутствие у лица права на предъявление административного иска. Это является основанием для отказа в возбуждении производства по административному иску либо его прекращения в любой стадии процесса, если отсутствие предпосылок обнаружилось после принятия искового заявления и возбуждения административного дела.
В процессуальной теории наряду с предпосылками права на предъявление иска выделяются условия его реализации. Под условиями реализации права на предъявление административного иска следует понимать обстоятельства процессуального характера, которые, в отличие от предпосылок, не обусловливают возникновение этого права, а устанавливают надлежащий, определенный законом порядок его осуществления.
К условиям (требованиям), определяющим порядок реализации права на предъявление административного иска, относятся:
1) соблюдение административным истцом правил подсудности: если судья, разрешая вопрос об открытии производства по административному делу, установит, что оно неподсудно данному суду, несмотря на наличие всех предпосылок, заявление возвращается административному истцу для подачи в надлежащий суд;
2) исполнение обязанности уплатить государственную пошлину, за исключением случаев освобождения административного истца от этой обязанности;
3) процессуальная дееспособность административного истца, факт наличия которой устанавливается судьей, принимающим исковое заявление;
4) наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя (ч. 4 ст. 126 КАС РФ);
5) наличие у представителя надлежаще оформленных полномочий на ведение дела при намерении административного истца реализовать право на предъявление административного иска через судебного представителя;
6) соблюдение истцом или его представителем требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления, установленных ст. 125 КАС РФ.
Несоблюдение условий (порядка) реализации права на предъявление административного иска влечет невозможность возбуждения производства по административному делу в суде. При этом административный истец сохраняет за собой право повторно обратиться в суд на общих основаниях с тождественным иском при условии устранения допущенных им нарушений и ошибок.
Реализуя право на предъявление административного иска, заинтересованное лицо преследует цель получить судебное решение об удовлетворении этого административного иска. Само же обращение в суд рассматривается лишь как средство достижения цели. Исходя из этого для лица, которое обращается с требованием о защите нарушенного или оспоренного публичного права, принципиальное значение имеет не только право на предъявление административного иска, но и право на его удовлетворение. Опираясь на положения процессуальной теории, к предпосылкам возникновения права на удовлетворение административного иска могут быть отнесены следующие факты:
1) факт наличия у предполагаемого субъекта спорного материального правоотношения того или иного
субъективного публичного права или охраняемого законом интереса, которые подлежат судебной защите;
2) факты, свидетельствующие о нарушении или оспаривании прав и законных интересов субъектов спорного материального правоотношения.
Реализация права на удовлетворение административного иска возможна только в рамках конкретного процессуального правоотношения. Исходя из этого условием реализации права на удовлетворение административного иска являются:
- предъявление административного иска в установленном законом порядке, служащее фактом возникновения административно-процессуального правоотношения;
- соблюдение сроков обращения в суд, например, по искам об оспаривании незаконных решений или действий (бездействия) - в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ);
- доказанность основания административного иска, т.е. доказанность факта существования права на удовлетворение иска и соблюдение сроков его реализации.
Право на удовлетворение административного иска проверяется не при принятии искового заявления, а устанавливается в ходе судебного разбирательства путем исследования фактической и правовой стороны заявленного требования и рассмотрения дела по существу. Все судопроизводство по административному праву имеет целью установление наличия или отсутствия этого права в каждом конкретном случае. Наличие права на удовлетворение административного иска влечет вынесение положительного решения, отсутствие - отрицательного.
Таким образом, право на административный иск - это самостоятельное субъективное публичное право административного истца, возникающее из спорного материального правоотношения. Содержание права на административный иск составляют два охранительных правомочия:
а) право на предъявление административного иска, реализуемое как право на возбуждение процесса по административному спору между сторонами;
б) право на удовлетворение административного иска, которое проявляется как право на положительный результат процесса по этому спору, т.е. как право на получение защиты нарушенного или оспариваемого материального права в суде.
Если у административного истца имеются в наличии оба правомочия, то он, следовательно, обладает правом на административный иск и его нарушенное или оспариваемое право получит защиту в суде при вынесении решения по административному делу и может быть реализовано.
Глава 18. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ИСКУ
18.1. Понятие и признаки мер предварительной защиты
Право на предварительную защиту по административному иску является составной частью права на справедливые процедуры правосудия и эффективную судебную защиту. Использование предварительной защиты призвано гарантировать восстановление нарушенного материального права и обеспечить эффективность судебного процесса. Необходимость такой защиты обусловлена тем, что пока длится судебный процесс, защищаемое административным истцом материальное право может превратиться в фикцию в результате действия оспоренного административного акта, способного привести к непоправимым вредным последствиям, которые делают затруднительным или невозможным полноценное восстановление его status quo ante и реальное исполнение судебного решения.
Во избежание этого современное законодательство предоставляет административному истцу с момента заявления искового требования определенные полномочия, реализация которых позволяет ему оперативно и своевременно защитить от дальнейшего нарушения свои права и законные интересы на определенный срок, вплоть до вынесения окончательного судебного решения по делу. Эти полномочия выражаются в возможности истца обратиться к суду с просьбой о применении мер предварительной защиты, которая до принятия судом решения по административному делу выступает как юрисдикционная гарантия от нарушения (умаления, ущемления) прав и законных интересов, в защиту которых подан административный иск. Лицо, заявляющее этот иск, может своими активными действиями по предварительной защите свести к минимуму риск негативного влияния оспариваемого неправомерного акта (решения, действия, бездействия) органа публичной власти на его права и законные интересы в течение всего времени, пока длится судебный процесс.
Принцип предварительной защиты в административном судопроизводстве, проистекающий из принципа эффективной судебной защиты, призван определить временн'ые границы исполнимости административных актов, оспариваемых административным истцом. Эти границы устанавливаются посредством принятия судом мер предварительной защиты по административному иску, которые содержат запреты, ограничивающие определенные действия органов публичной власти или исполнение принятых ими актов, либо предписания, обязывающие их совершить определенные действия или принять конкретное решение.
В самом общем виде меры предварительной защиты представляют собой процессуальные акты судебного органа, принимаемые по заявлению заинтересованного лица с целью гарантировать эффективное исполнение судебного решения по административному иску и обеспечить реальную возможность защиты нарушенного или оспоренного права. Их задача состоит прежде всего в том, чтобы не допустить утрату субъективным публичным правом, на признание которого направлен судебный процесс, своего существенного реального значения до принятия судом решения по административному делу. Вместе с тем меры предварительной защиты имеют целью обеспечить не только защищенность, сохранность права административного истца, но и оперативность и реальность исполнения будущего решения суда. Это предполагает, что постановленное судом решение может быть реально осуществлено и предмет спора по прошествии времени, в течение которого проходил судебный процесс, не превратился в лишенный существа абстрактный вопрос. Таким образом, функциональное предназначение мер предварительной защиты по административному иску состоит в том, чтобы:
- предотвратить причинение вреда правам и законным интересам, в защиту которых заявлен административный иск;
- приостановить действие в отношении административного истца неправомерных административных актов;
- обеспечить получение судом необходимых доказательств;
- исключить обстоятельства, способные затруднить или сделать невозможным реальное исполнение судебного решения по административному делу.
Институт предварительной защиты - один из важнейших элементов в системе административной юстиции современных государств. В странах романо-германской правовой семьи этот институт получил различное обозначение и правовое оформление.
Во Франции, например, он обозначается термином référé , в Кодексе административной юстиции Франции 2000 г.
ему посвящен отдельный раздел - кн. V. В самом общем значении под référé
понимается порядок обращения истца в суд с
заявлением о принятии временных (срочных) мер для обеспечения его прав на время продолжения процесса, в котором предстоит их защита. В Германии предварительная защита (einstweiliger Rechtsshutz) в административном судопроизводстве определяется прежде всего как временная (einstweiliger) защита, а мера предварительной защиты
(einstweilige
Verfügung ) трактуется как временное распоряжение суда об обеспечении притязания стороны, обратившейся
с иском. В Испании и латиноамериканских странах меры предварительной защиты в судебном административном процессе обозначаются термином medidas cautelares, т.е. как превентивные, или предупредительные, меры.
В российском законодательстве и процессуальной теории для обозначения такого рода превентивных, предупредительных мер используются два понятия: обеспечительные меры - применительно к гражданскому судопроизводству и меры предварительной защиты - применительно к административному судопроизводству. В правовом регулировании этих мер существуют определенные различия.
В основе правовой регламентации мер предварительной защиты лежит установка в первую очередь на охрану прав и законных интересов административного истца. Соответственно они называются предварительными мерами, поскольку направлены на превентивную, срочную, заблаговременную защиту этих прав. Это меры не основной, не окончательной, а промежуточной защиты прав и законных интересов административного истца. Их основная защита осуществляется не на определенный срок, не предварительно, а окончательно в основном судебном процессе путем разрешения спора о праве административном.
Концепция обеспечительных мер в гражданском судопроизводстве ориентирует в первую очередь на понимание их как определенной гарантии, позволяющей обеспечить реальное исполнение будущего решения суда и исключить обстоятельства, которые могут его затруднить или сделать невозможным.
Несмотря на определенные различия в ценностных ориентирах, обусловливающих особенности правового регулирования, меры предварительной защиты по административному иску и обеспечительные меры в гражданском
судопроизводстве являются институтами, близкими по своей юридической природе. Они отличаются рядом общих черт:
1. Имеют юрисдикционную природу - могут быть приняты только судом, т.е. органом, наделенным правом от имени государства осуществлять судебную власть.
2. Носят инструментальный характер - их использование не является самоцелью, а возможно только в связи с заявлением иска, которым инициируется судебный процесс. Соответственно их применение зависит от основного процесса и осуществляется тем же судом, который ведет данный процесс. В функциональном отношении процесс применения этих мер не является самостоятельным, поскольку его цель состоит в том, чтобы гарантировать права и законные интересы, в защиту которых подан иск, и обеспечить практическую эффективность решения по этому иску, которое должно быть вынесено в другом, основном, процессе, разрешающем спор о праве по существу. Исходя из этого инструментальный характер данных мер обусловлен тем, что смысл в их использовании появляется только в связи с заявлением иска, предполагающим необходимость сохранения первоначальной ситуации, возвращение изначального состояния права (status quo ante).
3. Носят врéменный
характер - действуют до тех пор, пока не произойдет изменение обстоятельств или событие,
вызывающее необходимость их изменения или отмены. Они являются временными, промежуточными способами защиты спорного права, которые используются для предотвращения его возможных нарушений в течение срока, который определит суд, или пока не будет принято окончательное решение по делу. Предельный срок их действия во времени определяется решением суда, провозглашающего право в основном процессе, т.е. они могут действовать только до вынесения окончательного решения по спору о праве.
4. Судебное решение о применении этих мер не является окончательным, не имеет значения res judicata - оно может быть отменено, изменено или заменено другим решением о применении соответствующих мер.
5. Принимаются в срочном, сокращенном порядке исходя из принципа inaudita alteram parte ("не выслушав аргументов другой стороны"). Этот порядок не требует участия другой стороны, в отношении которой принимаются данные меры. Он основывается на предположении о вероятности нарушения права, вытекающем из фактов, предоставляемых истцом. При такой процедуре принцип состязательности приносится в жертву безотлагательной необходимости как можно быстрее принять превентивные меры по защите нарушаемого права и воспрепятствованию действиям (бездействию), влекущим негативные правовые последствия для истца. Однако данный порядок принятия судом решения о применении таких мер не лишает лицо, в отношении которого они применяются, права на защиту: в дальнейшем в судебном процессе оно может потребовать их изменения или отмены.
Таким образом, обеспечительные меры в гражданском судопроизводстве и меры предварительной защиты в судебном административном процессе представляют собой превентивные средства, позволяющие гарантировать реальное исполнение будущего судебного решения по делу и защиту права путем сохранения необходимых доказательств, предотвращения или минимизации вреда имуществу, интересам и безопасности стороны спора, предположительно являющейся носителем защищаемого права.
Меры предварительной защиты по административному иску и обеспечительные меры в гражданском судопроизводстве, являясь близкими по своей юридической природе институтами, представляют собой две отраслевые разновидности временных, срочных, превентивных мер, применяемых в исковом судопроизводстве.
Меры предварительной защиты отличаются своеобразием, обусловленным спецификой правоотношений, из которых возникают спорные публично-правовые притязания. КАС РФ не содержит их легального определения. Теоретическое понятие этих мер может быть сформулировано исходя из их существенных признаков, получивших отражение в действующем законодательстве.
Меры предварительной защиты - это оперативно устанавливаемые судом на определенный срок временные ограничения, обязанности или запреты, направленные на предотвращение нарушения прав и законных интересов административного истца, принятые по его обращению, соотносимые и соразмерные заявленным в административном иске требованиям. Они призваны удовлетворить интерес административного истца в сохранении определенной ситуации и устранении угроз его правовому статусу независимо от того, будет или нет удовлетворен в судебном решении по существу спора его интерес в защите материального права.
18.2. Виды мер предварительной защиты
КАС РФ (ч. 2 ст. 85) выделяет три основные группы мер предварительной защиты, которые может применить суд:
1) приостановка полностью или в части действия оспариваемого решения;
2) запрещение совершать определенные действия;
3) иные меры предварительной защиты по административному иску.
По общему правилу, установленному в отечественном законодательстве, заявление административного иска в суд в защиту нарушенного права неправомерным административным актом (решением, действием) не предполагает отлагательного эффекта, т.е. автоматического приостановления их исполнения. Однако по обращению административного истца суд может приостановить действие административного акта или запретить совершение определенного действия, если до принятия судом решения существует явная опасность нарушения его прав и законных интересов либо невозможна или затруднительна их защита без принятия таких мер. Данные меры (приостановление и запрет) имеют характер наиболее общих мер предварительной защиты.
При этом КАС РФ (ч. 3 ст. 85) устанавливает особое положение о том, что к мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий. Это означает, что в качестве меры предварительной защиты не может рассматриваться приостановление административного акта (решения, действия) в административном, несудебном порядке. Приостановление действия правового акта (нормативного или правоприменительного) может быть мерой предварительной защиты, только если оно предписывается судом.
Входящие в третью группу иные меры предварительной защиты зависят от предмета и специфики рассматриваемого административного спора. Они предусмотрены, как правило, в главах КАС РФ, регулирующих особенности рассмотрения отдельных категорий административных дел. К числу иных мер предварительной защиты, в частности, относятся:
1) по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации (ч. 2 ст. 263):
- приостановление деятельности соответствующих организации, объединения, средства массовой информации;
- приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;
- наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения;
- запрещение совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации;
2) по административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 288 КАС РФ):
- наложение ареста на имущество административного ответчика в размере, не превышающем заявленных требований. При этом законодатель не ограничивает суд в принятии иных мер предварительной защиты, кроме прямо предусмотренных КАС РФ. При принятии таких "иных мер", как и тех, что прямо предусмотрены в КАС РФ, должны соблюдаться два базовых взаимосвязанных правила, установленных ч. 4 ст. 85 данного Кодекса:
- применяемая мера предварительной защиты по административному иску должна быть соотносима с заявленным требованием. Это правило о наличии непосредственной связи между применяемой мерой и заявленным требованием;
- применяемая мера предварительной защиты по административному иску должна быть соразмерна заявленному требованию.
В случае отсутствия такой соразмерности законом может быть прямо предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. Так, ст. 211 КАС РФ устанавливает, что по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений исключительно в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (например, запрет применения оспариваемого нормативного акта для неопределенного круга лиц) не допускается.
Кроме того, КАС РФ в ч. 5 ст. 243 предусмотрен запрет на применение судом в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:
1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятия;
2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
Выбор конкретной меры предварительной защиты осуществляется административным истцом, а не судом, который не обладает правом самостоятельно, по собственной инициативе применять эти меры. В качестве меры предварительной защиты суд может принять только такую, о которой ходатайствовал административный истец. При принятии решения об использовании конкретной меры предварительной защиты по административному делу суд опирается на ряд оснований, установленных законом.
18.3. Основания применения мер предварительной защиты
Решение о применении мер предварительной защиты принимается судом по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. В ч. 1 ст.
85 КАС РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия судом мер предварительной защиты по административному иску. Меры предварительной защиты могут быть приняты, если:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Принятие мер предварительной защиты при наличии установленных законом оснований является обязанностью суда. Они принимаются судом с учетом их соотносимости и соразмерности заявленным требованиям для защиты прав административного истца, если опасность нарушения этих прав носит явный характер и они не могут быть защищены без принятия таких мер. Решение суда о принятии таких мер должно опираться одновременно на оба условия их применения, предусмотренных законом.
Опасность нарушения прав и законных интересов административного истца в качестве условия применения мер
предварительной защиты выражается в угрозе воздействия тех или иных негативных факторов, способных причинить вред этим правам и интересам посредством их ограничения, лишения, непризнания, воспрепятствования их реализации. Эта опасность должна носить явный, а не потенциальный характер. Явная опасность выражается в прямом негативном воздействии и представляет собой угрозу защищенности прав и законных интересов административного истца в данный конкретный момент времени <1>. Принятие меры предварительной защиты является необходимым и обоснованным, если без ее использования нельзя нейтрализовать источники явной опасности нарушения прав и законных интересов административного истца и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия такой меры.
--------------------------------
<1> В отличие от нее потенциальная опасность характеризуется тем, что действие негативных, вредных факторов может проявиться лишь при стечении определенных обстоятельств.
Так, административные истцы обратились в суд с требованиями к Минкультуры России о признании незаконными ряда его решений, содержащих отказ от включения корпусов Литовского замка (Санкт-Петербург) в Единый реестр объектов культурного наследия. В судебном заседании они заявили ходатайство о применении мер предварительной защиты по данному делу в виде приостановления действия оспариваемых актов. Истцы указали, что эти акты нарушают их право на сохранность объектов культурного наследия и доступ к ним, право на благоприятную окружающую среду, поскольку позволяют застройщику - ООО "Особняк" производить строительные работы на указанном участке, что приведет к окончательному уничтожению археологического слоя, археологических объектов, а также к возведению объекта капитального строительства с параметрами, противоречащими режиму охранных зон, установленному Законом Санкт-Петербурга N 820-7.
Суд, изучив материалы дела, посчитал возможным применить меры предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемых актов до вступления в законную силу решения по настоящему делу. Суд исходил из того, что в настоящее время разрешение на строительство объекта на спорном участке является действующим, охранный статус выявленного археологического объекта снят оспариваемыми актами и у застройщика не имеется правовых запретов на производство строительных работ (в том числе с выемкой грунта) на указанном участке. Данное обстоятельство (с учетом нахождения указанных актов в споре) может привести к нарушению прав, свобод и законных интересов административных истцов, в том числе права, предусмотренного ст. 7 ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на сохранность объекта культурного наследия, доступ к нему.
По оценке суда, в настоящее время часть археологического памятника уже уничтожена застройщиком, в то же время культурный археологический слой, находившийся до издания оспариваемых актов под государственной охраной в пределах территории объекта культурного наследия, еще существует. В связи с этим суд полагает, что в настоящем случае защита прав и законных интересов административных истцов будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, поскольку при их отсутствии может произойти полная утрата археологического объекта, а также строительство объекта капитального строительства со спорными параметрами. Принимая меры предварительной защиты по данному делу, суд особо отметил, что суд оценивает эти меры как соотносимые с заявленным требованием и соразмерные ему <1>.
--------------------------------
<1> Определение Куйбышевского суда г. Санкт-Петербурга о мерах предварительной защиты по Литовскому замку / Дело N 2а-1927М6 от 13 апреля 2016 г. // Архитектурное наследие. http://www.arch-heritage.livejournal.com.
Данный пример из судебной практики показывает, насколько важно использование мер предварительной защиты: оно позволяет удовлетворить срочную потребность в устранении опасности нарушения прав заявителя и исключить возможность наступления вредных последствий не только для него, но и для общества в целом. Особая значимость мер предварительной защиты обусловлена ситуациями, в которых промедление с их принятием влечет вредные для административного истца правовые последствия. Это ситуации periculum in mora (лат.) ("опасность в промедлении"). Учитывая длительность судебных процессов, действие незаконных административных актов до вынесения судом окончательного решения по административному иску может причинить непоправимый ущерб не только правам отдельных лиц, но и публичным интересам.
Вместе с тем суд может отказать в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску, если законные основания для применения таких мер отсутствуют (ч. 4 ст. 87 КАС РФ).
18.4. Заявление о применении мер предварительной защиты: форма и содержание
Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску выполняется в письменной форме. Оно может быть:
- подано одновременно с административным исковым заявлением в виде самостоятельного документа, прилагаемого к административному исковому заявлению;
- изложено непосредственно в тексте административного искового заявления, и этом случае подачи отдельного заявления не требуется;
- подано до рассмотрения административного дела по существу;
- подано до вступления решения в законную силу.
Следовательно, применение мер предварительной защиты может быть осуществлено на любой стадии административного судопроизводства до вступления решения суда в законную силу.
КАС РФ (ч. 2 ст. 86) предусматривает перечень сведений, которые должны составлять содержание заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) сведения об административном истце и административном ответчике, включающие:
- наименование (в случае, если административным истцом и (или) административным ответчиком является организация) или фамилия, имя и отчество (в случае, если административным истцом и (или) административным ответчиком является физическое лицо);
- место нахождения (для юридического лица) или место жительства (для физического лица);
- иные известные сведения об административном истце и ответчике, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты для обеспечения оперативной связи с лицами, участвующими в деле;
3) предмет административного иска;
4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;
5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить. Заявление о применении мер предварительной защиты оформляется в соответствии с теми же требованиями,
которые предъявляются к оформлению административного искового заявления. Заявление подписывается лицом, его
подавшим. К заявлению, подписанному представителем административного истца, прилагается доверенность либо иной документ, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску.
Если ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску излагается непосредственно в административном исковом заявлении, то в нем должны быть:
- указана причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску;
- дано ее обоснование;
- обозначена мера предварительной защиты, которую лицо, его подавшее, просит применить.
Остальные необходимые реквизиты, предусмотренные в ч. 2 ст. 86 КАС РФ, указаны непосредственно в административном исковом заявлении, в котором изложено соответствующее ходатайство.
18.5. Порядок рассмотрения заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску
Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций.
В случае если заявление о применении мер предварительной защиты не соответствует требованиям, предъявляемым к данного рода документам, суд оставляет это заявление без движения, о чем немедленно сообщает лицу, его подавшему (ч. 2 ст. 87 КАС РФ). Такое уведомление осуществляется в зависимости от наличия у суда контактной информации о лицах, участвующих в деле, по телефону, электронной почте или посредством направления документов почтовым отправлением.
В случае если суд оставляет заявление без движения, выносится определение на основании и по правилам ст. 130 КАС РФ. В этом определении суд указывает основания для оставления заявления без движения и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. При исправлении этим лицом в установленный в определении срок недостатков, указанных судьей, заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску считается поданным в день первоначального обращения. В противном случае такое заявление в соответствии со ст. 129 КАС РФ считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами лично или почтовым отправлением.
Возвращение заявления по общему правилу не препятствует повторному обращению в суд с аналогичным заявлением (после устранения недостатков, указанных судом). При несогласии административного истца с доводами, изложенными в определении об оставлении заявления о принятии мер предварительной защиты без движения, он вправе подать частную жалобу на соответствующее определение суда.
Основанием для оставления заявления о применении мер предварительной защиты без движения является несоответствие такого заявления требованиям к форме и содержанию. Основанием для отказа в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты может быть отсутствие оснований для применения таких мер.
Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску по общему правилу рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле. КАС РФ установлен срок для рассмотрения такого рода заявлений не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд или после устранения в заявлении выявленных судом недостатков (ч. 3 ст. 87).
Ходатайство о применении мер предварительной защиты, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в общем порядке, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда.
О применении мер предварительной защиты или об отказе в этом суд выносит определение. Копии принятого определения незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле. Это определение должно включать обоснование принятия запрашиваемой административным истцом меры или отказа в ее принятии. Оно не должно содержать выводы по существу возникшего спора и предопределять решение по административному делу. В рамках производства по принятию мер предварительной защиты получает свое отдельное разрешение только вопрос о наличии оснований для принятия судом этих мер. В нем не предрешается исход рассмотрения дела по существу заявленных материально-правовых
требований. В силу этого оно носит инструментальный не общий, а частный характер и в процессуальной теории характеризуется как частное производство. Тем самым оно выделяется из общего производства по заявленным материально-правовым требованиям в целом.
Определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов (гл. 37 КАС РФ). Лица, виновные в неисполнении определения суда о применении мер предварительной защиты, могут быть подвергнуты судебному штрафу в порядке и размере, установленных ст. ст. 122 и 123 КАС РФ. Сумма штрафа, подлежащего уплате виновным лицом, определяется судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
На определение суда о применении или об отмене мер предварительной защиты может быть подана частная жалоба. В случае подачи частной жалобы на определение суда о применении мер предварительной защиты суд не приостанавливает исполнение этого определения. Если частная жалоба подана на определение суда об отмене мер предварительной защиты, то суд приостанавливает исполнение этого определения.
Порядок отмены и замены мер предварительной защиты по административному иску. Решения суда о применении мер предварительной защиты относятся к числу судебных решений, которые могут прекращать свое действие, отменяться или изменяться в зависимости от изменения обстоятельств, для которых они были приняты. Они зависят от изменений фактической ситуации, которая обусловила необходимость их принятия.
Отмена примененной меры предварительной защиты может быть произведена судом:
- по заявлению лиц, участвующих в деле;
- по собственной инициативе.
Заявление лиц, участвующих в деле, об отмене мер предварительной защиты разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание этих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об отмене мер предварительной защиты. По результатам рассмотрения выносится определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле.
При принятии решения об отмене мер предварительной защиты суд оценивает в первую очередь наличие обстоятельств, послуживших основанием для применения таких мер.
Вопрос об их отмене может вставать как в ходе процесса, так и в связи с вынесением судом решения по административному делу. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые по нему меры предварительной защиты сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене этих мер. Тем самым их отмена происходит либо по вступлении решения суда в законную силу, либо отдельным определением суда. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты по общему правилу сохраняются до исполнения решения суда.
В ходе судебного административного процесса по заявлению лица, участвующего в деле, допускается возможность не только отмены, но и замены одной меры предварительной защиты на другую (ст. 91 КАС РФ). Подготовка, направление и порядок рассмотрения заявления о замене одной меры другой осуществляются по общим правилам, установленным для принятия мер предварительной защиты по административному иску. Определение о замене меры предварительной защиты также может быть обжаловано в общем порядке.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 13280.