Интеркультурность и ее последствия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде чем попытаться перейти к заключительным выводам, я хотел бы более обстоятельно поговорить о затро­нутой только что теме. Интеркультур­ность представляется мне сегодня изме­рением, необходимым для дискуссии об основных вопросах человеческого бы­тия, которую невозможно ограничить христианским миром или западной тра­дицией, ставящей во главу угла разум. И христианство, и Запад представляются универсальными сами по себе, и de iure это, возможно, так и есть. Но de facto они должны признать, что обе эти тра­диции может принять только некоторая часть человечества и только для нее они могут быть понятны. Впрочем, число конкурирующих культур гораздо более ограниченно, чем кажется на первый взгляд.

Важно, в первую очередь, то, что внутри самих культурных пространств не существует больше единообразия,

99

7*


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ


ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


но для всех них характерны глубокие противоречия, разделяющие их соб­ственные культурные традиции. На Западе это совершенно очевидно. Хотя секулярная, строго рациональная, куль­тура, впечатляющую картину которой нарисовал нам Юрген Хабермас, явно преобладает и считает себя обязатель­ной, тем не менее христианское пони­мание действительности по-прежнему остается действенной силой. Два по­люса то сближаются, то расходятся, то учатся друг у друга, то более или менее решительно отвергают друг друга.

Подобные противоречия налицо и в исламском культурном пространстве. От фанатичного абсолютизма бен Ла­дена и ему подобных до позиций раци­ональной толерантности расстояние достаточно большое. Имеются противо­речия сходного характера и в третьем крупном культурном пространстве - ин­дийской культуре, или, лучше сказать, пространствах индуизма и буддизма, хотя нам может казаться, что эти про­тиворечия не столь драматичны. Эти


культурные пространства сталкиваются с претензиями западной рациональнос­ти и вопросами, которые ставит хрис­тианская вера, ибо и то, и другое уже присутствует в них самих. Эти культуры различными способами ассимилируют и то, и другое, стремясь одновременно сохранить собственную идентичность. Картину дополняют родоплеменные культуры Африки и вновь вызванные к жизни определенными направления­ми христианского богословствования родоплеменные культуры Латинской Америки. Они открыто ставят под вопрос западную рациональность, но они ставят под вопрос и притязания на универсальность со стороны христиан­ского откровения.

Что же из всего этого следует? Прежде всего, как мне кажется, фактическая не­универсальность обеих великих культур Запада - культуры христианской веры и культуры секулярной рациональности, хотя и та, и другая, каждая по-своему, приобрели большое значение во всем мире и для всех культур. Поэтому во-


 


100


101


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ


ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


прос тегеранского коллеги, упомянутого Юргеном Хабермасом, кажется, все же имеет некоторый смысл: я имею в виду вопрос: не является ли европейская секуляризация, с точки зрения культур­ной компаративистики и социологии религии, особым путем, нуждающимся в корректировке? Я бы не стал безуслов­но сводить этот вопрос к настроениям Карла Шмитта, Мартина Хайдеггера и Леви-Стросса, то есть к европейской усталости от рационального; во всяком случае абсолютной необходимости в такой оценке я не вижу.

Фактом остается то, что наша секу-лярная рациональность, какой бы оче­видной она ни представлялась нашему западному разуму, не становится от этого доступной всякому «рацио»; что в своей попытке показать свою оче­видность для всех эта рациональность натыкается на некоторые пределы. Эта её очевидность фактически связана с определенными культурными контекс­тами, и следует признать, что понятие «секуляризация» не может быть вос-


принято всем человечеством, а потому оно существует для ограниченной его части. Иными словами, не существует такой рациональной, этической или религиозной формулы, с которой со­гласился бы весь мир и которая могла бы затем служить для него основой. Во всяком случае, в настоящее время такая формула недостижима. Поэтому и так называемый всемирный этос остается абстракцией.


102


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ


ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


5. Выводы

Итак, что же делать? В том, что касается практических выводов, я во многом со­гласен с тем, что было сказано Юргеном Хабермасом о постсекулярном обще­стве, о готовности учиться и обоюдном самоограничении. Я хотел бы выразить в двух тезисах свое собственное виде­ние и на этом закончить.

1. Мы видели, что существуют патоло­гии религии, чрезвычайно опасные и заставляющие видеть в божественном свете разума, так сказать, «контролера», который должен снова и снова очищать и упорядочивать религию, как, впро­чем, представляли себе это и отцы церк­ви4. Но наши рассуждения показали и то, что существуют (хотя современное человечество понимает это не так хо­рошо) также и патологии разума, гор-

4 Я попытался подробнее изложить это в Примечании 2 к упо­мянутой выше книге «Glaube - Wahrheit - Toleranz». Ср. также M.Fiedrowicz. Apologie im friihen Christentum//Paderborn, 2 2001).


дыня разума, не менее опасная, а если оценить ее потенциал, то еще более угрожающая: атомная бомба, человек как искусственный продукт - вот её последствия. Поэтому и разум, в свою очередь, должен быть призван к тому, чтобы соблюдать свои пределы и учить­ся слушать то, о чём говорят великие религиозные предания человечества. Когда разум полностью эмансипируется и отказывается от готовности учиться, от «коррелятивности» он становится разрушительным.

Недавно подобное требование сфор­мулировал Курт Хюбнер, сказавший, что этот тезис не имеет в виду непо­средственно «возврат к вере», но призы­вает «освободиться от давно утвердив­шегося ложного воззрения, будто вере уже нечего сказать человеку, потому что она противоречит его гуманистической идее разума, просвещения и свободы»5. Я также хотел бы говорить о необхо­димой «коррелятивности» разума и

5 К. Hubner. Das Christentum im Wettstreit der Religionen .Tubin­gen, 2003. S. 148.


 


104


105


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ


ИОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


веры, разума и религии, призванных к обоюдному очищению и освящению, нуждающихся друг в друге и обязанных это признать.

2. Это основное правило должно быть затем конкретизировано на практике, в интеркультурном контексте нашего времени. Несомненно, главными парт­нерами в этой «коррелятивности» ста­новятся христианская вера и западная секулярная рациональность. Об этом можно и нужно говорить без всяко­го ложного евроцентризма. Обе они определяют ситуацию в мире в такой степени, как ни одна другая культур­ная сила. Однако это не означает, что можно отодвинуть в сторону другие культуры, сочтя их презренно малыми. Это и стало бы проявлением западной гордыни, за которую нам пришлось бы дорого заплатить, а отчасти мы за нее расплачиваемся уже теперь. Для обоих важнейших компонентов западной культуры важно научиться слушать эти культуры и находить подлинную


«коррелятивность» и с ними. Важно включить их в опыт полифонической корреляции, где они сами открылись бы навстречу западной взаимодополня­емости разума и веры, чтобы развивал­ся универсальный процесс очищения, в котором в конечном счете обретут новый блеск все известные или инту­итивно ощущаемые людьми ценности и нормы, чтобы в человечестве смогла вновь возникнуть действенная сила, ко­торой сможет держаться мир.


106


ОБ АВТОРАХ


Об авторах































Юрген Хабермас

Философ и социолог Юрген Хабермас родился 18 июня 1929 г. в Дюссельдорфе. Учился в Гёттингене, Цюрихе и Бонне, в 1954 г. защитил диссертацию «Абсо­лютное в истории. О двойственности в мышлении Шеллинга». В 1961 г. он защитил в Марбурге под руководством профессора Вольфганга Абендрота диссертацию «Структурные изменения социального. Исследования категории гражданского общества». Вскоре Ха­бермас получил место экстраординар­ного профессора в Гейдельбергском университете, где преподавал до 1964 г. С 1964 по 1971 г. был профессором фи­лософии и социлогии во Франкфурт­ском Университете имени И.-В.Гёте, а в 1971 г. переехал в Штарнберг близ Мюнхена, где возглавил совместно с Карлом Фридрихом фон Вайцзекером Институт Макса Планка. В 1981 г. Ха-


бермас опубликовал свой главный труд «Теория коммуникативного действия», в котором разработал концепцию «свободного от давления дискурса». В 1983 г. возвратился во Франкфурт-на-Майне и вплоть до выхода на пенсию в 1994 г. возглавлял кафедру философии в Университете имени И.-В.Гёте (ос­новные аспекты: социальная филосо­фия и философия истории). Заслуги Хабермаса многократно отмечены, в том числе премиями Шоллей (1985), Карла Ясперса (1995), Теодора Хойса (1999), Премией мира, учрежденной не­мецкой книготорговлей (2001). В 2004 г. деятельность Юргена Хабермаса была отмечена Премией Киото - одной из высших почетных наград за достиже­ния в области культуры и науки.


Иозеф Ратцингер

Иозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 г. в Марктле-на-Инне. Изучал фи­лософию и богословие в Мюнхене и Фрайзинге, где был рукоположен в


 


108


109


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ







ОБ АВТОРАХ


 


сан священника 29 июня 1951 г. В 1957 г. защитил в Мюнхенском университете диссертацию по трудам Бонавентуры (специальность: «основное богосло­вие») и в последующие годы препода­вал догматику и основное богословие в Философско-богословском институте Фрайзинга, а также фундаментальное богословие в Боннском университете. С 1962 по 1965 г. был официальным кон-сультантом ( peritus ) кардинала Иозефа Фрингса на II Ватиканском соборе. В 1963 г. стал ординарным профессором догматики и истории догматов в Мюнс-терском университете, в 1966 г. перешел в Тюбингенский университет, а с 1969 по 1977 г. работал в Регенсбургском университете, чьим вице-ректором стал в 1976 г.

25 марта 1977 г. Иозеф Ратцингер был рукоположен в сан архиепископа и воз­главил Мюнхенскую и Фрайзингскую кафедру, в том же году был возведен в достоинство кардинала. В 1981 г. папа Иоанн Павел II назначил его префектом Конгрегации вероучения и президен-


том Папской библейской комиссии, а также Смешанной богословской комис­сии. С 1986 по 1992 г. кардинал Ратцин­гер возглавлял Папскую комиссию по составлению Катехизиса Католической церкви. В 1998 г. стал вице-деканом, а в 2002 г. - деканом Коллегии кардиналов. Кроме того, он был членом Второго отдела Государственного секретариата, Конгрегации по делам Восточных цер­квей, Конгрегации богослужения и та­инств, Конгрегации по делам епископов, Конгрегации евангелизации народов и Конгрегации католического образова­ния. В 2000 г. папа Иоанн Павел II на­значил кардинала Ратцингера почетным членом Папской академии наук.

19 апреля 2005 г. кардинал Иозеф Рат­цингер взошел на Престол св. Петра, приняв имя Бенедикт XVI.




Флориан Шуллер

Философ и богослов, католический священник. Окончил Григорианский университет в Риме, впоследствии


 


110


111


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

был капелланом в Аугсбургском уни­верситете. С сентября 2000 г. - ректор Баварской Католической Академии в Мюнхене.





Григорий Гутнер

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института филосо­фии РАН, зав. кафедрой философии и богословия Библейско-богословского института св. апостола Андрея.


 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.