Прежде чем попытаться перейти к заключительным выводам, я хотел бы более обстоятельно поговорить о затронутой только что теме. Интеркультурность представляется мне сегодня измерением, необходимым для дискуссии об основных вопросах человеческого бытия, которую невозможно ограничить христианским миром или западной традицией, ставящей во главу угла разум. И христианство, и Запад представляются универсальными сами по себе, и de iure это, возможно, так и есть. Но de facto они должны признать, что обе эти традиции может принять только некоторая часть человечества и только для нее они могут быть понятны. Впрочем, число конкурирующих культур гораздо более ограниченно, чем кажется на первый взгляд.
Важно, в первую очередь, то, что внутри самих культурных пространств не существует больше единообразия,
99
7*
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР
но для всех них характерны глубокие противоречия, разделяющие их собственные культурные традиции. На Западе это совершенно очевидно. Хотя секулярная, строго рациональная, культура, впечатляющую картину которой нарисовал нам Юрген Хабермас, явно преобладает и считает себя обязательной, тем не менее христианское понимание действительности по-прежнему остается действенной силой. Два полюса то сближаются, то расходятся, то учатся друг у друга, то более или менее решительно отвергают друг друга.
Подобные противоречия налицо и в исламском культурном пространстве. От фанатичного абсолютизма бен Ладена и ему подобных до позиций рациональной толерантности расстояние достаточно большое. Имеются противоречия сходного характера и в третьем крупном культурном пространстве - индийской культуре, или, лучше сказать, пространствах индуизма и буддизма, хотя нам может казаться, что эти противоречия не столь драматичны. Эти
культурные пространства сталкиваются с претензиями западной рациональности и вопросами, которые ставит христианская вера, ибо и то, и другое уже присутствует в них самих. Эти культуры различными способами ассимилируют и то, и другое, стремясь одновременно сохранить собственную идентичность. Картину дополняют родоплеменные культуры Африки и вновь вызванные к жизни определенными направлениями христианского богословствования родоплеменные культуры Латинской Америки. Они открыто ставят под вопрос западную рациональность, но они ставят под вопрос и притязания на универсальность со стороны христианского откровения.
Что же из всего этого следует? Прежде всего, как мне кажется, фактическая неуниверсальность обеих великих культур Запада - культуры христианской веры и культуры секулярной рациональности, хотя и та, и другая, каждая по-своему, приобрели большое значение во всем мире и для всех культур. Поэтому во-
100
101
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР
прос тегеранского коллеги, упомянутого Юргеном Хабермасом, кажется, все же имеет некоторый смысл: я имею в виду вопрос: не является ли европейская секуляризация, с точки зрения культурной компаративистики и социологии религии, особым путем, нуждающимся в корректировке? Я бы не стал безусловно сводить этот вопрос к настроениям Карла Шмитта, Мартина Хайдеггера и Леви-Стросса, то есть к европейской усталости от рационального; во всяком случае абсолютной необходимости в такой оценке я не вижу.
Фактом остается то, что наша секу-лярная рациональность, какой бы очевидной она ни представлялась нашему западному разуму, не становится от этого доступной всякому «рацио»; что в своей попытке показать свою очевидность для всех эта рациональность натыкается на некоторые пределы. Эта её очевидность фактически связана с определенными культурными контекстами, и следует признать, что понятие «секуляризация» не может быть вос-
принято всем человечеством, а потому оно существует для ограниченной его части. Иными словами, не существует такой рациональной, этической или религиозной формулы, с которой согласился бы весь мир и которая могла бы затем служить для него основой. Во всяком случае, в настоящее время такая формула недостижима. Поэтому и так называемый всемирный этос остается абстракцией.
102
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР
5. Выводы
Итак, что же делать? В том, что касается практических выводов, я во многом согласен с тем, что было сказано Юргеном Хабермасом о постсекулярном обществе, о готовности учиться и обоюдном самоограничении. Я хотел бы выразить в двух тезисах свое собственное видение и на этом закончить.
1. Мы видели, что существуют патологии религии, чрезвычайно опасные и заставляющие видеть в божественном свете разума, так сказать, «контролера», который должен снова и снова очищать и упорядочивать религию, как, впрочем, представляли себе это и отцы церкви4. Но наши рассуждения показали и то, что существуют (хотя современное человечество понимает это не так хорошо) также и патологии разума, гор-
4 Я попытался подробнее изложить это в Примечании 2 к упомянутой выше книге «Glaube - Wahrheit - Toleranz». Ср. также M.Fiedrowicz. Apologie im friihen Christentum//Paderborn, 2 2001).
дыня разума, не менее опасная, а если оценить ее потенциал, то еще более угрожающая: атомная бомба, человек как искусственный продукт - вот её последствия. Поэтому и разум, в свою очередь, должен быть призван к тому, чтобы соблюдать свои пределы и учиться слушать то, о чём говорят великие религиозные предания человечества. Когда разум полностью эмансипируется и отказывается от готовности учиться, от «коррелятивности» он становится разрушительным.
Недавно подобное требование сформулировал Курт Хюбнер, сказавший, что этот тезис не имеет в виду непосредственно «возврат к вере», но призывает «освободиться от давно утвердившегося ложного воззрения, будто вере уже нечего сказать человеку, потому что она противоречит его гуманистической идее разума, просвещения и свободы»5. Я также хотел бы говорить о необходимой «коррелятивности» разума и
5 К. Hubner. Das Christentum im Wettstreit der Religionen .Tubingen, 2003. S. 148.
104
105
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ИОЗЕФ РАТЦИНГЕР
веры, разума и религии, призванных к обоюдному очищению и освящению, нуждающихся друг в друге и обязанных это признать.
2. Это основное правило должно быть затем конкретизировано на практике, в интеркультурном контексте нашего времени. Несомненно, главными партнерами в этой «коррелятивности» становятся христианская вера и западная секулярная рациональность. Об этом можно и нужно говорить без всякого ложного евроцентризма. Обе они определяют ситуацию в мире в такой степени, как ни одна другая культурная сила. Однако это не означает, что можно отодвинуть в сторону другие культуры, сочтя их презренно малыми. Это и стало бы проявлением западной гордыни, за которую нам пришлось бы дорого заплатить, а отчасти мы за нее расплачиваемся уже теперь. Для обоих важнейших компонентов западной культуры важно научиться слушать эти культуры и находить подлинную
«коррелятивность» и с ними. Важно включить их в опыт полифонической корреляции, где они сами открылись бы навстречу западной взаимодополняемости разума и веры, чтобы развивался универсальный процесс очищения, в котором в конечном счете обретут новый блеск все известные или интуитивно ощущаемые людьми ценности и нормы, чтобы в человечестве смогла вновь возникнуть действенная сила, которой сможет держаться мир.
106
ОБ АВТОРАХ
Об авторах
Юрген Хабермас
Философ и социолог Юрген Хабермас родился 18 июня 1929 г. в Дюссельдорфе. Учился в Гёттингене, Цюрихе и Бонне, в 1954 г. защитил диссертацию «Абсолютное в истории. О двойственности в мышлении Шеллинга». В 1961 г. он защитил в Марбурге под руководством профессора Вольфганга Абендрота диссертацию «Структурные изменения социального. Исследования категории гражданского общества». Вскоре Хабермас получил место экстраординарного профессора в Гейдельбергском университете, где преподавал до 1964 г. С 1964 по 1971 г. был профессором философии и социлогии во Франкфуртском Университете имени И.-В.Гёте, а в 1971 г. переехал в Штарнберг близ Мюнхена, где возглавил совместно с Карлом Фридрихом фон Вайцзекером Институт Макса Планка. В 1981 г. Ха-
бермас опубликовал свой главный труд «Теория коммуникативного действия», в котором разработал концепцию «свободного от давления дискурса». В 1983 г. возвратился во Франкфурт-на-Майне и вплоть до выхода на пенсию в 1994 г. возглавлял кафедру философии в Университете имени И.-В.Гёте (основные аспекты: социальная философия и философия истории). Заслуги Хабермаса многократно отмечены, в том числе премиями Шоллей (1985), Карла Ясперса (1995), Теодора Хойса (1999), Премией мира, учрежденной немецкой книготорговлей (2001). В 2004 г. деятельность Юргена Хабермаса была отмечена Премией Киото - одной из высших почетных наград за достижения в области культуры и науки.
Иозеф Ратцингер
Иозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 г. в Марктле-на-Инне. Изучал философию и богословие в Мюнхене и Фрайзинге, где был рукоположен в
108
109
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ОБ АВТОРАХ
сан священника 29 июня 1951 г. В 1957 г. защитил в Мюнхенском университете диссертацию по трудам Бонавентуры (специальность: «основное богословие») и в последующие годы преподавал догматику и основное богословие в Философско-богословском институте Фрайзинга, а также фундаментальное богословие в Боннском университете. С 1962 по 1965 г. был официальным кон-сультантом ( peritus ) кардинала Иозефа Фрингса на II Ватиканском соборе. В 1963 г. стал ординарным профессором догматики и истории догматов в Мюнс-терском университете, в 1966 г. перешел в Тюбингенский университет, а с 1969 по 1977 г. работал в Регенсбургском университете, чьим вице-ректором стал в 1976 г.
25 марта 1977 г. Иозеф Ратцингер был рукоположен в сан архиепископа и возглавил Мюнхенскую и Фрайзингскую кафедру, в том же году был возведен в достоинство кардинала. В 1981 г. папа Иоанн Павел II назначил его префектом Конгрегации вероучения и президен-
том Папской библейской комиссии, а также Смешанной богословской комиссии. С 1986 по 1992 г. кардинал Ратцингер возглавлял Папскую комиссию по составлению Катехизиса Католической церкви. В 1998 г. стал вице-деканом, а в 2002 г. - деканом Коллегии кардиналов. Кроме того, он был членом Второго отдела Государственного секретариата, Конгрегации по делам Восточных церквей, Конгрегации богослужения и таинств, Конгрегации по делам епископов, Конгрегации евангелизации народов и Конгрегации католического образования. В 2000 г. папа Иоанн Павел II назначил кардинала Ратцингера почетным членом Папской академии наук.
19 апреля 2005 г. кардинал Иозеф Ратцингер взошел на Престол св. Петра, приняв имя Бенедикт XVI.
Флориан Шуллер
Философ и богослов, католический священник. Окончил Григорианский университет в Риме, впоследствии
110
111
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
был капелланом в Аугсбургском университете. С сентября 2000 г. - ректор Баварской Католической Академии в Мюнхене.
Григорий Гутнер
Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, зав. кафедрой философии и богословия Библейско-богословского института св. апостола Андрея.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.